Рейтинг
Порталус


Новейшая история Отечества, XX век. Учебник для вузов

Дата публикации: 24 апреля 2021
Автор(ы): А. И. ВДОВИН, чл.-корр. РАН А. Н. САХАРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1619253232


А. И. ВДОВИН, чл.-корр. РАН А. Н. САХАРОВ, (c)

В 2-х тт. М. "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС". 1998. T.I. 496с.; Т.Н. 448с.

Учебники для высшей школы занимают особое место в научной литературе. Профессора и преподаватели Московского педагогического государственного университета предприняли попытку представить развернутую картину российской истории XX века. Редакторы издания - А. Ф. Киселев и Э. М. Щагин,

В противовес теории "критических", ключевых точек развития, российская история в учебнике трактуется с позиций непрерывности исторического процесса. Отказавшись от былого противопоставления досоветского и советского периодов отечественной истории, авторы прослеживают развитие России на протяжении всего XX века как единый исторический процесс, показывают детерминированность многих проблем нашей истории предшествующими этапами. С отказом от подхода к дореволюционной России всего лишь как к предыстории современности отечественная история обретает единство, логическую завершенность.

В соответствии с новой периодизацией в учебнике выделено пять разделов. Первый посвящен истории Российской империи в начале XX века. В качестве самостоятельных тем выделены: население, экономика, государственность, внешнеполитическая деятельность России. Глубоким внутренним единством связаны главы, объединенные в раздел "Россия в период великих потрясений". События первой мировой войны, российской революции 1917 г. и гражданской войны показывают, как наша страна скатывалась в бездну катаклизмов, какие исторические обстоятельства и причины этому способствовали. Третий раздел посвящен становлению советского общества и включает события 20-30-х годов. Основное внимание здесь уделено социально-экономическому и политическому развитию СССР, проблемам внешней политики. Большое место занимает освещение индустриализации страны, "революции сверху" в российской деревне. Испытаниям военных и первых послевоенных лет посвящен пятый раздел, которым завершается "сталинский этап" истории советского общества. Шестой раздел объединяет время хрущевских реформ и период брежневского правления с характерными особенностями каждого из этих

стр. 161


исторических этапов и объединяющими их чертами. Последний раздел учебника включает современность: показаны распад СССР, причины и обстоятельства, лежащие в основе этого процесса. Отдельная глава посвящена истории современной России.

Большинство членов авторского коллектива- профессиональные преподаватели с многолетним стажем, зарекомендовавшие себя и как исследователи. Им удалось не только насытить учебник новыми, ранее неизвестными историческими свидетельствами и фактами, извлеченными из архивов, но также умело, доступным языком, изложить учебный материал, что будет способствовать его лучшему усвоению студентами. Каждая глава снабжена перечнем вопросов и заданий, сосредотачивающих внимание на главных, узловых проблемах и темах. Помимо деления на разделы, главы и параграфы, внутри последних выделены "фонарики", позволяющие читателю легко отыскать в учебном материале интересующий его вопрос.

Сильной стороной учебника является внимание авторского коллектива к вопросам экономического и социально-экономического развития общества на разных стадиях (т. I, гл. 2, 8; т, II, гл. 10, ? 1, 2, гл. 12, ? 1, гл. 13, ? 1, 2, 3, гл. 14, ? 2, гл. 15, ? 1). На конкретном материале опровергаются прижившийся в литературе тезис о том, что до революции "крестьянам жилось плохо", а также и о якобы "золотом веке" российской экономики, необычайно высоком уровне благосостояния населения в период, предшествовавший войне и революции 1917 года. Вместе с тем, в издании показана несостоятельность попыток некоторых авторов "обескулачить" русскую деревню.

В разделах "Российская империя в начале XX века" и "Россия в период великих потрясений", составляющих ядро первого тома, проанализированы предпосылки революционного взрыва в России в 1917 г., показаны как причины неустойчивости самодержавия, так и позитивный заряд, которые несла романовская монархия конца XIX- начала XX веков. Понятие "революционный народ" облекается в конкретные демографические, профессиональные и иные характеристики. Поражение самодержавия в борьбе с революцией трактуется как поражение России; идея государственности была принесена в жертву узкогрупповым социальным интересам. Примечателен вывод, что Николай II с его многими разумными подходами к жизни страны, выдвижением на первые роли таких деятелей, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, попытками встать в центр общественного движения, оказаться над схваткой и направить Россию по пути реформ, на которые она была способна, был одной из ключевых фигур в реформировании России, а манифест 17 октября 1905г. не являлся вынужденной уступкой, поскольку направления реформы определились еще в 1904 году. Многогранная столыпинская аграрная реформа свидетельствовала о широте подходов к преобразованию всех сторон общественно-экономической жизни страны. Другой вопрос, что Николай II внутренне был не согласен с мерой и степенью этих уступок, и это отражалось на его отношении к политическим деятелям, им же выдвинутым.

Русская революция раскрывается в учебнике новыми гранями. Подчеркивается роль субъективного фактора; из историографической "тени" выводятся вопросы о деятельности российского политического масонства, "немецком золоте", ответственности интеллигенции за разрушение национальной государственности России. Авторы стремятся преодолеть узкие рамки классового подхода; в социальной структуре они особо выделяют роль средних слоев общества с присущими им специфическими интересами. Вместе с тем, показано в учебнике, в начале XX в. в позициях различных общественных групп, включая буржуазию и представителей дворянского сословия, присутствовала и "социалистическая составляющая". Идеи усиления государственного вмешательства в экономику, укрупнения хозяйственных форм, включения уравнительно-распределительного механизма и прочего витали в воздухе. Видимо, в этом была одна из закономерностей русской революции- относительный успех социалистических теорий. Авторы выступают против чрезмерного выпячивания объективных причин кризиса конституционной монархии. Соответственно вносятся коррективы в трактовку развития послемартовской России.

Февраль и октябрь 1917 г. рассматриваются как звенья одного революционного процесса. Развал страны произошел не до Февраля 1917 г., а явился результатом "революционной политики", которая может быть рассмотрена, кстати, в более широком смысле, нежели социал-демократизм или социал-революционализм. При этом армия из института государства превратилась в средство его разрушения. Как справедливо отметил известный философ и историк Ф. Степун, "герои" Февраля повинны в бедах Родины не меньше большевиков(1).

В учебнике показано, что советская власть на первых порах далеко не всегда

стр. 162


распространялась силой оружия. Она имела свою социальную базу, широко использовала компромиссы, проявляла способность к созидательной работе. Добавим, что все первое десятилетие большевистский режим после стремительной атаки времен военного коммунизма фактически терпел в деревне двоевластие сельских советов и крестьянской общины, о чем пишут и авторы учебника.

Новейшая история России в двухтомнике не сводится к деятельности центральных учреждений, не подменяется, как это часто бывает, сведениями о происходившем в Европейской части России. В учебнике представлены национальные регионы, а также Забайкалье, Дальний Восток и др. Российская история - не только история русских. Авторы возражают против отождествления многонациональной державы с "тюрьмой народов". В России не было вымирания малочисленных народов, не существовало исключительно великорусской элиты, в социальной верхушке были представлены различные народы. Однако при этом реально существовали противоречия, в том числе межнациональные, свойственные любому развивающемуся государству. И все же Гражданская война не получила продолжения (или распространения) в своем этническом варианте.

Проблема ответственности за братоубийственную войну 1918-1920 годов исследуется авторами по-новому, показана непоследовательность и противоречивость политики и красных, и белых. Фактически борьба велась за определенный тип государственности. Белое движение проиграло эту схватку, так как выступало против тех слоев народа, которые оно не понимало и, естественно, не поддерживало,- таков лейтмотив соответствующей главы (т. I, гл. 7). Общий вывод близок по духу бердяевской мысли о том, что не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь. "Если допущение существования классовой истины и добра есть бессмыслица,- писал он,-то вполне можно допустить существование классовой лжи и неправды"(2).

Весной 1921 г. вновь ярко проявился "маккиавелистский" характер большевистской власти, которая нашла в себе силы ради удержания собственного политического превосходства, пойти на нежелательный и даже отвратительный ей компромисс. Большевики пошли на серьезные уступки, добились стабилизации положения, накопили известный опыт сочетания революции и реформ. Им пришлось поступиться основным положением теории марксизма о повсеместном уничтожении частной собственности и ограничить "социализм" важнейшими элементами буржуазной системы.

1917-1920-е годы показали, какой огромный потенциал был накоплен старой Россией: его хватило на то, чтобы пройти через многолетнюю гражданскую войну и завершить в основных чертах восстановление хозяйства страны. Особую популярность проблема исторической альтернативы приобрела в конце 1980-х годов. Авторы выводят ее за рамки узкосоциалистических подходов, воздерживаясь от обсуждения внеисторических или формальных антитез и рассматривают те альтернативы, которые в той или иной форме были реализованы, хотя и не получили дальнейшего развития.

Говоря о модернизации народного хозяйства в 1929-1941 гг., авторы не умалчивают издержек, трудностей, просчетов и провалов в этом деле, Отмечая роль И. В. Сталина в реконструкции экономики страны, они указывают, что он ради своих во многом утопических революционных целей, а также ради так называемых государственных интересов, которые отрывались им от положения и интересов рядовых советских граждан, пошел на серию грандиозных преобразований, радикальную перестройку промышленного и аграрного секторов, оплаченной кровью и страданиями, голодом миллионов людей, на чем акцентируется внимание читателя. Такая политика отвечала не столько долговременным национальным интересам, сколько целям тоталитарной сталинской системы. Эти преобразования создали фундамент победы над фашистской Германией, заложили определенные основы для последующего развития уже сложившегося режима, но они таили в себе и все его противоречия.

Глава о Великой Отечественной войне содержит как новые, так и традиционные подходы. Показаны основные сражения, деятельность тыла, успехи дипломатии СССР. Приведены факты о развитии отечественной культуры в годы войны.

Послевоенные годы рассматриваются через призму холодной войны, в которой были повинны оба мировых военных блока, Как и в других главах, разговор об этой проблеме содержит элемент полемики с отечественными и зарубежными специалистами. В освещении этого периода позитив и негатив тесно переплетаются, что позволяет составить достаточно цельное представление о тогдашней жизни советского общества.

Заключительные главы содержат обширный материал для сопоставления социально-

стр. 163


экономических и политических преобразований, связанных с именами Н. С. Хрущева, М. С. Горбачева и Б. Е. Ельцина. Причины замедления темпов хозяйственного развития трактуются широко, корни экономических затруднений 1980-х годов видятся вдоктринальных положениях и конкретно-исторических решениях 60-70-х годов. По-новому анализируются ход и итог экономической реформы середины 60-х - начала 70-х годов. Некоторая дробность в освещении современного периода истории России перекрывается большой информативностью текста. В центр внимания выдвинуты вопросы распада СССР и становления постсоветской России.

Таким образом, весь учебник построен вокруг ряда важных сквозных проблем: поисков Россией своего конкретного варианта развития государственности, проблем политического и экономического обновления страны, соотношения реформы и революции, цены преобразований, проблемы политического лидерства. Думается, что эти и другие аспекты российской истории XX в. были бы раскрыты полнее, если бы из предреволюционного этапа не выпали темы бурного роста кооперации и маргинальных в, том числе и на национальном уровне, корней большевизма. Деление учебника на две части разбивает историю 20-х годов и выглядит пока произвольно. Сокращение повествовательного материала в ряде глав, отказ от неоправданных повторов (например, о роли Сталина на различных этапах российской истории) позволил бы восполнить целый ряд пробелов-о развитии культурной жизни, геополитическом положении России после второй мировой войны, российском преломлении глобальных вопросов человечества и т. д. Кстати некоторые из названных сюжетов предметно представлены во втором томе хрестоматии по отечественной истории, которая вышла в свет двумя годами раньше учебника под общей редакцией тех же ученых, что и рецензируемый коллективный труд.

Обращает на себя внимание и неравномерность в освещении различных этапов истории. Так, на каждый год истории Отечественной войны (гл. 11) приходится в среднем по 21 странице текста учебника, на каждый год из восьми первых послевоенных лет (гл. 12) - 8 страниц, а на год в более чем тридцатилетней истории 1953-1985 годов (гл. 13) отведено лишь по одной странице текста. Наблюдается явный дисбаланс в освещении роли исторических деятелей. К примеру, при характеристике деятельности В. М. Молотова авторы подробно пишут о его разногласиях с И. В. Сталиным, включают в текст учебника обширную биографическую справку (с. 267-271), рассказу же о личности и деятельности Ю. В. Андропова отведена треть страницы (с. 329), а для упоминания имени К. У. Черненко в соответствующей главе учебника вовсе не нашлось места (см. с. 297-352).

Встречаются в учебнике и спорные положения, не учитывающие новейших достижений науки,-о глубинных исторических причинах "освободительного похода" Красной Армии в Польшу в 1939 г. (с. 102), об инциденте у д. Майнила 26 ноября 1939 г. как поводе для войны с Финляндией (с. 106) и др. При использовании цифрового материала (в первую очередь это касается помещенных в учебнике статистических таблиц) желательна отсылка к источникам, Наконец, скорое завершение XX века предполагает подведение определенных итогов столетия отечественной истории.

Однако все это не меняет в целом благоприятных впечатлений о рецензируемом труде. Учебник содержит богатый фактический материал, не навязывает читателю авторской позиции, систематизирует и расширяет представления об истории России XX века.

Примечания

1. СТЕПУН Ф. А. Бывшее и несбывшееся. М. 1995,с. 311.

2. БЕРДЯЕВ Н. А. Судьба России. М. 1990, с. 308.

Опубликовано на Порталусе 24 апреля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама