PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → РЕЦ. НА: И. А. САМАРИН. ГАРДЫ. КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ → Версия для печати
В. Н. КИСЛЯКОВ, А. Ю. СИНИЦЫН, РЕЦ. НА: И. А. САМАРИН. ГАРДЫ. КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 09 декабря 2019. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1575887488&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.
публикация №1575887488, версия для печати
РЕЦ. НА: И. А. САМАРИН. ГАРДЫ. КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата публикации: 09 декабря 2019 |
Рец. на: И. А. Самарин. Гарды. Каталог коллекций музеев Сахалинской области / Ред. Т. П. Роон. Южно-Сахалинск, 2004. 52 с. Одним из важнейших атрибутов традиционного самурайского вооружения является меч (яп. нихон-то), состоящий из нескольких компонентов. Причем наряду с клинком другой важнейшей составной частью этого вида оружия считается гарда (яп. цуба), защищающая пальцы от ударов. Следует отметить, что самурайские мечи, как и большинство деталей их оправы, в восприятии представителей традиционной культуры являются носителями значимых символов (этикетных, художественно-эстетических, сакральных), вследствие чего становились объектами тщательной орнаментировки. Будучи артефактами высокой художественной ценности, мечи и их детали, особенно цуба, становились предметами коллекционирования. Как правило, самураи имели в своем арсенале несколько мечей и довольно значительное число деталей оправы на разные случаи жизни. Самураи высокого ранга, не говоря уж о даймё и сёгунах, имели обширнейшие коллекции драгоценных мечей, клинков, гард и других художественно выполненных канамоно (металлических украшений меча). Период, когда военное сословие самураев играло значительную роль в истории Японии, охватывает несколько столетий. Своеобразная самурайская культура оказала огромное влияние на историческое развитие страны. Исследованию ее различных аспектов посвящена обширная литература, в том числе изданная и на русском языке (Спеваковский 1981; Успенский 1997; Такуан Сохо 1997; Книга самурая 1998; Кинг 1999; Хироаки Сато 1999; Синицын 2001; Морис 2001). После прекращения политики самоизоляции Японии и падения режима сёгунов Токугава к коллекционированию самурайских мечей и канамоно обратились и западные (в том числе российские) музеи, и частные ценители экзотического оружия. В последнее время появилось довольно много публикаций, посвященных особенностям традиционного вооружения японских самураев (Yumoto 1964; Носов 2001; Баженов 2002; 2003), в которых определенное место занимает описание гард (Gunsaulus 1923; Sukashi Tsuba 1988). За более чем 100 лет в музеях мира были собраны обширные коллекции предметов японского вооружения. Имеются подобные коллекции и в российских музеях, в том числе в музеях Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж, Центральный Военно-Морской музей, МАЭ (Кунсткамера) РАН и др.) (Ефимов б.г.; Шедевры... 2000; Синицын 1998; Самураи 2003). Коллекции японского оружия имеются и в музеях Сахалинской обл. Владимир Николаевич Кисляков - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Александр Юрьевич Синицын - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. стр. 161 Особенность сахалинской коллекции - то обстоятельство, что большинство гард были на долгое время изъяты из свойственной им этнокультурной среды бытования. Как правило, традиционные японские мечи и их декоративные детали первоначально хранили представители воинского самурайского сословия и мастера-оружейники, эти детали изготавливавшие. Часть мечей шла на продажу (в том числе нелегальную) за пределы Японии. Среди покупателей этого товара были и айны, коренные жители Сахалина и Курильских о-вов, а также другие соседние народы. Попав в инородную культурную среду, японские мечи часто подвергались перемонтировке: клинок японской ковки мог быть смонтирован с кустарной рукоятью местного производства, а цуба или другие детали порой приспосабливали к грубому мечу явно неяпонской работы. Кроме того, гарды японских мечей служили местным жителям не только как функциональные и декоративные детали холодного оружия, но и как самостоятельные сакральные артефакты, использовавшиеся в качестве амулетов или аксессуаров различных культов, включая погребальный. Следует сказать, что вооружением японских самураев пользовались и айны, которые часто применяли мечи с японскими деталями как в боевых, так и в ритуальных действиях. В каталоге имеются иллюстрации, на которых можно рассмотреть особенности подобного айнского оружия: нападение айнов на японское поселение; стычка с русскими моряками (возможно - экипажами кораблей "Юнона" и "Авось"); приветствие при встрече двух групп айнов; шаманский ритуал изгнания злых духов. Одна из иллюстраций - работа японского художника Кидзаки Хакё Хиротоси (1764 - 1826), изображающая айнского вождя Цукиноэ (Цукинои) с японским мечом на поясе. Цукиноэ встречался с российскими первопроходцами на о. Кунашир в 1778 г., в 1789 г. выступил на стороне японцев при подавлении последними айнского восстания на островах Кунашир и Эдзо (Хоккайдо). Все это объясняет то обстоятельство, что многие гарды из сахалинского собрания были обнаружены в айнских могильниках. Такие находки делались как местными жителями, так и научными сотрудниками Сахалинского областного краеведческого музея и других научных центров Сахалина, а также (до 1945 г.) сотрудниками японского Музея губернаторства Карафуто. Поступлениями иного рода являются гарды и другие детали монтировки армейских японских мечей гунто периода Второй мировой войны. Эти находки были сделаны на полях сражений японских войск с советскими десантниками, имевших место на Курильских о-вах в августе 1945 г. Одним из интереснейших образцов такого рода можно считать гарду, найденную автором каталога во взорванном японском танке в 1995 г. вместе с армейским офицерским мечом. И. А. Самарину в результате специального исследования удалось установить, что меч этот принадлежал командиру экипажа танка, капитану Комия. В каталоге приводится цветная фотография этого танка. Рецензируемая книга посвящена описанию именно этих предметов вооружения, причем основное внимание в ней уделяется гардам. Автор книги, научный сотрудник Сахалинского государственного областного краеведческого музея, проанализировал особенности гард не только этого музея, но и других собраний (Ногликского муниципального краеведческого музея, Поронайского историко-этнографического музея, Тымовского краеведческого музея, Корсаковского историко-краеведческого музея, Лаборатории археологических исследований Сахалинского университета, нескольких частных собраний). Каталог открывается вступительной статьей, после которой следуют несколько небольших глав с краткими, но весьма емкими характеристикой источников формирования коллекции, описанием основных типов японских гард, использовавшихся в традиционных и армейских японских мечах, их технических и художественных особенностей (материалов, методов и техники декорировки, орнаментальных мотивов, встречающихся на представленных в коллекции образцах). Подробно рассматривается конструкция рукоятей офицерских и сержантских армейских, военно-морских и полицейских мечей. Первую часть завершают два приложения ("Цуба и ее части" и "Детали монтировки японского меча"), после чего следует собственно каталог, включающий характеристику 39 гард. Книгу завершает раздел, посвященный описанию нескольких образцов японского холодного оружия из Сахалинского музея. Характеризуя рецензируемое издание, ска- стр. 162 жем, что оно заслуживает весьма высокой оценки, поскольку закрывает одну из лакун в описании японских коллекций, хранящихся в музеях России, которые до сих пор ждут публикаций. Данная книга не лишена некоторых погрешностей, впрочем, весьма незначительных и связанных, как правило, с написанием японских терминов. Например, хотя автор, как правило, придерживается установившихся в отечественной академической традиции норм транскрипции японских слов буквами русского алфавита, время от времени встречаются "неакадемические" способы написания: так, деталь украшения рукояти называется "мэ нуки", а не "ме нуки", эпоха "Хэ йа н", а не "Хе йя н" революция "Мэ йдзи исин", а не "Ме йдзи" ("Мэйдзи" - это эпоха с 1868 по 1912 г.). В заключение скажем следующее. Каталог подготовлен на высоком научном уровне, издание отличается прекрасной полиграфией и может служить образцом подобного рода публикаций. Каталог представляет интерес для этнографов, музейных работников, коллекционеров и любителей экзотического оружия и декоративно-прикладного искусства. Литература Баженов 2003 - Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. СПб., 2003. Баженов 2002 - Баженов А. Г. История японского меча. СПб., 2002. Ефимов б.г. - Ефимов Ю. Г. Искусство японских оружейников: Каталог выставки. Эрмитаж. Б.м., б.г. Кинг 1999 - Кинг У. Л. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. СПб., 1999. Книга самурая 1998 - Книга самурая. Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Мисима Юкио. Хагакурэ нюмон. СПб., 1998. Морис 2001 - Морис А. Благородство поражения. Трагический герой в японской истории. М., 2001. Носов 2001 - Носов К. С. Вооружение самураев. М., 2001. Самураи 2003 - Самураи. Аспекты японской культуры XVII-XX веков: Каталог выставки. Государственный музей-заповедник "Ораниенбаум", 2003. Синицын 1998 - Синицын А. Ю. Оружие и боевое снаряжение японских самураев: Каталог коллекций МАЭ. СПб., 1998. Синицын 2001 - Синицын А. Ю. Самураи - рыцари Страны восходящего солнца. СПб., 2001. Спеваковский 1981 - Спеваковский А. Б. Самураи - военное сословие Японии. М., 1981. Такуан Сохо 1997 - Такуан Сохо. Письмо мастера дзэн мастеру фехтования. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. СПб., 1997. Успенский 1997 - Успенский М. В. Самураи Восточной столицы. СПб., 1997. Хироаки Сато 1999 - Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. СПб., 1999. Шедевры... 2000 - Художественное оружие (Шедевры Морского музея России). СПб., 2000. Gunsaulus 1923 - Gunsaulus H.G. Japanese Sword-Mounts in the Collection of Field Museum. Chicago, 1923. Sukashi Tsuba 1988 - Sukashi Tsuba. Sword-Guards with Open-Work Design. From Kofun to Edo Period. Tokyo, 1988. Yumoto 1964 - Yumoto J.M. The Samurai Sword. A Handbook. Rutland; Vermont; Tokyo, 1964. Опубликовано 09 декабря 2019 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1575887488 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → РЕЦ. НА: И. А. САМАРИН. ГАРДЫ. КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|