Рейтинг
Порталус

"МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ МОРДВЫ VIII-XI вв.". ДНЕВНИК АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК

Дата публикации: 31 декабря 2015
Автор(ы): А. Ф. ДУБЫНИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1954, C. 163-165
Номер публикации: №1451573230


А. Ф. ДУБЫНИН, (c)

Дневник археологических раскопок П. П. Иванова. Крюковско-Кужновский могильник. Редакция и вступительная статья доктора исторических наук проф. А. П. Смирнова. Моршанский краеведческий музей. Отдел истории края. Издание Моршанского краеведческого музея. 232 стр.

 

Археологические коллекции Моршанского районного краеведческого музея Тамбовской области представляют единственное в СССР по своей полноте и богатству собрание древностей по истории мордвы.

 

С 1927 по 1936 г. директором музея П. П. Ивановым был открыт и исследован ряд стоянок, селищ, городищ и древне-мордовских могильников в Моршанском районе, из которых по количеству обнаруженных погребений выделяется Крюковско-Кужновский могильник. Богатство собранных в нем материалов и дало полное основание в первую очередь избрать дневник этих раскопок предметом публикации в "Материалах по истории мордвы VIII - XI вв.".

 

В кратком вступлении к рецензируемому сборнику А. П. Смирнов, отмечая значение работ П. П. Иванова для изучения истории мордовского народа, подчеркивает автохтонность происхождения мордвы и указывает, что "открытые П. П. Ивановым стоянки и селища Моршанского края интересны тем, что дают возможность установить непрерывный процесс развития местного общества, начиная с весьма отдаленного времени" (стр. 7).

 

Автор правильно отмечает, что "в первом тысячелетии до н. э. в результате развития производительных сил и усложнения межплеменных отношений на значительной территории правого Среднего Поволжья возникли укрепленные поселки - городища" (стр. 7), с так называемой рогожной керамикой. Благодаря исследованиям П. П. Иванова в Моршанском районе стала известна на территории Крюковского

 
стр. 163

 

могильника стоянка, которая, очевидно, относится к числу поселений племен лесостепной полосы по реке Цне, культура которой, по мнению А. П. Смирнова, "и являлась базой городищ рогожной керамики". Материал стоянок, предшествовавших городищам с рогожной керамикой, как справедливо указывает А. П. Смирнов, "характеризует не только занятия и быт населения, но и межплеменные связи. Эти связи хорошо прослеживаются с эпохи поздней бронзы, когда местная культура испытала большое влияние со стороны племен, населявших степные районы" (стр. 7).

 

Влияние степи, говорится дальше во "Вступлении", усилилось на рубеже бронзового века и раннего железного века (то есть примерно на грани II и I тысячелетий до н. э.) и в последующий скифский период. А. П. Смирнов отмечает, что скифы наложили сильный отпечаток "а всю культуру мордвы, и приходит к выводу, что скифский элемент в культуре мордвы необходимо расценивать как один из основных компонентов их культуры. Влияние племен степной части на племена лесной зоны Поволжья продолжалось и в последующий сарматский период. Не исключена возможность, что сарматы заходили далеко на север и ассимилировались с местным туземным населением (стр. 8). Эта местная культура периода бронзы и начала века железа, а возможно, и еще более раннего времени, характеризующаяся вначале стоянками и затем городищами, и была той основой (как вполне справедливо отмечает А. П. Смирнов), на которой сформировались поздние мордовские племена, оставившие нам селища и могильники типа Крюковско-Кужновского.

 

Одним из наиболее важных выводов, которые делает А. П. Смирнов на основании материала Крюковско-Кужновского могильника, является то, "что с момента появления мордвы на исторической арене она испытала влияние восточно-славянских племён. С этого времени начинается мирное сожительство этих двух соседних народов" (стр. 9), что может быть подтверждено данными и по другим могильникам.

 

Материалы публикуемого исторического памятника опровергают установившееся мнение об изолированности мордвы, якобы державшейся одиноко в глуши лесов, которые защищали ее от вторжений кочевников и ограбления, Эти материалы опровергают также и сложившееся среди некоторого круга исследователей неправильное мнение об изолированности мордовской культуры от культуры соседних народов.

 

В заключительной части вступительной статьи автор отмечает, что исследования П. П. Иванова дали много ценного и для характеристики хозяйства и некоторых сторон культуры. Весьма ценны его наблюдения и для изучения связи с более ранними культурами края, что выделяет Крюковско-Кужновский могильник среди других известных древнемордовских могильников того же времени.

 

Вступительная статья все же, к сожалению, носит довольно общий характер. Останавливаясь на некоторых узловых вопросах истории края, автор слабо раскрыл само научное богатство данного исторического источника. Публикация такого материала, как дневник раскопок с описанием значительного количества комплексов погребений, требует более полного освещения во вступительной статье. Приходится также сожалеть, что при описании находок в тексте дневника не сделаны ссылки на таблицы рисунков. Даже в той части вступительной статьи, где приведены интересные данные о материале могильника, автор только в одном случае делает ссылку на номер погребения и номер рисунка (стр. 9). Так, например, чтобы узнать, какой комплекс датируется диргемом VIII в., о котором говорится во вступительной статье (стр. 9), нужно перечитать 204 описания погребений (60 стр.) и пересмотреть 16 таблиц; при соответствующей ссылке можно было бы избежать таких поисков.

 

В дневнике раскопок Крюковско-Кужновского могильника со всеми подробностями описаны обнаруженные П. П. Ивановым в 1929 - 1930, 1932 - 1936 гг. 586 погребений, причем на стр. 18, в конце описания вскрытых в 1929 г. погребений, исследователь дал в примечании и характеристику своей методики раскопок.

 

Полнота документации, подробность описания обнаруженных при раскопках остатков костяков и расположения погребального инвентаря, довольно подробная характеристика самих находок являются положительной особенностью публикуемого дневника. П. П. Ивановым был сделан ряд наблюдений, которые до этого как-то ускользали от внимания исследователей. Особенно ценны его детальные записи для восстановления древнемордовских костюмов и головных уборов.

 

Изданием дневника раскопок Крюковско-Кужновского могильника введен в научный

 
стр. 164

 

обиход новый, мало доступный до этого источник по истории народов СССР. Он дает богатейший материал для изучения проблемы этногенеза современного мордовского народа, истории его хозяйства, быта и культуры во второй половине I тысячелетия нашей эры и дружественны" исконных исторических связей этого народа с восточными славянами.

 

Если в книге "Древности мордовского народа"1 , изданной в 1941 г., были лишь перепечатаны ранее уже известные в литературе памятники по истории мордвы, то в издании Моршанского музея публикуется материал, совершенно неизвестный широкому кругу исследователей.

 

Весьма ценны приложенные к дневнику таблицы рисунков (в количестве 44), которые дают общее представление о характере инвентаря могильника и иллюстрируют записи дневника. Таблицы сопровождаются описанием, где указаны наименование рисунка и номера погребений по дневнику; почему-то здесь употребляется термин "могила", тогда как в дневнике принят термин "погребение".

 

К недостаткам издания следует отнести отсутствие общего плана могильника. Судя по примечанию П. П. Иванова (стр. 19), такой план был в его научном архиве.

 

Указанные отдельные замечания не умаляют общего положительного значения этой ценной работы, являющейся новым пополнением нашей исторической литературы.

 

Следует здесь еще отметить, что Моршанский музей бережно хранит наследие прошлых веков своего края и, публикуя свои собрания, стремится сделать их достоянием широкого круга советских людей. Этому примеру должны следовать другие краеведческие музеи нашей страны.

 

Громадный размах полевых археологических исследований в СССР и богатейшие накопленные собрания вещественных источников по истории СССР настоятельно требуют публикации материалов типа рецензируемого издания.

 

 

1 См. "Альбом древностей мордовского народа", издание Мордовского научно-исследовательского института. Саранск, 1941.

Опубликовано на Порталусе 31 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама