Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 27.11.20


Территория расселения адыгов в XIV-XV вв.

Дата публикации: 04 июля 2020
Автор: Ж. В. Кагазежев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 2009, C. 152-156
Номер публикации: №1593884976 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ж. В. Кагазежев, (c)

найти другие работы автора

В XIV в. Черкесия, несмотря на монгольские нашествия предыдущего столетия, представляла собой достаточно обширную страну на Северном Кавказе. Еще во второй половине XIII в. известный путешественник-миссионер Вильгельм Рубрук отмечал, что черкесы живут "по бокам Кавказских гор, по направлению к пустыне (предкавказским степям. - Ж. К.), тянущиеся от Танаиса (Дона) до Этили (Волги)"1. Итальянец Франческо Бальдуччи Пеголотти в своем сочинении "Руководство по торговле" подробно описывает Северо-Западную Черкесию. Он особо выделяет область Зиккию (Черкесию) и порты на Азовском побережье: Тана, Понто, Пизано, Кобарди, Лобуозом, Ипали, Воспоро.

 

В сочинении Иоанна де Галонифонтибуса начала XV в. встречаются сразу два названия одной и той же страны с подробным описанием ее границ: "Зикия, иначе называется Таркасией (Черкесией), расположена у подножья гор на побережье Черного моря. На севере и востоке Таркасия граничит с Татарией, горами, на юге с Грузией и Абхазией. В Таркасии живут "белые" и "черные" таркасы (черкесы). Город Тана находится в "Верхней Таркасии" на реке Дон"2.

 

Иоанн Шильтбергер называет Черкесию Церкас или Шаркас, не давая конкретных обозначений ее границ. Он является единственным автором, который отмечает, что "черкесы имеют одного правителя", которого он именует "правитель земель"3.

 

Итальянские авторы второй половины XV в. Иосафат Барбаро и Джорджио Интериано дают не только более детальное описание Черкесии, но и говорят о ней как о значительной стране.

 

Венецианец Барбаро провел в Тане 16 лет, с 1436 по 1452 год. Свои наблюдения во время пребывания в Черкесии он представил в книге "Путешествие в Тану". В 1473 г., в качестве венецианского посла он побывал в Персии, описав свои впечатления в работе "Путешествие в Персию". В ней содержатся материалы не только о Черкесии, но и о народах Дагестана и Грузии. Согласно его данным, "Земля их (адыгов. - Ж. К.) простирается на 12 дней пути вплоть до самой Мегрелии, страны, граничащей с хайтакским народом, занимающим все пространство между Мегрелией и Каспийским морем, частью же с Грузией, Черным морем, хребтом гор, тянущимся по Черкесии и рекой Фазисом (Риони)"4. Как показывает Барбаро, границы Черкесии, нарушенные во время похода Тимура, охватывавшие территории, примыкавшие к Азовскому и Черному морям на западе и до Каспийского моря на востоке были восстановлены к первой половине XV века. В южном направлении Барбаро доводит границы Черкесии до Мегрелии, вплоть до Фазиса (Риони).

 

Не менее содержательны сведения генуэзского путешественника Джорджио Интериано. Он посвятил Черкесии свое единственное литературное произведение "О быте и нравах черкесов". Интериано писал: "Зихи - называемые так на языках про-

 

 

Кагазежев Жираслан Валерьевич - стажер Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.

 
стр. 152

 

стонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - "адига". Они живут на пространстве от реки Таны (Дона) до Азии по всему морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Кимерийскому (Керченский пролив), ныне называемому Воспоро проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря (Азовское море), иначе - моря Таны, в древности называвшегося Меотийским болотом, и далее вплоть до мыса Версии и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А все их побережье, включая сюда вышеназванное болото и пространство вне его - составляет около пятисот миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней"5.

 

Интериано в отличие от Барбаро не включает Абхазию в состав Черкесии. Согласно исследованиям В. М. Аталикова восемь дней пути от Дона на восток составляет расстояние до Каспийского моря, следовательно, именно до него Интериано доводит восточные границы Черкесии6. В целом, Интериано подтверждает прохождение границы Черкесии по территории между Азовским, Черным и Каспийским морями и по Главному Кавказскому хребту.

 

Большую помощь в уточнении и дополнении сведений, касающихся расселения адыгов в XIV-XV вв., оказывают археологические материалы.

 

Еще в XIX в. российские археологи обнаружили на обширной территории Северного Кавказа большое количество курганных групп, насчитывающих сотни невысоких насыпей. Тогда было установлено, что эти могилы относятся к XIV-XV вв. и являются погребальными памятниками адыгов. Их изучение позволило разделить курганы на три группы: восточно-причерноморскую, белореченскую или закубанскую и кабардино-пятигорскую7.

 

Восточно-причерноморская группа занимает пространство по берегу Черного моря от Сочи и Красной Поляны до Анапы и устья Кубани. Северо-восточная граница проходит по линии р. Адагум. Для этой группы характерны погребения на материке, в каменных гробницах, под курганной насыпью, обложенной по основанию булыжником. Встречаются погребения на досках и в деревянных колодах, которые представляют собой своеобразную ладью, с помощью которой умершие должны были плыть по морям загробного мира8. Вероятно, на данный похоронный обряд повлияли древние традиции морского судоходства адыгов.

 

Восточно-причерноморская группа курганов связывается Е. П. Алексеевой с предками шапсугов, натухайцев и убыхов. По мнению Б. Х. Бгажнокова, предки шапсугов и натухайцев называли себя агучипсами: "Несомненно, что агучипсы - жители долины Псезюе в Причерноморье (район современного поселка Лазаревское), объединив вокруг себя десятки абхазских племен, положили начало демографическому взрыву в Западной Черкесии. Сформировавшаяся на этой базе общность, в численном соотношении превзошла все другие адыгские народности"9.

 

Хан-Гирей указывал, что к агучипсам присоединялись другие субэтносы, чему способствовали обычаи соприсяжного братства, в итоге образовав два сильнейших в Черкесии племени под общим названием Ахгутчипс. Агучипсы - продолжает Хан-Гирей - изначально состояли из пяти больших родов: Кобли, Схапте, Севоток, Натхо и Нетдахо. Первые три, жившие на реке Шайпсхго, получили название шапсуги. Натхо, Нетдахо и присоединившееся к ним адыгское колено Хгоае (Гоаие), образовали натухайцев10.

 

Район формирования агучипсов известен по итальянским картам XIV-XVI вв., как - Alba Zichia (Белая Зихия) (район Туапсе). Судя по генуэзским источникам Alba Zichia, в отличие от Mauro Zichia (Черная Зихия) (район Геленджика) никогда не подчинялась монголо-татарам11. Находившаяся в юго-западной Черкесии Alba Zichia оставалась цитаделью независимости адыгов, с которой соединялись и сливались абазинские племена. Белореченская группа адыгских курганов занимала территорию от нижнего и среднего течения Кубани на севере до Кавказских гор на юге, от р. Адагум на западе до р. Уруп на востоке.

 

Курганы белореченской группы в некоторых случаях обложены камнями и окопаны рвом. Погребения находятся в деревянных склепах или грунтовой четырехугольной яме, иногда ступенчатой. В некоторых случаях свод склепа - из сырцового кирпича. Колоды деревянные, иногда металлические12.

 

Погребения белореченского типа наиболее многочисленны и характерны для Закубанья. В. П. Левашева связывает белореченский могильник с адыгским племенем абадзехов на том основании, что на каталонской карте 1375 г. на левобережье Кубани, в районе рек Белой и Лабой, показаны области Маузехия и Абазехия13.

 

Погребения белореченского типа вряд ли следует связывать с определенным адыгским коленом, что являлось бы слишком узким для такого масштаба распростра-

 
стр. 153

 

нения. Адыги - носители белореченской культуры курганных захоронений - являлись предками целого ряда колен, известных уже в конце XV - начале XVII века. К ним относились жанинцы, хегаки, бжедуги, кемиргоевцы, хатукаевцы, бесланеевцы, переселившиеся на Северный Кавказ абазины и колена, образовавшиеся в результате смешения адыгов с абазинами, крупнейшим из которых считали абадзехов.

 

К кабардинской группе принадлежат памятники на обширной территории от Урупа на западе до рек Сунжа и Фортанга на востоке. По структуре насыпей кабардинские курганы делятся в основном на два типа: погребения в курганах с каменной панцирной обкладкой, относящиеся к XIV-XV вв., и чисто земляные насыпи, нередко окруженные по основанию кургана узким булыжным кольцом, датируемые XVI- XVII веками. Под насыпью курганов помещали одну, реже две колоды. Крышка, представлявшая собой выдолбленную долевую половину ствола (колода) находилась на уровне горизонта. Колода изготовлялась из дуба14.

 

Несмотря на то, что в погребальных обрядах курганных групп прослеживаются определенные различия, они считаются локальными группами общеадыгской культуры. Характерным для всех адыгских курганов с мужскими захоронениями является наличие оружия: сабель, наконечников стрел, заключенных иногда в колчаны, наконечников копий и т.д. Все это может свидетельствовать о сложной военно-политической обстановке, сложившейся в Черкесии и вокруг нее в XIV-XVII веках.

 

А. Х. Нагоев считает, что массовое переселение и появление адыгов в Центральном Предкавказье могло произойти только в конце XIV в. после битвы Тимура с Тохтамышем15. Данная гипотеза была популярна в 50 - 60-х гг. прошлого века у многих историков. При этом, нижняя дата создания кабардинских курганов берется за начало переселения кабардинцев. Но никто не связывает появление восточно-причерноморских и белореченских курганов с переселениями западных групп адыгов. По замечанию Б. Х. Бгажнокова, такая форма захоронения могла появиться в ходе естественного развития быта и культуры местного, главным образом адыгского, населения.

 

Имеются и другие даты переселения адыгов восточнее р. Кубань. Самая ранняя из них предложена Г. А. Кокиевым. Он считает, что продвижение адыгов из Приазовья на восток началось в первых веках нашей эры под давлением греческих и римских завоевателей16. В. П. Левашева полагает, что продвижение адыгов на юго-восток началось задолго до татаро-монгольского нашествия в результате развития производительных сил адыгского общества, которое было усилено появлением Тмутараканского княжества17. А. В. Гадло относит появление кабардинцев на современной территории к XII в. и помещает их в центре Аланского царства18.

 

Л. И. Лавров в отличие от ряда историков, указывающих на появление кабардинцев на современной территории только в конце XIV, XV и даже в XVI в., напоминает об убийстве тверского князя Михаила Ярославовича Узбекханом, которое произошло в г. Дедякове в 1319 г. "под великими горами Яскими и Черкасскими". Лавров делает вывод, что если близлежащие горы (Центральный Кавказ) уже в начале XIV в. стали называться Черкасскими, то пребывание кабардинцев на новом месте перестало к этому времени быть новостью. Анализируя обстановку, сложившуюся на Северном Кавказе после монголо-татарского нашествия, разгрома алан, он приходит к выводу о том, что переселение кабардинцев произошло во второй половине XIII века19.

 

С данными выводами не согласны многие кавказоведы, которые относят адыгов к числу древнейших жителей данного региона. Алексеев пишет, что - "преемственность современных кабардинцев и бесленеевцев с древними жителями Центрального Предкавказья восходит, по меньшей мере, к эпохе поздней бронзы - началу I тысячелетия до нашей эры"20. Аналогичное мнение высказывали еще раньше М. Ковалевский, Н. Я. Марр и другие исследователи. По Г. А. Кокиеву восточные пределы Касахии (Северо-Восточной Черкесии) доходили до Эльбруса и далее на восток до Аланских ворот21. Данное предположение согласуется с тезисом В. А. Кузнецова, согласно которому "Основным этническим пластом населения Алании было местное аборигенное население, жившее здесь с глубокой древности. Это был тот этнический и культурный субстрат, с которым аланы находились в соотношении теснейших и длительных контактов и который по мере течения времени - оказывал всевозрастающее воздействие на алан"22.

 

Е. И. Крупное и Б. А. Куфтин, проанализировав данные археологии, лингвистики, фольклора, приходят к выводу о культурной и языковой общности древнейшего населения Центрального и Северо-Западного Кавказа, Абхазии, Западной Грузии. Со временем (с VII в. до. н. э) в процессе нашествия на Северный Кавказ кочевников, иранских а затем тюрских племен, произошло некоторое изменение этнической

 
стр. 154

 

карты. В местный субстрат вливаются пришлые компоненты, образуя новые этнические группы23.

 

Р. Ж. Бетрозов полагает, что данный субстрат являлся протоадыгским, известным с III тыс. до. н. э., и непосредствено связаным с Майкопской культурой. Он замечает: "Этот древний субстрат, в любом случае сыграл значительную роль в сложном этногенетическом процессе происхождения народов, в силу обстоятельств перешедших к иранскому и тюркским языкам"24.

 

Совокупность всех фактов позволяет сделать вывод о том, что адыги представляли аборигенное население Центрального Предкавказья, история которого могла прерываться на небольшие хронологические промежутки, под воздействием вторжений кочевников.

 

Как отмечали еще в XIII в. Карпини и Рубрук, земли черкесов между Доном и Волгой примыкали к Комании (половецким степям). И. Барбаро и Д. Интериано в XV в. ограничивали земли адыгов на востоке Каспийским морем.

 

Большое значение для определения южных границ Черкесии и территории расселения адыгов в XIV-XV вв. имеет обнаружение причерноморской экспедицией Института археологии СССР и Абхазского института гуманитарных исследований в 70 - 80-х гг. прошлого века на территории северо-западной Абхазии курганных групп кабардинского типа25. Они начинаются от современного г. Гагры, уходя до верховьев р. Бзыбь в восточном направлении. Сотни их находятся на территории Псху и пос. Санчара. Курганы характеризируются каменными насыпями со сплошной панцирной обкладкой или широким кольцом у основания насыпи. Кабардинские курганы данного типа относятся к XIV-XV вв. и считаются ранними. Земли севернее р. Бзыбь грузинские источники называли Джигетией, происходящей от этнонима джик (зих) - адыг. Лавров указывает, что еще в XX в. старики абазины считали р. Бзыбь исторической границей Абхазии, а жившие за Бзыбью племена асадзуа, не признавали абхазами26.

 

Исследования Бгажнокова, проанализировавшего образцы садзского (джигетского) языка показывают, что они являются адыгскими27. Можно предположить, что садзы (джигеты) образовались в результате длительного влияния абхазов на адыгское население севернее р. Бзыбь.

 

Галофонтибус и Интериано доводят южные границы Черкесии в XV в. до Абхазии и далее по Кавказскому хребту. Барбаро включал в Черкесию и Абхазию до границ Мингрелии. Так как все известные карты XIV-XVI вв. и даже позднего периода определяют северную границу Абхазии по р. Бзыбь, мы склонны считать эту реку крайней южной границей Черкесии.

 

Таким образом, Черкесия в XIV-XV вв. представляла собой обширную страну, занимая значительную часть территории Северного Кавказа, границы которой нарушались в связи с вторжениями монголо-татар с севера и востока. На севере ее границы проходили от низовьев Дона, вдоль Кумо-Манычской впадины на восток, спускаясь и примыкая у устья р. Терек к Каспийскому морю. Южная граница на западе начиналась с низовьев Бзыби, растягиваясь на восток по главному Кавказскому хребту. Черкесия в пределах данных границ достигала 180 тыс. кв. км28, являясь самой большой страной Кавказа.

 

Примечания

 

1. РУБРУК В. Путешествие в восточные страны. СПб. 1911, с. 88.

 

2. АТАЛИКОВ В. М. Северный Кавказ в XIII-XV вв. Нальчик. 1993, N 3, с. 25 - 26.

 

3. Адаги, балкарцы и карагаевцы в известиях европейских авторов (АБКИЕА), с. 37 - 39.

 

4. БАРБАРО И. Путешествие в Тану Иоасафата Барбаро, венецианского дворянина. СПб. 1836, с. 1 - 140.

 

5. АБКИЕА, с. 46 - 47.

 

6. Зихи и Аланы. Наша старина. Нальчик. 1996, с. 14.

 

7. КЕРЦЕЛЛИ Н. Г. Антропологическая выставка общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 1. М. 1978, с. 204 - 206; т. 2. М. 1979, с. 275 - 278; АНТОНОВИЧ В. Б. Дневник раскопок, проведенных на Кавказе осенью 1879 года. М. 1882, с. 217- 270; САМОКВАСОВ Д. К. Могильные древности Пятигорского округа. М. 1887, с. 59; АЛЕКСЕЕВА Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М. 1971, с. 182 - 183.

 

8. МАРКОВИН В. И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов. Нальчик. 1974, с. 51.; ТМЕНОВ В. Х. Город мертвых. Орджоникидзе. 1979.

 

9. БГАЖНОКОВ Б. Х. Воинский класс и демографическое пространство Черкесии в XVII - сер. XIX вв. Нальчик. 2004, с. 48.

 
стр. 155

 

10. ХАН-ГИРЕЙ. Записки о Черкесии. Нальчик. 1974, с. 203.

 

11. БРУН Ф. Черноморье. Т. II. Одесса. 1880, с. 260.

 

12. АЛЕКСЕЕВА Е. П. Очерки по истории черкесов XIV-XV вв. Черкесск. 1959, с. 23 - 29.

 

13. ЛЕВАШЕВА В. П. Белореченские курганы. М. 1953, с. 165 - 213.

 

14. АЛЕКСЕЕВА Е. П. Ук. соч., с. 28.

 

15. НАГОЕВ А. Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV- XVII вв.). Нальчик. 1981, с. 14.

 

16. КОКИЕВ Г. А. Некоторые сведения из древней истории адыгов. Нальчик. 1946, с. 34.

 

17. ЛЕВАШЕВА В. П. Ук. соч., с. 209.

 

18. ГАДЛО А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. СПб. 1994, с. 150 - 151, 202.

 

19. ЛАВРОВ Л. И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории. - Советская этнография. 1956, N 1, с. 19 - 28.

 

20. АЛЕКСЕЕВ В. П. Происхождение народов Кавказа: Краниологическое исследование. М. 1974, с. 196.

 

21. КОКИЕВ Г. А. Ук. соч., с. 14.

 

22. КУЗНЕЦОВ В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе. 1984, с. 147.

 

23. КРУПНОВ Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. - Советская археология. N 11969, с. 25; КУФТИН Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. 1. Тбилиси. 1949, с. 70.

 

24. БЕТРОЗОВ Р. Ж. Адыги: Возникновение и развитие этноса. Нальчик. 1998, с. 227 - 228.

 

25. Сведения, предоставленные абхазскими археологами Бжания В. В., Хондзия З. Т., Джопуа А. И.

 

26. ЛАВРОВ Л. И. Этнография Кавказа. Л. 1982, с. 86.

 

27. БГАЖНОКОВ Б. Х. К вопросу о возникновении и рубежных территориях Черкесии. Исторический вестник. Нальчик. 2006, с. 147.

 

28. ЕГО ЖЕ. Воинский клан и демографическое пространство Черкесии в XIII - сер. XIX в. Нальчик. 2004, с. 76.

Опубликовано 04 июля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама