Полная версия публикации №1480758958

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ © КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. В. ЛЕПЕТЮК, © КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 декабря 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1480758958&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. В. ЛЕПЕТЮК, © КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 декабря 2016. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1480758958&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. В. ЛЕПЕТЮК, © КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ / Вопросы истории, № 8, Август 1970, C. 20-29.



публикация №1480758958, версия для печати

© КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ


Дата публикации: 03 декабря 2016
Автор: А. В. ЛЕПЕТЮК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1970, C. 20-29
Номер публикации: №1480758958 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Созидание новой, социалистической культуры как одна из закономерностей перехода от капитализма к социализму представляет собой важную проблему советской историографии. Поэтому понятен постоянный интерес историков к вопросам культурной революции в СССР. В последние годы эти вопросы стали предметом коллективного обсуждения ученых1 , углубленной монографической разработки. И все же до сих пор имеются районы страны, слабо изученные в этом отношении. К их числу относится и Камчатка.

 

Культурное строительство на Камчатке с ее в прошлом крайне отсталым населением представляло особую трудность. Некоторые сведения о нем, к сожалению, довольно общие и краткие, содержатся в опубликованных работах2 . Однако специально эта тема в литературе еще не рассматривалась. Между тем культурное развитие Камчатки отмечено значительным своеобразием, а глубина и масштабы происшедших здесь перемен заслуживают большего внимания советских историков. Изучение этого развития представляет научный интерес и с точки зрения исследования основных процессов культурного строительства по стране в целом. Попытка показать происшедшие за годы Советской власти решающие изменения в культурной жизни на самой далекой окраине нашей Родины предпринимается в настоящей статье.

 

Камчатка была одной из самых отсталых окраин царской России. Более двух столетий ее богатства расхищались частными предпринимательскими фирмами, в том числе иностранными, японскими и американскими, а население, обреченное на жалкое существование, вымирало. Рассуждениями о "нерадивости и неприспособленности к труду аборигенов" царские чиновники обосновывали бесполезность затрат средств на их просвещение. По данным переписи 1897 г., на Камчатке было всего 50 человек грамотных3 . В начале XX в. на полуострове действовало несколько миссионерских начальных школ "для инородцев". Отношение к ним было настороженным: население видело в них попытку русских властей навязать свои обычаи, религию. Темнота и невежество были уделом местных жителей вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Широкое культурное строительство на Камчатке началось значительно позднее, чем в центре страны, в связи с особыми условиями,

 

 

1 "Культурная революция в СССР. 1917 - 1965 гг.". М. 1967; В. Т. Ермаков. О содержании и хронологических рамках культурной революции в СССР. "Вопросы истории", 1966, N 10; В. А. Куманев. Некоторые проблемы изучения культурной революции в СССР. "Вопросы истории", 1967, N 12.

 

2 "Дальний Восток за 40 лет". Комсомольск-на-Амуре. 1958; Н. А. Жихарев. Очерки истории Северо-Востока РСФСР 1917 - 1953 гг. Магадан. 1961; "Вопросы истории партийных организаций Дальнего Востока". Хабаровск. 1968; "Возрожденные народности". Владивосток. 1968 и др.

 

3 Б. Н. Герцберг. Красная яранга. Хабаровск. 1955, стр. 3.

 
стр. 20

 

в которых оказался полуостров в годы гражданской войны. Но и в период борьбы за власть Советов (декабрь 1917 - ноябрь 1922 г.) первый на северо-востоке страны Совет рабочих и солдатских депутатов г. Петропавловска, а затем Камчатский областной военно-революционный комитет, который в январе 1920 г., после разгрома колчаковских банд, стал единственным органом власти, уделяли внимание культурной работе среди населения. При Народном Доме по инициативе коммунистов была открыта первая публичная библиотека-читальня, для коренных жителей были организованы первые школы4 . В январе 1920 г. по инициативе жителей Петропавловска, в основном учителей-общественников, было создано культурно-просветительное общество "Просвещение". В специальной анкете общество сообщало, что его цель - войти в "непосредственное общение с народом, чтобы... дать ему возможность... научиться тому, что еще неизвестно... проявить свои способности... познакомиться с историей и этнографией родной Камчатки, ...внести в народные массы понятие о красоте и идеалах жизни, развить стремление к усовершенствованию"5 . Десять секций общества (общеполитическая, литературная, историческая, музыкальная и др.) при материальной помощи ВРК и граждан города развернули разнообразную работу. Следует отметить организацию народных образовательных курсов в объеме гимназии и постановку спектаклей по пьесам Пушкина, Островского, Горького6 . Параллельно с этой организацией действовал "Петропавловский кружок молодежи", в который входило 30 человек7 .

 

Остро ощущалась потребность в образованных людях. В телеграмме В. И. Ленину 21 марта 1921 г. председатель Камчатского облнарревкома И. Е. Ларин, характеризуя обстановку на Камчатке, писал: "Политическая и культурная жизнь мертва, население малокультурно за неимением школ... Нужны кадры интеллигентных работников, инструкторов по всем вопросам... Во всей области имеется 1 юрист, 4 человека с техническими познаниями, 2 врача"8 . Петропавловский уездный съезд Советов (март - апрель 1920 г.), а затем III Камчатский областной съезд представителей населения (октябрь 1920 г.) призвали к созданию единой трудовой социалистической школы для политического и культурного просвещения взрослого населения. Первые культурные начинания "а Камчатке были недолговечны, но они способствовали пробуждению стремления населения к строительству новой, культурной жизни.

 

С утверждением в ноябре 1922 г. Советской власти на Камчатке были созданы необходимые политические предпосылки для широкого социалистического, в том числе культурного, строительства. С образованием Камчатской губернии в составе Дальневосточной области с декабря 1922 г. начал действовать Камчатский губревком РКП(б) во главе с В. М. Кручиной. На плечи малочисленной группы коммунистов (в Петропавловской уездной организации РКП(б) состояло 10 членов и около 15 - 20 кандидатов в члены партии)9 легла вся ответственность за укрепление Советской власти среди отсталого населения и широкое национально-культурное строительство. Условия работы были трудными: население малочисленно, крайне разбросано10 , весь уклад его жизни был

 

 

4 "Первый Совдеп". Документы и материалы о Петропавловском Совете рабочих и солдатских депутатов. Петропавловск-Камчатский. 1967, стр. 5.

 

5 Государственный архив Камчатской области (ГАКО), ф. 110, оп. 1, д. 1, л. 19.

 

6 "Известия Камчатского областного Совета Трудового народа", N 74, 15.IV.1920.

 

7 "Полярная Звезда" - орган Камчатского губбюро РКП(б), 1.VII.1923.

 

8 "За власть Советов. 1920 - 1922 гг. (Из истории установления Советской власти в Камчатской области)". Документы и материалы. Владивосток. 1967, стр. 81.

 

9 Партийный архив Камчатского обкома КПСС (ПАКО), ф. 19, оп. 1, д. 6, л. 18.

 

10 Численность населения Камчатской губернии, в основном кочевого, составляла в 1923 г. немногим более 30 тыс. чел., а его плотность - 0,3 чел. на квадратную версту (ПАКО, ф. 19, оп. 1, д. 6, лл. 12, 14).

 
стр. 21

 

примитивным. Камчатка тысячами верст была оторвана от промышленных и культурных центров страны, внутри полуострова населенные пункты были разобщены, с некоторыми из них связь была возможна один раз в год.

 

Ряды партийной организации на Камчатке росли довольно быстро: к 1 ноября 1924 г. в 8 партячейках было уже 78 членов и 32 кандидата в члены партии, партячейки возникли в Усть-Камчатске, Усть-Большерецке, на Чукотке и острове Беринга11 . Но и этих сил было недостаточно. В этих условиях важную роль должно было сыграть политическое просвещение взрослого населения. К коммунистам и комсомольцам, стремившимся овладеть политграмотой, присоединились и беспартийные массы Петропавловска.

 

Специфические условия Камчатки требовали таких организационных форм культурно- просветительной работы, которые бы учитывали разнообразие этнических групп населения губернии, были бы им понятны и достаточно дешевы для местного бюджета. Так возникли "мягкие" избы-читальни (то есть содержавшиеся лишь частично по местному бюджету), типичные для большинства камчатских селений, и красные уголки для населенных пунктов с числом дворов менее десяти. Они обслуживали население, говорившее на русском языке. "Красные яранги" и передвижные палатки-читальни зарекомендовали себя как наиболее доступные формы работы среди местного населения.

 

Одновременно и в тесной связи с другими районами Дальнего Востока на Камчатке проводились расширение и реорганизация школьной сети, начатые еще в годы становления Советской власти. Состояние дела народного образования в Камчатской губернии было тяжелым. Школы часто прекращали работу из-за нехватки учителей. Так, в мае 1923 г. из 59 школ функционировало только 2912 . Не хватало помещений, которые можно было бы приспособить для занятий, почти не было учебников, бумаги и других принадлежностей. Школьная сеть обслуживала исключительно оседлое население. По охвату школами детей Камчатский округ занимал последнее место в Дальневосточном крае. В 1926 - 1927 гг. на 1 тыс. детей в школах первой ступени здесь обучалось в среднем 80 чел., в округе - 44 человека13 . Между тем для развития хозяйственной жизни на полуострове требовались грамотные и культурные люди, хорошо знающие местные условия. В соответствии с этими задачами и строилась камчатская школа. В короткий срок дело народного образования получило заметное развитие: если в 1923/24 учебном году на Камчатке было 38 школ с 1120 учащихся, то в 1925/26 учебном году школ стало 54, а учащихся - 1563 человека. Вместе с расширением сети школ увеличивались расходы на народное образование. В расчете на душу населения они выросли с 3 руб. 12 коп. в 1923/24 г. до 6 руб. 95 коп. в 1926/27 году14 . Кадры работников просвещения пополнились учителями, приехавшими с материка. Всего на Камчатке в 1925/26 учебном году трудилось 85 учителей, из них 28 человек имели специальное педагогическое, 2 - высшее, 41 - среднее и 14 - незаконченное среднее образование15 .

 

Особое значение на Камчатке имело обучение детей коренного населения. Приехавшие с материка учителя, незнакомые с местным языком и обычаями, часто менялись. Отсталое население (особенно кочевое)

 

 

11 Н. А. Жихарев. Указ. соч., стр. 121.

 

12 ПАКО, ф. 19, оп. 1, д. 26, л. 75.

 

13 "Отчет Камчатского окружного революционного Комитета (ОРК) I Камчатскому съезду Советов". Петропавловск-Камчатский. 1928, стр. 159. (Камчатский округ, образованный в 1926 г., входил в Дальневосточный край. В 1932 г. округ был преобразован в область ДВК).

 

14 "Отчет Дальневосточного краевого исполнительного комитета за 1925/26 год". Приложение 1. Хабаровск. 1927, стр. 12.

 

15 ПАКО, ф. 19, оп. 1, д. 81, л. 25.

 
стр. 22

 

не сразу освобождалось от недоверчивого, а то и враждебного отношения к школе, выступало против обучения детей. Этому способствовала агитация местных богатеев и шаманов, пытавшихся дискредитировать советскую школу. Учителям, партийным и советским органам приходилось вести большую разъяснительную работу среди родителей, убеждая их отдать детей в школу.

 

В условиях разбросанности карликовых селений по необъятным просторам тайги и тундры, при почти полном отсутствии средств связи обычные школы были непригодны, Малые народности Северо-Востока нуждались в такой школе, которая, не ломая, по возможности, привычного уклада жизни детей, не отрывая их от трудовой и промысловой деятельности, облегчила бы борьбу с суровой природой Севера, привила культурные навыки в хозяйстве и быту, вооружила техническим опытом, помогла воспринять достижения материальной и духовной культуры. Это определяло своеобразие форм школьного строительства в национальных районах; однокомплектные и двухкомплектные школы-передвижки, обслуживавшие села с числом жителей 150 - 100 чел., и школы- интернаты, где обучались дети, съезжавшиеся из самых глухих и малонаселенных мест. В 1928 г. в 18 национальных школах обучалось 90 детей ительменов, 220 - коряков, 60 - алеутов, 60 - чукчей16 . Почти во всех национальных школах детям предоставлялся завтрак, а в некоторых - одежда и белье. Большое внимание уделялось санитарно- гигиенической работе и борьбе с социальными болезнями.

 

Большую помощь местным партийным и советским органам в руководстве социалистическим строительством оказывали Коммунистическая партия и Советское правительство. С организацией в 1924 г. при ВЦИК Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) работа по культурному строительству на Камчатке стала более координированной. По инициативе Комитета Севера в Камчатском округе за период 1927 - 1930 гг. было открыто три культбазы: Корякская, Чукотская и Эвенская. Как и везде на Севере, они представляли собой сложный комплекс, куда входили школы с интернатами и учебными мастерскими, больницы, зооветпункты, радиостанции, бани и другие. Организация культбаз позволила распространить на национальные районы и работу по ликвидации неграмотности, которая на юге полуострова началась уже в 1923 году. Неграмотность населения составляла здесь 90%17 . Уже в 1924 - 1926 гг. кампания по ликвидации неграмотности стала принимать широкий общественный размах. Празднование 1 Мая 1924 г. прошло в Петропавловске под лозунгами: "1 Мая 1924 года - начало наступления на фронте неграмотности среди трудящихся Камчатки!", "Неграмотность - резерв контрреволюции", "Трудящиеся Камчатки объявляют беспощадную борьбу наследию царизма - безграмотности!"18 . Губревком сообщал, что каждое селение, насчитывавшее даже 10 - 15 дворов, считало первым делом приобрести и оборудовать здание школы, независимо от того, будет ли к ним прислан учитель. Собрание граждан села Пенжино 13 декабря 1924 г., например, так обосновало свою просьбу к Гижигинскому уревкому организовать в их селе ликпункт и школу для малограмотных: "В настоящее время в Советской России идет успешная борьба с неграмотностью, и нам желательно, чтоб у нас тоже не было бы неграмотных на нашей дальней глухой окраине"19 . В результате принятых мер, несмотря на большие трудности в организации работы по ликбезу на юге округа, грамоте было обучено более тысячи, а на севере - около ста человек20 . Особая заслуга

 

 

16 "Отчет Камчатского ОРК I Камчатскому съезду Советов", стр. 160.

 

17 ПАКО, ф. 19, оп. 1, д. 100, л. 84.

 

18 ЦГА РСФСР Дальнего Востока, ф. р. - 2333, оп. I, д. 144, л. 70.

 

19 Там же, ф. р. - 2328, оп. 1, д. 38, л. 24.

 

20 "Отчет Камчатского ОРК 1 Камчатскому съезду Советов", стр. 165.

 
стр. 23

 

в этом принадлежала учителям, которые, обучая детей, налаживали в то же время работу ликпунктов и школ малограмотных, изб-читален и красных уголков для взрослых.

 

Для подъема общественной активности населения Камчатки немало сделала газета "Полярная Звезда" - орган Камчатского окружкома партии. К 1928 г. она накопила уже 10- летний опыт работы. В трех районах начали работать первые кинопередвижки, получило развитие библиотечное дело. Таким образом, было положено начало широкому культурному строительству на Камчатке: расширена и реорганизована школьная сеть, развернулась работа по политическому просвещению и ликвидации неграмотности взрослого населения, создана сеть культурно-просветительных учреждений.

 

Хозяйственное и культурное строительство на Камчатке в 30-е годы шло значительно возросшими темпами. Уже в 1932 г. рыбная промышленность края давала 10% всей рыбопродукции СССР21 . Вошли в строй первенцы камчатской индустрии: судоремонтная верфь и жестяно-баночная фабрика. Самостоятельное значение приобретали лесная промышленность, морской, речной, автомобильный, а затем и авиационный транспорт. В 1929 г. на Камчатке началась коллективизация сельского хозяйства, получившая широкий размах в 1931 - 1933 годах. Приток населения на Камчатку и появление собственного рабочего класса и кооперированного крестьянства были естественным следствием ее хозяйственного развития22 . Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 г. на территории Камчатки были образованы Корякский, Чукотский и Эвенский национальные округа. Впервые в истории малые народности Камчатки получили свое самоопределение, что стимулировало их культурное развитие.

 

Возросшую потребность в кадрах специалистов помогали удовлетворять Дальневосточный туземный техникум и созданный в 1930 г. Институт народов Севера в Ленинграде. Однако всей проблемы с их помощью решить было нельзя. Нужны были учебные заведения на месте. В этот период были созданы Петропавловское, Тигильское и Анадырское педучилища, Петропавловская фельдшерская школа, зооветтехникум и колхозная школа. В 1938 г. при Корякской (Пенжинской) культбазе была открыта областная политпросветшкола. Все они стали кузницей кадров партийных, советских, медицинских работников, учителей и работников сельского хозяйства. Успехи в подготовке национальных кадров на местах свидетельствовали о больших достижениях в культурном строительстве на Камчатке.

 

Выполняя решения XVI съезда ВКП(б), Камчатская партийная организация выдвинула в качестве ударной задачи проведение всеобуча и ликвидацию неграмотности. Рост ассигнований на школьное строительство и содержание интернатов, посылка учителей на работу в районы области с материка позволили резко расширять год от года школьную сеть. В 1939/40 учебном году в области работало 213 школ, в которых обучалось 14669 детей, а в 1940/41 учебном году в 240 школах обучалось уже 16746 детей23 . Процент охвата всеобучем вырос за один учебный год с 93 до 95,824 . Если в целом по стране предполагалось провести всеобуч к 1930 - 1931 гг., то для некоторых районов, в том числе для Камчатки, допускалось отступление от этих сроков. Рекомендации Президиума ЦИК и СНК СССР учитывали особенности проведения этой работы в (национальных районах. Но, несмотря на трудности, строитель-

 

 

21 М. А. Сергеев. Камчатский край. Москва. 1932, стр. 43.

 

22 В 1934 г. население Камчатки увеличилось по сравнению с 1927 г. в 1,5 раза и составило 160,6 тыс. человек. М. А. Сергеев. Народное хозяйство Камчатского края. М. - Л. 1936, стр. 156.

 

23 ГАКО, ф. 138, оп. 1, д. 26, л. 2; "Камчатская правда", 10.I.1940.

 

24 ГАКО, ф. 138, оп. 1, д. 26, л. 3.

 
стр. 24

 

ство школ расширялось и здесь. В 1932/33 учебном году в Чукотском национальном округе было 29 школ, в 1933/34 - их стало 37, в Корякском округе соответственно - 35 и 4125 . Учителя национальных школ снабжались методической литературой, им предоставлялись материальные льготы и другие преимущества. Роль школы как культурного центра, как проводника советского влияния на население постоянно возрастала.

 

Большое значение в культурной работе имело создание национальной письменности. Первый букварь на корякском языке составили в 1930 г. учителя Корякской культбазы А. Н. Богданов, Н. М. Коваленко и И. В. Лонгинов. С тех пор письменность на языках народов Севера претерпела большие изменения, с латинской она была переведена на русскую основу. Тем самым восприятие ительменами, коряками, алеутами, чукчами, эвенами русского языка, к которому они тянулись, и приобщение их к культурным богатствам великого русского народа были облегчены. С 1932 г. в начальных и повышенных школах области было введено обучение грамоте на родном языке.

 

Создание национальной письменности вызвало массовую тягу взрослого населения к образованию, тем самым способствуя решению еще одной ключевой задачи культурной революции в предвоенные годы - ликвидации неграмотности. Если в 1931 - 1932 гг. в северных районах области действовало 20 пунктов ликбеза, а ликбез-школы окончили 144 чел., то в 1938 - 1939 гг. на всей территории Камчатки работало уже 90 школ и пунктов ликбеза (84 из них - национальные), а их окончили 1729 чел.26 . Процент населения, умеющего читать на русском и корякском языках, в Корякском национальном округе увеличился в 1931 - 1937 гг. с 21,1 до 60%27 . В ходе ликвидации неграмотности выросли новые кадры учителей, которые шли в гущу населения, становились проводниками социалистической культуры. В целом по области на работе по ликвидации неграмотности было занято 335 учителей и 445 культ-армейцев28 . На всю область прославились имена Юшиной - корячки из с. Тигиль, окончившей курсы ликбеза; комсомолки, учительницы из с. Карага Гуторовой, тоже дочери корякского народа; Кима Кирилла - разъездного учителя, обучавшего охотников в тундре Олюторского района; комсомольца Бобрякова - заведующего почтовым отделением с. Пущино и др. В ряде районов области в 1940 г. появились села сплошной грамотности: Макарка, Пущино, Ганалы, Малка (Мильковского района); Ушки, Камаки, Кресты (Усть- Камчатского района); Воямполка, Седанка (Тигильского района); Зуйково, Опала, Ича (Большерецкого района); Уэль-Каль, Чаплино, Певек (Чукотка) и др.

 

Значительным достижением был выпуск первых подготовленных на Камчатке политпросветработников. Наряду с общим подъемом грамотности росла сеть библиотек, ставших центрами культпросветработы в области. С 1933 по 1940 г. число массовых библиотек возросло с 23 до 81, а количество книг в них увеличилось с 21 тыс. до 87 тыс. экземпляров29 .

 

Событием большой важности для Камчатки было создание в 1933 г. своего драматического театра. С первых дней его коллектив старался максимально сблизиться со зрителем. Творческая и общественно-политическая деятельность театра с самого начала была направлена на решение задач, стоявших перед трудящимися области. Радио, кино, печать, театр, библиотеки, клубы, избы-читальни и "красные яранги" - таковы разнообразные средства, служившие делу коммунистического воспитания трудящихся Камчатки.

 

 

25 "Советский Север", N 3, 4, 1935, стр. 51.

 

26 ГАКО, ф. 170, оп. 1, д. 11, лл. 33 - 34; д. 18, лл. 114, 116; д. 21, л. 105.

 

27 М. А. Сергеев. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М. 1955, стр. 384.

 

28 "Камчатская правда", 3, 5.I.1940.

 

29 "Народное хозяйство Камчатской области". Статистический сборник. Хабаровск. 1966, стр. 120.

 
стр. 25

 

Огромным испытанием для всего советского народа была Великая Отечественная война. Свой вклад во всенародную борьбу против фашизма внесли и труженики Камчатской области, в том числе работники культурного фронта. Несмотря на трудности военного времени, неуклонно выполнялся закон о всеобуче. В 1944 г. он был выполнен полностью в 10 районах, а в целом по области 99,3% детей было охвачено всеобщим обязательным обучением30 .

 

Работники культуры принимали активное участие в хозяйственно-политических кампаниях, помогая трудящимся в выполнении государственных планов. Долиновская, Кирганикская, Пахача-Корякская избы-читальни и Паланский Дом культуры показали себя подлинными культурными центрами. Активно работал коллектив Камчатского областного краеведческого музея. К 1941 г. в музее был создан краеведческий актив. Экскурсии по военно-патриотической тематике, передвижные выставки, лекции в колхозах и (рыболовецких бригадах - таковы были основные формы работы музея.

 

В годы войны в областном драматическом театре были поставлены спектакли, воспитывающие в зрителях любовь к Родине, показывающие героизм советских людей в тылу и на фронте, среди них - "Русские люди" К. Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, "Партизаны в степях Украины" А. Корнейчука и др. Театр ставил спектакли, сбор от которых поступал в фонд помощи фронту. Продолжалась установившаяся с рождения театра традиция выездов артистов с гастролями на Западное и Восточное побережья области. Эта деятельность коллектива была высоко оценена Камчатским обкомом партии. Дважды за годы войны Наркомат рыбной промышленности СССР отмечал творческую работу театра на путине. В дни боев против империалистической Японии на Курильских островах к коллективу пришла слава театра-бойца. Его фронтовая бригада выступала с концертами в госпиталях и на мобилизационных пунктах Камчатского оборонительного района и районов боев. Активным помощником партийных, советских, профсоюзных организаций области была печать, уже к началу войны представленная 2 областными, 2 окружными, 8 районными, 18 многотиражными газетами, каждая из которых опиралась на свой авторский актив.

 

В послевоенные годы трудящиеся Камчатки с еще большей активностью трудились на всех фронтах хозяйственного и культурного строительства. Дальнейшее развитие получило народное образование. К 1949 г. в области насчитывалось 377 школ, в которых обучалось 32 тыс. детей. Действовало 3 педучилища, 30 школ рабочей и сельской молодежи. С 1945 по 1949 г. число учителей в школах увеличилось до 455 человек31 . В 1958 г. в области трудилось уже более 2 тыс. учителей. Качественный состав педагогических кадров год от года совершенствовался, например, только с 1953 по 1958 г. число учителей с высшим образованием утроилось32 . Многие учителя трудились исключительно самоотверженно и плодотворно. С 1935 г. работала в школах области С. И. Яковлева. Ее стараниями в Петропавловской школе N 3 создан учебно- опытный участок, лучший в области. С 1934 г., более 20 лет, учительствовал в с. Соболево И. В. Лонгинов. Молодой камчадал прошел большой путь от ученика Паланской церковноприходской школы до заслуженного учителя школы РСФСР. Широко известны на Камчатке имена В. А. Целебровской из Петропавловска, Д. П. Правоверовой - директора Карагинской школы, А. С. Мазно из Пенжинского района, А. Г. Сопкина - директора Тигильской школы и др. Вместе с педагогами старшего поколения трудилась молодежь, перенимая их ценный опыт.

 

 

30 ГАКО, ф. 138, оп. 1, д. 74, л. 31.

 

31 "Камчатская правда", 11.XI.1949.

 

32 "Камчатская правда", 5.VI.1958.

 
стр. 26

 

В 50-е годы в области сложилась широкая система общеобразовательной и производственно-технической подготовки молодежи, куда входили школы ФЗО, ремесленные училища, учебно-курсовые комбинаты, курсы и школы повышения квалификации, вечерние школы. Совершенствовалась и система подготовки национальных кадров. В мае 1948 г. состоялся первый выпуск учащихся в Корякской оленеводческой и Чукотской сельскохозяйственной окружных школах. К 1954 г. в колхозах и совхозах Корякского национального округа работало более 140 грамотных молодых зоотехников, ветфельдшеров, овощеводов, полеводов, счетоводов33 . В эти годы значительно растут государственные ассигнования на культурные нужды области: в 1954 г. они составляли 3808 тыс. руб., в 1956 г. - 6230 тыс.руб., в 1957 г. - 8241 тыс. рублей34 .

 

Основной трудностью по-прежнему оставалась острая нехватка квалифицированных кадров культпросветработников. В 1949 г. в учреждениях культуры работал 321 человек, из них 4 чел. - с высшим образованием, 30 - со средним, остальные - с незаконченным средним и начальным образованием35 . В 1954 г. из 89 работников сельских клубных учреждений только 21 имел среднее образование, 43 - семилетнее, остальные - начальное36 . Однако работники культуры являлись активными помощниками партийных и советских организаций области. Их творческая работа помогала коммунистическому воспитанию трудящихся, всестороннему развитию народных талантов и дарований. Шире развернулась художественная самодеятельность. Прошедший в феврале 1956 г. первый областной смотр художественной самодеятельности народов Севера вылился в праздник национального искусства.

 

С вступлением СССР в период развернутого строительства коммунизма хозяйственное и культурное развитие Камчатки осуществляется темпами, каких область не знала раньше. В 1959 - 1965 гг. объем промышленной продукции увеличился в 1,9 раза, в том числе добыча рыбы - в 2 раза. Рыбная промышленность оснащалась новой техникой, расширялось активное морское рыболовство - основная отрасль хозяйства Камчатки. На Камчатке развивается многоотраслевое сельское хозяйство, которое теперь полностью удовлетворяет потребности населения области в продуктах питания. Объем сельскохозяйственной продукции за семилетие увеличился в 2,8 раза.

 

Успехи хозяйственного строительства, были бы невозможны без непрерывного роста общеобразовательного и культурного уровня трудящихся области. В последние годы особенно возросла тяга населения к науке, литературе и искусству. И это результат деятельности работников культуры. На 1000 жителей Камчатки приходится 1700 различных печатных изданий. У трудящихся области 58 тыс. радиоточек, около 40 тыс. радиоприемников. С 1961 г. работает Петропавловск-Камчатская студия телевидения. Только за 1967 г. торгующими организациями продано 3856 телевизоров37 . В области действуют около 450 кинотеатров (И киноустановок. Все это создает благоприятные условия для развертывания идеологической и культурной работы.

 

Находится на подъеме камчатская школа. Ежегодно средние общеобразовательные школы оканчивают около 1,3 тыс. человек. В 1968/69 учебном году численность учащихся в начальных, восьмилетних и средних школах составила около 51 тыс. человек38 . Все большее развитие получают школы рабочей и сельской молодежи, созданные в стране в

 

 

33 "Камчатская правда", 27.X.1954.

 

34 "Камчатская правда", 30.V.1957.

 

35 ГАКО, ф. 540, оп. 1, д. 1, л. 429.

 

36 Там же, д. 4, л. 1.

 

37 "Камчатская правда", 24.I.1968.

 

38 "Камчатская правда". 24.I.1970.

 
стр. 27

 

годы войны. Таких школ в области в 1968/69 учебном году было 23, число учащихся в них составляло 4018 человек.

 

Большую работу по подготовке кадров специалистов проводят профессионально- технические училища. Число учащихся в них за последние годы растет очень интенсивно. В 1950 г. их было 321, в 1958 г. - 470, в 1965 г. - 964, в 1967 г. - 1200 человек. Открылись двери новых школ для детей коренных национальностей Камчатки. Более 2,5 тыс. школьников Корякского национального округа, детей эвенов Быстринского и алеутов Алеутского районов находится на полном государственном обеспечении. В области 12 школ-интернатов с 3,3 тыс. учащихся39 .

 

До 1958 г. на Камчатке не было ни одного высшего учебного заведения. Число средних специальных учебных заведений было недостаточно, а круг специальностей, обучение которым было возможно, - весьма узок. В настоящее время в области действует 6 стационарных средних специальных учебных заведений (Петропавловские - медицинское, педагогическое, мореходное и музыкальное училища, торгово-кооперативный и рыбопромышленный техникумы). В 1958 г. был организован Камчатский государственный педагогический институт с дневным, вечерним и заочным отделениями. В 1968 г. открылось дневное отделение Камчатского филиала Дальневосточного института рыбного хозяйства (Дальрыбвтуза). Число студентов быстро растет. Если в 1964/65 учебном году их было 5,3 тыс., то в 1966/67 году - 6,4 тыс. человек40 .

 

Успешно развивается заочное обучение. Камчатский филиал Дальрыбвтуза, организованный в 1960 году, превратился в кузницу инженерно-технических кадров для рыбной промышленности Камчатки. В 1963 г. на Камчатке был открыт учебно- консультационный пункт Всесоюзного юридического заочного института. Пополнилась система заочных средних специальных учебных заведений.

 

На Камчатке действуют и научные учреждения: Камчатское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Институт вулканологии Сибирского отделения Академии наук СССР, сельскохозяйственная опытная станция.

 

Успехи в подготовке собственных квалифицированных специалистов в настоящее время определяют развитие всех видов культурно-просветительной работы в области. Наряду с коллективом областного драматического театра на Камчатке плодотворно трудится коллектив областной филармонии. В условиях Камчатки особое значение приобретает деятельность различных местных художественных коллективов. В 1959 г. на базе самодеятельного коллектива Елизовского районного Дома культуры был организован первый в области народный театр. Его режиссером стал М. А. Дубов, а первыми артистами театра - рабочие Елизовского СМУ-4, учителя и др., всего 50 человек. За период с 1959 по 1964 г. театром сыграно 108 спектаклей, которые просмотрели 20 тыс. зрителей. На Всероссийском юбилейном смотре народных театров в 1967 г. театр занял первое место. Сегодня в области работает несколько народных театров, в том числе народный театр юного зрителя. Серьезным экзаменом для камчатских самодеятельных артистов был проведенный в 1967 г. в г. Хабаровске смотр художественной самодеятельности зоны Дальнего Востока. В 1967 г. родился первый корякский балет "Мэнго", давший имя национальному ансамблю. Его художественным руководителем стал А. Гиль. Рождение балета, несущего в себе идею борьбы в прошлом отсталого корякского народа за светлое будущее, - знаменательное событие в культурной жизни Камчатки. Десять лет существует Камчатское литературное объединение. За это время оно издало десятки сборников произведений камчатских литераторов. Имена В. Косыгина,

 

 

39 "Камчатская правда", 24.I.1968.

 

40 "Народное хозяйство Камчатской области", стр. 118.

 
стр. 28

 

Г. Поротова, В. Воскобойникова, А. Харитоновского, В. Воробьева, Р. Райгоредецкого, И. Корнева известны и за пределами области.

 

XXIII съезд КПСС выдвинул в качестве одной из первоочередных задачу дальнейшего повышения культуры села. На Камчатке это зачастую требует усиления культурной работы в селах с национальным или смешанным населением. Ведущей силой в этой работе являются представители интеллигенции: учителя, медицинские работники, специалисты сельского хозяйства. По почину интеллигенции села Манилы, Пенжинского района, в 1958 г. в селах области (не только в национальных, но и с русским населением) начался поход за санитарную и общую культуру быта. Партийные и советские органы поддержали создание женсоветов, помогли в организации работы с местным населением. Обучая хозяек приготовлению пищи, уходу за детьми, шитью одежды, прививая вкус в убранстве жилья, женсоветы помогают местному населению отказаться от того, что держало его в плену старых представлений, способствуют внедрению нового быта. Широкое распространение в области получил опыт работы женсоветов сел Парень, Оклан и Манилы, Пенжинского района. Сложились и другие формы культурной работы на селе: спецгруппы по борьбе за здоровый быт, школы культуры быта и др. В корне изменился и внешний облик многих сел области. На смену тесным юртам и землянкам приходят удобные дома; в поселках, как правило, имеются больница, школа, магазин, столовая, баня и другие учреждения культурно-бытового назначения.

 

Партийные организации области активно поддерживают и направляют развитие общественных начал в культурном строительстве. Одним из ярких проявлений развития таких начал являются народные университеты. Университеты культуры, университеты для родителей, университеты технического прогресса, здоровья и др. завоевали популярность в области и уже накопили известный опыт. Практикуются выездные университеты для обслуживания рыбаков и оленеводов, отдаленных о г районных центров. К работе университетов привлекаются артисты, преподаватели, инженеры и техники, медицинские, партийные и советские работники. Вечерние школы, работающие на общественных началах, общественные советы и правления при домах культуры и клубах, методические советы при библиотеках и книжных магазинах - все это характерные черты культурного развития Камчатки сегодня.

 

Массовая активность трудящихся Камчатки тесно связана с глубокими общественно- экономическими и политическими преобразованиями, входящими в жизнь больших и малых народностей нашей страны. Программа КПСС определяет современный период, период развернутого строительства коммунизма, как завершающий этап культурной революции. В ходе культурного развития на Камчатке предстоит решить еще немало важных задач. Решая их, трудящиеся Камчатской области в братской семье советского народа уверенно идут к новой, высшей ступени в культурном развитии человечества - культуре коммунизма.

 

 

Опубликовано 03 декабря 2016 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Камчатка



Полная версия публикации №1480758958

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ © КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КАМЧАТКЕ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU