Рейтинг
Порталус

Белый город

Дата публикации: 29 декабря 2022
Автор(ы): В. Бокова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
Номер публикации: №1672274356


В. Бокова, (c)

Утамаро К. М.: Белый город, 2007

 

 

Китагава Утамаро (1753 - 1806) - один из величайших мастеров японской ксиллографии, первый японец, чье творчество еще в начале XIX века сделалось известным в Европе и тогда же произвело на его белолицых собратьев сильнейшее впечатление, во многом определившее последующий извилистый путь европейской живописи.

 

Утамаро был очень плодовит - он оставил после себя несколько тысяч работ: иллюстрированных книг, альбомов, станковых гравюр на бытовые, анималистские, сатирические, эротические сюжеты. Он иллюстрировал сборники стихов, изображал борцов сумо и актеров, сценки городской жизни. Но особое пристрастие имел к женским фигурам и головкам (что в Японии называлось бидзинга - изображения красавиц). Поскольку в эпоху Утамаро эталоном красоты и женственности, законодательницами мод и воплощением изящества были обитательницы "веселых кварталов" - "зеленых домов", на листах, выполненных Утамаро, преобладают именно куртизанки - дамы, уважаемые в обществе, выполнявшие важную социальную роль, владевшие не только тонкостями искусства любви, но и изящными искусствами: музыкой, танцами, стихосложением, умением поддержать беседу. Но Утамаро изображал не только куртизанок, а еще и фольклорных героинь, и почтенных замужних женщин, и традиционные женские ремесла и искусства.

 

Если европейцы ищут индивидуальность прежде всего в лице изображаемого персонажа, а затем уже в жесте, то для японского художника лицо - проявление общего, типического, а идеально красивое лицо - воплощение прекрасной души. Индивидуальность же - в позе, наклоне головы, рисунке складок, в цветовых пятнах.

 

Владение линией и поразительное композиционное чутье, вообще характерное для японского искусства, у Утамаро достигает невероятной виртуозности. Его гравюры тонки, легки, пластичны, немногословны, предельно сбалансированы по цвету и при этом насыщены настроением - то лирическим, то грустным, неуловимым, как образы японских трехстиший.

 

Как всегда у "Белого города", в альбоме качественный и симпатичный биографический очерк, написанный Надеждой Виноградовой, своим лаконизмом и изяществом вполне созвучный герою книги.

Опубликовано на Порталусе 29 декабря 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама