Рейтинг
Порталус

Несмелов Виктор Иванович

Дата публикации: 21 августа 2006
Автор(ы): Татьяна Николаевская
Публикатор: Nika
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1156116972


Татьяна Николаевская, (c)

Сайт автора: http://nika-23062006.narod.ru/index.html

НЕСМЕЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ (1863-1937) – религиозный философ. Выпускник Казанской духовной академии, в которой преподавал, до ее закрытия в 1920 г. В 1932 г. был репрессирован.
Тема «поиска истины о человеке» является центральной в творчестве Н. Антропологизм определяет философские и богословские построения, выраженные в «Науке о человеке» - его главном труде. Относя Н. к золотому веку русской схоластики, Зеньковский считает, что наиболее важным и ценным в его творчестве является не то, «как он пытался философски выразить основные учения христианства, а именно то, что он пытался философски выразить, что открывает нам христианство в человеке».
В своей антропологии Н. поднимает традиционные для русской философии темы происхождения добра и зла, творчества и свободы, Богочеловечества. Философию он считает специальной наукой о человеке – носителе разумных основ и выразителе идеальных целей жизни. Проблема человека у Н. своеобразно освещена религиозным сознанием, в чем и заключена, по мнению Зеньковского, основная интуиция его религиозных и философских построений. Для выражения этой интуиции Н. создает систему «научного построения живого мировоззрения», которая в отличие от «общих систем научного мировоззрения», исходит «не из потребностей мысли, а из потребности жизни». Процесс и задачи познания у Н. обусловлены стремлением человека прежде всего объяснить себя самого и свое место в мире, а не мир. Наука должна познавать «живого человека». «Живая полнота жизни в ее «смысле», а не «безусловная сущность» человека как содержание его личного сознания составляет суть метода и основную идею исследования Н.
Полнота жизни выражается в противоречивом взаимодействии жизни действительной, определяемой природой физического организма, и идеальной, которая соответствует духовной природе. Этим противоречием и определяется у Н. загадочность человека.
Н. поднимает вопросы, близкие экзистенциальной философии: почему человек, несмотря на все свои духовные потребности и устремления, культурные завоевания и преобразования, был и остается лишь вещью, которая подчиняется тем же законам, что и все вещи физического мира, но почему-то, неведомо зачем, еще и существует под формой личности? Это «неведомо зачем» существование объясняется объективным существованием идеального бытия, к которому стремиться человека, независимо от реальных условий жизни.
Идеальное безусловное бытие человек полагает, мыслит, но никогда не достигает, ограниченный не столько реально существующим физическим миром, сколько своей принадлежностью к «двоякому бытию» - текучему и условному - собственной двоякой природой, в которой тело вторично духу и все же подчиняется физическим законам. Но во внутреннем душевном движении к идеальному бытию, в своих моральных запросах человек абсолютно свободен, «надприроден». Идеальный мир – это не абстракция, достигнутая в умозаключениях, а непосредственно осознанная человеком составляющая его двоякой природы, которая подлинна в нем, но все равно не принадлежит ему. Недоступность, невозможность овладения идеальным бытием также осознается человеком, что не мешает устремленности к нему. Человеку необходимо желать утвердить себя в качестве абсолютной сущности – «в качестве свободной причины и цели для себя» несмотря на то, что практически это осуществить невозможно. Только во внутренней своей природе «человек есть действительно то самое, чем он осознает себя».
Идеал не достижим, но стремление к нему есть необходимое условие «полноты жизни» человека и развития его личности. Утверждение необходимости, неустранимости, подлинности идеальных устремлений, неослабевающих от невозможности их реального осуществления сближает взгляды Н. с Герценым, Михайловским, Лавровым и др. мыслителями, считавшими неотъемлемым правом человека судить себя и действительность с позиций морали.
Человек способен мыслить, полагать свое двуприродное начало, осознает необходимость существования себя как личности, что обусловлено его духовной природой, которая и есть собственно содержание его личности. Это полагаемое как объективно существующее идеальное бытие проявляет себя через нравственное начало или элемент. Человеческое самосознание – это и есть сознание нравственное, оно «преобразует всю душевную жизнь человека» и является «творческой энергией разумной жизни сознания», которая является источником свободы. Стремление к свободе, нравственное сознание и способность к творчеству, выделяют человека из природы, из мира других «зоологических экземпляров» и проявляют в нем образ безусловного идеального бытия, т.е. Бога. Таким образом, Н. философски обосновывает христианское учение об образе Божием в человеке и поднимает тему Богочеловека – центральную в русской философии ХХ в.
В своей антропологии Н. обращается и к проблеме зла в человеке, которой посвящена «Метафизика жизни и христианское откровение» (2-й том «Науки о человеке»). Нормальное взаимоотношение мира и личности, при котором человек – господин мира, было разрушено Адамом и Евой. Они добровольно отказались от рая, обратившись к магической силе материального мира, представшей перед ними в виде Змия-искусителя. С этого момента для человека стало возможным и допустимым служение злу. Человек, утративший господство над миром, не может не подчиняться его природным физическим законам, даже в своей культурной деятельности. От духовной природы человеку осталась только право морального суда, нравственной оценки и стремление к идеалу.
Философия Н. является значительной вехой в развитии религиозного антропологизма, его идеи в определенной степени предвосхитили экзистенциализм Н.А.Бердяева. К сожалению, наследие Н. недостаточно освящено в философской литературе, хотя к нему обращались Зеньковский, Флоренский, Бердяев и др. философы.


Сочинения:

1. Догматическая система св. Григория Нисского (магистерская диссертация). Казань, 1887
2. Наука о человеке.
Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1898 (3-е изд. Казань, 1906)
Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение (2-е изд. Казань, 1907)
3. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казнань, 1913


Литература:
1. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995. С.367-369
2. Русская философия. Словарь. М., 1999. С. 314-315
3. Белгородский М. М. Разгадавший тайну человека: О философском наследии В.И.Несмелова. 1863-1937// Советская библиография. 1992. № 1. С. 113-121
4. Зеньковский В.В. История русской философии. Смоленск, 1999. С.113-132
5. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (вильнюс, 1993). С. 445-450
6. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков. Н.Новгород, 1992
__________________________________________________________________

Примечание 1. Список литературы будет продолжен. Также буду благодарна, если кто восполнит список литературы в комментариях.

Примечание 2. Другая редакции статьи предназначена для Новой российской энциклопедии. Статья о творчестве В. И. Несмелова также будет опубликована на моём собственном сайте (в авторском проекте «Моя энциклопедия»).
Здесь же, в рубрике "Культура Россия" я планирую опубликовать статьи о Тарееве, Е.Трубецком, Танееве и др.

Примечание 3. На этом портале в рубрике "Культура и искусство" также опубликована моя статья о замечательной актрисе Н.Н.Архиповой, творчество которой безусловно является достоянием русской культуры (значит, эта статья могла бы распологаться и в данной рубрике - "Культура России").

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): религиозная философия, антропология



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама