Рейтинг
Порталус

"ПРОГРЕССИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ НАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЯКУТСКОГО НАРОДА". СБОРНИК

Дата публикации: 06 декабря 2015
Автор(ы): Ф. САФРОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 1951, C. 140-144
Номер публикации: №1449349848


Ф. САФРОНОВ, (c)

Выпуск I. Под общей редакцией кандидата философских наук А. И. Новгородова. Научно-популярная серия. Академия наук СССР. Якутский филиал. Якутское государственное издательство. Якутск. 1950. 272 стр.

 

Якуты в результате вхождения в состав централизованного русского государства приобщались к более передовой культуре того времени, ускорившей процесс их социально-экономического и культурного развития.

 

Конкретное освещение этого вопроса, помимо его чисто научного интереса, имеет в данное время большое политическое значение. Изучение процесса исторического развития народов в свете выяснения исторически сложившихся их взаимоотношений явится одним из важных моментов в деле воспитания трудящихся нашей страны в духе советского патриотизма.

 

Поэтому следует приветствовать начинание Института языка, литературы, истории и искусства Якутского филиала Академии наук СССР, выпустившего в научно-популярной серии рецензируемый сборник.

 

Сборник явился результатом большой работы главным образом научных работников, проживающих, в Якутии (из 18 авторов не местными являются только 3). В сборнике выяснены многие стороны взаимоотношения русского и якутского народов за длительный исторический отрезок времени и показано прогрессивное влияние русского народа на все стороны хозяйства и быта якутов. Со всей силой проявилось

 
стр. 140

 

оно в советский период, когда якутский народ приобщился к социалистическому обществу. Этот качественный скачок из старого в новое совершился только благодаря помощи Советского государства, самой выдающейся нацией которого является русский народ. В дореволюционный период отсутствовала помощь якутскому народу со стороны русского самодержавного государства; проводниками передовой русской культуры выступали рядовые русские люди: служилые и промышленные люди, крестьяне, отдельные учёные, прогрессивно настроенные политические деятели в лице революционных ссыльных.

 

За вводной статьёй кандидата философских наук А. И. Новгородова "Великий русский народ - старший брат якутского народа" следует статья кандидата исторических наук И. М. Романова, посвященная истокам дружбы якутского и русского народов. К сожалению, автор ограничился постановкой проблемы и лишь наметил направление, по которому должно идти изучение этого вопроса.

 

В статье члена-корр. АН СССР ныне покойного С. В. Бахрушина о "Положительных результатах русской колонизации в связи с присоединением Якутии к Русскому государству" вопрос о прогрессивной роли русского народа в развитии якутского народа рассматривается не только со стороны конкретных результатов установления взаимосвязей между этими двумя народами, но и с точки зрения значения открытия огромной территории Якутии для развития отечественной и европейской науки.

 

Автор подробно останавливается на географических открытиях, сделанных простыми русскими людьми (служилыми и промышленными). Описания открытых ими территорий привели к тому, что к началу XVIII в. весь северо-восток Сибири был нанесён на географические карты. Эти результаты отечественной географической науки уже со второй половины XVII в. сделались достоянием европейской науки. На картах нанесены были наряду с географическими территориями и названия сибирских народов, показано их местонахождение, что явилось результатом многочисленных этнографических сведений, собранных служилыми и промышленными людьми.

 

Изучение природных богатств края, проведённое уже в XVII в. по инициативе простых русских людей, послужило толчком для систематического изучения естественных богатств края, которое началось в XVIII веке.

 

Не меньшее значение для исторических судеб Якутского края имели взаимоотношения, в которые вступили якуты с русскими. В результате непосредственного влияния более высокой культуры резко изменился характер материальной и духовной культуры якутов, ускоренными темпами пошла у них ликвидация остатков первобытно-общинного строя и развитие общества в сторону более прогрессивного общественного строя - феодализма.

 

Непосредственным продолжением статьи С. В. Бахрушина является статья доктора исторических наук проф. С. А. Токарева "Культурные связи якутского и русского народов до 1917 г.", посвященная итогам трёхвекового общения якутского народа с великим русским народом.

 

Проф. Токарев правильно отмечает двойственный характер этого общения. С одной стороны, вхождение Якутии в состав Русского государства сопровождалось распространением не якутский народ гнёта помещичье-самодержавного режима, господствовавшего тогда в России. Основная масса якутского населения была жестоко порабощена, испытывала ясачно-податный гнёт, торгово-ростовщическую эксплуатацию и политическое бесправие. Другой, более важной, стороной вопроса является прогрессивное влияние русского общественного строя на якутское общество. Оно проявилось в упадке, а затем и отмене рабства, в ускорении процесса сложения феодального способа производства, во внедрении начал государственности и правопорядка, во включении Якутии в систему общероссийских экономических связей и в возникновении предпосылок перехода к товарному хозяйству, в более быстром темпе культурного развития, в появлении и развитии земледелия и т. д.

 

Проф. Токарев отмечает также вклад якутов в культурную жизнь народов России.

 

В течение всего периода колонизации Якутия была главной поставщицей драгоценной пушнины, являвшейся в XVII в. основной валютой государства и главным предметом вывоза.

 

Наконец, в XVII в. Якутия была базой для продвижения русских в сторону крайнего северо-востока и в Приамурье.

 

Важному вопросу посвящена статья канд. исторических наук А. А. Избековой "Русские крестьяне - проводники земледельческой культуры среди якутов".

 

Влияние русского земледелия в Сибири на местное охотничье-скотоводческое население, в частности на якутов, почти не освещалось в литературе. Поэтому статья А. А. Избековой заслуживает особенного внимания. Она вполне удовлетворительно показывает процесс распространения земледелия среди якутского населения и перемены, происходившие в связи с этим в хозяйственном и домашнем быту якутов. Статья представляет собой первый опыт изучения этого вопроса.

 

К сожалению, в ней очень мало внимания (около двух страниц) уделено советскому периоду - самому важному и интересному периоду истории якутского народа. Это снижает ценность в общем хорошей статьи А. А. Избековой.

 

В статье имеется ряд фактических ошибок и неточностей. Не соответствует исторической действительности мнение автора о том, что в верховьях Лены промышленные люди в XVII в. заводили слободы из присланных сюда крестьян (стр. 127). В действительности одной из особенностей первоначального этапа развития земледелия на Лене являлось полное отсутствие деятельности частных и государевых сло-

 
стр. 141

 

бодчиков, а потому организация местной пашни происходила всецело через воеводскую канцелярию.

 

Не может быть принята и другая установка автора, заключающаяся в том, что будто бы главную роль в развитии земледелия в Якутии сыграли русские крестьяне-ямщики, поселённые в XVIII столетии по якутско-иркутскому тракту по берегам Лены и в ряде пунктов вдоль дороги Якутск - Охотск (стр. 108). На самом деле, главную роль в развитии земледелия в Якутии и в распространении его среди местного населения сыграли не одни только крестьяне-ямщики в XVIII в., а все русские крестьяне, которые начали поселяться по берегам Лены и Амги уже с середины XVII века.

 

Фактической ошибкой в статье является и хронологическая грань, от которой начинается история земледелия якутского населения. Автор правильно отмечает, что переход якутов к земледелию совершался постепенно. Но этот постепенный переход к земледелию начинается не со второй половины XIX в. (стр. 108 - 127), а значительно раньше - с 60 - 70-х годов XVII века.

 

Нельзя также сказать, что первыми земледельцами из коренного населения были якуты Олекминского округа (стр. 109, 127- 128), ибо начальный этап перехода якутов к земледелию касался одновременно якутов Амгинской, Кангаласской и Олекминской волостей.

 

В статьях Г. М. Чудинова "Помощь русского народа в индустриализации Советской Якутии" и канд. географических наук А. Б. Марголина "Ведущая роль русского народа в развитии путей сообщения Якутии" показаны глубочайшие изменения в народном хозяйстве республики, происшедшие за годы советской власти. Возникновение новых отраслей промышленности, рост всех видов транспорта, разведка и разработка полезных ископаемых, резкое изменение состава населения по признакам занятости, рост городов и рабочих посёлков, ставшее возможными только благодаря бескорыстной, братской помощи русского народа, выдвинули Якутию в ряды передовых советских автономных республик.

 

Выдающуюся роль русских учёных в изучении Якутии показал в своей статье "Роль русских учёных в изучении Якутии"

 

В. Н. Чемезов. В статье дана оценка многочисленных экспедиций по изучению Якутии, осуществлявшихся в XVIII-XIX вв., как и оценка научной деятельности политических ссыльных и частных исследователей. Как правильно отметил автор, замечательные достижения науки не могли быть поставлены в условиях царизма на службу поднятия благосостояния народов Якутии. Лишь в советское время развернулись в гигантских масштабах изучение производительных сил Якутии и строительство промышленных объектов на её территории.

 

Исключительная роль русских учёных в исследовании Якутии, в развитии её промышленности, сельского хозяйства и культуры осознаётся якутским народом. Якутский народ всегда оказывал содействие русским учёным в изучении своего края. В связи с этим несомненный интерес представляет статья М. А, Кротова, посвященная участию местных жителей в изучении Якутии. Как показал М. А. Кротов, представители коренного населения и старожилы сыграли выдающуюся роль в многочисленных экспедициях во второй половине XVIII в. и в первой четверти XIX в., разыскивавших земли к северу от Азиатского материка.

 

В обследовании морских островов принимали участие аборигены края Иван Ляхов, Яков Санников, Сыроватский, Бельковский, якут Максим Ляхов. В экспедициях Э. Толля, И. Черского, Ф. Врангеля принимали участие якуты и эвенки, оказавшие ценные услуги.

 

Якутами и эвенками сделаны ценнейшие находки ископаемых животных. О залежах серебро-свинцовой руды на Эндыбале (Западное Верхоянье) сообщил впервые якутский разночинец Кычкин.

 

Около 30 лет в Якутске регулярно производил метеонаблюдения старожил Неверов. Его материалы были использованы учёными Мааком и Миддендорфом. Якут Фёдор Шергин прокопал колодец 117-метровой глубины с целью изучения вечной мерзлоты. В области этнографии много сделал якут Горохов, ставший впоследствии членом Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, Якутия дала науке и таких учёных, как библиограф Н. Н. Грибановский, архивист и археолог Е. Д. Стрелов и многие другие.

 

Материал о братской помощи русского народа в развитии народного образования якутов привёл С. С. Сюльский.

 

Развитие школьной сети при царизме шло крайне медленно. Открывая школы на окраинах, царское правительство смотрело на них как на очаги пропаганды принципов православия и самодержавия. Однако, несмотря на классовые устремления царских чиновников, русские школы сыграли свою положительную роль. Через них проникли в Якутию русская грамота, русский язык и демократические идеи русской педагогики.

 

Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция распахнула двери школы для якутского народа.

 

К сожалению, С. С. Сюльский не привёл в своей статье примеров службы русских учителей в Якутии в дореволюционное время. А таких примеров было немало. Не показана в статье и помощь, оказанная РСФСР Якутии путём выделения учительских кадров. Трудно согласиться с утверждением автора, что унифицированный латинский алфавит, введённый в Якутии в первые годы советской власти, явился переходным к русскому алфавиту (стр. 161).

 

Примеры беззаветного служения народу русских врачей в далёкой Якутии в дореволюционном прошлом и в советскую эпоху привёл заслуженный врач РСФСР и ЯАССР В. С. Семёнов. С благодарностью вспоминает якутский народ деятельность русских врачей, отдававших все свои силы на борьбу с эпидемиями и социальными заболеваниями в Якутии. Естественно,

 
стр. 142

 

что немногочисленная группа медицинских работников без помощи правительства в условиях дореволюционной Якутии, когда один врач приходился на 12822 человека и 161 тыс. кв. км территории, не могла бороться с социальными болезнями, косившими население Якутии. Медицинскую помощь в необходимых размерах Якутия получила только после Великой Октябрьской социалистической революции. С помощью русского народа в Якутии создана широкая сеть разнообразных медицинских учреждений.

 

В 1947 г. бюджет здравоохранения ЯАССР выражался в сумме 84962 тыс. руб., т. е. в 600 раз больше, чем в дореволюционной Якутии!

 

Положительное влияние русской литературы на молодую якутскую литературу отразили в своих статьях Г. М. Васильев и доктор исторических наук Г. П. Башарин. В своей статье Г. М. Васильев проследил и влияние русского фольклора на устное творчество якутов. Интересный материал привёл Г. М. Васильев и по истории развития якутской письменности. К сожалению, автор, сообщив о существовании в дореволюционное время "большого количества разнообразной литературы на якутском языке", не привёл данных о количестве выпущенных книг, не сообщил, какое они имели распространение среди якутов. Автор показал большое влияние произведений Пушкина, Лермонтова, Островского и Гоголя на зачинателей якутской литературы А. Кулаковского, А. Сафронова и Н. Неустроева.

 

Русская литература, как показал далее в своей статье Г. М. Васильев, явилась школой и для советских якутских писателей.

 

Г. П. Башарин в своей статье "Отражение прогрессивной роли русского народа в трудах А. Е. Кулаковского" показал, что популярный якутский реалист-просветитель Кулаковский "был страстным поклонником русской культуры, высоко ценил и глубоко любил классиков русской литературы и философии". Кулаковский понимал прогрессивную роль присоединения Якутии к русскому государству и неоднократно обращался к своему народу с призывами воспринять русскую культуру и ещё теснее сблизиться с русским народом.

 

Якутские советские писатели вместе с новым содержанием внесли в якутскую поэзию и новую форму - музыкальный размер по метрико-силлабической системе, так называемые "русские рифмы". Благодаря этому стал возможен адэкватный перевод и Пушкина и Маяковского.

 

Большое влияние на развитие якутской литературы оказывают художественные переводы с русского языка на якутский. Заслуживает внимания материал, приведённый Г. М. Васильевым, об отражении в русской литературе якутской тематики. О Якутии и якутах писали Рылеев, Бестужев-Марлинский, Чижов, Короленко, Гончаров и другие.

 

Прогрессивному влиянию передовых представителей русского народа на развитие якутской культуры посвятили свои статьи канд. философских наук А. И. Новгородов - "Связи Л. Н. Толстого с Якутией" и Б. М. Белявская - "В. Г. Короленко и современная Якутия". Факты, приведённые А. И. Новгородовым, свидетельствуют, что Л. Н. Толстой не только интересовался Якутией, переписывался с первым врачом из якутов П. Н. Сокольниковым, но и сам он был любим за свои изумительные произведения современниками - грамотными якутами и русскими - во многих уголках Якутии.

 

Б. М. Белявская показала, с какой любовью хранят намять трудящиеся Якутии о выдающемся русском писателе В. Г. Короленко, поддерживавшем связи с Якутией более сорока лет.

 

Особенный интерес представляет статья заслуженного деятеля науки ЯАССР канд. филологических наук Л. Н. Харитонова "О влиянии русского языка на якутский язык". В статье приведён материал, показывающий, значительное влияние русского языка на якутский. Русские слова стали проникать в якутский язык с конца первой половины XVII века. Подавляющее большинство заимствованных слов представляют собой имена существительные. Заимствованные слова произносятся согласно законам фонетики якутского языка. Слова, взятые из русского языка, обычно сохраняют своё первоначальное значение, лишь иногда слово усваивается в его частном значении или получает новое содержание. Приток русских слов в якутский язык резко усилился после Великой Октябрьской социалистической революции. В газетном языке русские слова составляют 30 - 40% текста, в художественной прозе - 14%. Русский язык усиленно используется в якутском языковом строительстве по линии заимствования терминов, в области выработки синтаксиса и стилистических жанров.

 

Прогрессивное влияние русского народа на развитие музыкальной культуры якутов показал заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР М. Н. Жирков. Приведённый им материал свидетельствует о том, что с конца XIX в. русские народные песни и хороводные пляски вошли в быт сельского якутского населения. Несомненно, что они восприняты были у русских много раньше. Русские песни были завезены в Якутию казаками, служилыми и промышленными людьми, крестьянами-переселенцами и политическими ссыльными. Автор статьи привёл список, состоящий из тридцати двух русских хоровых народных песен, вошедших в быт якутского народа. Якутами были также усвоены театрализованные русские хоровые песни, сопровождавшиеся драматизированными картинами, русские хоровые песни для сопровождения народных танцев и массовых игр. Среди якутов получили широкое распространение русские солдатские песни, частушечно-танцевальные и революционные.

 

Под влиянием русской классической музыки были созданы первые якутские оперы и балеты. На мотивы популярных русских песен исполняются песни якутских советских поэтов. Русские мелодии оказали сильнейшее влияние на формирование якутских советских массовых песен. В настоящее

 
стр. 143

 

время якутская молодёжь поёт песни и русских и якутских советских композиторов, боевые песни Советской Армии.

 

Благотворное воздействие русского классического искусства на якутское изобразительное искусство показал в своей статье заслуженный художник ЯАССР М. М. Носов.

 

Якутская живопись возникла под непосредственным воздействием лучших традиций русского реалистического искусства. На эти традиции опираются советские якутские художники И. Попов, М. Носов, П. Романов, Г. Туралысов и другие. К сожалению, статья не сопровождается графическим материалом, и справедливые положения, выдвинутые автором, не подкреплены фактами.

 

Сборник свидетельствует о том, что все области культуры и искусства якутского народа испытали сильное влияние передовой демократической русской культуры.

 

Следует отметить и ряд недостатков сборника, главным образом недостаточность статей по советскому периоду. Имеющиеся статьи Г. Чудинова и А. Марголина не являются исследовательскими и написаны наспех. Вследствие этого А. Марголин, говоря о путях сообщения на территории Якутии в XVII-XVIII вв., не отметил Якутско-Охотский тракт, не сказал о поселении ямщиков вдоль Лены. Автор, говоря о золотопромышленности в районе Бодайбо, не отмечает, что это не Якутия, а лежащая рядом Иркутская губерния.

 

Среди статей сборника, посвященных советскому периоду, нет специальной статьи о помощи русского народа в построении социализма в Якутии, в частности в коллективизации якутской деревни. Некоторые сведения по данному вопросу, содержащиеся в статье С. А. Бутаева, не достаточны для освещения этой проблемы.

 

Авторы ряда статей повторяют друг друга. Так, например, Г. М. Васильев и С. С. Сюльский остановились на возникновении якутской письменности, однако ни в одной статье этот важный вопрос не получил достаточного освещения.

 

Недостатком сборника является и отсутствие предисловия. Редакции следовало в предисловии сформулировать цели и задачи сборника, наметить дальнейший план исследования поставленных проблем. Читатель остаётся в неведении, что означает надпись на титульном листе "Выпуск I". Последует ли второй выпуск? Необходимо осветить влияние русской народной культуры на материальную культуру якутов - жилище, пищу, одежду, - полнее выявить влияние классиков русской литературы на творчество отдельных писателей и поэтов.

 

В целом сборник оставляет вполне благоприятное впечатление. Авторы сборника, специалисты по разным отраслям знаний, сумели конкретно и всесторонне показать прогрессивное влияние великого русского народа на развитие якутского народа.

 

Несомненно, что сборник будет прочтён с интересом не только учёными-специалистами, но и широкими кругами читателей.

Опубликовано на Порталусе 06 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама