Главная → РУССКАЯ ПОЭЗИЯ → "СЛЕДЫ РОДИМОЙ ПОЧВЫ" В ПОЭЗИИ И. З. СУРИКОВА
Дата публикации: 26 июня 2024
Автор(ы): И. Б. СЕРЕБРЯНАЯ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ →
Номер публикации: №1719431603
И. Б. СЕРЕБРЯНАЯ, (c)
© И. Б. СЕРЕБРЯНАЯ, кандидат филологических наук
У многих из нас с раннего детства хранятся в памяти поэтические строки:
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой.
Это отрывок из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова "Детство" (цит. по: Суриков И. З. и поэты-суриковцы. М-Л., 1966), которое можно назвать жемчужиной детской, да и не только детской поэзии. А вот начало другого суриковского стихотворения - "Зима", также ставшего хрестоматийным:
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
стр. 13
Простые, безыскусные слова, взятые в своих прямых значениях, полное отсутствие каких-либо поэтических украшений и при этом глубокая задушевность, тонкий лиризм, искренность, берущая за сердце, - таковы характерные особенности поэтического слога Сурикова.
Широко известны и любимы и такие его стихотворения для детей, как "Дед Клим", "На реке", "Клад", напечатанные в журналах второй половины XIX века "Детское чтение" и "Воспитание и обучение".
Однако Суриков писал не только для детей. Его перу принадлежат около 200 стихотворений, былины, баллады, несколько поэм, вольные переводы с украинского, датского, английского, польского и литовского языков.
Исследователи называют стихи Сурикова певучими, утверждают, что стихотворение для него - это почти всегда песня. Имеются свидетельства, что как свои, так и чужие стихи он обычно напевал, проверяя пением, а стихотворные строфы нередко называл "куплетами". Многие стихотворения Сурикова стали популярными в народе песнями: "Рябина", "В степи" (Степь да степь кругом"), "Малороссийская песня" ("Я ли в поле да не травушка была"), "Песня сироты", которую часто вспоминал В. В. Маяковский, "Доля бедняка", восхищавшая Л. Н. Толстого, и многие другие. Стихи Сурикова были положены на музыку П. И. Чайковским, А. Т. Гречаниновым, М. А. Кузминым, Ц. А. Кюи, Н. А. Соколовым.
Трепетной музыкой слова, певучестью наделена и пейзажная лирика Сурикова с ее прозрачным, точным языком и неисчерпаемой глубиной содержания. Таковы, например, строфы из стихотворения "В зареве огнистом", положенном на музыку для хора А. Т. Гречаниновым:
В зареве огнистом Облаков гряда, И на небе чистом Вечера звезда. Звук свирели стройно Льется и дрожит; На душе покойно, Сердце будто спит.
Стихотворения Сурикова - продолжение поэтических традиций А. В. Кольцова и И. С. Никитина, а также Н. А. Некрасова: русская природа, крестьянский труд, деревенские дети, мотивы народного горя, глубокие фольклорные истоки...
И сам Суриков, и его литературные преемники, поэты-суриковцы А. Бакулин, С. Григорьев, Д. Жаров и другие, будучи выходцами из народа и получая знания с величайшим трудом и муками, всю жизнь чувствовали недостаточность своего образования и называли себя
стр. 14
"поэтами-самоучками". Многие свои стихотворения И. З. Суриков подписывал так: "Крестьянин Иван Суриков". Показательно, что поэту неоднократно приходилось выслушивать упреки в том, будто он пишет бедными рифмами и заезженными размерами. Чаще всего в его четверостишиях зарифмованы лишь четные строчки, а нечетные остаются нерифмованными ("холостыми"). Такого рода ритмическое строение было характерно для хореических фольклорных песен (См.: Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984. С. 29, 303) и вполне гармонировало со стилем и содержанием суриковских стихов.
Крестьянский, народно-песенный дух поэзии Сурикова, его диалектные корни (он был уроженцем деревни Новоселове Угличского уезда Ярославской губернии; по воспоминаниям современников, в разговоре он по-ярославски "окал") нашли отражение в его стихотворениях.
Как правило, Суриков отбирает из родного диалекта лишь общепонятное, лексические диалектизмы узкого, ограниченного употребления встречаются в его произведениях весьма редко. Поэт прибегает к областным словам такого рода в стихотворениях, воссоздающих местный колорит, подробно описывающих различные виды крестьянского труда. Таково, к примеру, стихотворение "На реке", детально воспроизводящее процесс ночной рыбной ловли: смолье (согласно В. И. Далю, "смолистые дрова, лучина, для свету, для лученья рыбы") и лучилъник ("лучинник, косарь, большой нож или обломок косы, для щепанья лучины"):
Весло до дремлющей воды Как будто вовсе не касалось, И на лучильнике смолье Все ярче, ярче разгоралось.
В стихотворной сказке "Клад" диалектизм бурак означает "кузовок":
Бросилася баба Ночью в непогоду С бураком к соседям Раздобыться меду.
В стихотворениях "Летом" и "У пруда" дважды встречается уменьшительное кобылка, которое, в отличие от литературного языка, имеет значение "кузнечик":
Утки на свободе Весело гогочут, А в траве кобылки, Прыгая, стрекочут.
стр. 15
А в песне "Толокно" диалектное беседа - "посиделки":
Два лукошка толокна Продала соседу И купила я вина, Назвала беседу.
Характерно, что во всех этих немногочисленных случаях перед нами диалектные слова, известные на территории северо-восточных (ярославских, костромских и т.п.) говоров.
В грамматическом отношении стихи Сурикова также, как правило, не выходят за рамки современного ему литературного языка. Нечастые архаично- диалектные морфологические формы, встречающиеся в его песнях, были известны в поэзии XIX века. Например, старые формы родительного падежа ед. числа прилагательных женского рода с окончанием -ыя, которые поэт использует в стихотворении из народных мотивов "Кручинушка": "Сокрушил меня он, высушил, Хуже травушки кошеныя, Что на жарком летнем солнышке, Во чистом поле сушеныя". Эти формы нередко употреблялись поэтами первой половины XIX века в качестве традиционной условности стихотворного языка (Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991. С. 262 - 265).
Как элемент народной речи можно рассматривать единичные у Сурикова случаи "усечения" или "стяжения" имен прилагательных:
Молодой ямщик печально Песню напевает, - Верно, сердце горемыки Зла тоска терзает. ("В дороге") Кто платок, кто душегрейку, Башмачки Козловы, А кто платье... Одна только Стоит без обновы. ("Сиротинка")
Несколько раз встречается в стихотворениях Сурикова архаичная форма именительного падежа множественного числа местоимения 3-го лица оне, которая обычно стоит в конце стихотворной строки, организуя рифму:
И теперь на ниве скудной Слышны песни, но оне Говорят о жизни трудной, О рабочем тяжком дне. ("Вот село")
стр. 16
И хочет князь, как было встарь, Тряхнуть могучими руками - Но крепко скованы оне, И хочет крикнуть он во сне. ("Василько")
В исследованиях по диалектологии подчеркивается, что эта форма, нередко встречающаяся в поэтическом языке XIX века, одновременно является яркой приметой говоров северо-восточной диалектной зоны (Русская диалектология. М., 1989. С. 207).
В синтаксическом строе суриковских стихов преобладают народно-разговорные конструкции. К примеру, в стихотворении "Вдова" видим своеобразную, взятую из народной речи форму управления глагола отдыхать в сочетании с предлогом за:
А ведь думала когда-то: Вот женю сыночка - Отдыхать под старость буду За невесткой-дочкой.
Принадлежностью фольклорного языка являются сравнительные обороты с союзом что:
Грустно, сиротинка, Я стою, качаюсь, Что к земле былинка, К тыну нагибаюсь. ("Рябина")
А в стихотворении "Толокно" поэт использует весьма редкую в русской поэтической речи конструкцию: безличное предложение с кратким страдательным причастием в качестве главного члена:
Как на улице мороз, В хате не топлено, Нет в лукошках толокна, Хлеба не печено.
Ударение в суриковских произведениях в основном соответствует общелитературным нормам того времени. Обращает на себя внимание лишь очень характерный для народной поэзии и частый у Сурикова перенос ударения с существительных на управляющие ими предлоги. Например, в стихотворении "Детство": "Под гору, в сугроб"; "На небе темно"; "Заберешься на печь" и т.п.
Отдельные песенно-поэтические ударения, не совпадающие с литературной нормой, у Сурикова редки:
стр. 17
В зеленом саду соловушка Звонкой песней заливается; У меня, у молодешеньки, Сердце грустью надрывается. ("В зеленом саду") В темной комнате зимою Сыро, холодно, И стучится вьюга злая В мерзлое окно. ("Сердцу грустно")
Кроме того, отличается своеобразием ударение некоторых грамматических форм. В частности, глаголы былого IV класса (современного II спряжения), характеризующиеся сейчас подвижным ударением в настоящем времени, у Сурикова чаще всего имеют постоянное ударение на окончании: валится, кружится, трудится, подарит и т.п.
Вот моя подруга В безотрадной доле, Шьет она, трудится, Убиваясь в горе. ("Тяжело и грустно") Если горе за сердце возьмет, Навалится злодейка нужда, Он кудрями лишь только тряхнет - И кручины уж нет и следа. ("Загорелась над степью заря").
Такого типа архаичные ударения, широко распространенные в поэтическом языке XIX века, особенно характерны для северно-великорусских говоров (Русская диалектология... С. 112).
Таким образом, замечательный русский поэт И. З. Суриков, используя в своих произведениях диалектные языковые элементы, руководствовался при этом, по выражению Пушкина, "чувством соразмерности и сообразности". Те немногие областные слова, формы и конструкции, которые встречаются в стихотворениях И. З. Сурикова, уроженца Ярославской губернии, обычно имеют естественную территориальную отнесенность: они свойственны северо-восточным говорам. В этой связи уместно вспомнить замечательные слова А. А. Фета: "Песня поется на каком-либо данном языке, и слова, вносимые в нее вдохновением, вносят все свои, так сказать, климатические свойства и
стр. 18
особенности. Насаждая свой гармонический цветник, поэт невольно вместе с цветком слова вносит его корень, а на нем следы родимой почвы" (Русские писатели о литературе. Л., 1939. Т. 1. С. 450).
В родимую почву крестьянской речи поэт был погружен с детства, слушая песни и сказки своей бабушки:
Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца... И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказки говорить... Слушаю я сказку, - Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке... Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. ("Детство")
Казань
стр. 19
Опубликовано на Порталусе 26 июня 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK