Полная версия публикации №1527867027

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ КОЛЬСКИЕ СААМЫ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. Л. Киселев, (Мурманск), Т. А. Киселева, (Мурманск), КОЛЬСКИЕ СААМЫ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 июня 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1527867027&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. Л. Киселев, (Мурманск), Т. А. Киселева, (Мурманск), КОЛЬСКИЕ СААМЫ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 01 июня 2018. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1527867027&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1527867027, версия для печати

КОЛЬСКИЕ СААМЫ


Дата публикации: 01 июня 2018
Автор: А. Л. Киселев, (Мурманск), Т. А. Киселева, (Мурманск)
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1527867027 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


На Крайнем Северо-Западе СССР, в центре Кольского п-ва, проживает небольшая народность - саамы (до 30-х годов их называли лопарями). По данным Всесоюзной переписи населения (1979 г.), в Советском Союзе проживало 1,9 тыс. саамов. Кольские саамы входят в число малых народностей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и представляют самую маленькую, восточную ветвь саамов, проживающих на Севере Европы - в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Численность лопарей в пределах русской Лапландии никогда не превышала 2 тыс. человек. Значение этой народности в истории Европейского Севера определяется тем, что, во-первых, лопари (саамы) - коренное население Кольского п-ва, аборигены Заполярья; во-вторых, они накопили огромный опыт хозяйствования в суровых природных и климатических условиях; в-третьих, у этой народности сложились вековые традиции оленеводства, самобытная культура.

До Великой Октябрьской социалистической революции лопари жили довольно изолированно, вели в основном натуральное хозяйство, занимались оленеводством, рыболовством, в меньшей степени - охотой. О саамах писали ученые и путешественники XIX - начала XX века. Незадолго до революции вышла книга, в которой рассказывалось о судьбе этого народа, об основных занятиях населения Кольской тундры, о проблемах ассимиляции, культуры, традиций 1 . Однако самое крупное и наиболее ценное исследование по данному вопросу принадлежит этнографу Н. Н. Харузину, получившему за свой капитальный труд Золотую медаль Русского географического общества 2 . В первые годы Советской власти о лопарях писали чаще всего в связи с какими-либо политически важными событиями. Различного рода сведения об оленеводах сообщали журналы "Вестник Мурмана" и "Карело-Мурманский край". Ряд описаний лопарского быта можно обнаружить в очерках писателей и журналистов, побывавших в Кольской Лапландии в 20-е годы 3 , а также в отчетах губернских съездов Советов и Мурманской железной дороги 4 .

Исследований о социалистических преобразованиях в хозяйстве и культуре Кольских саамов пока мало. Многие вопросы демографии, ассимиляции, влияния урбанизации, создания письменности, сохранения языка, культуры и традиций этой народности требуют более тщательного изучения в связи с тем, что история ее вызывает все усиливающийся интерес как у советского, так и зарубежного читателя 5 . Часть этих проблем и будет затронута в данной работе.

Первым шагом Советской власти в области национального строительства на Кольском п- ве было признание за лопарями их исконной территории, предоставление им равенства прав и самоопределения. В начале 1920 г., сразу после изгнания интервентов и белогвардейцев с Севера, в исполком Мурманского уезда (Кольский п-в входил до июня 1921 г. в состав Архангельской


1 Львов В. Н. Русская Лапландия и русские лопари. Географический и этнографический очерк. Изд. 3-е. М. 1916.

2 Xарузин. Н. Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М. 1890.

3 Рихтер З. В. По Лапландии. М. 1929; Зорич А. Советская Канада. Очерки. М. 1931; Лебедев В. В. К северным народам (Путешествие к лопарям). М. 1933; и др.

4 Протоколы IV губернского съезда Советов Мурманской губернии. 23-27 октября 1923 г. Мурманск. 1923; Пятый съезд Советов Мурманской губернии. Стеногр. отч. 12-17 февраля 1925 г. Мурманск. 1925; Год колонизационной работы Мурманской железной дороги. Л. 1925; и др.

5 После того, как наша книга "Советские саамы: история, экономика, культура" (Мурманск. 1979) была переведена в Швеции, поступил ряд писем от ученых Норвегии, Франции, ФРГ с различными вопросами о Кольских саамах.

стр. 174


губ.) обратилась группа оленеводов с просьбой организовать самостоятельную Лопарскую волость. Мурманский исполком принял постановление: "Заслушав ходатайство ваших представителей - товарищей Михаила Распутина, Василия Канева, Петра Терентьева и Михаила Ануфриева о выделении Лопарской волости в самостоятельную с центром в с. Ловозеро для более целесообразного внутреннего самоуправления, Совет Комиссаров постановил: ходатайство удовлетворить" 6 .

Помимо Ловозерской волости, в первые годы Советской власти Кольские саамы проживали в Кольско-Лопарской, Понойской, Териберской и Александровской волостях. На Кольском п-ве в 1920 г. насчитывалось 497 лопарских хозяйств, из них почти половина приходилась на Кольско-Лопарокую волость (235 дворов). Сложность национального и административного строительства заключалась в том, что, во-первых, почти во всех погостах саамы жили вперемежку с русскими, коми, ненцами, карелами и т. д., а, во- вторых, лопари делились на обособленные этнические группы по территории и диалектам - нотозерские, кильдинские, ено-бабинские, ловозерские и понойские.

В 1927 г., когда была ликвидирована Мурманская губ., а на ее базе возник округ, входивший в состав Ленинградской области, и вместо волостей созданы районы, интересы саамов были строго учтены. Их погосты в основном оставались в рамках Кольско- Лопарского, Ловозерского и Понойского районов 7 . Из лопарей, зарегистрированных переписью 1926 г., 723 проживало в Кольско-Лопарском, 509 - в Ловозерском и 275 - в Понойском районах 8 . В середине 30-х годов был сделан еще один шаг по пути административно-национального устройства саамов - создан Саамский район в северо-восточной части Кольского п-ва, где находилась основная масса ягельников (пастбищ для оленьих стад) и проходили кочевые пути из глубинной тундры к морю.

В годы Великой Отечественной войны все западные погосты, находившиеся в зоне военных действий, были уничтожены.


6 Известия Мурманского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 4.III.1920.

7 Мурманский округ. Статистико-экономическое описание. Мурманск. 1929, с. 12.

8 Государственный архив Мурманской области, ф. 709. оп. 1, д. 17, л. 2.

стр. 174


Часть саамских поселений на востоке Кольского п-ва была ликвидирована, ибо вдоль побережья шли морские сражения. С 60-х годов основным районом расселения саамов стал Ловозерский, куда вошли и оставшиеся селения Саамского района.

Проблемы расселения саамов, их демографии постоянно были в центре внимания не только местных, но и республиканских партийных и советских органов, в том числе Комитета Севера, Комитета нового алфавита, Карело-Мурманского комитета и др. Если в период образования Ловозерского района (1927 г.) его территория составляла 25 тыс. кв. км, то к началу Великой Отечественной войны она выросла до 44 тыс. кв. км, а в послевоенные годы увеличилась еще на 9 тыс. кв. километров. Этот район протянулся от Хибин на западе до Сосновки на востоке, от устья р. Восточная Лица на севере до р. Паны на юге.

Динамика численности саамского населения Мурманской области выглядит так: в 1926 г.- 1708, в 1939 г.- 1755, в 1959 г.- 1687, в 1970 г.-1715, в 1979 г.- 1565 человек 9 . На уменьшении числа саамов в 1959 г. сказались тяжелые последствия Отечественной войны 1941- 1945 гг. (гибель мужчин, снижение рождаемости и т. д.). К 1979 г. почти пятая часть саамов стала проживать в других районах страны: осталась в средней полосе Союза ССР после учебы или службы в армии, вступила в смешанные браки и покинула Север. Если, по переписи 1926 г., вне пределов Кольского п-ва проживали единицы саамов, то ныне уже сотни их живут в других областях. Да и в Мурманской области в 60-е годы 19% саамов проживали в городах и рабочих поселках 10 . Миграции саамов, приобщение их к экономическим и политическим проблемам, которые решаются страной, усиление ассимиляционных процессов, увеличение числа смешанных браков повлияли на хозяйственную жизнь тундры.

В списке населенных мест на 1 мая 1922 г. в Ловозерской волости названы четыре погоста - Ловозерский, Семиостровский, Воронинский и Ляозерский. По переписи 1926 г., последний уже не сущест-


9 Мурманский округ, с. 44; Атлас Мурманской области. М. 1971, с. 23; см. также: Бойков В. Э. Грани нашей жизни. Мурманская область: цифры и факты. Мурманск. 1981, с. 16.

10 Атлас Мурманской области, с, 23.

стр. 175


вовал, зато выросло новое поселение - Ивановка. В Ловозерском районе тогда проживало 1307 человек, в том числе 47% коми, 39% саамов, 10% ненцев, 4% русских ". Сопоставление данных переписей 1920 и 1926 гг. показывает, что, во-первых, увеличилось число саамов в Семиостровском и Воронинском погостах; во-вторых, из Ловозера часть саамов ушла в Ивановку, а другие перебрались в соседние районы 12 .

Тем не менее численность населения в Ловозере не уменьшилась. Если накануне революции здесь проживало 167 саамов, то в 1926 г.- 213 (вместе с русскими, коми и ненцами - 749 чел 13 ). К 1940 г. численность жителей превысила 1200 человек. Аналогичные процессы имели место и в Саамском районе. В то же время происходило снижение удельного веса саамов среди населения Кольского Севера. Если принять цифру численности саамов на протяжении последних 60 лет в 2 тыс. чел., то в 1922 г. они составляли около 10%, в 1926 г.-7,4%, в 1939 г.-0,7%, а в настоящее время - менее 0,2% населения Мурманской области.

Саамская народность живет, трудится и развивается как общественный организм. Об этом говорят, в частности, и сообщения центральной прессы: "Национальный клуб для коренных жителей тундры - саамов и коми создан в селе Ловозеро. Ему дали имя "Северное сияние". Здесь будут проходить встречи передовиков оленеводства местного совхоза "Тундра", выступать участники детской художественной самодеятельности и Ловозерского народного ансамбля песни и танца, в репертуаре которого песни на языках саамов и коми, национальные танцы" 14 . "Первые школьные учебники на саамском языке - буквари для первоклассников - поступят к началу нового учебного года в школу-интернат села Ловозера, расположенного в тундровой части Кольского полуострова" 15 .

За годы Советской власти расширился круг занятий саамов, в корне изменился их быт, ушли в прошлое неграмотность и отсталость. Из 252 хозяйств Лоеозерского района, обследованных в ходе Приполярной похозяйственней переписи 1926/27 г., 187 хозяйств были чисто оленеводческими, а 42 - оленеводческо-рыболовецкими. В районе насчитывалось около 30 тыс. оленей, что составляло 65% оленьего стада Мурмана 16 . Социальное расслоение оленеводов было тогда довольно значительным - 60% саамов были бедняками. В документах V съезда Советов Мурманской губ. говорилось о "национальных распрях, которые существуют между финнами, русскими и между карелами, ижемцами и лопарями" 17 .

Примитивными, грязными и холодными были в то время жилища саамов - тупы: высота 2- 3 аршина, длина и ширина - 5-6 аршин; все убранство составляли нары у стены да очаг в углу. Н. В. Халапсин писал о посещении Ловозера в апреле 1926 г.: "В селе около 80 домов, из которых 25 лопарских... Дома лопарей в большинстве случаев довольно ветхие... Вообще создается впечатление, что дома построены не для постоянного жилья, а только временного пристанища" 18 . А вот что сообщал он об одежде оленеводов: "У лопарей только в ? обследованных семей одежда крепкая, в остальных - ветхая; белье меняется через две-три недели, а во время зимних работ еще реже. Постельные принадлежности очень скудны: это почти исключительно оленьи шкуры... Паразиты - вши и клопы - в лопарских домах имеются всюду". Питались саамы преимущественно рыбой, которую употребляли в вареном, соленом и замороженном виде. Только по праздникам они ели мясо и хлеб, обычно же ржаной мукой заправляли рыбную похлебку. Вместо чая заваривали березовый гриб 19 .

Три четверти лопарских хозяйств вели кочевой образ жизни. Саамы поклонялись сеидам - священным камням, приносили жертвы, верили колдунам и лечились у них. Грамотность лопарей в среднем не превышала 12% 20 .

Во второй половине 20-х годов деятельность потребительской и промысловой ко-


11 Мурманский округ, с. 45.

12 Список населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 г. Архангельск. 1922, с. 209.

13 Географический словарь Кольского полуострова. Т. 1. Л. 1939, с. 58.

14 Правда, 28. III. 1982.

15 Там же, 3. V. 1982.

16 Мурманский округ, с. 46.

17 Пятый съезд Советов Мурманской губернии, с. 68.

18 Доклады и сообщения Мурманского общества краеведения. Вып. 1. Мурманск. 1927, с. 23-28.

19 Там же, с. 30-31. Терлецкий П. Е. Население Крайнего Севера (по данным переписи 1926/27 гг.). Л. 1932, с. 28.

стр. 176


операции, строительство грунтовой дороги Пулозеро-Ловозеро, организация зоотехнической оленеводческой станции, ликвидация неграмотности, создание товариществ по совместному выпасу оленей и первых колхозов коренным образом изменили жизнь саамов. Вместе с другими малыми народностями Крайнего Севера они начали переход от первобытнообщинного и феодального строя к социализму. Это стало возможным благодаря руководству Коммунистической партии, помощи других советских народов СССР, прежде всего русского. Первыми коммунистами Ловозерской волости были русские: Г. И. Романов (секретарь волостного комитета партии), В. А. Шарулич (председатель волисполкома) и А. И. Михайлов (избач). Первыми учителями и воспитателями также были русские: А. А. Пьянкова и И. В. Губинский. Это они организовывали новую жизнь и первые школы, комсомольские ячейки и кружки ликбеза.

В годы первой пятилетки партийная организация Мурманского округа послала в тундру своих двадцатипятитысячников. Грузчик Мурманского торгового порта Л. И. Коршунов организовал коллективное хозяйство в Воронинском погосте, металлист Я. С. Замотаев - в Ловозере, коммунист И. В, Пеньков - в Ивановском погосте. Оживилась общественно- политическая жизнь в погостах, саамы стали активнее участвовать в ней. Их представители заседали в сельских, районном и окружном Советах. Саам В. А. Коньков являлся членом Мурманского Комитета Севера, другой саам, М. Кириллов, в 1927 г. избирался кандидатом в члены ВЦИК. Делегатом VI Всесоюзного и XV Всероссийского съездов Советов был саам А. М. Голых. Из Института народов Севера (Ленинград) вернулся на родину первый учитель из саамов - И. А. Осипов. Так стали расти местные кадры интеллигенции.

Главными экономическими и социально-политическими задачами предвоенных лет в Кольской тундре вообще и в Ловозерском районе в частности были ликвидация патриархально-феодальных пережитков и социального расслоения среди саамов, подъем оленеводческого хозяйства и осуществление культурной революции. При этом дело не обошлось без ошибок и перегибов. Они исправлялись с помощью ЦК ВКП(б), областной и окружной парторганизацией. 19 ноября 1932 г. бюро Мурманского окружкома партии рассмотрело вопрос "О реализации решений ЦК ВКПБ и Ленинградского обкома партии по исправлению допущенных извращений при коллективизации оленеводческих хозяйств в Ловозерском районе" 21 . Туда была послана специальная бригада для оказания соответствующей помощи. Часть оленей была возвращена колхозникам в личное пользование, были восстановлены в правах ошибочно раскулаченные.

К началу третьей пятилетки социалистическое преобразование жизни в Кольской тундре было в основном завершено. Окрепли оленеводческие многонациональные колхозы, выросли доходы колхозников, был завершен переход на оседлость, началось жилищное строительство, внедрялись новые занятия - молочное животноводство, земледелие, птицеводство, успешно проводились культурные преобразования.

В годы Великой Отечественной войны Ловозерский район был прифронтовым. Ушли в действующую армию боеспособные мужчины, пасти стада оленей пришлось старикам, подросткам и женщинам. Колхозы непрерывно слали фронту мясо, рыбу, теплую одежду и обувь, сшитые из оленьих шкур. Район выделил оленей для специальных формирований 14-й армии Карельского фронта. За время боевых действий они вывезли с передовой в тыл более 10 тыс. раненых, доставили для выполнения заданий в тылу врага 8 тыс. бойцов и партизан, перевезли 17 тыс. т боеприпасов и военных грузов, эвакуировали 162 аварийных самолета 22 . Саамы в составе оленетранспортных подразделений участвовали в рейдах партизан по тылам врага, в высадке морского десанта на мысе Пикшуев. Немало саамов несло службу и в стрелковых частях. В армейской газете "Часовой Севера" зимой 1943 г. была помещена заметка "Нас три брата", авторами которой были двоюродные братья, саамы В. П. Антонов, Т. А. Яковлев и Е. И. Кузьмин. Они храбро сражались в 14-й стрелковой дивизии 23 .

В первые послевоенные годы главной задачей Ловозерского района стало восстановление хозяйства, укрепление материально-технической базы оленеводства. В тундре появились вездеходы, улучшилась связь


21 Партийный архив Мурманского обкома КПСС, ф. 2, оп. 1, д. 423, л. 306.

22 100 вопросов, 100 ответов. Все об армии. М. 1975, с. 44.

23 Бескоровайный А. И. По дорогам войны. М. 1981, с. 48-50.

стр. 177


с бригадами пастухов, а позднее хозяйства получили мотонарты. На помощь оленеводам регулярно (для заброски грузов) или по мере необходимости приходит авиация. Создавались промежуточные базы, строились изгороди и карали - места подсчета оленей. Совершенствовались система оплаты оленеводов, снабжение их всем необходимым. Оленеводство превратилось в рентабельную отрасль хозяйства, оно меньше стало зависеть от капризов природы и эпизоотии. Благодаря дружной совместной работе русских, саамов, коми, ненцев и оленеводов других национальностей росло из года в год благосостояние жителей Кольской тундры. В начале 70-х годов на базе оленеводческих колхозов Ловозерского района были созданы многоотраслевые совхозы, где наряду с оленеводством развивалось молочное животноводство, звероводство, подсобные промыслы, кормовое земледелие, озерное рыболовство.

В то же время в экономике Ловозерского района проявились и негативные моменты. Сокращались площади ягельников: часть пастбищ пострадала от пожаров, другая была повреждена вездеходами. А ведь ягель растет очень медленно - он восстанавливается по меньшей мере через 10- 15 лет. В последние годы, как никогда раньше, остро встали вопросы научной организации оленеводства: как сократить непроизводительные отходы, гибель молодняка в период отела, яловость маток, потери при пастьбе. По данным О. А. Макаровой, только за 1967-1976 гг. безвестные потери в Мурманской области составили около 100 тыс. оленей. Иными словами, ежегодно теряется почти 15% стада - это и олени, ушедшие в период полувольной пастьбы к диким оленям, и олени, ставшие добычей волков, росомах и медведей, а также охотников - браконьеров.

Возникли трудности и с кадрами пастухов. Переход на оседлость оторвал часть саамов от тундры, урбанизация увела их в города и на промышленные предприятия. Нарушился многовековой традиционный путь подготовки оленеводов: отец передает свой опыт работы в тундре сыну. Ловозерцы пытаются решить эту проблему, готовя будущих оленеводов в сельскохозяйственном производственно-техническом училище, где ребят учат и пастьбе оленей, и стрельбе из ружья, и вождению мотонарт, и радиоделу. Для решения проблемы используются как моральные, так и материальные стимулы. Многие саамы награждены за добросовестный труд орденами и медалями. Бригадиру пастухов В. Н. Юрьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. После его смерти в Ловозерском районе учрежден переходящий приз его имени, ежегодно присуждаемый лучшей бригаде пастухов.

Несмотря на трудности, заполярное оленеводство дает 60% валовой сельскохозяйственной продукции района. Из-за ограниченности кормовых угодий поголовье оленей на Кольском п-ве стало стабильным - 60-65 тыс. голов, 80-85% этого стада приходится на Ловозерский район 24 . Совхозы "Тундра" и "Память Ленина" ведут расширенное воспроизводство, вкладывают большие средства в жилищное и культурно-бытовое строительство.

За годы Советской власти неузнаваемым стал саамский погост Ловозеро. В нем появились каменные здания. Первым из них был Дом культуры, построенный во исполнение постановления Совета Министров РСФСР "О мерах помощи в развитии хозяйства и культуры районов Севера" 25 . Построены две каменные школы, больница, узел связи, комбинат бытового обслуживания, столовая, магазины, детские учреждения и ряд жилых домов с благоустроенными квартирами. Сейчас 70% населения Ловозера живет в каменных зданиях, а остальные - в домах индивидуальной постройки. Но, как показала жизнь, стандартные 4-5 этажные дома для саамов оказались не вполне удобными: им негде держать оленей, хранить нарты, упряжь, шкуры и т. д. Саамы живут сейчас либо в избах русского шла, либо в каменных благоустроенных домах - с электричеством, газом и горячей водой. В семьях оленеводов имеются холодильники, цветные телевизоры, магнитофоны; вместо оленьих шкур - ковры, вместо камельков - водяное отопление, вместо фитиля в плошке с жиром - электричество.

В 1980 г. в районной партийной организации насчитывалось более 70 саамов, в состав Ловозерского райкома КПСС входили четыре саама. Партийная организация, районный Совет народных депутатов особое внимание уделяют возрождению народных промыслов, созданию новой письменности, воспитанию подрастающего по-


24 Ловозерская правда, 24. XI. 1979.

25 Хронологический сборник законов, указов и постановлений Президиума Верховного Совета и Правительства РСФСР. Т. 5. М. 1959, с. 643-646.

стр. 178


коления в духе любви к родному краю и тундре. Большую работу в этом направлении проводил руководитель кружка "Юный оленевод" при районном Доме культуры саам П. П. Юрьев. 23 воспитанника этого кружка работают в своем совхозе, несколько человек учатся в Нарьянмарском зооветтехникуме.

Есть у саамов свои учителя, ученые и поэты. А. А. Антонова и Е. Н. Коркина возобновили еще до создания букваря преподавание саамского языка. В. П. Селиванов, более 20 лет являющийся начальником местной геофизической обсерватории, известен далеко за пределами ловозерской тундры. О. В. Воронова представляла саамов на Всеросийских семинарах молодых литераторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Вышла в свет книга стихов саамского поэта А. Бажанова. Народный ансамбль песни и танца Ловозерского района выступал на смотре художественной самодеятельности народов Крайнего Севера в Москве, посвященном 60-летию образования СССР.

Ловозерцы поддерживают контакты с саамами Финляндии, Швеции и Норвегии. В 1981 г. в Ловозере побывала делегация финских саамов. На квартире бригадира оленеводов С. Н. Галкина шел заинтересованный и обстоятельный разговор о жизни, об оленях, о пастбищах, о кадровых проблемах и об охране окружающей среды. Гости из четырех саамских общин Финляндии познакомились с воспитанием подрастающего поколения в Ловозерском районе, с музеем истории и быта, побывали на концерте художественной самодеятельности. Обмен опытом оленеводства в условиях конца XX в., сохранения и развития оригинальной саамской культуры и традиций был полезным и для гостей и для хозяев 26 . Саамы Ловозерского района посещали Лулео и шведскую Лапландию, неоднократно бывали в гостях у оленеводов Норвегии.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, практической реализации положений, записанных в Декларации прав народов России, ленинской национальной политики Коммунистической партии в жизни Кольских саамов произошли кардинальные перемены. Ловозерским саамам есть чем гордиться - ими пройден гигантский путь, равный целой исторической эпохе. Советская власть обеспечила им благоприятные условия развития в дружбой семье народов СССР.


26 Подробнее см.: Полярная правда, 17, 19, 20.I.1982.

Опубликовано 01 июня 2018 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): КОЛЬСКИЕ СААМЫ



Полная версия публикации №1527867027

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ КОЛЬСКИЕ СААМЫ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU