Рейтинг
Порталус

О ПАТРИАРХАЛЬНО-ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЯКУТИИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Дата публикации: 14 января 2016
Автор(ы): Г. П. БАШАРИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1955, C. 80-89
Номер публикации: №1452758106


Г. П. БАШАРИН, (c)

В статье Л. П. Потапова "О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана" поднят важный вопрос, касающийся истории тех народов нашей родины, основным занятием которых вплоть до начала XX в. было скотоводство. Автор поставил этот вопрос в широком плане, рассмотрев в общих чертах социальные отношения отдельных народов Казахстана, Средней Азии и Сибири со времени возникновения у них сначала оседлого, а затем кочевого скотоводства, зарождения и развития частной собственности на скот и на землю. Он пришел к правильному заключению, что вплоть до 1917 г. у этих народов господствовали патриархально-феодальные отношения и что экономической основой этих отношений у кочевников Средней Азии и Казахстана была собственность феодалов на землю1 . С. Е. Толыбеков неправильно утверждает, что в Казахстане и Средней Азии вплоть до XIX в. существовала якобы общинно-родовая собственность на землю, что у скотоводческих народов было только одно средство производства - скот2 . Такое утверждение противоречит марксистскому положению, согласно которому земля есть важнейшее средство производства не только у земледельческих, но и у скотоводческих народов.

 

Поддерживая в этих вопросах в основном Л. П. Потапова, мне хочется указать, что необходимо вместе с тем учесть, что, наряду с землей как решающим средством производства, скот также был средством производства. Это видно при рассмотрении общественного строя у якутов в конце XVIII - первой половине XIX века. В этот период якуты вели в основном оседлый образ жизни. Однако якутов и кочевников Казахстана и Средней Азии издавна объединяло то общее, что основным занятием у тех и у других являлось скотоводство. Поэтому в связи с дискуссией по вопросу о сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана уместно рассмотреть и общественный строй якутов. Напомним, что в документах X съезда РКП (б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" (резолюция съезда, доклад и заключительное слово И. В. Сталина на съезде) общественный строй по преимуществу тюркского населения Казахстана, Средней Азии и Сибири, в том числе Якутии, начала XX в. был охарактеризован общими чертами.

 

По вопросу о характере и уровне общественного строя якутов высказывались различные мнения. Одни исследователи (М. Вруцевич, В. Серошевский) считали, что первобытно-общинный строй у якутов сохранился как господствующий "общественный агрегат" вплоть до конца XIX века. Л. Левенталь и другие исследователи полагали, что задолго до перехода предков якутов на Лену в южноазиатских степях начался процесс возникновения феодальных отношений, продолжавшийся и на территории современной Якутии, что к первой половине XVII в., когда произошло присоединение Ленского края к России, у якутов существовали уже феодальные ханства. Буржуазный националист Ксенофонтов проповедовал фантастическую "теорию" о том, что в IX - X вв. где-то в центральноазиатских степях у якутов якобы возник феодально-деспотический строй. В литературе встречается также мнение, согласно которому в Якутии XVIII - XIX вв. возникла якобы буржуазная общественно-экономическая формация (Л. Мамет).

 

 

1 Л. П. Потапов. О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана. Журнал "Вопросы истории", 1954, N 6, стр. 73 - 89.

 

2 С. Е. Толыбеков. О патриархально-феодальных отношениях у кочевых народов. "Вопросы истории", 1955, N 1, стр. 75 - 83.

 
стр. 80

 

По вопросу об общественном строе якутов нет единого мнения и у современных исследователей. А. П. Окладников считает, что у предков якутов до их переселения с юга на север возникло классовое общество. Но он не дает ответа на вопрос о том, какой характер носило это общество: рабовладельческий или феодальный. С. В. Бахрушин и С. А. Токарев пришли к выводу, что к моменту присоединения Якутии к России во второй четверти XVII в. у якутов шел процесс разложения первобытно-общинного строя и зарождения классовых отношений, причем, по мнению С. В. Бахрушина, зарождавшиеся элементы этих отношений носили феодальный характер, а по мнению С. А. Токарева, - рабовладельческий. Первый исследователь считал, что в XVIII в. в Якутии "был уже феодализм", а по мнению второго исследователя, "со второй половины XVII в. начинается переключение развития якутского социального строя с рабовладельческих на феодальные пути развития". С. А. Токарев пишет, что во второй половине XVIII в. правительство "окончательно превращало тойонов в феодалов-помещиков, а улусное население - в крепостное крестьянство"3 . Мнение о существовании в Якутии второй половины XVIII в. развитого феодализма представляется нам переоценкой уровня развития общественного строя якутов того периода.

 

В статье об общественном строе якутов в XVII в. ("Вопросы истории", N 4, 1950) я высказал мнение, что у якутов существовали патриархально-феодальные отношения. Однако в брошюре о периодизации истории дореволюционной Якутии (на правах рукописи. 1951) я дал ошибочную периодизацию времени возникновения, расцвета и упадка патриархально-феодальных отношений. Раньше, на основе фольклорных данных, я неправильно считал, что зарождение патриархально-феодальных отношений у якутов началось в XV - XVI веках. Наконец, в первой редакции своей рукописи, посвященной истории аграрных отношений в Якутии конца XVIII - первой половины XIX в., я ошибочно утверждал, что процесс феодализации якутского общества якобы завершился к 30-м годам XIX века. Правда, об этом "завершении" я писал в смысле окончания периода "расцвета" патриархально-феодальных отношений.

 

Из изложенного видно, что проблема общественного строя якутов дореволюционного периода до сих пор остается неразработанной. Задача настоящей статьи в связи с дискуссией о патриархально-феодальных отношениях - рассмотреть общественный строй якутов в конце XVIII - первой половине XIX века.

 

Якуты начали заниматься разведением крупного рогатого скота и лошадей в самый ранний период своей истории. В интересующий нас период рогатый скот, по данным 20-х годов XIX в., составлял 64,82% общего количества скота в улусах Якутского округа, 60,30% - в улусах Вилюйского округа и 60,27% - в Олекминском округе4 .

 

Рогатый скот имел большое значение в экономике якутов. Мясо, молоко и различные молочные продукты были основными средствами питания. Кожа быков и коров шла на изготовление обуви, ремней, сбруи, веревок и других хозяйственных принадлежностей, использовалась и для утепления жилого помещения. Волы служили тягловой силой.

 

Значительную роль в хозяйстве якутов играла и лошадь. На ней ездили верхом, используя под вьюк, или запрягали в сани. Из кобыльего молока изготовляли кумыс. Конина шла "в пищу, кожа - на пошивку обуви, сбруи, конский волос - на изготовление неводов, сетей, арканов.

 

Содержание лошадей не требовало больших усилий: летом они паслись небольшими табунами, зимой, в "хороший" год, когда под снегом средней толщины сохраня-

 

 

3 М. Вруцевич. Юридические обычаи якутов. "Журнал гражданского и уголовного права". 1891, кн. 3, стр. 23; В. Серошевский. Якуты. Т. 1. СПБ. 1896, стр. 445, 446 и др.; Л. Левенталь. Подати, повинности и земля у якутов. В кн. Д. М. Павликов, Н. А. Виташевский, Л. Г. Левенталь. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов. Л. 1929, стр. 242 - 249, 271 - 272; Л. Мамет. Исторический очерк ЯАССР. БСЭ. Изд. 1, т. 65. М. 1931, стр. 492 - 502; А. П. Окладников. Социальный строй предков якутов. "Советская этнография". Т. 2. 1947, стр. 96, 97 и др.; его же. История Якутии. Т. 1. Якутск. 1949, стр. 319; С. В. Бахрушин. Исторические судьбы Якутии Сб. "Якутия". Л. 1927, стр. 288, 291; "Доклады на первой научной сессии Якутской базы АН СССР". Якутск. 1948, стр. 34 - 36; С. А. Токарев. Общественный строй якутов в XVII - XVIII вв. Якутск. 1945, главы 7, 8, 9, 10; его же. Очерк истории якутского народа. М. 1940, стр. 125.

 

4 Центральный государственный архив в Ленинграде (ЦГИАЛ), ф. 394/1339, разр. N 1, св. 2701, д. 8, лл. 1 - 523; д. 9, лл. 1 - 483; св. 2702, д. 15, лл. 1 - 463.

 
стр. 81

 

лась густая отава, находились на подножном корму. В такие годы непродолжительное время подкармливали только молодняк. Иначе обстояло дело с рогатым скотом. Летом его пасли на специальных пастбищах, называемых сайылык - летниками, зимой же 8 - 9 месяцев он содержался на заготовленном летом сене, находясь в течение 7 - 8 месяцев в специальных помещениях - хотонах.

 

К моменту присоединения к России в XVII в. в Якутии существовало сенокосно-пастбищное хозяйство. После присоединения, под влиянием роста цен на говядину я молочные продукты, якуты значительно расширили разведение рогатого скота, и он приобрел еще большее экономическое значение. В XIX в. широко распространились русские косы-литовки, вытеснившие примитивные тяжелые и тупые самодельные горбуши якутов. Это намного подняло производительность труда местных скотоводов.

 

В экономике якутов известное значение имели рыболовство и охота. Внедрение русских охотничьих ружей различных калибров и систем вместо первобытных лука и стрел коренным образом улучшило способ ведения охоты.

 

Широкое распространение русской земледельческой культуры и было одним из важнейших прогрессивных экономических результатов присоединения Сибири к России5 . Со второй половины XVII в. и в Якутии начало развиваться земледелие. В конце XVIII - первой половине XIX в. земледелие распространилось на огромную территорию Якутии - от верховьев Лены на юге до Нижнеколымска и Камчатки на севере, от Удского края на востоке до Сунтарского улуса в бассейне Вилюя на западе. Земледелие заняло второе место после скотоводства в хозяйстве якутского народа. Это был настоящий переворот в хозяйственной жизни якутов, совершенный при решающей помощи русских крестьян. Русские земледельцы явились подлинными создателями новой отрасли хозяйства в Якутии - земледелия.

 

С вхождением в состав Русского государства в Якутии стали развиваться товарно-денежные отношения. Была ликвидирована экономическая замкнутость края и выросли экономические связи якутского народа с русским народом. Все это имело большое прогрессивное значение для экономики Якутии.

 

Установление экономических и культурных связей с Россией ускорило процесс разложения первобытно-общинного строя якутов, зарождение и развитие у них классовых отношений. До присоединения к России разложение первобытно-общинного строя якутов только начиналось; еще ясно не определились господствующие классовые отношения. Тогда якутское общество развивалось, по мнению С. А. Токарева, как говорилось выше, по пути к рабовладельческому строю, а по мнению С. В. Бахрушина и других исследователей, - по пути к феодализму. Присоединение Якутии к России способствовало развитию якутского общества по второму пути.

 

Частная собственность ни окот у якутов в XVII в. получила значительное распространение. С одной стороны, появились крупные собственники скота, с другой - хозяйства, совсем не имевшие скота. Скот стал предметом купли-продажи. В конце XVIII - первой половине XIX в. основная масса скота сосредоточилась в руках тойонов. Н. Щукин, побывавший в Якутии в 1829 - 1830 гг., отметил, что последние имели "до тысячи голов скота"6 . Староста) Одейского наслега, Мархинското улуса, Вилюйского округа, Самсонов имел "большое скотоводство, до 1500 штук простирающееся"7 . Староста Мойрудского наслега, Мегинского улуса, Скрябин в 1830-х годах оставил своим наследникам 117 голов рогатого скота и лошадей8 . Тойон Кангалаюского улуса Слободчиков имел до тысячи голов рогатого скота и лошадей9 . Все эти факты свидетельствуют, что основными собственниками скота в улусах были тойоны.

 

 

5 Об этом см. труды В. И. Шункова Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII в. М.-Л. 1946; "Географическое размещение сибирского земледелия в XVII в.". "Вопросы географии". Сборник 20. 1950; "Очерки по истории земледелия в Сибири (XVII в.)". Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени доктора исторических наук; хранится в рукописном отделе Института истории АН СССР.

 

6 Н. Щукин. Поездка в Якутск. Изд. 2. СПБ. 1844, стр. 302.

 

7 Центральный государственный архив Якутской АССР, ф. 22, оп. 1, д. 149, лл. 89, 92.

 

8 Архив Академии наук СССР, Ленинград (ААН), ф. 161, оп. 1, д. 68, л. 33.

 

9 О. В. Ионова. Василий Манчары. Якутск. 1946, стр. 15.

 
стр. 82

 

Представление об организации и экономике тойонского хозяйства в первой половине XIX в. дает опись недвижимого и движимого имущества Сыромятникова. Этот тойон имел две зимние и три летние усадьбы. Он держал около 30 рабочих лошадей и владел значительным хозяйственным инвентарем, а также рыболовно-охотничьими принадлежностями10 . Каждое тойонское хозяйство в Якутии конца XVIII - первой половины XIX в. производило все необходимое для владельца. В хозяйстве Сыромятникова были свои скотоводы, рыбаки, охотники, плотники, кузнецы и свои доморощенные "ветеринары". Многие из этих непосредственных производителей были мастерами на все руки, ибо разделение труда было развито еще очень слабо. Тойонское хозяйство в то время в основе своей было натуральным, но в него уже проникли товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют большой денежный капитал Сыромятникова (он оставил своим наследникам 5 тыс. руб. ассигнациями и около 1 тыс. руб. за должниками), а также его домашняя утварь и одежда. Такие тойоны, как Сыромятников, занимались ростовщичеством.

 

Огромное большинство населения Якутии конца XVIII - первой половины XIX в. составляли бедняки (дьадьанылар), основная масса которых имела ничтожное количество скота, орудий труда и вела хозяйство, основанное на личном труде. Некоторая часть бедняков вовсе не имела скота. Данные Миддендорфа (середина XIX в.) показывают, что в отличие от тойонов якутские трудовые крестьяне влачили жалкое существование. "В год бедное якутское семейство, - писал он, - употребляет до 10 пудов круп из сосновой коры, толченой на крупоподобные крохи (юэрэ), и до 6 пудов муки из сосновой коры адул и две полубочки творогу - простокваши"11 .

 

Несмотря на утверждение частной собственности на скот, вплоть до середины XIX в. у якутов продолжали сохраняться некоторые пережитки первобытно-общинных отношений. Так, бедняки имели право в летнее время пасти свой скот в стадах и табунах, принадлежавших богатым родственникам. Жеребцы и быки-производители, составляя собственность тойонов, в то же время использовались в хозяйстве бедняков для воспроизводства поголовья скота. Бедняки иногда имели право пользоваться малоценной частью молочных продуктов своих богатых родственников, например, снятым молоком.

 

Итак, у якутов конца XVIII - первой половины XIX в. существовала полная частная собственность тойонов и мелкая личная собственность крестьян на одно из основных средств производства, то есть на скот.

 

В развитии скотоводческого хозяйства решающую роль играла земля как средство производства. Если для земледельческого хозяйства нужны были пахотные угодья и огородные участки, то скотоводческое хозяйство не могло существовать без сенокосных и пастбищных угодий.

 

Каково же было положение с земельной собственностью? После вхождения Якутии в состав России царское правительство объявило себя верховным собственником всех земель Якутии, назвав их "государевы вотчины якутские земли"12 . Как верховный собственник якутских земель государство получало ренту в виде ясака. Вместе с тем в разных районах края государство наделяло земельными участками дворян, детей боярских, казаков, крестьян, ссыльных, священников и других.

 

Первое время государство не заботилось о юридическом оформлении ясака как ренты и не регулировало порядок пользования землей местным населением. Начало общему законодательному регулированию земельных отношений в Якутии положила первая ясачная комиссия в 1760-х годах. Она юридически оформила получение феодально-крепостническим государством феодальной ренты в виде ясака, установив тесную связь между обязанностью местных жителей платить ясак и их правом на владение земельными участками. Ясак должны были платить также местные эксплуататоры - тойоны. Однако, являясь собственниками основной массы скота и земли и занимая

 

 

10 ААН, ф. 161, оп. 2, д. 51, л. 71.

 

11 А. Миддендорф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2. СПБ. 1869, стр. 786.

 

12 "Колониальная политика Московского государства в Якутии XVII века". Сборник архивных документов под редакцией Б. Д. Грекова и Я. П. Алькора. Л. 1936, стр. 212.

 
стр. 83

 

господствующее положение в улусах, они превратили ясак в доходную для себя статью за счет усиления тяжести этой ренты для непосредственных производителей - крестьян.

 

Следует отметить своеобразие экономической природы собственности местных жителей на земли края. До того как государство приступило к законодательному регулированию земельных отношений в якутских улусах, здесь существовала частная собственность на землю, процесс зарождения которой начался в XVII веке. Земля была предметом купли-продажи и тому подобных сделок частных лиц, отчуждалась от одной волости в другую. Происходил процесс разрушения общинной собственности на землю, лучшие угодья сосредоточивались в руках тойонов. Тойоны стали основными собственниками земли. Наряду с полной собственностью тойонов на землю существовала мелкая личная земельная собственность непосредственных производителей. Как и в области отношений собственности на скот, так и в земельных отношениях якутов сохранялись пережитки патриархально-родового строя. В общинно-родовом пользовании продолжали находиться леса, водоемы (без сенокосов вокруг них), дороги, часть пастбищ. Процесс становления частной собственности на сенокосы и пастбища еще не был завершен.

 

Первая ясачная комиссия запретила отчуждение земли такими способами, как пропажа и купля, дача в залог и т. п. сделки между частными лицами, в якутских улусах. Началось распределение земли по принципу соболино-лисьей системы13 . Юридическое оформление и закрепление получило традиционное разделение всей территории Якутии на наслеги якутских скотоводов. Наслеги представляли сельские общины. Формально жители Якутии являлись только держателями принадлежавших государству земель. Однако, создавая себе опору среди местного населения, царизм оставил тойонов фактически полными собственниками, владельцами и распорядителями основной массы земельных угодий в якутских сельских общинах.

 

Таким образом, с конца XVIII в. в Якутии при наличии верховной собственности государства существовала юридически условная, фактически полная собственность тойонов на землю. Так возникла экономическая основа патриархально-феодальных отношений, двойного гнета, которому подвергались непосредственные производители, - со стороны тойонов, во-первых, и царского самодержавия, во-вторых.

 

Тойоны, будучи владельцами средств производства - земли и скота, представляли господствующий, "эксплуататорский класс, а бедняки - подчиненный, эксплуатируемый крестьянский класс. Если право верховной собственности государства на землю Якутии экономически осуществлялось получением феодальной ренты в виде ясака, то право собственности тойонов на землю и на скот экономически реализовалось, главным образом, путем эксплуатации крестьян в сенокосно-пастбищном, скотоводческом хозяйстве.

 

Маркс указывал, что отношение собственников условий производства к непосредственным производителям составляет основу всего общественного строя14 . Рассмотрим отношения тойонов как собственников условий производства к непосредственным производителям.

 

Прежде всего следует заметить, что в якутском скотоводческом хозяйстве изучаемого периода огромную роль продолжал играть женский труд. Не случайно поэтому, что среди крупных скотовладельцев-тойонов существовала полигамия. Письменные документы XVII в. свидетельствуют о том, что тойоны имели 2 - 4 и более жен15 . В "Описании обитающих в Якутской области якутов" (1785 г.) сказано, что богатые якуты имеют по многу жен, "по четыре или сколько пожелают и состояние их дозволяет"16 . В документе 1789 г. читаем, что тойоны "по обыкновению своему могут иметь (жен) столько же, сколько хотят и прокормить могут"17 . Авторы рукописи "О степных законах и обычаях якутов" (1824 г.) посвятили всю XIII главу своего сборника многожен-

 

 

13 Об этом см. работу автора настоящей статьи "Происхождение соболино-лисьей, или двухокладной, системы землепользования в улусах бассейна Средней Лены и Амгино-Ленского плоскогорья". "Доклады на второй научной сессии Якутского филиала АН СССР". Якутск. 1951, стр. 32 - 88.

 

14 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XIX, ч. II, стр. 353.

 

15 С. А. Токарев. Общественный строй якутов в XVII - XVIII вв., стр. 64.

 

16 "Сборник материалов по этнографии якутов". Якутск. 1948, стр. 41.

 

17 Рукописный отдел Института литературы Академии наук СССР, Ленинград, ф. 96, оп. 14, д. 8, л. 12.

 
стр. 84

 

ству среди тойонов. Они писали, что каждый из богатых скотовладельцев имеет до 5, жен18 .

 

Полигамия, как форма семьи, своими корнями уходит в далекое патриархально-родовое прошлое. Но в конце XVIII - первой половине XIX в. внутренняя природа полигамии изменилась. По собственному признанию тойонов, они имели по многу жен "для призрения, по обыкновению, состоящих в разных местах домов и скотоводства, ибо жены усерднее управляют имением, нежели сторонние наемные лица; через то улучшается хозяйство и сберегается имение"19 .

 

Рассматривая римскую патриархальную семью, Маркс писал, что эта "семья содержит в зародыше не только servitus (рабство), но и крепостничество, так как она с самого начала имеет отношение к земледельческим повинностям. Она содержит в миниатюре все те антагонизмы, которые позднее широко развились в обществе и в его государстве"20 . Примерно так обстояло дело и в якутском обществе. Старинная форма патриархально-родовой семьи приобрела новое содержание - экономические отношения господства и подчинения скотовладельцев и непосредственных производителей. Существование полигамии, как одной из форм отсталых разновидностей феодальной эксплуатации, свидетельствует о медленном темпе развития якутского общества, его глубокой отсталости в изучаемый период.

 

Многочисленный слой якутского общества составляли в конце XVIII - первой половине XIX в. хаммаччиты. Источником пополнения хамначчитов являлись "воспитанники" - мальчики, которых тойоны "воспитывали" у себя "с тем, чтобы они потом стали у них работниками"21 . Другим источником пополнения хамначчитов были арендаторы земли, превращавшиеся в зависимых непосредственных производителей22 . Наконец, хамначчитами становились неимущие, неисправные должники23 , Хамначчиты конца XVIII - первой половины XIX в. представляли собою категорию непосредственных (производителей, в которой наряду с ведущими отношениями феодальной эксплуатации проявлялись пережитки патриархально-родовых порядков ("воспитанники").

 

Изменение претерпела такая категория населения, как дюккаки. Совместная жизнь 2-х и более семей называлась дюккашеством (от якутского слова "дьуккаак-тасыы")24 . В связи с возникновением частной собственности на скот и углублением классового неравенства дюккашество теряло прежний характер родовой взаимопомощи; "родственные" отношения дюккаков стали служить лишь прикрытием эксплуатации богатыми скотовладельцами своих бедных родственников, не имевших собственных юрт. Бедный дюккак частично пользовался средствами производства (юрты и другие хозяйственные строения, иногда рабочий бык и т. п.) своего богатого хозяина и получал от него подачки. Богатый владелец юрты эксплуатировал своего бедного дюккака и его семью, привлекая их к различным хозяйственным работам по дому и усадьбе (ремонт и обмазка юрты и хлева - хотона, заготовка и подвозка дров и льда, чистка двора, содержание в порядке водопоя - проруби и т. п.). Бедный дюккак создавал хозяину прибавочный продукт.

 

Испытывая постоянный недостаток в средствах к существованию, бедняки селились в соседстве с тойонами, чтобы иметь возможность прокормить свой немногочисленный скот и пользоваться снятым молоком и другими, продуктами, принадлежавшими богатым соседям. Но и тойоны не могли обойтись без бедняков, без эксплуатации их труда. За содержание своего скота на пастбищах соседей-тойонов, за заготовку сена на участках, предоставляемых тойонами беднякам, последние работали на тойонов, "помогали" им в уборке сена, в постройке и ремонте изгородей вокруг пастбищ

 

 

18 ЦГИАЛ, ф. 1264, оп. 1, д. 555, рукопись, гл. XIII.

 

19 "Сборник обычного права сибирских инородцев", изд. А. Я. Самоквасовым. Варшава. 1876, стр. 220 - 221.

 

20 "Архив Маркса и Энгельса". Т. IX, стр. 31.

 

21 Рукописный отдел Института востоковедения АН СССР (Ленинград), ф. 96, оп. 4, д. 8, л. 10. ...

 

22 ЦГИАЛ, ф. 1264, оп. 1, д. 555, л. 27.

 

23 ААН, ф. 161, оп. 1, д. 68, лл. 20 - 21, 47; "Сборник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Академии наук СССР". Т. V, ч. II Л. 1925, стр. 629 - 603.

 

24 М. К. Расцветаев. Очерки по экономике и общественному быту у якутов. Л. 1932, стр. 60 - 75.

 
стр. 85

 

или покосов. Они работали в скотоводческом хозяйстве тойонов часто не меньше, чем постоянные работники. Те из бедняков, кто занимался охотой и рыболовством, лучшую часть своей добычи отдавали богатым соседям. Установившиеся на почве соседства между бедными хозяевами и тойонами в конце XVIII - первой половине XIX в. отношения являлись своеобразной отсталой формой барщины: непосредственный производитель одну часть времени работал в своем хозяйстве, а другую - в хозяйстве и на земле тойона; его необходимый труд пространственно отделялся от прибавочного.

 

Многие бедняки, лишенные земли и средств к существованию, уходили в город просить милостыню. Якутская воеводская канцелярия, борясь с наводнением города нищими, добивалась, чтобы "праздношатающиеся" возвращались в свои наслеги, платили там подати и отбывали повинности. Эта борьба, начатая еще в 1760-х годах на основе специального указа первой ясачной комиссии25 , ни к чему не приводила; тойоны жаловались, что число нищих так велико, что они "во многих наслегах половину, в других треть, а в весьма немногих четвертую часть жителей составляют", что "нет возможности пропитать их"26 .

 

Осуществляя указы и предписания администрации, тойоны распределяли нищих между отдельными хозяевами наслегов на содержание. Нищие, находившиеся на таком содержании отдельных хозяев, назывались кумаланами. Они разделялись на постоянных и временных.

 

К постоянным кумаланам относились малолетние сироты, калеки и престарелые люди, не имевшие ни семьи, ни имущества. На них возлагались домашние работы (уборка жилого помещения, чистка хотона, мятье кожи, помол зерна и т. п.). Постоянные кумаланы находились на положении домашних, патриархальных рабов27 . Часто их так и называли кулут - рабами.

 

Беднейшие крестьяне, которым зачастую угрожала голодная смерть, становились временными кумаланами. Отдавая подати и неся повинности в пользу казны, они служили для тойонов рабочей силой в скотоводческом хозяйстве. Поэтому администрация и тойоны были заинтересованы в сохранении жизни этой категория работников. Это и вынуждало администрацию и тойонов, особенно в годы засухи, принимать срочные меры по распределению таких бедняков между зажиточными и богатыми жителями наслегов на "бесплатное" кормление. В Мойрудском наслеге, Мегинского улуса, кумаланы распределялись, например, в сентябре 1843 г. "до истечения настоящей зимы", в октябре 1849 г. "до июля месяца будущего 1850 г." и т. д. Число их достигало в этом наслеге ста человек28 . Содержатели временных кумаланов кормили их "бесплатно", за что кумаланы должны были на них работать. Богатые семьи присваивали себе продукт прибавочного труда временных кумаланов. Одни из временных кумаланов превращались в постоянных, другие навсегда оставались у своих "спасителей" чернорабочими-хамначчитами. Лишь немногие возвращались в свои юрты и "восстанавливали" свое хозяйство. Являясь в известной мере пережитком патриархально-родовой традиции, кумаланство конца XVIII - первой половины XIX в. было одной из форм жестокой патриархально-феодальной эксплуатации непосредственных производителей.

 

Наличие в руках тойонов большого количества земли и скота приводило к тому, что работавшие в усадьбах тойонов зависимые люди не могли справиться со всеми работами, в частности, с заготовкой сена. Для уборки сена тойоны собирали десятки мужчин и женщин, живших в своих и соседних наслегах. Это называлось кюлэй. Имели место два вида кюлэя: кюлэй косарей и кюлэй сгребалыциков29 . Участники кюлэя работали под непосредственным контролем тойонов, с тросточкой, тальником или кнутом в руках расхаживавших по покосу. Тойоны подбадривали и хвалили одних косарей за быстроту и хорошее качество косьбы, порицали и наказывали других за медлительность и "порчу" травы.

 

 

25 Рукописный отдел Института востоковедения АН СССР (Ленинград), ф. 11, оп. 1, д. 16/372, "Выписка о ясашных", л. 5.

 

26 ЦГИАЛ, ф. 1264, оп. 1, д. 555.

 

27 Центральный государственный архив Иркутской области, Иркутск, ф. 293, оп. 4, д. 76, св. 7, л. 21.

 

28 Рукописный отдел Музея народов СССР (Москва), ф. Мойрудского наслега, папка 177; С. А. Токарев. Общественный строй якутов в XVII - XVIII вв., стр. 108, 109.

 

29 ААН ф. 161, оп. 1, д. 77, л. 5.

 
стр. 86

 

Характеризуя отработочную систему, существовавшую в пореформенной России, В. И. Ленин, между прочим, указывал, что крестьяне иногда работали на помещика "просто "из чести" - т. е. даром, за одно угощение, чтобы не лишиться других "заработков" от землевладельца"30 . Это имело место и в Якутии рассматриваемого нами периода. Якутские крестьяне, являвшиеся на кюлэй со своим инвентарем (косы, грабли), работали на тойонов совершенно бесплатно, за одно только угощение31 . Кюлэй был одной из своеобразных форм "отработок" в условиях Якутии.

 

"Жены"-скотницы, хамначчиты, бедные дюккаки и соседи, кумаланы и участники кюлэй - все работали в хозяйствах, усадьбах, на земельных участках тойонов под их непосредственным наблюдением.

 

Часть своего скота тойоны отдавали на содержание в чужие хозяйства. Одной из форм содержания тойонского скота в чужих хозяйствах был хасаас. Непосредственный производитель брал известное количество коров на период с начала мая по 1 октября с обязательством пасти и доить их с тем, чтобы осенью доставить владельцу скота определенное количество масла (обычно около пуда) и замороженной простокваши (как правило, около 10 пудов). Эти молочные продукты и называются по-якутски хасаас - скопленное, сбереженное. За свой труд бедняк пользовался излишком продуктов, получаемых сверх того, что он должен был отдать владельцу коров32 . Получаемый тойоном прибавочный продукт, по существу, представлял собой форму продуктовой земельной ренты: непосредственный производитель находился в своем хозяйстве, пользовался своим инвентарем, работал самостоятельно, не подвергаясь непосредственному принуждению со стороны владельца средств производства.

 

Существовали и другие формы передачи тойонского скота в чужие хозяйства. Так, волы и лошади передавались на длительное пользование в качестве тягловой силы. Это называлось келюйэргэ биэрии. Непосредственный производитель обязывался кормить рабочий скот своим сеном, работать на владельца скота и давать ему деньги. Это напоминало сдачу земли в аренду. Такой же характер носило кратковременное пользование чужим скотом, называемое передачей лошадей и волов "в тело"33 . На уход и прокорм в зимнее время передавался недойный и нерабочий скот, что называлось "уостаапын". В данном случае прибавочный труд бедняка воплощался в заготовленном им сене, которым он кормил скот, и в уходе за скотом.

 

Некоторые исследователи склонны были в передаче скота в другие хозяйства усматривать формы "родовой взаимопомощи", другие видели в этом чисто феодальные отношения. На самом деле здесь имела место патриархально-феодальная форма эксплуатации. Тойоны доверяли содержание своего скота обычно своим "близким", и бедняки вынуждены были прибегать к "помощи" своих "благодетельных родственников".

 

Рассмотренные экономические отношения поддерживались внеэкономическим принуждением.

 

В результате проведения в жизнь указов и распоряжений первой ясачной комиссии 1760-х годов происходило закрепление за каждым наслегом его традиционной территории, юридическое оформление его исторически сложившихся границ, приписка к данному наслегу его жителей, прикрепление их к наслежной земельной общине; был запрещен уход непосредственных производителей из наслега без специального на то разрешения в виде "билетов" местной администрации, улусных голов и наслежных князьков. Прикрепление якутских крестьян к наслежной общине в то же время означало прикрепление непосредственных производителей к тойонам, к их скоту. Взиманию государственных податей и повинностей и обеспечению тойонского хозяйства рабочей силой способствовала круговая порука. Интересы тойонов и царизма совпадали.

 

Суд производился на основе писаных законов государства и обычного права. Так называемые общие собрания наслега, созывавшиеся дважды в год (в феврале или марте, в ноябре или декабре), использовались тойонами, представлявшими ничтожное меньшинство населения, в их эксплуататорских интересах. На этих собраниях, по собственному признанию их организаторов, присутствовали только "старшие семейств,

 

 

30 В. И. Ленин. Соч. Т. 3, стр. 164.

 

31 ААН, ф. 161, оп. 1, д. 77, л. 5.

 

32 "Сборник Музея антропологии и этнографии...". Т. V, ч. II. стр. 692.

 

33 Там же, стр. 665 - 666, 675, 691.

 
стр. 87

 

лучшие и почетнейшие из родников". Один тойон обладал несколькими голосами бедняков, "доверявших" ему свои "общественные" дела. Решающую роль в "обсуждении" повестки дня играли "лучшие", "почетнейшие" люди, "родоначальники"; остальные имели лишь право поддакивать им34 . Постановления таких собраний о раскладке податей и повинностей, распределении земли, наказании "беспокойных" бедняков и т. п. были обязательны для всех жителей наслега35 . Крестьян жестоко наказывали лозами за "леность и нерадение" в работе, за "ослушание", "грубость"36 . Бедняков, обвинявшихся в краже скота, потраве сенокосов, поджоге лесов, дворов, сена и т. д., тойоны подвергали телесному наказанию и штрафам. Крестьян принуждали приносить тойонам "подарки" - бэлэх - за "заботу" о своих "сородичах" при земельных переделах, раскладке податей, повинностей и разборе разных судебных дел, за отсрочку долгов и т. п.37 . Бедняк был вынужден отдавать богатому соседу часть добычи от охоты или рыбной ловли38 .

 

Любая жалоба рядового члена наслежной общины на несправедливые действия тойона расценивалась "родоначальником" как "ябедничество", разрушающее "порядок подчиненности". На собрании общинников и на суде было весьма трудно доказать несправедливость действий тойона, показания свидетелей в пользу бедняка объявлялись, как правило, "ложными"; человек, давший такие показания, подвергался тяжелым наказаниям. Жестокие расправы чинил тойон с зависимыми людьми у себя дома, в своей усадьбе.

 

Прикрепление населения к месту жительства, к "общине", отсутствие гражданской полноправности, круговая порука, телесные наказания и тому подобные методы внеэкономического принуждения играли большую роль в деле укрепления экономической власти якутских тойонов. При этом методы внеэкономического принуждения у якутов облекались не только в феодальные, но и в патриархально-родовые формы.

 

Рассматривая пережитки первобытно-общинного строя в быту якутского населения, одни исследователи не связывали их существование с определенной экономической основой, переоценивали их значение в якутском обществе, утверждая, что родовой строй господствовал здесь вплоть до конца XIX века. Другие исследователи, наоборот, доказывали, что в Якутии XVIII - XIX вв. господствовали чисто феодальные отношения. Обе эти точки зрения не соответствуют исторической действительности.

 

Мы уже отмечали наличие значительных пережитков патриархально-родового строя в производственных отношениях якутов. В еще большей степени сохранились эти пережитки в быту населения. В конце XVIII - первой половине XIX в. у якутов продолжали существовать "отцовские роды" - ага уустара - и "материнские роды" - ийэ уустара. Но эти роды уже теряли прежний характер. Они представляли собою группы людей, создававшиеся по территориальному признаку для раскладки податей и повинностей и для распределения земли. Эту первобытную форму территориального объединения данных групп людей тойоны использовали в эксплуататорских целях.

 

Для Якутии рассматриваемого периода была характерна крайняя культурная отсталость населения. Грамотных якутов почти не было. Во второй половине XVIII - начале XIX в. в улусах начали строить русские дома с деревянным полом: Но огромное большинство населения продолжало жить в юртах старинного типа, обмазываемых смесью глины с навозом, с земляным полом. Такие юрты перегораживались досками или жердями на две половины - в одной жили люди, а в другой - скот. Одежда якутов большей частью изготовлялась из коровьих и лошадиных шкур, шкур собак и оленей; домашнюю утварь составляли деревянные тарелки, ложки, миски, разная берестяная посуда старинного типа и посуда фабричного производства.

 

В семейной жизни улусного населения изучаемого периода сохранилось многое от первобытно-общинного строя. Наряду с полигамией сохранились калым за невесту и ряд запретов в отношении прав женщины, характерных для патриархально-родовых порядков. Наряду с христианством были широко распространены первобытная шаман-

 

 

34 "Сборник обычного права сибирских инородцев", стр. 212.

 

35 "Сборник Музея антропологии и этнографии...". Т. V, ч. II, стр. 682.

 

36 "Сборник обычного права сибирских инородцев", стр. 232 - 233, 240.

 

37 "Сборник Музея антропологии и этнографии...". Т. V, ч. II, стр. 694.

 

38 Там же, стр. 684, 685.

 
стр. 88

 

екая религия, вера в существование многочисленных злых я добрых духов леса, воды, покосов, усадеб, скота и т. п., языческие обряды, заклинания и проклятия39 .

 

В тезисах к X съезду РКП (б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" и в докладе, сделанном по этому вопросу на съезде, И. В. Сталин дал глубокий анализ исторического прошлого, общественного строя и быта нерусского населения окраин России начала XX века. У народов одних из этих окраин сохранились скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт; они еще не перешли к земледельческому хозяйству40 .

 

Народы других окраин к моменту установления советской власти жили на определенной территории, вели оседлый образ жизни, занимались преимущественно скотоводством; они не успели еще пройти капиталистического развития, не имели или почти не имели своего промышленного пролетариата. На этих окраинах господствовали патриархально-феодальные отношения, а быт населявших их народов не ушел дальше первобытных форм полупатриархального-полуфеодального быта. Основываясь на изложенном выше фактическом материале, можно считать, что Якутия относилась именно к этим окраинам.

 

Отсталость якутского общества объяснялась двумя основными причинами. Во-первых, до присоединения Ленского края к России якутское общество переживало только начальный период разложения первобытно-общинных отношений. Сохранившиеся здесь сильные родовые пережитки тормозили развитие якутского общества. Во-вторых, в Якутии, как и на других окраинах России, царизм проводил политику, замедлявшую ход общественного развития. Он поощрял патриархально-феодальный гнет и держал массы угнетенных народов России в рабстве и невежестве.

 

Патриархально-феодальные отношения - это, конечно, не отношения развитого феодализма и по содержанию и тем более по их форме. Они также не представляют "особого", вновь "открытого" варианта феодального способа производства. Патриархально-феодальные отношения представляют определенный этап в развитии не достигших уровня развитого феодализма феодальных отношений, сравнительно быстро пройденный в истории земледельческих народов и очень долго длившийся в истории многих из скотоводческих народов мира. Их возникновение и развитие определяются общими закономерностями феодализма как одного из пяти известных в истории основных типов способа производства. Рассмотренные нами патриархально-феодальные отношения у якутов, как и у других соответствующих народов, по своему типу относятся к феодальному способу производства.

 

Конкретно-историческое исследование показывает, что якутские трудовые крестьяне находились под двойным гнетом - тойонов и феодально-крепостнического государства.

 

Прибавочный продукт труда якутских крестьян, который получали тойоны, значительно превышал прибавочный продукт в виде ясака, который получало феодально-крепостническое государство; экономическая эксплуатация якутских крестьян со стороны местного господствующего класса была поэтому тяжелее, чем экономическая эксплуатация их со стороны феодально-крепостнического государства. По отношению к тойонам феодально-крепостническое государство проводило двойственную политику. С одной стороны, оно использовало в своих интересах вековые патриархальные традиции, поощряло патриархально-феодальный гнет, наделяло местный господствующий класс широкой правовой властью над крестьянами; с другой стороны, феодально-крепостническое государство ограничивало притязания тойонов на получение юридического права частной собственности на землю и на безраздельное господство над Якутией.

 

 

39 С. А. Токарев. Общественный строй якутов в XVII - XVIII вв., гл. 21; В. Серошевский. Указ. соч., гл. VI, VII, X, XI, XIII, XV.

 

40 См. И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 25, 46, 47.

Опубликовано на Порталусе 14 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама