Рейтинг
Порталус

М. М. КЛЕВЕНСКИЙ. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА БИБЛИОТЕКИ СССР ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

Дата публикации: 05 января 2016
Автор(ы): В. В. АЛЬТМАН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1954, C. 147-149
Номер публикации: №1451942128


В. В. АЛЬТМАН, (c)

Том I. История библиотеки Московского публичного Румянцевского музея. 1862 - 1917 годы. Издание Государственной ордена Ленина библиотеки СССР имени В. И. Ленина. М. 1953. 167 стр.

 

Работа М. М. Клевенского освещает историю бывшей Румянцевской библиотеки от ее создания до Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина является величайшим книгохранилищем мира. Количеством книг она превосходит знаменитую библиотеку Британского музея и парижскую Национальную библиотеку. Библиотека имени В. И. Ленина - законная гордость нашей страны - служит интересам народа.

 

Начало истории этого замечательного культурного учреждения таково: в 1826 г. умер бывший государственный канцлер Н. П. Румянцев, составивший обширную библиотеку в 28500 книг и рукописей, ценнейшие минералогические, ботанические и другие коллекции. Выполняя желание покойного Н. П. Румянцева, брат его С. П. Румянцев передал музей с библиотекой царскому правительству.

 

Автор охватил широкий круг вопросов, связанных с историей Румянцевской библиотеки. После рассказа о ее возникновении М. М. Клевенский дает общий очерк истории библиотеки и музея, сообщает об источниках комплектования и анализирует состав фондов, подвергает специальному рассмотрению организацию фонда библиотеки, вопрос о каталогах и, наконец, чрезвычайно интересный вопрос - об обслуживании читателей.

 

М. М. Клевенский приводит любопытные документы, свидетельствующие о том, как царские органы просвещения отнеслись к переданной им библиотеке. Румянцевская библиотека не только не пополнялась, но к концу 50-х годов пришла в такой упадок, что ведавший ею В. Ф. Одоевский записал в своем дневнике: "Чем больше смотрю я на мой бедный Музеум, тем больше горе меня берет" (стр. 17). По предложению Одоевского Румянцевский музей с библиотекой в 1862 г. был переведен в Москву, где в то время выдвигались проекты организации публичной библиотеки. Царское правительство не взяло на себя даже - части огромных расходов по перевозке коллекций в Москву, оборудованию помещений, расширению фондов; пришлось рассчитывать только на средства отдельных жертвователей.

 

Автор рисует тяжелое положение библиотеки и после перевода ее в Москву. Московская профессура и газеты обеих столиц не раз ставили вопрос об удовлетворении неотложных нужд библиотеки, через зал которой, как писали в коллективном обращении директор музея и библиотекари, известные историки Ю. В. Готье, А. И. Яковлев и др., "проходит наша надежда, наши будущие Карамзины, Соловьевы, Пироговы, Сеченовы, Менделеевы, Чупровы, Мечниковы, Ключевские" (стр. 164). Но реакционное царское правительство оставляло библиотеку без самых необходимых средств. М. М. Клевенский отмечает, что в 1900 г., когда библиотека достигла громадных размеров, в ней имелось всего лишь шесть штатных библиотекарей. Вследствие недостатка средств Румянцевская библиотека не могла приобрести и десятой доли той иностранной литературы, которую ежегодно выписывал для своей личной библиотеки граф С. Д. Шереметев. Основным источником комплектования Румянцевской библиотеки в то время были книжные пожертвования. За 56 лет они достигли 300 тыс. томов.

 

М. М. Клевенский характеризует значение разных групп фондов отечественных изданий для исследований в области гражданской истории, истории народного хозяйства, науки, культуры и т. д. Особенно тщательно изучены автором данные о пополнении Румянцевской библиотеки в последние предреволюционные годы. М. М. Клевенский сообщает важные сведения о том, что к 1917 г. библиотека имела более трехсот экземпляров произведений классиков марксизма-ленинизма, в том числе много нелегальных и конфискованных изданий, экземпляры которых хранились в запертом шкафу. "Эти драгоценные памятники печати и сейчас хранятся в отделе редких книг библиотеки как первые поступления большого фонда, насчитывающего 44000 томов на ста языках мира-основного фонда произведений классиков марксизма-ленинизма Библиотеки имени В. И. Ленина" (стр. 72).

 

Несмотря на неудовлетворительную ста-

 
стр. 147

 

тистику посещений библиотеки, автору удалось выяснить состав читателей.

 

М. М. Клевенский приводит интересные сведения о попытке своеобразного "перспективного планирования", предпринятого библиотекой в 1910 году. Библиотекарь Ю. В. Готье в то время подсчитал возможности роста фондов библиотеки и объема книгохранилищ на полвека вперед. В тщательно разработанной записке Ю. В. Готье рассчитал, что в течение 50 лет, к 1960 г., общий объем фондов библиотеки составит 2600 тыс. книг и периодических изданий; в настоящее же время Государственная библиотека имени В. И. Ленина имеет не 2,6, а 17 млн. томов книг, журналов и других печатных изданий.

 

М. М. Клевенский, используя большой фактический материал, показывает значение Румянцевской библиотеки в культурной жизни дореволюционной России. Не имея помощи со стороны правительственны" органов и опираясь исключительно на общественную поддержку, библиотека успешно выполняла свою большую культурную миссию. Наряду с публичной библиотекой в Петербурге, ныне носящей имя М. Е. Салтыкова-Щедрина, Румянцевская библиотека! удовлетворяла духовные запросы широких слоев читателей, способствуя формированию передовой русской интеллигенции. В этой библиотеке вели свои занятия В. И. Ленин и многие деятели революционного движения. Книга М. М. Клевенского дает ясное представление о том, в каком положении находилось при царизме это замечательное культурное учреждение России. В связи с этим особенно наглядными становятся изменения, какие внес советский сирой в жизнь и деятельность библиотеки. В приложении к книге дамы интересные документы из истории Румянцевского музея и библиотеки.

 

Вместе с тему нельзя согласиться с утверждением автора, будто Н. П. Румянцев не был основателем публичной библиотеки, так как якобы не намеревался сделать свои коллекции общественным достоянием. Еще при жизни Н. П. Румянцева в статье его библиотекаря, видного ученого, академика Ф. П. Аделунга, опубликованной в "Сыне отечества" в 1817 г., был выдвинут проект организации большого национального музея на базе разнообразных ценных коллекций Н. П. Румянцева. Вряд ли статья вызвала возражения Румянцева, иначе через четыре года не появилась бы еще одна статья такого же характера другого его сотрудника - Б. Г. Вихмана. Более того, в 1814 г. тот же Вихман прямо заявлял о намерении Румянцева основать большой "национальный" музей. Непонятно также, почему автор в этом вопросе не доверяет свидетельству Евгения Болховитинова, достаточно близко знавшего Румянцева. Болховитинов писал Л. Х. Востокову, что "намерение покойного канцлера сделать свою библиотеку особою публичною не исполнилось", и добавлял, что "под ведомом министерства она будет не славна"1 .

 

Последние слова освещают отношение Н. П. Румянцева к передаче своего книгохранилища казенному ведомству. В этом же нас убеждают слова Н. П. Румянцева в письме акад. Ф. Кругу. "С тех пор, как я покинул службу, я пуще всего берегусь иметь дело с властями"2 . Возможно, что, решив вопрос о создании публичного музея и библиотеки, Н. П. Румянцев не мог найти формы для осуществления этого намерения. Он понимал, что министерство просвещения не сможет развить этого учреждения, как это и показала дальнейшая история. И не с такого ли рода соображениями связан первоначальный план душеприказчика Н. П. Румянцева, его брата Сергея, пытавшегося передать музей и библиотеку в ведение привилегированных военно-учебных заведений?

 

Наконец, почему М. М. Клевенский игнорирует желание С. П. Румянцева, высказанное, по вескому мнению А. Е. Викторова, "гораздо полнее и определеннее, чем в других документах"3 , "чтобы Румянцевский музеум был общественным и открыт для публики, хотя один раз в неделю", что "польза от заведений, подобных сему музеуму, бывает вернее и действительнее, когда они доступны для многих"4 . Добавим еще, что и императорский указ от 22 марта5 1828 г. называл дома Румянцева "завещанными вновь учреждаемому общественному

 

 

1 "Переписка А. Х. Востокова", изданная 2-м отделением Академии наук. СПБ. 1873, стр. 265.

 

2 См. "Сборник материалов для истории Румянцевского музея". Вып. 1. М. 1882, стр. 60.

 

3 А. Е. Викторов. Передача Румянцевского музеума в министерство народного просвещения (по официальным документам). "Сборник материалов для истории Румянцевского музея". Вып. I. М. 1882, стр. 123.

 

4 Там же, стр. 125.

 

5 В книге М. М. Клевенского ошибочно указано 23 марта. См. "Полное собрание законов Российской империи" II. Т. III, СПБ. 1830, стр. 324.

 
стр. 148

 

ученому заведению" и говорил о "сей воле владельца, хотя лишь словесно им изъявленной, но утверждаемой свидетельством его брата". О том же "великом намерении" Н. П. Румянцева говорится в письме Д. И. Хвостова С. П. Румянцеву6 и в. ряде других современных документов.

 

Факт остается фактом. В основу нынешнего гигантского книгохранилища - Государственной библиотеки имени В. И. Ленина - легла библиотека, составленная Н. П. Румянцевым. И не случайно Советское правительство в постановлении о переименовании библиотеки в "Публичную библиотеку СССР имени В. И. Ленина" решило оставить имя Румянцева залу, в котором находились пожертвованные им книги. Н. П. Румянцев был видным культурным деятелем своего времени, много сделавшим для первого научного издания русских государственных грамот, разыскания древностей, редчайших книг и рукописей, организатором ряда публикаций источников и изданий трудов русских ученых, любителем и знатоком истории, археологии, фольклора, этнографии и географии, нумизматом и библиографом.

 

Надо заметить, что работа М. М. Клевенского, посвященная истории хранилища книг и пронизанная любовью к книге, имела право на большую заботу полиграфистов: формат ее неудобен, переплет у корешка не обжат.

 

Книга М. М. Клевенского будет внимательно прочитана каждым, кто интересуется историей русской культуры.

 

 

6 Письмо от 2 апреля 1828 г. "Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук". Т. V, вып. II. 1873, стр. 257.

Опубликовано на Порталусе 05 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама