Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 09.04.20


Русские кладбища в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Дата публикации: 05 марта 2020
Автор: А. А. Хисамутдинов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 2012, C. 158-162
Номер публикации: №1583392089 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. А. Хисамутдинов, (c)

найти другие работы автора

Зарубежные некрополи важны для каждой страны, хотя отношение к ним разное и зависит от культурных и религиозных традиций. В частности, для японцев было необходимо перенести из России на родину все без исключения японские могилы. Американские военные также не забывали своих однополчан: они сразу перевезли из Владивостока в США все американские могилы периода гражданской войны. В то же время захоронения английских, канадских и чешских военнослужащих до сих пор остаются на мемориальном участке Морского кладбища во Владивостоке1.

 

Положение с русскими могилами в зарубежье также различно. Исследователей чаще всего привлекает судьба моряков, казаков и офицеров. Что касается истории российской эмиграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то объем знаний биографий людей, закончивших там свой жизненный путь, прямо пропорционален нашим представлениям об объективных исторических процессах, протекавших в той или иной русской общине за рубежом - в Сан-Франциско, Токио или еще каком-нибудь городе. Соотнося их с современными публикациями о русских в этих регионах, можно обнаружить, что авторами отмечается не более трех-пяти процентов людей, когда-либо живших и похороненных там. Это отнюдь не означает, что следует писать обо всех, но знать о каждой судьбе безусловно нужно. Только после этого исследователь может сказать, что он знаком с историей русского зарубежья.

 

В Стране Восходящего солнца издавна имелись русские общины, как, впрочем, и японские общины в России2. Японцы постарались сохранить русские могилы, начиная с тех, что появились после гибели фрегата "Диана" в бухте Симода, до захоронений жертв русско-японской войны.

 

Ближе всего к России находится Хоккайдо. Именно здесь появились первые русские захоронения. 9 октября 1792 г. в залив Немуро зашло русское судно, на борту которого находился А. К. Лаксман, который хотел начать торговлю с японцами3. Около восьми месяцев Лаксман со спутниками провел в Немуро. Здесь умер от цинги один из матросов. Его похоронили под деревом, на котором была вырезана эпитафия4. Так на Хоккайдо появилась одна из первых русских могил, ныне утерянная.

 

В ноябре 1888 г. в проливе Лаперуза погибла охранная шхуна "Крейсерок"5. Судно выбросило на берег недалеко от маяка Соя. Около устья речки Онетомари японцы обнаружили труп моряка. По татуировке на руке определили, что это матрос Ф. Е. Иванов6. Его похоронили у фундамента маяка Соя, связав навеки Хоккайдо с Владивостоком (могила ныне утеряна). Ровно через год командир Владивостокского порта издал приказ о сооружении в саду Морского собрания памятника русским морякам со шхуны "Крейсерок". Его торжественно открыли 28 октября 1897 года7.

 

 

Хисамутдинов Амир Александрович - доктор исторических наук, профессор Дальневосточного федерального университета. Владивосток.

 
стр. 158

 

В конце августа 1877 г. "Алеут" под командованием лейтенанта С. А. Крашенинникова отправился из Владивостока в Николаевск-на-Амуре. По пути ураган выбросил корабль недалеко от рыбацкой деревни Сетана на Хоккайдо. Погибло восемь человек8, которых похоронили здесь же на берегу, поставив памятник членам экипажа.

 

В октябре 1858 г. в Хакодате открылось первое русское дипломатическое представительство в Японии9. Чуть позже был построен первый православный храм.10. Русские военные корабли останавливались в Хакодате до 1870 года. После того, как стоянка судов переместилась в Нагасаки, Хакодате перестал играть роль временной базы.

 

После окончания гражданской войны русские эмигранты часто выбирали Хоккайдо местом жительства11. Такая же ситуация была характерна в этот период для Китая и Европы. Беженцы предполагали, что Советская власть скоро рухнет, и они смогут вернуться на родину. Состав русской общины можно проследить по статистике могил на Русском кладбище. Захоронения военных моряков (26 могил) в основном относятся к 1860 - 1865 гг.; гражданских лиц (3 могилы) - к 1864 - 1874 гг.; русских эмигрантов (8 могил) - к 1934 - 1939 годам12. Нужно иметь в виду, что русские, находившиеся в смешанных браках, похоронены на японских кладбищах. Помимо Хакодате, русские жили в Саппоро, Отару, Асахикава и Кусиро.

 

Другим крупным центром, где проживало много русских, был Нагасаки (Кюсю), куда заходили русские корабли на ремонт, временную стоянку или зимовку. Здесь находилось много членов семей русских моряков, значительно расширилась русская торговля13. Появились смешанные браки. В дальнейшем количество судов уменьшилось в результате развития судоремонтной базы во Владивостоке. В конце XIX в. Нагасаки стал популярным курортом для дальневосточных жителей России, которые приезжали на термальные источники Унзен и Симабара. В это время здесь открылась православная церковь. В Нагасаки расположены два кладбища, на которых похоронены выходцы из России14. Русское кладбище имеет около ста захоронений, произведенных до русско-японской войны. Тела еще 160 человек, скончавшихся от ран во время русско-японской войны, привезены сюда из разных мест в 1905 г. и погребены в братской могиле. Также здесь около 25 могил эмигрантов15. На Еврейском кладбище находится около 35 могил16.

 

В г. Кобе (Хонсю) также жили русские эмигранты17. Русские приехали сюда после сильного землетрясения 1923 г. в Токио. В основном они занимались торговлей. Здесь также имелись большая мусульманская община и небольшая еврейская. Существовали православная церковь, мечеть и синагога. На Иностранном кладбище в Кобе нет отдельного участка для выходцев из России. Тем не менее, наблюдается некоторая обособленность могил русских, мусульман и евреев. В результате полевых работ был составлен предварительный список захоронений - более 120 имен18.

 

Наибольшее число русских временно жило в Иокогаме, которая являлась самым удобным портом для последующего переезда в Америку. Здесь жили примерно 400- 500 человек. Как это было принято по всей Японии, русские жители Токио и Иокогамы находили последний приют на Иностранном кладбище в Иокогаме, которое повредилось во время землетрясения 1923 года. Всего обнаружено 17 захоронений, произведенных до 1917 года. Эмигрантских могил гораздо больше - более 20019.

 

12 декабря 1939 г., следуя рейсом из Нагаево во Владивосток, в проливе Лаперуза потерпел крушение пароход "Индигирка". Он наскочил на подводные камни "Тоддо". На борту парохода находились 39 членов экипажа и 1125 пассажиров (из них 105 женщин и детей). Японцам удалось спасти 428 человек, в том числе 35 членов команды, 745 человек погибли20. Тела были кремированы и отправлены во Владивосток, хотя имеются косвенные сведения, что некоторые русские были захоронены вблизи Сарафуцу.

 

1 декабря 1932 г. в районе Фукасава, недалеко от города Хонджо (префектура Акита), была выброшена на берег шлюпка с четырьмя русскими рыбаками из рыболовецкой артели с острова Рейнеке под Владивостоком. Один из них - шестнадцатилетний Николай Гаврилкж - был уже мертв, и его похоронили в Японии. Трех членов экипажа - Ивана Осадченко, Ивана Клименко, Павла Акимова - местным жителям удалось спасти и вернуть на родину21. Их судьбу проследить не удалось.

 

В Китае находилось наибольшее количество русских эмигрантов - свидетельство того, что русские ждали скорого падения Советской власти. Через эту страну прошло около одного миллиона выходцев из России. При этом здесь сохранилось наименьшее число русских эмигрантских могил. Русские кладбища стали уничтожаться уже после исхода русских из Китая (после 1950-х годов). Особенно много было разрушено во время Культурной революции.

 
стр. 159

 

После окончания русско-японской войны в Китае осталось свыше ста тысяч захоронений. Особенно большие были в Дайрене, Мукдене и Порт-Артуре. Последнее сохранилось лучше всех.

 

Больше всего не повезло эмигрантским могилам в Харбине. Наиболее крупным кладбищем было харбинское Старое кладбище, где были похоронены первостроители КВЖД. На Новом Успенском кладбище стали хоронить с 1902 года. По распоряжению китайских властей в 1958 г. Старое и Новое (Успенское) кладбища закрыли для захоронения, и был выделен участок в районе Санкешу, который стал называться кладбище Хуан Шан22. Туда же было предложено перенести все старые захоронения, но это удалось сделать лишь частично. Теперь там можно увидеть только остатки этих могил, в частности еврейские захоронения. Существует единственный пример переноса русских захоронений на родину: не так давно из Харбина в Москву перенесли могилу генерала Каппеля.

 

Русское кладбище в Пекине находилось за городской стеной у Ань-дин-мынских ворот. Там имелась часовня-церковь со склепом, где покоились останки великих князей, замученных большевиками в Алапаевске23. Кладбище не сохранилось. Русское кладбище в Тяньцзине прекратило свое существование в 1956 году. Русских могил в этом городе не сохранилось.

 

В Шанхае православного участка не было, выходцев из России хоронили на иностранных кладбищах. Русские могилы стали грабить уже в 1948 г., когда русские покидали Шанхай24. В период 1966 - 1976 гг. все кладбища, где были похоронены иностранные граждане, уничтожили. Позднее на этих местах построили здания. Надписи с уцелевших памятников скопированы и нанесены на стандартные блоки, установленные на Мемориальном кладбище Сон Хинлин (бывшее Хонкоу-род). При этом отсутствуют сведения, что под ними есть соответствующие захоронения.

 

В Сеуле есть единственное кладбище в Корее, где имеются русские могилы, свезенные сюда со всей Кореи. Это - иностранное миссионерское кладбище Янгваджин (Yanghwajin Foreign Missionary Cemetery). Здесь находится около 25 могил выходцев из России25. Два захоронения до 1917 г., остальные - эмигрантские. Некоторые из них сильно повреждены и почти невозможно узнать, кто там похоронен. Несколько обелисков имеют следы от пуль или бомбовых осколков.

 

Русские могилы разбросаны от Аляски до Южной Калифорнии. Они имеются почти в каждом городе и большинство в хорошем состоянии.

 

Одно из самых старых кладбищ на Аляске, которые сохранились со времен продажи Российско-Американской компании, имеется в Ситке и на о. Кадьяк. Остальные старинные могилы находятся в стадии разрушения. Из современных кладбищ, где продолжают хоронить выходцев из России, надо назвать городское кладбище в Анкоридже. Интересны кладбища русских старообрядцев, расположенные в поселках Николаевск, Раздольное / Басаргино, Вознесенка и Качемак. Надгробные надписи хорошо видны только на некоторых могилах: старообрядцы не уделяют этому большого внимания, особенно беспоповцы26.

 

Русские могилы в Сиэтле разбросаны по разным кладбищам. Большинство деятелей русской общины Сиэтла покоится на Русском братском участке (кладбище) в Вашелли. Его центром является храм имени Святого Николая. Идея его создания возникла в середине 1920-х гг. в Союзе инвалидов. Он был торжественно освящен 30 августа 1936 года27. На открытии председатель Союза Ельшин сказал: "Русские инвалиды в Америке создали в память миллионов солдат и их бессмертного вождя этот храм-памятник, ибо об их христианских заслугах сказано в Евангелии: "Больше сия любви никто-же имат, аще кто душу свою положат за други своя""28.

 

Сербское кладбище было открыто Сербским благотворительным обществом в 1901 г. в Кольме. К 1942 г. здесь насчитывалось около 11 тыс. захоронений, из них 600 русских. Сейчас почти 90 % составляют русские могилы. С 1930 г. на кладбище имеется часовня Святой девы Марии.29. Это кладбище не разбито на участки для погребения лиц определенных категорий. Но несколько неформальных участков все же имеется. Так, около часовни похоронены многие известные деятели русской общины Сан-Франциско. Имеется небольшой участок, где хоронили военных моряков. В стороне от них, почти на самом краю кладбища, есть место, где до сих пор хоронят монахинь. Одной из самых сложных проблем по восстановлению биографий людей, захороненных на Сербском кладбище, является установление их настоящей фамилии. Например, дьякон Леонид Смит на родине, возможно, был Кузнецовым. Некоторые, приехав в Америку, переделывали свою фамилию на сходную по звучанию.

 
стр. 160

 

Так, Мария Шеловицкая стала Shell, полковник Генерального штаба А. В. Семенов - Simmons, мичман А. Н. Филиппов - A. Philips, Н. Е. Сумароков - N. Summers. Иногда фамилия переводилась на английский язык: Е. А. Звонарева - Bell, А. Д. Беломестнова - White, Евгения Сергеевна Соколовская - Hawkins, М. Ф. Иванов - Michael F. Jones. Владимир Сергеев сменил в Америке свою фамилию на Russ, и это запечатлено на памятнике. Остается только гадать, кто лежит под плитой, на которой написано James Russian30.

 

На Сербском кладбище имеется несколько памятников, не связанных с определенными лицами, похороненными здесь. Один из первых был воздвигнут членами Союза георгиевских кавалеров в Сан-Франциско, решивших отметить 200-летнюю годовщину основания ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и установить памятник в честь всех георгиевских кавалеров. Председатель Союза георгиевских кавалеров М. М. Соколов и другие инициаторы подчеркивали, что это будет "памятник нашей родине, это памятник величия и славы России"31. Проект памятника изготовил Б. А. Хошев, бывший ротмистр, участвовавший в гражданской войне в армии генерала Врангеля. Все проектные работы он закончил осенью 1969 года. По условиям Сербского кладбища все памятники должны изготавливаться из мрамора или гранита, но средств у Союза было недостаточно, и Хошев вышел с ходатайством об исключении из правил. Русским пошли навстречу: ввиду того, что памятник планировалось установить не на могиле, разрешили сделать его из железобетона, облицованного мраморной крошкой. Торжественное открытие его состоялось 2 ноября 1971 года32.

 

На Сербском кладбище также имеется монумент в честь трагически погибшего последнего царя и его семьи. Воздвигли свои памятники российские кадеты и казаки из Сан-Франциско. В настоящее время Музей русской культуры в Сан-Франциско опубликовал в сети предварительный список русских захоронений на Сербском кладбище.

 

Немного русских могил находится на Греческом, а также на Русском сектантском кладбище, учрежденном 9 ноября 1932 года. До этого сектантов хоронили на городском кладбище на горе Olivet. Власти Кольмы предложили им купить участок за сравнительно небольшую сумму. Здесь в основном похоронены молокане и баптисты, и на могилах почти не видно крестов и иконок.

 

В Лос-Анджелесе имеется несколько кладбищ, на которых находятся могилы выходцев из России. Одним из самых первых и многочисленных является Сербское кладбище (около 500 могил)33. Как и в Сан-Франциско, его основали сербы, но потом большинство захоронений стало принадлежать русским. Первыми (в начале 1900-х гг.) это кладбище облюбовали молокане, которые образовали собственный отдельно огороженный сектор. В настоящее время сохранилось около 60 надгробий. На самом деле их гораздо больше, но многие из них пропали из-за того, что были изготовлены из дерева. Эмигрантские могилы на Сербском кладбище появились в самом конце 1920-х-1930-х гг. и находятся более компактно, чем на другом кладбище Лос-Анджелеса - Голливудском. Определенного русского участка здесь нет, хотя имеются участки, где похоронены казаки или бывшие военные - члены Общества ветеранов великой войны. На этом кладбище похоронено около 1500 выходцев из России. В отличие от Сербского кладбища здесь гораздо меньше фотографий на обелисках. Много русских могил имеется на кладбище в Валхале.

 

В конце XIX в. на о. Гавайи завезли несколько десятков сельскохозяйственных рабочих из Западной Украины34. До сих пор их потомки живут в тех местах. После русско-японской войны уже с российского Дальнего Востока привезли для работы несколько тысяч рабочих, могилы которых разбросаны по разным кладбищам Гавайских островов. В центре Гонолулу находится памятник Георгиевскому кавалеру Михаилу Николаевичу Яковлеву35.

 

Составление наиболее полного списка русских захоронении в зарубежье возможно при условии использования некрологов, увидевших свет в эмигрантской периодической печати. При этом могут возникнуть трудности при определении некоторых фамилий и дат рождения, так как были нередки случаи, когда эмигранты их меняли.

 

В заключении нужно подчеркнуть, что издание списка русских захоронений станет не только одним из важнейших источников по истории русского зарубежья, но поможет потомкам найти их родственников, а почитателям даст возможность почтить память героев.

 
стр. 161

 

Примечания

 

1. Памятники истории и культуры Приморского края. Владивосток. 1991.

 

2. МАТВЕЕВ Н. П. Японцы во Владивостоке и Приморской области. Японское население в крае. - Сибирский сборник: прил. к газете "Восточное обозрение" за 1899 год. Иркутск. 1900, с. 60 - 66; МОРГУН З. Ф. История японской буддийской молельни "Урадзио хонгандзи" во Владивостоке; ФУДЗИМОТО В. Сб. научных статей: к юбилею ученого. Владивосток. 2004, с. 38 - 49.

 

3. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.: Сб. документов. М. 1989, с. 312 - 313.

 

4. ГОЛОВНИН В. М. Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811. 1812, 1813 годах и жизнеописание автора. СПб. 1851, с. 166.

 

5. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ), ф. 967, оп. 1, Д. 237.

 

6. Русская экспедиция по северной Японии. (К сведениям о крушении "Крейсерка"). - Владивосток. 6.V.1890.

 

7. Открытие памятника "Крейсерку" во Владивостоке. Там же. 2.XI.1897.

 

8. РГА ВМФ, ф. 909, оп. 2, д. 136; Из былого времени. Воспоминание о гибели шхуны "Алеут". - Владивосток. 1887, N 25.

 

9. РГА ВМФ. ф. 410, оп. 2, д. 4258, л. 1, 6 - 8.

 

10. МАТВЕЕВ Н. Колыбель православия в Ниппон: Первый храм Русской духовной миссии в г. Хакодате. - Рубеж. Харбин. 26.VII.1941, с. 15.

 

11. КУРАТА Ю. Русские белогвардейцы в порту Хакодатэ (осень 1922 г.). Россия и Япония: Сб. статей. Токио. 2003, с. 187 - 199.

 

12. Полевые материалы автора. Составлено в 2007 году.

 

13. McOMIE W. W. The Frigate Askold and the Opening of the Russian Settlement at Nagasaki. - Crossroads: A Journal of Nagasaki History and Culture. N0 4 (1996), p. 1 - 32.

 

14. BURKE-GAFFNEY B. Secret Tales of the Nagasaki International Cemeteries. Ibid. N0 2 (1994), p. 59 - 68.

 

15. Надписи на памятниках Русского военного кладбища в г. Нагасаки. Япония и схемы расположения могил Составил Ногучи Такакуни, лето 1940 года. Обработал и дополнил И. С. Яшков, лето 1970 года.

 

16. Полевые материалы автора. Подсчитано в 2007 году.

 

17. ПОДАЛКО П. Е. Япония в судьбах россиян: Очерки истории царской дипломатии и российской диаспоры в Японии в конце XIX - начале XX века. М. 2004.

 

18. Текущий архив Иностранного кладбища в Кобе.

 

19. Полевые материалы автора. Составлено в 2007 году.

 

20. HARA T. Indigiruka Go no higeki : 1930-nendai no Roshia kyokuto. Tokyo. 1993.

 

21. КАЛИБЕРОВА Т. Русский "Шторм" дошел до Японии. - Владивосток. 2.XI.2007.

 

22. ЖИЛЕВИЧ (МИРОШНИЧЕНКО) Т. В. В память об усопших и харбинцах. Мельбурн. 2000.

 

23. Русский путеводитель по Пекину и его окрестностям. Составил. И. И. Серебренников. Пекин. 1923.

 

24. Разграблены русские могилы на кладбище Ханчжао-род в Шанхае. - Новая заря. Сан-Франциско. 2.II.1949.

 

25. Полевые материалы автора. Составлено в 2011 году.

 

26. Там же. Штаты Аляска и Орегон США. 2010 год.

 

27. Инвалид. Освящение храма памятника в Сеаттле. - Новая заря. 3.IX.1936.

 

28. ЕЛЬШИН А. Вырастают повсюду храмы-памятники императору Николаю II. Там же. 7.IV.1938.

 

29. Освящение нового участка Сербского кладбища. Там же. 27.X.1942.

 

30. Полевые материалы автора. Составлено в 2008 - 2009 годах.

 

31. ХОШЕВ Б. А. О памятнике Георгиевским кавалерам. - Новая заря. 3.VII.1971.

 

32. СКРИПКИН А. Освящение памятника Георгиевским кавалерам. Русская жизнь. Сан-Франциско. 10.XI.1971.

 

33. Полевые материалы автора. Составлено в 2011 году.

 

34. EWANCHUK M. Hawaiian ordeal. Ukrainian contract workers, 1897 - 1910. Winnipeg. 1986.

 

35. The Sunday Advertiser. Honolulu. 27.II.1921, p. 6.

Опубликовано 05 марта 2020 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Русские кладбища в Азиатско-Тихоокеанском регионе


Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама