Рейтинг
Порталус

ОЛЕГ ВЕЩИЙ

Дата публикации: 04 декабря 2008
Автор(ы): Мифологический Словарь
Публикатор: maxim7
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1228405293


Мифологический Словарь , (c)





Олег Вещий - древнерусский легендарный князь (воевода).



Герой нескольких мифо-эпических сюжетов, вошедших в «Повесть временных лет»: он хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи — 882), убивая правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам — Кия, Щека и Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря — сына Рюрика (см. Рюрик, Синеус и Тру вор). В походе на Царь-град О. В., поставив корабли на колёса, под парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводятся в «Деяниях датчан» датского хрониста 12 в. Саксона Грамматика и в др., в т. ч. фольклорных, текстах).



Олег отказывается принять у побеждённых греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Beщего»; само имя «Олег» имеет скандинавское происхождение и близкую семантику — ср. Хельги) и прибивает щит к вратам Царьграда, «показуя победу» (ритуал имеет древневосточные параллели — ср. «дом щита» — храм урартского бога Халди).



Как князь-воитель Олег Вещий связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он .и его мужи клянутся на оружии «Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»; на миниатюре Радзивилловской летописи О. В. изображён клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего за Олегом мужа прорисована змея — вероятное воплощение Белеса.



В связи с этим мотив смерти О. В. от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Белеса в славянской мифологии. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнаёт о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из черепа' выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (характерное эпическое число).



Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.): герой получает то же предсказание от оскорблённой им вещуньи и убивает своего коня; будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьём; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т. ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространён в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Белесом, артибутами которого являются конский череп и змея.

Опубликовано на Порталусе 04 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама