Рейтинг
Порталус

ПУСТЬ НЕ САМАЯ, НО ВСЕ ЖЕ ЧИТАЮЩАЯ...

Дата публикации: 01 декабря 2015
Автор(ы): Александр АКОПОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Библиотечная столица, № 4, Апрель 2005, C. 6
Номер публикации: №1448982218


Александр АКОПОВ, (c)

Особенности российского книжного рынка

Российское книжное дело в рыночной среде стало более мобильным, удовлетворяющим многообразные интересы населения: массовые и эксклюзивные, возвышенные и обывательские.

 

Российские социологи фиксируют картину значительных перемен, произошедших в чтении. Главная из них заключается в том, что треть населения страны вообще не берет книги в руки.

Книжный рынок России имеет свои особенности, связанные с предшествующими десятилетиями централизованной распределительной экономики, когда цена, стоимость, себестоимость, рентабельность и другие экономические категории формировались искусственно и не отражали истинное состояние отрасли. Значительные изменения в отечественном книгоиздании связаны, прежде всего, с резким сокращением выпуска книг, страшно произнести, на 1 миллиард экземпляров! Психологически трудно было пережить переход от "самой читающей страны в мире" в разряд средних по этому показателю.

По числу названий издаваемых книг Россия занимает примерно 10-е место в мире, по тиражам - около 30-го. Следует заметить, что тысячи раз на разные лады повторяемое в 70 - 80-е годы XX века выражение "самая читающая страна в мире" всегда было преувеличением. Во-первых, разница была в методике подсчетов. Например, иностранцы считали периодические издания как одно название. А мы - каждый выпуск. Поэтому ежемесячный журнал у нас шел в статистику как 12 названий, а еженедельный - как 52, в то время как у них это было одним изданием. Кроме того, мы умалчивали, что больше 40% изданий были ведомственными, производственными, для внутреннего пользования, тираж которых составлял меньше 3% от всей массы выпускаемой литературы. А многие страны такие издания вообще в подсчет не берут. Так что, если быть честными, надо признать, что и тогда мы не были самой читающей страной в мире. Не говоря уж о том, что выпуск и чтение - категории разные. И если выходили по 6 млн. экземпляров материалы очередного съезда КПСС на русском языке и по 3 млн. на украинском и узбекском, также в огромных тиражах на всех языках народов СССР, а еще в отдельности - доклад генсека и резолюции, то можно с уверенностью утверждать, что народ, по выражению С. Есенина, "...этих книг ни при какой погоде, конечно, не читал" (тем более, что до их выхода все тексты много раз публиковались в периодике!).

Однако одной деидеологизацией тематики снижение тиражей тоже не объяснить. Снижение числа изданий и, особенно, тиражей произошло, увы, и за счет художественной, и образовательной, и производственной литературы. В советское время издавалось 10 книг на душу населения, а сейчас, ничего не поделаешь, - 3. Правда, разрыв между изданием и продажей книг значительно уменьшился, что естественно, учитывая реальную материальную ответственность участников процесса. Из тех людей, которые книги приобретают, почти половина (47,5%) покупают до 5 книг в год и лишь 14,3% - свыше 10. (Данные, без сомнения, завышенные, поскольку приведены на основе опросов возле крупных книжных магазинов, в среднем по стране результаты будут гораздо скромнее.)

Производителями книг в России являются: 1) 2500 издательств, из которых крупными можно считать 100; 2) учреждения, выпускающие учебную и научную литературу узкого профиля, в основном, вузы и НИИ; 3) 1000 издающих организаций, выпускающих ведомственную производственную литературу для собственных нужд; 4) 2000 частных лиц, издающих по 1 - 2 книги в год. Естественно, что основными производителями по объему продукции и ее значению являются издательства. Что касается тематики выпускаемой литературы, то конъюнктура рынка потребовала в 90-е годы значительных изменений в ее структуре. В результате общего обвала книгоиздания сильно пострадали учебная и научная литература. Так, число названий учебной литературы с 3645 в 1991 г. упало до 2946 в 1992 и 2859 - в 1993-м. Тиражи также упали соответственно с 19 млн. экз. до 7,8 и 7,4. Потом начался постепенный рост, и в 1999-м вышло 8252 учебных издания тиражом 16,7 млн. экз. Такие же тенденции наблюдаются и в издании научной литературы: 7608 названий книг тиражом 28,7 млн. экз. в 1991 г. и 8934 названий тиражом 7,5 млн. экз. в 1999-м.

Изменения по отраслям за этот период (с 1991-го по 1999-й) выглядят так. Политическая и социально-экономическая литература вдвое сократилась по числу изданий и втрое - по тиражам; естественнонаучная в полтора раза по числу изданий и почти вчетверо тиражу. Наибольшее падение тиражей наблюдается в издании технической литературы - в семь раз. Однако и в области искусства тираж упал в 6 раз - с 660 до 102 тыс. экз., в области культуры и образования - в 3,5 раза: с 797 до 324 тыс. экз. Резко возросло издание переводной литературы - с 3763 до 5809 названий, хотя тиражи все же (за этот период) сократились. В основном переводы - с английского. Следующие за ним переводы - с французского и немецкого, - вместе взятые, уступают лидеру в несколько раз.

Одна из главных составляющих книжного рынка - реализация, в основном, книжная торговля. Она в последние годы стала главной. При этом торговля имеет разнообразные формы и осуществляется различными предприятиями. Основными реализаторами книг (половина всего объема по стране) являются независимые книжные магазины, которые имеют прямые договора с издателями. Наиболее крупные магазины - муниципальные предприятия Московский Дом книги и Санкт-Петербургский Дом книги с сетью филиалов; частные - Торговый Дом "Библио-Глобус", "Москва", "Молодая гвардия". Каждый из них продает от 20 до 50 тысяч книг в год и имеет до двух тысяч поставщиков. Значительную часть книг продают государственные книжные магазины, а также книжные магазины издательств и полиграфических предприятий. Издательства "АСТ", "Терра", "Олма-пресс", "Эксмо-пресс", "Инфра-М" создали сеть своих магазинов и собственную систему торговли. Кроме того, реализация производится магазинами "Книга-почтой" по подписке.

В книжном и библиотечном сообществах растет понимание того, что интерес к книге может быть возрожден только совместными усилиями и координацией действий государства и бизнеса.

Существенным сегментом рынка продаж является продажа через Интернет. Эта система распространяется в мире еще с 90-х годов и в 1999 г. достигла 120 млрд. долл. объема продаж, в 2003-м превысила 1 триллион долл. В России этот рынок стал развиваться позднее: в 1999-м - 33 млн., в 2003-м - 5 млрд. долл. В настоящее время в российском Интернете имеются десятки сайтов по продаже книг. Наиболее рейтинговые из них по системе Rambler-Top-100: "Русские книги в Америке" - www.kniga.com/store, "Все книги России" - www.books.ru, "Colibri® - www.colibri.ru. "Bolero" - www.bolero.ru, Издательский дом "Питер" - www.piter-press.ru. торговый дом "Библио-Глобус" - www.mistral.ru, "Boomerang" - www.boomerang.ru.

Одна из распространенных форм реализации печатной продукции - книжные ярмарки. В мире эта форма существует давно. Книжные ярмарки в Европе возникли еще в XIII веке. Сейчас наиболее значительными считаются: Франкфуртская, Лондонская, Парижская, Иерусалимская, Лейпцигская и специализированная на детской литературе ярмарка в Болонье. В России самыми крупными являются две ежегодные книжные ярмарки - "Книги России", проводимая весной, и "Московская международная книжная выставка-ярмарка", проходящая с 1974 года во Всероссийском выставочном центре (ВДНХ) в первой декаде сентября. Эта выставка собирает представителей 2000 фирм из 70 стран, на ней заключаются три четверти соглашений по продаже тиражей.

Книжная торговля ведется также в киосках и с лотков, количество которых достигло 20 тысяч. Объем этой торговли по сравнению с другими невелик и составляет менее 5% от всех видов торговли. Наконец, продажа осуществляется через книжные клубы, отдельные объединения, группы и в непрофильных магазинах.

Возникли и распространяются новые виды электронных изданий. Это: звуковая книга - Audio Book, мультимедийная книга - CD-Book, сетевая книга - Е-Book. Однако, усиленно развиваясь в конце 90-х годов минувшего века, они, вопреки оптимистическим прогнозам, с 2000 года стали снижать тиражи. Население планеты все же по-прежнему предпочитает покупать привычные бумажные книги.

Если посмотреть на структуру издательских расходов в России и сравнить их со среднемировыми, то, по данным исследования Б. Есенькина и Ю. Майсурадзе, они выглядят так. Авторский гонорар в России составляет 10 - 20% от мирового уровня, редакционные расходы (работа над рукописью в издательстве) - 10 - 15%, расходы на различные сторонние услуги, аренду помещений, электроэнергию - 10%, маркетинг (реклама, промоушн) - 50%, а печать, в особенности цветная, достигла мирового уровня (что понятно в связи с использованием зарубежных технологий и оборудования). Стоимость материалов уже превышает мировые цены, причем это превышение достигает 30%! Если учесть, что цены на книги, несмотря на их дороговизну в отечественном представлении, составляют от 5 до 20% от мировых, то очевидно, что в среднем по стране российскому книжному бизнесу с трудом удается оставаться на уровне рентабельности, то есть это малопривлекательный вид предпринимательства. Развитию национального рынка может способствовать его интеграция в мировую систему книготорговли, взаимодействие с внешним книжным рынком. Этот процесс в последние годы ускоряется и расширяется по разным направлениям: путем продажи готовых тиражей книг, изданных в России на иностранных языках, и импорта литературы на языке оригинала, за счет уступки прав на издание и переиздание наших книг за рубежом, продажи лицензий на издание произведений российских авторов и приобретения лицензий за рубежом, экспорта литературы на русском языке и т.п. Этим занимаются внешнеторговые организации, наиболее крупные из которых: существующее много лет с советских времен объединение "Международная книга", "Юпитер-Интер", "Релод", "Ниола-пресс", "Центрком". Активно занимается торговлей иностранными книгами Торговый дом "Библио-Глобус", его объем продаж книг из стран дальнего зарубежья превысил 2 млн. экз., из стран ближнего зарубежья - 5 млн. экз. Образованная в 1990 г. компания "Релод", специализирующаяся в основном на образовательной литературе, приобретает свыше 6 тысяч названий книг, имеет отделения в 300 городах России.

Опубликовано на Порталусе 01 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама