Полная версия публикации №1614517333

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ОЧЕРКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА. Т. 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Т. А. СВИРИДОВА, ОЧЕРКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА. Т. 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 февраля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614517333&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Т. А. СВИРИДОВА, ОЧЕРКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА. Т. 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 февраля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614517333&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).



публикация №1614517333, версия для печати

ОЧЕРКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА. Т. 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


Дата публикации: 28 февраля 2021
Автор: Т. А. СВИРИДОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1614517333 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М. Изд-во Московского университета. 2002. 496 с.

С выходом в свет шестого, последнего тома "Очерков русской культуры XIX века" завершена 10-летняя работа Лаборатории истории русской культуры исторического факультета МГУ над масштабным, новаторским по подходу исследовательским и издательским проектом.

Фундаментальное издание по истории русской культуры XIX в. высоко оценила научная общественность1 . В томе, посвященном русской художественной культуре XIX столетия, четыре раздела - "Изобразительное искусство" (авторы Г. Г. Поспелов и Г. Ю, Стернин), "Архитектура" (очерк Е. А. Борисовой). "Музыка" (авторы Л. З. Корабельникова и М. П. Рахманова) и "Театр" (автор О. М. Фельдман).

Авторы задались целью увидеть в художественной культуре века "эпоху, старавшуюся осознать преемственность существующих национальных проблем" (с. 5), намеренно отказываясь от привычного деления культурного пространства России в его художественном развитии на две обособленные половины - первую и вторую, дореформенную и пореформенную. С самого начала, читатель вводится в культурный интерьер рубежа XVIII - XIX веков. После исследований Ю. М. Лотмана, показавшего взаимопроникновение быта и культуры именно в эту эпоху, и в обстановке нынешнего неиссякающего интереса к усадьбе, подход этот вполне закономерен. Отмечена временная грань появления картин, не предназначенных для украшения интерьера -1830 - 1840-е годы (с. 24). Собственно, это и есть отправной момент тематического и жанрового усложнения в русском искусстве, изменения его места в художественном обиходе. Романтический портрет, бытовой жанр, итальянский пейзаж, историческая живопись - в такой последовательности демонстрируется логика художественной эволюции.

Заслуженно и, пожалуй, впервые столь отчетливо показано значение рубежных пятидесятых годов в русском искусстве. Стернин настаивает на самостоятельной историко-художественной значимости и 1850-х годов, характеризуя выдвинутые переломным, переходным временем новые художественные задачи.

"Социальная злоба дня" 1860-х годов порождает газетную и журнальную графику, тиражную графическую продукцию. Автор полагает, что ее роль не исчерпывалась социальным обличительством; сатирическая графика, по его мнению, "обозначила некоторые общие свойства художественного мышления эпохи, сказавшиеся в образной системе русской живописи" (с. 105). Не случайно бытовая картина В. Г. Перова помещается им в сложный контекст оппозиционного высказывания. Напоминание в этой связи о творческих приемах городского лубка представляется вполне уместным, как и отмеченная авторами "здравая, простодушная характеристика социального неустройства жизни в этих произведениях. Известно снисходительное отношение ряда исследователей русского лубка к заключительному периоду его эволюции со в горой половины XIX в. (О. Балдиной, Ю. Овсянникова), свидетельствовавших о деградации, опошлении народной картинки. Хотя еще Б. Асафьев призывал не игнорировать историко-культурогические особенности, замечая, что "мещанство и вульгарность не есть ни социологические категории, ни искусствоведческие термины, но они суть городские черты падающего качества стиля"2 .

"Самостоянье" человека-творца, художнический взгляд на Россию в 1870-е - 1880-е годы Саврасова, Крамского, Васнецова, Поленова и Репина, Сурикова, Ге, Верещагина неотрывны, по мнению автора, от "коллективного" в творческих исканиях эпохи. Если в начале очерка, посвященного изобразительному искусству, показана "мировая подвижная среда", ощущаемая романтическим мировосприятием, итальянскими мотивами русского пейзажа, то сейчас историческая судьба России, народная жизнь в центре всех жанровых разновидностей искусства.

Архитектура XIX в. в России рассмотрена на протяжении ряда исторических этапов с учетом их стилевого многообразия - от ампира и романтизма первых десятилетий века до эклектики середины и второй его половины и зарождения модерна на его исходе. Заслуживает внимания несогласие автора с тем, что в исследовательской литературе неоправданно "игнорировались те романтические тенденции, которые во многом окрашивали как восприятие архитектуры современниками, так и творчество самих зодчих-классиков" (с. 173). Действительно, в отличие от других "больших" стилей, где именно архитектура выполняла стилеобразующую функцию, романтические тенденции в зодчестве усматривались в "поэзии садов", в семантике садово-парковых стилей, как в известной книге Д. С. Лихачева3 . Борисова, опубликовавшая ранее исследование "Русская архитектура эпохи романтизма" (СПб. 1997), в своем очерке уделяет архитектурному романтизму особое внимание. Она проводит аналогии с европейской архитектурой, показывает, к примеру, "готизацию" форм, присущую романтизму в русской архитектуре. Здесь можно было бы подробнее остановиться на провинциальных памятниках. Так, увлечение готикой отличает Гостиный двор Калуги (1822 г., арх. Ясныгин, ученик Баженова). Лишь однажды автор упоминает вообще об архитектуре русской провинции (характеризуя памятники Нижнего Новгорода).

стр. 168


Жанры музыкального искусства рассматриваются в последовательности их появления и развития. Касаясь церковно-певческих жанров, автор обращается прежде всего к православным церковным песнопениям, уделяя также внимание "апокрифической" духовной музыке старообрядчества, и духовной музыке крупных русских композиторов. Интересен раздел о колокольном искусстве в XIX веке. Уделено внимание и романсовой культуре. Камерно-вокальное наследие выдающихся музыкантов и его связь с литературой, а также бытовой, цыганский романс поданы со всей полнотой. Охарактеризован расцвет русской оперы, балета, инструментальной и симфонической музыки "золотого" века русской музыкальной культуры. Несколько обеднено общественное значение ряда событий музыкальной жизни, например, роли консерватории и Императорского музыкального общества. Посещение его концертов, признавался чуткий и внимательный к восприятию новых событий в русской музыке современник - кн. Е. Н. Трубецкой, приводило к тому, что музыкальные переживания были намного существеннее университетских впечатлений.

История русского театра рассмотрена на огромном материале - это и театральная критика, и воспоминания, и документы частных архивов. Прослежены линии становления и эволюции русского театра. Здесь и репертуарное и жанровое своеобразие в театре различных периодов, столичная и провинциальная театральная жизнь, самосознание русского актерства.

Рецензируемый том удачно завершает "Очерки русской культуры XIX века".

Примечания

1. См. рецензии: Вопросы истории, 1999, N 11 - 12, Отечественная история, 2000, N 6; Вопросы истории естествознания и техники, 2002, N 3.

2. АСАФЬЕВ Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. М. 1966.

3. ЛИХАЧЕВ Д. С. Поэзия садов (к семантике садово-парковых стилей). Сад как текст. СПб. 1991.

Опубликовано 28 февраля 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1614517333

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ОЧЕРКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА. Т. 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU