Главная → РУССКАЯ ПОЭЗИЯ → Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт.
Дата публикации: 31 октября 2015
Автор(ы): Юрий Архипов →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ →
Источник: (c) У книжной полки, № 1, 2009, C. 34-35 →
Номер публикации: №1446303137
Юрий Архипов, (c)
Портреты поэтов
Русская литература 1920 - 1930-х годов. В 2 тт.
М.:ИМЛИ РАН, 2008
Немного есть литературоведческих книг, которые хочется - хотя бы выборочно - перечитывать, а не просто поставить на полку в качестве справочника. В "Портретах" любитель русской поэзии найдет немало статей, которые просто взывают к перечитыванию. Написанные живо и ярко, они в то же время предлагают оригинальные концепции, к которым захочется еще и еще раз вернуться - поразмышлять, согласиться, а может, и поспорить. Такой труд не мог бы явиться из недр Института мировой литературы еще лет двадцать назад. Не было бы тогда и половины представленных ныне имён - во всяком случае, большинства эмигрантских. Вот едва ли не первый, среди столь объёмных и охватных исследований, благодатный плод случившегося в последние десятилетия раскрепощения.
Тщательно продумана и типовая структура отдельных глав: биография, очерк творческого облика и пути отдельного поэта или группы поэтов (собственно "портрет") и достаточно подробная библиография. Что же касается манеры, метода, стиля изложения, то тут каждому автору предоставляется полная свобода. Кто-то предпочёл (или не смог иного) держаться суховато-научного академического письма, а кто-то воспользовался преимуществами яркого, сугубо литературного эссеизма, хотя и насыщенного философскими и культур-социологическими проекциями и перспективами. Во многих главах есть и удачные попытки вписать отечественных поэтов в мировой контекст. Особенно к месту такие параллели оказались в главах, посвященных поэтам-эмигрантам, либо в обзорных статьях, сосредоточенных на характерных для того времени "измах". Так, глава "Русские экспрессионисты" вся построена на сопоставлениях с экспрессионизмом немецким (правда, приходится попутно отметить в этой главе и ляп: фон Гюнтера, который действительно "много печатался в Аполлоне", звали всё-таки не Йозеф, а Иоганнес, в чём могли бы убедить и стихи, которые посвятил ему в сборнике "Cor ardens" Вячеслав Иванов).
В "Портретах" не так много обзорных глав. Они всегда бывали камнем преткновения в подобных сборниках. На сей раз общее идеологическое или духовное раскрепощение коснулось и большинства производителей этих глав - от первой в первом томе ("Новокрестьянские поэты") до последней во втором ("Поэты Молодой Чураевки"). Особо запоминающиеся портреты удались испытанным мастерам исследовательского пера - С. Семёновой (Хлебников), И. Болычеву (Георгий Иванов), С. Федякину (Ходасевич), И. Волгину (Эдуард Багрицкий), О. Казниной (Цветаева), С. Субботину (Клюев), С. Ст. Куняеву (Павел Васильев). Внимательны и бережны по отношению к своим героям и остальные авторы, хотя, конечно, не всем еще хватает сноровки в обращении с хрупко-эфирным поэтическим материалом.
Хорошо, что используются труды предшественников, а также отзывы и рецензии, написанные в свое время современниками того или иного поэта. Во многих случаях возникает естественная и живая полемика автора статьи с этими самыми предшественниками или нынешними коллегами, что дает и необходимое "стереоскопическое" изображение предмета.
Конечно же, такую махину живого, клокочущего противоречивыми энергиями материала трудно представить даже в двух столь объемных томах. Неизбежно что-то осталось упущенным. Возможно, в планах редакции продолжить этот труд. С интересом будем ждать следующие выпуски "Русской литературы XX века".
Опубликовано на Порталусе 31 октября 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK