Полная версия публикации №1424858065

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ © КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР? → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Г. ДОБЫШ, А. ЛЕБЕДЕВ, М. НЕВЗОРОВА, В. ТИХОНОВ, © КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР? [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 25 февраля 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1424858065&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Г. ДОБЫШ, А. ЛЕБЕДЕВ, М. НЕВЗОРОВА, В. ТИХОНОВ, © КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР? // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 25 февраля 2015. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1424858065&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Г. ДОБЫШ, А. ЛЕБЕДЕВ, М. НЕВЗОРОВА, В. ТИХОНОВ, © КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР? / Известия, 01-14-1983.



публикация №1424858065, версия для печати

© КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР?


Дата публикации: 25 февраля 2015
Автор: Г. ДОБЫШ, А. ЛЕБЕДЕВ, М. НЕВЗОРОВА, В. ТИХОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Известия, 01-14-1983
Номер публикации: №1424858065 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Завзятый театрал, знакомый со знаменитым выражением К. С. Станиславского, скажет, конечно же, что "театр начинается с вешалки". Однако, думается, многие могли бы оспорить это положение: нет, теперь, увы, театр начинается с того, как достать билет. Действительно, эта проблема стала для москвичей и гостей столицы необычайно острой. Можно быть москвичом, прожить всю жизнь в столице и так и не побывать, например, в Большом театре. И совсем не из-за собственной инертности.

Как же так? Ведь Москва - действительно один из самых театральных городов мира. Однако когда начинаешь вникать в суть многих писем читателей и их жалоб, понимаешь, что проблема "как достать билет" существует реально.

Как же обычные москвичи попадают в театр? Казалось бы, вопрос простой. Но когда мы обратились с ним к некоторым обладателям счастливых билетов в партерах разных ведущих московских театров, то реакция многих была, мягко говоря, странной. Одни просто отказались говорить. Другие смотрели явно недружелюбно: а какое вам дело до этого? Третьи смущенно пожимали плечами.

Справедливости ради добавим, что в других местах залов (в амфитеатре, на ярусах) можно было услышать и другое: "купил в театральной кассе МДТЗК", "выстоял очередь в кассе театра", "приобрел у себя на заводе у распространителя билетов"...

Так вот и родилась мысль - попытаться самим попасть в театр. Для этого, увы, пришлось сделать первое нарушение - отпроситься с работы, ибо достать билет в вечернее время - дело абсолютно нереальное. В Театре сатиры нас ждало объявление: билеты продаются 1, 10, 20 числа каждого месяца с 11 до 19 часов. И во всех других театрах такой же порядок. Билеты можно приобрести только в определенные дни и почти всегда в основное рабочее время. Добавим, в рабочее время не только москвичей, но и всех командированных в столицу. Но и это не все. Оказывается, есть предварительная запись (естественно, самодеятельная, "живая"), какие-то уже составленные списки. Как попасть в них? На это никто вразумительного ответа нам не дал. Искушенные в этом деле люди пояснили нам, что списки такие появляются в день продажи, однако они составляются за несколько дней, неоднократно проверяются, кто-то, естественно, не является на "перекличку" из-за занятости по работе. Представляете, какой простор для разного рода "театральных жучков", перекупщиков?!

С одним из них мы встретились возле касс Большого театра. Заговорщически он отвел нас в сторону и предложил билеты (на выбор) на ближайшие три балетных спектакля. Естественно, по другой цене - по 5 рублей за билет. Но, видимо, что-то насторожило его, и, увидев нашу реакцию, он растворился в толпе пешеходов. Конечно, он реализует свои билеты и вечером у театра. Даже благодарить его будут.

А если вам все-таки повезет, вы окажетесь в заветном списке и наконец приобретете желанный билет? Такое тоже бывает. Но кто когда-нибудь подсчитал, во сколько обошлось это человеку? Сколько раз он отпрашивался с работы или уходил с лекций? Сколько времени, драгоценного нашего времени, потеряно впустую? И не всем достаются билеты. Ведь в "свободную продажу" их поступает не так уж много. Вся предварительная продажа в сущности заканчивается в течение часа. Вот и получается: потерян день...

Может быть, есть другие пути, чтобы рабочему человеку, служащему попасть на спектакли, которые хотелось бы посмотреть? Вот мы и обратились с таким вопросом к руководителю московской дирекции театрально-зрелищных касс В. Д. Трубину.

- Наша организация, - сказал он, - монопольная по реализации билетов в театры, концертные залы, на спортивно-зрелищные мероприятия. К нам поступает 70 процентов всех билетов. 30 процентов лучших билетов театры распространяют сами. В свою очередь, из наших 70 процентов некоторое количество мы "бронируем" для 36 организаций. Они имеют право получить по 2-4 билета в день на каждый спектакль. Правом получения брони по абонементным книжкам пользуется более 4.000 человек. Таким образом бронируется одна треть билетов. Остальные идут в продажу через кассы МДТЗК. Их у нас около ста. В них работают 320 профессиональных кассиров, им помогают 1700 культорганизаторов, общественных распространителей, которых мы, естественно, поощряем билетами на лучшие спектакли. В городе одиннадцать межрайонных театральных касс, которые, собственно, и осуществляют руководство и контроль за продажей билетов. В каждой из них - уполномоченный, бухгалтер, диспетчер, инкассатор...

Вначале обратим внимание на одну цифру: 4.000 абонементных книжек. Это 8.000 билетов, а, к примеру, большой театр может на один спектакль принять чуть больше двух тысяч.

И еще подумалось нам, сколько же после такого многоступенчатого отсеивания остается билетов "рядовому" зрителю? Об этом мы и спросили В. Д. Трубина.

- На наиболее "ходовые" спектакли или на популярные, как их можно назвать, действительно, немного. Ведь надо еще учесть и заявки отдельных коллективов, и тот факт, что именно на эти спектакли театры стараются недосдать нам билеты. Вместо 70 мы зачастую получаем лишь 50-60 процентов, зато на те, что не пользуются спросом, некоторые театры просят, чтобы мы взяли на себя реализацию 80, а то и 90 процентов билетов.

- И как они реализуются?

- У нас, как видите, большой штат опытных работников, велик и отряд общественных распространителей. И как можете убедиться, в Москве редко пустуют театральные залы...

- Но ведь бывает немало случаев той самой надоевшей всем "нагрузки".

- Да, об этом уже не раз шел разговор, и мы не раз принимали строгие меры к нашим работникам, вплоть до увольнения с работы...

Эта "нагрузка" возмущает многих. Всем кассирам известно, что такая форма продажи билетов запрещена, но тем не менее она жива и процветает. И убедиться в этом нам не представило сложности.

Вместе с представителем Фрунзенского районного комитета народного контроля мы побывали в одной из театральных касс, что расположена в центре Москвы, на улице Горького. Стали в очередь, послушали разговор покупателей с кассиром. Люди, пришедшие за билетами, были знающими, просили билеты на те спектакли, которые им особенно хотелось бы посмотреть. И кассир, к их удовольствию, находил эти билеты. Но вместе с тем предлагал к ним билеты и на другие спектакли. И, что странно, никто не возражал и платил за ненужные им билеты, хотя одной из любительниц театра достались билеты в разные театры на одно и то же число.

...Но вернемся к нашему случаю. Выбор спектаклей, билетами на которые располагала касса, был удивительно небогатым. Почему-то этот выбор был в 3-4 раза больше! Во многом повторял то, что мы уже видели в других кассах МДТЗК. Мы попросили поискать что-то иное. Что ж, и это нашлось, но уже из другого билетного набора. Так мы стали обладателями счастливых билетов на балет Большого театра "Икар" и на спектакль вахтанговцев "Тринадцатый председатель". Естественно, получив в "нагрузку" и билеты в Театр имени А. С. Пушкина и в театр миниатюр. И, конечно, заплатив за ненужные нам билеты. Вызванные работники дирекции касс упорно не признавали, что нам продали билеты в "нагрузку". Они назвали это "пропагандой театра".

Что же касается такого рода "принудительной" пропаганды того или иного театра, то, нам думается, она, кроме вреда, театральному искусству ничего не приносит. Фактически принудительное распространение билетов на ряд неудачных спектаклей продлевает их жизнь, создает в театре иллюзию благополучия (финансовый план-то выполняется, и даже премии за это дают). И вот вместо того, чтобы подходить к каждой постановке с самыми высокими идейно-художественными критериями, с предельной ответственностью, в том или ином театре создаются и годами идут спектакли серые, неинтересные, не дающие пищи ни уму, ни сердцу. К сожалению, то, с какими порой затратами набирается на них полный зал, знают разве что кассиры МДТЗК, которые пускаются во все тяжкие чтобы продать "неходовые" билеты.

Но здесь есть и другая сторона проблемы. Иногда в число популярных спектаклей попадают и такие, которые в силу каких- либо далеких от истинного искусства причин стали вдруг "престижными". И наоборот, в числе "неходовых" оказываются действительно постановки важные, актуальные, но требующие настоящей рекламы и пропаганды. Короче говоря, проблема эта не столь проста. И требует изучения, анализа... И конечно, определенных выводов. Прежде всего со стороны театров.

ПОЗНАКОМИЛИСЬ мы и с тем, как решается вопрос с организованной продажей билетов на предприятиях. И выбрали для этого Московский 2-й часовой завод. Как хорошо, думалось, что рабочие имеют возможность покупать билеты, не тратя на это рабочее время, что им доступен и Большой театр, и МХАТ...

- Да что вы! Большой театр, да еще партер!.. Это из области фантастики, - перебивает нас Раиса Григорьевна Щербина, общественный распространитель театральных билетов на заводе. - Нам бы хоть на третий ярус достать!

- Как достать? Ведь у вас же заключен договор с МДТЗК!

Щербина вместе с культоргом завода Л. Ф. Дятловой нам рассказала вот что:

- Наш 2-й часовой завод - одно из крупнейших предприятий, на котором трудится более десяти тысяч человек. И большинство из них - молодежь. Проблема организованного досуга одна из острейших. Ежемесячно мы приобретаем билеты во Фрунзенской театральной кассе в среднем на две тысячи рублей. Это значит, что билетами мы можем обеспечить в месяц не более пятнадцати процентов рабочих. Полтора спектакля на человека за год! Я уже не говорю о качественной стороне отдельных постановок. Мы понимаем, что проблема попасть на хороший спектакль родилась не сегодня. И, пожалуй, она не так легко разрешима. Ведь спрос растет: повышается культурный уровень жизни советского человека. Но вот что нас беспокоит: в последнее время резко снизилось и количество билетов, и их "качество". Нам тоже приходится брать билеты в "нагрузку"...

Что ж, значит, и эта форма продажи билетов не гарантирует настоящей встречи с искусством театра? Увы, именно сюда, на предприятия, и идет широким потоком, та самая "нагрузка", от которой не может отбиться покупатель в театральной кассе.

И тогда вспомнилось, как в конце разговора с В. Д. Трубиным мы задали ему каверзный вопрос: "А так ли уж необходима городу МДТЗК?" И его уверенный ответ: Да, нужна, иначе многие театры просто бы "прогорели", не смогли бы сами реализовать билеты на свои спектакли. Сейчас же они пока реализуют в своих кассах то, что не составляет особого труда.

КАКОЙ же напрашивается вывод? Быть может, стоит сосредоточить всю продажу билетов в самих театрах, поручить им реализацию, так сказать, своей продукции? Ведь творческая и экономическая стороны жизни театра должны быть тесно связанными. И это отнюдь не означает, что театр должен работать на так называемого "кассового" зрителя. Конечно, нет. Советское театральное искусство всегда служило и служит высоким, благородным целям эстетического воспитания, духовного обогащения наших людей. И речь в данном случае идет только о создании произведений высокой идейно-художественной ценности, об ответственности театров перед широкими массами зрителей.

И еще один важный момент, думается, надо учесть. Как помните из разговора с руководителем МДТЗК, путь прохождения "ходовых" билетов многоступенчат. И после каждой ступени их становится меньше и меньше, если учесть все "льготы" причастных к распространению 320 кассиров и 1700 общественных распространителей. Подумать только - ведь это всего только на тридцать театров! А к этому добавьте еще и штаты кассиров в самих театрах. Не слишком ли мы расточительны?!

Вопросы, вопросы, вопросы... Вряд ли на них возможно ответить в одной статье. Проблема требует всестороннего рассмотрения, изучения, но думается, некоторые ее аспекты очевидны уже сейчас.

Опубликовано 25 февраля 2015 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Станиславский, Большой театр



Полная версия публикации №1424858065

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ © КАК КУПИТЬ БИЛЕТ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР?

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU