Полная версия публикации №1227675948

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Мифологический Словарь , СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 ноября 2008. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1227675948&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 10.11.2025.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Мифологический Словарь , СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 26 ноября 2008. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1227675948&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 10.11.2025).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Мифологический Словарь , СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ / http://portalus.ru.



публикация №1227675948, версия для печати

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ


Дата публикации: 26 ноября 2008
Автор: Мифологический Словарь
Публикатор: maxim7
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1227675948 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Домовой - в восточнославянской мифологии дух дома.



Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Д., ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Д. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Д.— ср. данные о связи Белеса (Волоса) с поверьями о волосах.



При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Д. переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались два вида Д.— доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Д. не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (Д. вообще нередко сближался с нечистой силой).



По поверьям, Д. мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. По белорус, поверьям Д. появляется из яйца, снесённого петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змеёныш-Д. (ср. литов. Айтвараса, слав. Огненного Змея, Рарога). Д. могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Д. (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить.



Иногда считалось, что Д. имеет семью — жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Д. могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.

Опубликовано 26 ноября 2008 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ДОМОВОЙ



Полная версия публикации №1227675948

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU