Рейтинг
Порталус


ПАМЯТИ НАДЕЖДЫ ОСИПОВНЫ ШАРАКШИНОВОЙ

Дата публикации: 28 февраля 2022
Автор(ы): Н. Ц. Биткеев, А. А. Дарбеева, В. Э. Раднаев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1646054636


Н. Ц. Биткеев, А. А. Дарбеева, В. Э. Раднаев, (c)

Бурятская фольклористика и российская гуманитарная наука понесли тяжелую утрату. 20 ноября 2000 г. после продолжительной болезни скончалась Надежда Осиповна Шаракшинова - крупнейший бурятский фольклорист, известный монголовед, доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного университета.

Надежда Осиповна родилась в 1915 г. в селе Бохан Восточно-Сибирской губернии в семье служащего. В 1937 г. она с отличием окончила Бурят- Монгольский государственный педагогический институт, а затем до 1945 г. работала в различных партийных органах.

Завершив обучение в аспирантуре ЛО ИВ АН СССР, она в 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию "Героический эпос бурят-монголов Усть- Ордынского национального округа".

В те годы в Ленинградском университете и ЛО ИВ АН работали выдающиеся востоковеды. Она была знакома с видным индологом А.П. Баранниковым (1890- 1952), арабистом И.Ю. Крачковским (1883-1951). Известный монголовед С.А. Козин (1879-1956) был ее научным руководителем. С 1951 г. ее научно- педагогическая деятельность тесно связана с бурятским отделением историко- филологического факультета Иркутского университета. В 1972 г. она защитила докторскую диссертацию "Улигеры как памятник духовной культуры бурят".

Преподавательскую деятельность в университете Н.О. Шаракшинова сочетала с плодотворной исследовательской работой, привлекая к сбору фольклорных произведений студентов и сельскую молодежь, пробуждая у них живой интерес к истории родного края. Она объездила всю Бурятию и Забайкалье, где компактно жили буряты, несколько раз побывала в экспедициях в Монголии.

Главный объектом ее научных изысканий был героический эпос "Абай Гэсэр". Ею сделан научный перевод прекрасного варианта "Гэсэра" в неповторимом исполнении знаменитого рапсода Маншуда Эмэгеева (1849-1908), который был записан исследователем и собирателем Ц. Жамцарано (1881-1942).

Этот перевод, несомненно, стал серьезной основой для научного перевода "Абай Гэсэр Могучий" в серии "Эпос народов Евразии". Надежда Осиповна была в постоянном творческом контакте с бурятскими сказителями А. Тороевым, П. Тушемиловым, М. Шобановым и др.

Монография "Героико-эпическая поэзия бурят" была для автора итоговым и обобщающим трудом. В ней раскрыта богатейшая палитра поэтики народного бурятского эпоса.

Надежда Осиповна была одним из первых бурятских мифологов. В ее монографии о бурятской мифологии представлены все жанры народных мифов.

Немалой заслугой Н.О. Шаракшиновой как фольклориста является составление нужного и ценного учебного пособия для студентов бурятских отделений пединститутов и университетов - "Бурятский фольклор", которое затем было переиздано в сокращенном варианте, явно уступающему первому изданию. К сожалению, это пособие до сих пор не издано на бурятском языке.

Н.О. Шаракшинова занималась также сбором бурятских лирических песен, что послужило основой для написания книги "Лирические песни бурят". Она собрала огромное количество родословных легенд, шаманских гимнов, систематизировала уникальный шаманский фольклор иркутских бурят и интересный материал по бурятской демонологии. Особое внимание она уделяла жанрам афористической поэзии бурят - загадкам, пословицам и поговоркам. Эти материалы легли в основу исследования "Загадки", в которой подведены итоги ее многолетних раздумий и наблюдений над народной философией.

В последние годы Н.О. Шаракшинова скрупулезно трудилась над текстами улиге-ров - больших эпических полотен, записанных ею в разные годы, над их переводом и написанием к ним примечаний. Книга "Бурятские улигеры" уже готова к изданию.

Богатейший фольклорный архив Н.О. Шаракшиновой является ее научным подвигом, за которым скрывается многолетний кропотливый и длительный труд собирателя и исследо-

стр. 208


вателя, огромный труд фольклориста, искателя неизведанного, открывателя новых имен сказателей и редких произведений бурятского устно-поэтического творчества.

Чрезвычайно разнообразна сфера научных интересов Н.О. Шаракшиновой. Ее занимали вопросы бурятской и монгольской литературы (критико- биографический очерк "Хоца Памсараев"), анализ бурятских переводов из поэтического наследия А.С. Пушкина, В.В. Маяковского. Интересовалась она и историей казанского периода русского монголоведения первой половины XIX в. Например, ею написаны статьи о знаменитом монголоведе, профессоре О.М. Ковалевском (1801-1878), его коллеге Г. Гомбоеве (1818-1863), лингвисте А.А. Бобровникове (1821-1865).

Н.О. Шаракшинова была одной из первых методистов бурятской современной школы. Она автор ряда учебников по литературе для учащихся старших классов бурятской школы.

Перу Н.О. Шаракшиновой принадлежат Ю монографий, свыше 150 научных статей и заметок, эссе, изданных в России и за ее пределами. Она - автор одного из томов, посвященного бурятским легендам, преданиям и мифам в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", который готовится к печати.

Н.О. Шаракшинова участвовала в работе многих международных монголоведческих и гуманитарных форумах в Европе, Азии и республиках бывшего СССР. Она была непременным участником II-IV конгресса востоковедов в Москве и др. Общительный и приветливый человек Надежда Осиповна обрела многих друзей и единомышленников во Франции, Венгрии, Польше, в бывшей Югославии, где она представляла бурятскую гуманитарную науку на многих научных конференциях, "круглых столах" с интересными и содержательными докладами.

Надежда Осиповна была награждена орденом "Дружбы народов" (1981), медалью МНР "Найрамдал" ("Дружба") (1967), медалью Отличника народного образования РСФСР (1978), многими медалями СССР и МНР, среди которых "За доблестный труд в Великой Отечественной войне: 1941-1945 гг." (1947).

Таковы грани ее таланта и неукротимая воля исследователя, подвижника науки, давшие свои благодатные плоды. Коллектив Иркутского университета по праву считает Н.О. Шаракшинову выдающимся ученым и замечательным педагогом высшей школы, оставившим большое научное наследие. Она воспитала немало бурятских филологов и деятелей бурятской науки и культуры. Н.О. Шаракшинова была добрым и чутким человеком. Светлая память о ней сохранится навсегда в сердцах тех, кто у нее учился и под ее руководством пришел в науку.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ Н.О. ШАРАКШИНОВОЙ*

О переводах А.С. Пушкина на монгольский язык // Вестн. ЛГУ. 1949. N 6. С. 41- 80.

Две повести Хоца Намсараева // Байкал. Улан-Удэ, 1950, N 3. С. 130-140.

В. Маяковскийн уран зохеол буряадаар (Произведения В. Маяковского на бурятском языке) // Байгал. Улаан-Удэ, 1950. N 5. С.165-174.

Самобытность и бытование бурятского эпоса "Гэсэр" // О характере бурятского эпоса "Гэсэр". Улан-Удэ, 1953. С. 124-145.

А.С. Пушкин в бурят-монгольских переводах // Тр. Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1956. Т. XVI. Вып. 3. С. 142-148.

К вопросу о пережитках матриархата в героическом эпосе бурят // Филология и история монгольских народов. М., 1958. С. 190-195.

Пережитки патриархата в героическом эпосе бурят // Тр. Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1958. Т. 2. С. 136-141.

Литература возрожденного народа // Мы выросли вблизи Байкала. Иркутск, 1958. С. 68-88.

Хоца Намсараев. Критико-биографический очерк. Улан-Удэ, 1958. 157 с.

К вопросу о социальном происхождении бурятского и монгольского эпоса // Сборник областного художественного музея. Иркутск, 1958. С. 161-172.

Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. 227 с.;

Тоже: 1975.234с.


* Сост. В.Э. Раднаев

стр. 209


Творческий путь Д. Нацагдоржа // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Тр. Бурятского комплексного НИИ. Вып. 8. Улан-Удэ, 1962. С. 108-116.

К вопросу об индийско-бурятских фольклорных связях (о бытовании рассказов Вета-лы у бурят) // Байкал. 1965. N 3. С. 152-166.

Героический эпос бурят. Иркутск, 1968. 159 с.

Отражение эстетических воззрений народа (по мотивам бурятских версий "Гэсэра") // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ, 1969. С. 125-138.

В кн. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск, 1969. - Авт.: Исследование об эпосе. С. 3-141; рус. пер. эпоса "Абай Гэсэр". С.145-314; примеч. С. 315-319; словарь. С.319-322.

Унгинский сказитель И.А. Хангалов // Тр. Иркутского ун-та. Сер. "Литературоведение и критика". Т. 62. Вып. 6. Иркутск, 1969. С. 41-47.

В кн.: Тр. Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1971. Т. 48. - Авт.: Итоги собирания бурятского фольклора в Тункинской долине. С.259-279; Отражение культа близнецов в монгольском "Лин-Гэсэре". С. 276-310.

Монгольская народная поэзия о Ленине и Сухе-Баторе // Дорогой дружбы (1921-1971). Иркутск, 1971. Вып. I. С. 29-46.

Жанровый синкретизм героического эпоса бурят // Эпическое творчество народов Сибири. Улан-Удэ, 1973. С. 43-45.

Типологические связи эпоса бурят и монголов // Олон улсын монголч эрдэмтний 11-р их журал (II междунар. конгресс монголоведов). Уланбаатар,1973; Т. 2. С. 390-395.

Лирические песни бурят. Иркутск, 1973. 148с.

Образ нового человека в современных монгольских рассказах // Дорогой дружбы (1924-1974). Иркутск, 1974. Вып. 2. С. 38-57.

Фантастические образы врагов в героическом эпосе бурят // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1975. С. 61-66.

Улигеры бурят и эпос народов Сибири // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976. С.101-105.

Космогонические представления в героическом эпосе монгольских народов // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. С. 20- 24.

Некоторые итоги и проблемы изучения монгольской версии "Джангара" // "Джангар" и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978. С. 10-13.

Монголо-турецкие пословицы в историческом освещении // Македонски фолклор. Скопле, 1979. Т. 12. N 24. С. 45-59.

Мифы бурят. Иркутск, 1980. 167 с.

Из истории записи, публикации и изучения монгольских версий "Джангара" // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. С. 25-42.

Жизнь и деятельность монголоведа Гал-сана Гомбоева (1818- 1863)//StudiaMongolica. Ulan-Bator. 1982. Т. IX , fasc. 8. С. 152- 167.

То же // Байкал. 1982. N 1. С. 120-125.

В кн.: Загадки. Иркутск, 1982. - Авт. разд.: Исследование жанра. С. 3-44; Тексты загадок в оригинале и в русском переводе. С.47-111.

О некоторых проблемах изучения прозаических жанров монгольского фольклора // IV-p олон улсын монголч эрдэмтний их хурал. (IV междунар. конгресс монголоведов). Улаанбаатар, 1984. Т. 2. С. 274-282.

Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск, 1987.303 с.

К вопросу об изучении исторического развития народных преданий в устной поэзии монголов // V междунар. конгресс монголоведов. М., 1987. Кн. 1. С. 202- 210.

Этногенетическая общность монголов в свете лирических песен XVIII-XIX веков // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988. Вып. 15. С. 150-156.

К вопросу о полифункциональности героического эпоса монгольских народов // Тюркология - 88. Фрунзе, 1988. С. 438-440.

Монголовед Алексей Бобровников // Байкал. 1988. N 3. С. 131-136. То же // Российские монголоведы (XVIII - начало XIX в.). Улан-Удэ. 1997. С. 47-56.

Г.Ц. Цыбиков - профессор Иркутского университета // Цыбиковские чтения. Улан-Удэ. 1989. С. 145-147.

К.В. Багинов - собиратель народной поэзии бурят // Владимирцовские чтения - II. М., 1989. С. 174-176.

К изучению философского содержания пословиц и поговорок монгольских народов // История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Улан-Удэ, 1989. С.78-79.

Хоца Намсараев и его роль в собирании фольклора боханских бурят // Национальное и интернациональное в литературе народов СССР. Улан-Удэ, 1989. С. 102-104.

Место "Джангара" в эпическом творчестве монгольских народов // "Джангар" и про-

стр. 210


блемы эпического творчества. Элиста, 1990. С.24-26.

О героико-эпическом сказании "Гэсэр" // Гэсэриада: прошлое и настоящее. Улан-Удэ, 1991. С. 98-103.

В кн.: Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность. Улан-Удэ, 1991. - Авт. ст.: Вклад Ц. Жамцарано в собирание и изучение фольклора монгольских народов. С. 77-80; Изображение действительности в бурятских пословицах. С.168-171.

К вопросу об изучении исторического развития народных преданий в устной поэзии монголов // Олон улсын монголч эрдэм тний V-p их хурал (IV междунар. конгресс монголоведов). Улаанбаатар, 1992. Т. 2. С. 260-266.

Вопросы фольклора и этнографии бурят в кругу научных интересов Базара Барадина // Базар Барадин: жизнь и деятельность. Улан-Удэ, 1993. С. 107-109.

К изучению философского содержания пословиц и поговорок монгольских народов // История и культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1993. С. 51-55.

Г.Н. Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. С. 66-73.

Сказители - улигершины // Декоративное искусство. Диалог истории и культуры. М., 1995. N 1-2. С. 26-27.

Бурятские улигеры. Иркутск, 2001. 320 с.

Опубликовано на Порталусе 28 февраля 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама