Рейтинг
Порталус


А. А. ФОРМОЗОВ. ДРЕВНЕЙШИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ

Дата публикации: 03 марта 2021
Автор(ы): С. П. ЩАВЕЛЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1614768843


С. П. ЩАВЕЛЕВ, (c)

М. Наука. 2002. 154 с.

Кандидат исторических наук А. А. Формозов - известный археолог и историк науки. Его публикации результатов собственных раскопок и разведок памятников каменного и раннеметаллического веков на юге нашей страны, труды по первобытной культуре и искусству, по истории русской археологии заняли видное место в историографии. В рецензируемой работе сформулированы выводы, сделанные на основе обширного фактического материала.

Масса добытых несколькими поколениями археологов фактов о самых длинных эпохах прошлого органично воплотилась в доступном широкому читателю рассказе о первоначальном заселении Европейской России, развитии здесь культуры вплоть до I тысячелетия новой эры, то есть до начала железного века (когда появляются самые ранние письменные источники). Помогают археологии в этой сложнейшей задаче сравнительное языкознание и некоторые другие гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, данными которых широко пользуется и Формозов. В книге прослеживается влияние материальной и духовной культуры первобытных обитателей Восточной Европы на дальнейший ход исторического развития России.

Адресованная широкому кругу читателей работа столь компетентного специалиста заинтересует и его коллег-историков, археологов, антропологов, лингвистов. Во введении довольно обстоятельно растолковываются сложность и риск исторической интерпретации археологических данных. Тем не менее автор последовательно, от главы к главе рассматривает формы хозяйства, бытовой уклад, произведения изобразительного искусства крупнейших общностей первобытного населения Восточной Европы. Специальные главы посвящены древнему, среднему и новому "камню", "бронзе" и их вариантам на севере, в средней полосе и на юге Европейской России.

Формозов стремится нащупать с помощью археологии линии преемственности в развитии культуры, идущие от самых отдаленных предков к ныне живущим на территории Европейской России народов, прежде всего русского, их образу мысли и жизни. "Элементы древних культур (особенности костюма, своеобразные обряды, мотивы фольклора и т.д.) в той или иной мере вплетались в многоцветную ткань культур позднейших, вне зависимости от того, на каких языках говорили люди, оставившие памятники археологии и живущие здесь сейчас" (с. 6). Для исследователей отдаленного прошлого обычен прямо противоположный ход мысли - попытки объяснить сущность старинных обрядов и обычаев через материалы позднейших эпох (мифологические, фольклорные, этнографические). Кое-какие положительные результаты при этом вроде бы достигаются, но гораздо чаще дает себя знать методологическая ущербность такого рода предположений, обрекающая их на бездоказательность. Привлекает осознанное стремление автора противостоять современным многочисленным псевдосенсациям. Самые "отчаянные" опусы по части явно антинаучной "предыстории Руси" специально перечислены им на с. 147, их аргументированной критике уделялось внимание по ходу изложения.

Некоторые специалисты будут готовы поспорить с автором относительно отдельных его атрибуций и прочих выводов. Скажем, не согласятся с его преувеличенным скептицизмом относительно существующих подходов к решению проблемы прародины индоевропейцев (с. 118 - 119). Или, допустим, относительно авторского утверждения, что "славяне появились в Восточной Европе в середине I тысячелетия н. э." (с. 139). Новейшие исследования массы раскопочного материала (прежде всего керамики), выполненные А. П. Медведевым, А. М. Обломским, Р. В. Терпиловским, М. Б. Щукиным и некоторыми другими археологами позволяют достаточно уверенно предполагать славянскую (осторожнее выражаясь - протославянскую) принадлежность ряда культур Поднепровья и Подонья первой половины I тысячелетия н. э.

В заключении Формозов выходит на уровень историософских обобщений: он делится своими размышлениями о том, как отразилось на историческом развитии России то, что дошло до нас от первых обитателей ее сердцевинной территории. Собранные и оцененные в этой работе данные позволяют автору более убедительно проследить основные этапы становления русского народа и российского государства, в том числе сравнить степень вклада в славянорусскую культуру ее непосредственных предшественников, а затем многовековых соседей - финноязычных племен лесной зоны и тех народов, что периодически заселяли южнорусские степи. Оказывается, что роль северных, лесных культур в нашей историографии явно недооценена. Комплекс археологических данных весомо подтверждает лидирующую ныне в исторической науке концепцию об этнокультурном синтезе при рождении Руси, органически объединившей разные начала - прежде всего северное (скандинаво- финно-славянское) и южное (ирано-хазаро-славянское). А как показал Формозов, еще в камен-

стр. 163


ном и бронзовом веках возникло деление культур на северные и южные, с разными укладами хозяйства и остальными формами. Некоторые отголоски этого деления и, вместе с тем, межкультурного взаимодействия населения соответствующих регионов просматриваются автором вплоть до наших дней (разница в диалектах, традициях сельского быта, ментальном складе "русских северных" и "русских южных").

Касаясь внешних, иноцивилизационных влияний на местные формы культуры и быта, Формозов ставит под сомнение идеи евразийства. Они сейчас заново входят в политическую и научную моду, однако "не находят никакой опоры в материалах по первобытной археологии России. Связи с культурами Азии не были здесь первоначальными и редко играли большую роль в истории древнейших обитателей Восточной Европы" (с. 143). Их культура вплоть до Средневековья - явление в основе своей европейское, а вовсе не евразийское. Только, начиная с эпохи производящего хозяйства, культурное развитие восточноевропейцев пошло гораздо медленнее, чем на Западе. Сказанное звучит убедительно, однако стоит добавить и то, что восточно-азиатское культурное влияние на Русь, Россию достигло своего пика именно в Средние века - Раннее новое время (в связи с развитием международной торговли, войнами и дипломатическими отношениями со многими народами и государствами Востока и культурно тяготеющей к нему части географического Запада). Поэтому судить о сочетании европейских и азиатских начал в "политическом генотипе" нашей Родины следует применительно ко всему ее историческому развитию.

Рецензируемая работа представляет собой настоящее введение в изучение отечественной истории.

Опубликовано на Порталусе 03 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама