PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ → Версия для печати
Мифологический Словарь , СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 ноября 2008. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1227675948&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 10.11.2025.
публикация №1227675948, версия для печати
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Дата публикации: 26 ноября 2008 |
|
Домовой - в восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Д., ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Д. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Д.— ср. данные о связи Белеса (Волоса) с поверьями о волосах. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Д. переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались два вида Д.— доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Д. не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (Д. вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Д. мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. По белорус, поверьям Д. появляется из яйца, снесённого петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змеёныш-Д. (ср. литов. Айтвараса, слав. Огненного Змея, Рарога). Д. могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Д. (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. Иногда считалось, что Д. имеет семью — жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Д. могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов. Опубликовано 26 ноября 2008 года Картинка к публикации:КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ДОМОВОЙ → Полная версия публикации №1227675948 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!
|
|