Главная → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → О НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДОВ СИБИРИ
Дата публикации: 05 февраля 2016
Автор(ы): Л. П. ПОТАПОВ →
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ →
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1955, C. 59-67 →
Номер публикации: №1454672893
Л. П. ПОТАПОВ, (c)
Исследование процесса национальной консолидации в СССР составляет задачу ученых ряда специальностей. Так, изучение конкретных форм экономической общности должно вестись специалистами-экономистами; изучение общности языка - специалистами-языковедами. Задача историков и этнографов не только использовать и обобщить результаты исследования экономистов и языковедов, но и непосредственно изучить различные виды общности людей, складывающиеся в нации.
Следует учесть, что общность языка, территории, культуры и экономической жизни, совокупность которых характерна для нации, возникает раньше, чем появляется нация. У рода и племени тоже существует одновременно общность языка, территории, культуры и даже своего рода родовой или племенной экономики. Такая общность возникает на базе коллективного первобытно-общинного способа производства людей, связанных кровным родством, и является, следовательно, естественно сложившейся родовой или племенной общностью, важнейшей предпосылкой которой, как подчеркивает Энгельс, является совместное проживание членов рода или племени на одной и той же территории, заселенной ими1 .
Весьма существенным вопросом рассматриваемой проблемы является также изучение общности культуры. При исследовании этого вопроса нужно четко выявить отличие общности культуры, складывающейся в условиях советского государственного строя на базе социалистической экономики, от общности культуры, складывающейся в условиях буржуазного или докапиталистического строя. В многонациональном Советском государстве у всех народностей и наций существует единая по своему социалистическому содержанию культура. Однако эта единая социалистическая культура имеет весьма различные формы у различных народов в зависимости от языка, быта и т. д. Задачей этнографического исследования является выявление такого своеобразия. Но этим ограничить исследование, конечно, нельзя. Необходимо показать, что единая по содержанию социалистическая культура отдельно исследуемой народности или нации является также единой и в отношении формы, прежде всего в отношении языка, что, разумеется, не означает полного однообразия культуры данной социалистической нации и не исключает местных особенностей я отличий, особенно домашнего быта.
Иначе обстоит дело с общностью культуры у буржуазных наций, формирующихся в условиях победы капитализма. Национальные культуры буржуазных наций также различаются между собой по форме. Например, культура грузинской буржуазной нации весьма отличалась по национальной форме, прежде всего по языку, от культуры армянской, и обе культуры, в свою очередь, - от культуры русской или украинской буржуазной нации. Внутри же каждой буржуазной нации ори единстве формы существует различие еще в содержании культуры. На это в свое время обратил внимание В. И. Ленин2 . Указанные отличия в формировании общности культуры социалистических и буржуазных наций необходимо отразить в исследовании процесса сложения любой нации.
Различие процесса национальной консолидации в условиях советского строя по сравнению с капитализмом необходимо также выявлять и учитывать при исследовании вопроса общности территории у советских народностей и наций. Здесь особенно важно обратить внимание на мероприятия, способствующие созданию и укреплению
1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 143.
2 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 8.
общности территории, например, национально-территориальное районирование, землеустройство и водоустройство, переход к оседлости, развитие путей сообщения, средств связи и т. п. Это позволит дать наиболее полно конкретную характеристику территориальной общности как одного из необходимых признаков социалистической нации. Ниже мы попытаемся высказать некоторые соображения по вопросу о национальной консолидации народов Сибири.
Октябрьская социалистическая революция застала в Сибири довольно пеструю картину общественно-экономического развития нерусского населения, начиная от различных стадий разложения первобытно-общинного строя и кончая зародышами капиталистических отношений. В связи с этим наблюдалась не менее пестрая картина и форм общности людей. Местное население было разноязычно, малочисленно и разбросано на огромных пространствах, чаще мелкими родовыми и племенными группами (особенно в северной и дальневосточной части Сибири). Эти мелкие народности и племена (ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, эвенки, орочи и многие другие) занимались главным образом охотой и рыболовством, а некоторые из них - оленеводством. Как правило, они жили замкнуто, примитивно, говорили на местных, племенных языках и диалектах, не имели своей письменности и литературы. В условиях национальной политики царизма, консервировавшей родоплеменную раздробленность и разобщенность, они развивались крайне медленно. Большинство таких мелких по численности родоплеменных групп вследствие отсталости их общественно-экономического развития не успело сформироваться в народности. Эта наиболее ранняя, то есть племенная, форма общности людей, возникшая на базе кровнородственных отношений, конечно, отличается от исторически сложившейся общности, какой является народность или нация, возникающая из людей различного происхождения, не связанных кровным родством. Отличие родоплеменных групп от народности заключается также и в том, что они не имеют классового деления, ибо они образуются в условиях доклассового общества. Напротив, народности, как и нации, свойственно классовое деление, так как обе эти формы общности людей складываются только в условиях классового общества. Это не означает, однако, что среди мелких родоплеменных групп Сибири до революции не было, хотя бы в зародыше, элементов классового расслоения, возникших в ходе их развития в рамках единого Российского государства.
Наряду с мелкими родоплеменными группами в Сибири имелись и вполне сложившиеся народности с хорошо выраженным классовым составом населения, с более развитыми хозяйствам и культурой, например, якуты, буряты, тувинцы, хакасы и др.
В условиях царизма родоплеменные группы и народности в Сибири не оставались неизменными. Многие из них как бы находились в переходном состоянии, то есть частично ассимилировались, частично развивались дальше. Такие народности, как якуты, буряты, хакасы, развивались и укрупнялись не только за счет собственного прироста населения, но и за счет ассимиляции в их среде различных мелких, например, тунгусоязычных, самодийскоязычных родоплеменных групп. Наблюдался процесс слияния некоторых мелких родоплеменных групп с русскими (например, коттов, камасинцев в бывшем Канском уезде, кумандинцев и телеутов в Бийском уезде и т. д.). Таким образом, с одной стороны, шел процесс укрупнения некоторых народностей и консолидации родоплеменных групп в народности, с другой - наблюдались дробление и ассимиляция родоплеменных групп, примером чего могут служить тунгусоязычные родоплеменные группы. Однако до революции эти процессы протекали весьма медленно.
Советский государственный строй открыл новую эру в истории племен и народностей Сибири. В условиях советского государственного строя нерусское население Сибири получило специальную форму государственного устройства в виде административной (автономные области, национальные округа и районы) или политической (автономные республики) автономии. Быстрый рост экономики и культуры ряда народностей и племен в условиях свободного национального развития способствовал тому, что две наиболее крупные народности Сибири (якуты и буряты) сформировались в социалистические нации, насчитывающие по нескольку сотен тысяч человек. У них появились крупная промышленность, рабочий класс, высокая по уровню развития национальная социалистическая культура.
Специфика формирования этих социалистических наций состоит в том, что обе они сложились не на базе буржуазных наций, а сразу как нации социалистические. Вследствие этого некоторые элементы нации у них возникли не путем коренного преобразования в духе социализма соответствующих разрушенных элементов буржуазных наций, а сразу как элементы нации социалистической. Это относится прежде всего к экономической общности. До Великой Октябрьской социалистической революции ни у якутов, ни у бурят национальной экономической общности не было, для обеих народностей в тех исторических условиях была характерна отсталая экономика, базировавшаяся на натуральном хозяйстве. Национальные экономические связи выросли и окрепли у них только на базе социалистической экономики. Впервые у каждой из социалистических наций возник и общий литературный язык как единый национальный язык, закрепленный в литературе. В дореволюционных условиях языковая общность проявлялась только в разговорном языке, в котором большое место занимали различные местные, видимо, племенные диалекты. Общность национальной культуры у этих наций развилась также впервые как общность культуры социалистической по содержанию, причем развитие ее шло, с одной стороны, на основе социалистического преобразования докапиталистических элементов народной культуры, с другой - путем возникновения новых явлений культуры, порожденных социалистическим строительством (народное образование, здравоохранение, национальная литература, профессиональное искусство и т. п.). Процесс консолидации в социалистическую нацию наблюдается и у тувинцев.
Другие мелкие народности Сибири, исчисляемые лишь одним или несколькими десятками тысяч человек (чукчи, коряки, ханты и манси, ненцы, хакасы и т. д.), хотя и не сформировались в социалистические нации, но укрепили свою экономику, подняли уровень культурного развития, укрупнились и теснее сплотились как народности. Наконец, до настоящего времени в Сибири существуют еще более мелкие по численности группы населения, сохранившие особые, преимущественно племенные языки. Численность наиболее крупных из них (селькупы, нивхи, удэге) колеблется в пределах пяти тысяч, а для самых мелких выражается всего лишь несколькими сотнями человек (орочи, ороки, ульчи, кеты, тофалары и др.). Большинство их до Октябрьской революции представляло собой различные родоплеменные группы. Теперь они утратили родовое деление и родоплеменное устройство, вследствие чего термин "родоплеменная группа" к ним уже не подходит. В дальнейшем изложении мы будем именовать эти бывшие родоплеменные группы, применительно к советскому периоду их истории, "этнографическими группами". Такой термин подчеркивает специфику происхождения групп как естественно сложившейся формы общности людей, в отличие от исторически сложившейся общности людей, каковыми являются народность и нация3 .
Таким образом, нерусское население Сибири представляет собой в настоящее время различные формы общности людей, которые можно определить как этнографические группы, социалистические народности и, наконец, социалистические нации.
Некоторые исследователи полагают, что в современных советских условиях с образованием общности социалистической экономики и развитием экономических связей все бывшие народности превратились в социалистические нации. Факты не подтверждают такого мнения. Марксистская теория нации утверждает, что "нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырёх основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры"4 . Между тем с отсутствием того или иного признака нации мы сталкиваемся у многих народностей Сибири. У ненцев, например, которых по переписи 1926 г. насчитывалось около 20 тыс. человек, нет территориальной общности. В силу различных исторических причин они оказались расселенными несколькими группами в различных частях европейского и азиатского Севера и разделенными друг от друга пространством в тысячи километров. В настоящее время
3 Ср. И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 301: "Бауэр, очевидно, смешивает нацию, являющуюся исторической категорией, с племенем, являющимся категорией этнографической".
4 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 333.
ненцы живут в трех национальных округах: Ненецком, входящем в Архангельскую область (Канинская, Малоземельская и Большеземельская тундры); Ямало-Ненецком округе Тюменской области (Мало-Ямальская тундра между Обью и Тазовской губой); Таймырском округе Красноярского края. Отсутствие общности территории не позволяет определить ненцев как социалистическую нацию.
В таком же положении находится эвенкийская народность численностью свыше 40 тыс. человек, расселенная отдельными группами от Западной Сибири до побережья Охотского моря. Мелкие, изолированные друг от друга группы эвенков живут в Тюменской, Томской, Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областях, Красноярском, Хабаровском краях, Якутской АССР и даже за пределами СССР (в Северной Маньчжурии и Монгольской Народной Республике). Небольшая селькупская народность (5 - 6 тыс. человек) обитает тремя изолированными группами в Томской области и Ямало-Ненецком округе. Территориальная общность отсутствует также у коряков и чукчей, нивхов, сибирских татар, телеутов, шорцев и др.
Следовательно, несмотря на общность происхождения, близость или даже общность языка, эти народности не консолидировались территориально и не составляют единой социалистической нации. У некоторых из них нет и экономической общности в смысле развитых национальных экономических связей, наблюдается различие в национальной форме их социалистической культуры.
Факты говорят и о том, что территориальную общность не всегда можно отождествлять с официальной территорией, границы которой для той или иной народности установлены национально-административным делением. Мы наблюдаем это, например, по отношению к некоторым автономным областям Сибири, население которых характеризуется разнородным национальным составом. В таких конкретных случаях большое значение имеет соотношение национального состава населения и характер его расселения. Здесь о территориальной общности можно говорить только тогда, когда данная народность либо преобладает в количественном отношении, либо имеет целостную территорию расселения (Тувинская автономная область) и не является вкрапленной в инонациональное большинство, как это имеет место в Хакасской и Горно-Алтайской автономных областях. Рассмотрим кратко этот вопрос по отношению к хакасам.
Современные хакасы, живущие в Хакасской автономной области, в национальном составе Хакассии составляют меньшинство. Инонациональное население Хакассии составляет большинство и превосходит численность хакасов в несколько раз. Произошло это в течение двух последних десятилетий главным образом потому, что малочисленные хакасы не были в состоянии обеспечить быстрое развитие мощной индустриальной промышленности, имеющей всесоюзное, общегосударственное значение, для создания которой там имеются благоприятные условия. Указанное обстоятельство вызвало большой приток в Хакассию инонационального населения, преимущественно русского. Малочисленные хакасы оказались вкрапленными в инонациональном большинстве.
В обширной по размерам Хакасской автономной области у хакасов нет целостной территории расселения, следовательно, нет территориальной общности. В административном отношении Хакассия делится на восемь районов; только в трех из них хакасы проживают небольшими, но относительно компактными группами, хотя и в этих районах они также не составляют большинства. В остальных пяти районах хакасы живут смешанно с русским населением, входя отдельными семьями в состав русских колхозов. Только в Аскыском и Таштыпском районах хакасы территориально соприкасаются, и только здесь они имеют небольшой, но устойчивый слой сельского населения, объединенного в национальные колхозы. Совсем незначительный процент составляют хакасы в населении городов Абакана, Черногорска и рабочих поселков Хакассии.
Организация Хакасской автономной области сыграла и продолжает играть огромную положительную роль в развитии культуры хакасов. Без автономии хакасов, то есть без организации у них местной школы, без местных хакасских органов Советской власти и политико-просветительных учреждений, без свободного развития хакасского языка, возникновения письменности и т. п., было бы невозможно в короткий исторический срок добиться больших успехов в деле ликвидации политической, экономической и культурной отсталости хакасов. То обстоятельство, что хакасы в национальном составе населения области составляют меньшинство, ни в какой степени не стесняет
их экономического и культурного развития, не тормозит развития хакасского языка и литературы, подготовки национальных кадров. В областных, городских и районных органах Советской власти, в аппарате партийных, советских и профсоюзных учреждений - всюду работают хакасы, занимающие часто наиболее ответственные и руководящие должности. Согласно Конституции СССР, хакасы имеют своих постоянных представителей в Верховном Совете СССР. Здесь мы имеем пример правильного сочетания общих интересов нашего Советского государства с интересами отдельной народности, благополучие которой крепнет и развивается на основе общих государственных интересов.
Положение хакасов как отдельных небольших групп внутри инонационального компактного большинства в области в целом и в ее районах привело к тому, что они не сформировались в особую хакасскую нацию. Хакасы живут здесь общей экономической жизнью с русским населением, в общей культурной атмосфере с ним. Хакасы представляют собой не нацию, а небольшую социалистическую народность, которой Советское государство в целях оказания помощи по ликвидации экономической и культурной отсталости предоставило специальную форму государственного устройства - административную автономию.
Сказанное по поводу территориальной общности хакасов применимо и в отношении шорцев Кемеровской области, обитающих в центре Кузбасса, в горах Кузнецкого Алатау, и в отношении алтайцев Горно-Алтайской автономной области. Отсутствие такого признака, каким является территориальная общность, указывает на то, что эти народности не сформировались в социалистические нации. Мы имеем здесь дело с социалистическими народностями, прошедшими значительный путь развития в условиях советского общественного и государственного строя, но не сформировавшимися в социалистические нации в силу определенных в каждом конкретном случае причин.
Можно еще отметить, что и экономическая общность у ряда народностей Сибири вследствие территориальной разобщенности также не сложилась и, стало быть, эти народности экономически еще не консолидировались. Экономическая общность нации подразумевает наличие именно национальных экономических связей, как территориальная общность подразумевает общность национальной территории, а общность языка и культуры - общность национального языка и национальной культуры. Если мы снова обратимся к ненцам и эвенкам, то увидим, что между ними, живущими группами, изолированными друг от друга, экономических связей не существует. Каждая из таких групп, естественно, связана прочными экономическими связями с тем районом, областью или краем, в котором она проживает, то есть связана с самыми различными экономическими центрами нашего многонационального Советского государства. Но в этом случае еще нет основания говорить о национальных экономических связях, следовательно, и о национальной экономической общности людей.
В настоящее время в Сибири продолжает существовать значительное количество мелких народностей и этнографических групп. Благодаря вниманию и заботе коммунистической партии и советского правительства они при помощи русского народа постепенно ликвидируют свою экономическую и культурную отсталость, приобщаются к высокой социалистической культуре, имеют, как и все народы Советской страны, передовой общественный и государственный строй. Необходимо изучить и выяснить пути и формы национальной консолидации и развития этих народностей и этнографических групп.
Отдельные исследования свидетельствуют о том, что в советский период образовались новые мелкие народности путем слияния родственных по языку племен (например, алтайцы, шорцы, ханты и маиси, чукчи, коряки и др.). Некоторые мелкие народности слились с более крупными народностями и нациями, о чем уже говорилось выше. Но наряду с этим еще существует ряд мелких народностей и этнографических групп (например, нивхи, удэге, орочи, ульчи, ительмены, эскимосы, алеуты и др.), относительно которых в нашей историко-этнографической литературе неизвестно, как и в какой степени они втянуты в общий процесс национальной консолидации. Затруднительно поэтому судить и о том, какова будет дальнейшая судьба каждой из мелких этнографических групп и народностей в смысле национальной консолидации и развития. Отсутствие соответствующих специальных исследований не позволяет пока осветить такого
рода вопросы в отношении каждой из мелких этнографических групп и народностей, однако это вовсе не означает, что у нас нет данных относительно некоторых сторон общего процесса национальной консолидации в отношении указанных групп населения Сибири. К настоящему времени каждая из них, взятая в отдельности, не сформировалась в особую социалистическую нацию, несмотря на исключительно благоприятные общие условия существования в Советском государстве. Причина этого явления заключается, как нам кажется, в слабости производительных сил мелких этнографических Трупп и народностей, что является результатом глубокой отсталости в историческом прошлом их общественно-экономического развития. Конечно, речь идет не о современных орудиях труда; они предоставляются Советским государством малым народностям Сибири. Слабость производительных сил мелких этнографических групп и народностей заключается в том, что эти группы и народности крайне малочисленны.
Решающей производительной силой являются трудящиеся массы с их производственным опытом и навыками к труду. Малочисленные народности и этнографические группы не были в состоянии обеспечить национальными кадрами ни крупной социалистической промышленности, ни высокоразвитого многоотраслевого и механизированного сельского хозяйства. В силу крайней малочисленности они могли создать у себя средние и высшие учебные заведения с преподаванием на их национальных языках. У некоторых из них (нганасаны, энцы, тофалары, ульчи, орочи, ороки, ительмены, алеуты) нет даже письменности. Это, разумеется, не означает, что трудящиеся мелких народностей и этнографических групп неграмотны. Они грамотны, но обучение грамоте, первоначальное образование, у них ведется на другом (чаще всего русском) языке. У целого ряда таких народностей и групп (селькупы, нивхи, кеты) хотя и появилась письменность на родном языке (имеются буквари), но нет национальной прессы и литературы. У всех этих мелких народностей нет национального театра, профессионального искусства, научных учреждений, нет городов, - словом, нет такой высокой национальной социалистической культуры, какая возникла, крепнет и развивается, например, у якутов, бурят и Других народов. У малочисленных народностей и этнографических групп нет национального рабочего класса, хотя имеется колхозное крестьянство и появилась небольшая прослойка советской интеллигенции. Общая численность таких народностей, как селькупы, нанайцы, нивхи и т. д., колеблется в пределах 5 - 10 тыс. человек, а занимаются они только промыслами и сельским хозяйством. Численность энцев, кетов, ороков, орочей, юкагиров, ульчей, ительменов, алеутов или тофаларов не достигает и тысячи человек. Конечно, это не означает, что в среде мелких народностей и этнографических групп совсем нет рабочих. Отдельные рабочие встречаются и здесь. Но можно ли назвать их национальным рабочим классом, когда речь идет об одном или нескольких десятках человек?
Вопрос о наличии национального рабочего класса имеет большое значение для формирования социалистической нации. В отличие от буржуазной нации, становление которой происходит обычно под руководством буржуазии и ее националистических партий, социалистические нации формируются под руководством рабочего класса. Именно рабочий класс и его коммунистическая партия являются ведущей руководящей силой, скрепляющей нацию. К сожалению, вопрос о роли рабочего класса в формировании социалистической нации совершенно не разработан на конкретном материале. Мы считаем, что наличие рабочего класса является одним из основных условий формирования социалистических наций. Наличие своего рабочего класса является показателем того уровня развития производительных сил, при котором только и возможен вообще процесс сложения людей в нацию. Это не признак нации, а условие для ее формирования и существования, ибо нации формируются в определенных социально-экономических условиях. Отдельные социалистические нации (буряты, якуты), миновавшие капиталистический путь развития, формировались в условиях советского государственного строя лишь с зачатками рабочего класса. Однако и у этих наций рабочий класс быстро вырос, окреп, сыграл и продолжает играть ведущую роль в процессе сложения и упрочения нации. Конечно, в возникновении таких наций решающую роль сыграли русский рабочий класс и его коммунистическая партия. Но громадная роль русского рабочего класса в процессе национальной консолидации народов СССР не может подменить собой значения национального рабочего класса внутри каждой социалистической нации как силы, скрепляющей эти новые нации и руководящей ими. Среди
характерных особенностей, составляющих духовный и социально-политический облик этих наций, союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации имеет важнейшее значение.
Таким образом, мелкие этнографические группы и народности Сибири не являются социалистическими нациями. Возьмем, например, ороков, живущих на восточном побережье Сахалина. Все ороки, насчитывающие немногим более сотни семей, объединены в одном колхозе. На первый взгляд у них можно найти общность территории, языка, экономической жизни и культуры. Нельзя ли на этом основании признать орокский национальный колхоз за орокскую социалистическую нацию? Каждому ясно, что нельзя. Социалистической нацией ороки не являются. Они, как и многие другие им подобные этнографические группы, представляют собой племенную, то есть естественную, а не исторически сложившуюся, общность людей, и уже поэтому к ним нельзя применить марксистское определение нации. Общность экономической жизни у нация - это общность развитых экономических связей, основанных на общественном разделении труда между различными отраслями хозяйства, между городам и деревней, между национальными экономическими и культурными центрами. Экономические связи объединяют в единое целое не жителей одного селения или одного города, а различные части нации, живущие в разных селениях и городах, иногда весьма отдаленных друг от друга, но экономически тесно связанных между собою благодаря разделению труда, развитию путей сообщения и т. п. Ороки - маленькое племя, которому Советская власть и коммунистическая партия помогли и продолжают помогать приобщаться к передовой советской культуре.
Национальная консолидация части нерусского населения Сибири протекает в форме слияния отдельных мелких народностей и этнографических групп с существующими и развивающимися социалистическими нациями - русской, якутской, бурятской.
В процессе национальной консолидации происходит постепенное укрупнение социалистических наций и народностей Сибири. Так, с якутами сливаются юкагиры и некоторые, в прошлом тунгусоязычные, группы, например, эвены, долганы. С бурятами сливаются отдельные мелкие группы эвенков. Полностью слилась с бурятами та часть тувинцев, в прошлом тюркоязычная, которая до революции именовалась тункинскими сойотами. Некоторые мелкие этнографические группы постепенно сливаются с русским населением и полностью воспринимают русский язык (часть селькупов, кетов, северных шорцев, кумандинцев, мелецких "татар" и др.). Слияние этих мелких групп с более крупными социалистическими нациями и народностями представляет прогрессивный процесс. Оно постепенно ликвидирует доставшуюся в наследство от дореволюционного прошлого мелконациональную замкнутость и раздробленность сибирского населения, обеспечивает быстрое втягивание этого населения в русло общего культурного развитая Советской страны. Упомянутое слияние происходит естественным путем, без всяких принудительных или административных мер, без всякого вмешательства с чьей-либо стороны.
Еще в 1916 г. в статье "Итоги дискуссии о самоопределении" В. И. Ленин, касаясь вопроса о культурной помощи неразвитым народам, писал: "Трудящиеся массы, освобождающиеся от ига буржуазии, всеми силами потянутся к союзу и слиянию с большими и передовыми социалистическими нациями, ради этой "культурной помощи", лишь бы вчерашние угнетатели не оскорбляли высокоразвитого демократического чувства самоуважения долго угнетавшейся нации, лишь бы предоставили ей равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве, в опыте построить "свое" государстве.:. При социализме трудящиеся массы сами не согласятся нигде на замкнутость по чисто-экономическим, вышеуказанным мотивам, а разнообразие политических форм, свобода выхода из государства, опыт государственного строительства - все это будет, пока не отомрет всякое государство вообще, - основой богатой культурной жизни, залогом ускорения процесса добровольного сближения и слияния наций"5 .
Процесс сближения и слияния наций нельзя смешивать с ассимиляторской политикой насильственного уничтожения национальной самобытности, например, с политикой насильственного обрусения при царизме. Политика ассимиляции как политика антинародная, как известно, чужда советскому государственному строю. Процесс есте-
5 В. И. Ленин. Соч. Т. 22. стр. 324.
ственного слияния упомянутых мелких этнографических групп и народностей в результате дружной совместной экономической и культурной жизни, в результате тесного сотрудничества не имеет с этой политикой ничего общего.
И. В. Сталин в следующих словах охарактеризовал возможность ассимиляции отдельных национальностей в советскую эпоху: "Несомненно, что некоторые национальности могут подвергнуться и, пожалуй, наверняка подвергнутся процессу ассимиляции. Такие процессы бывали и раньше. Но дело в том, что процесс ассимиляции одних национальностей не исключает, а предполагает противоположный процесс усиления и развития целого ряда живых и развивающихся наций, ибо частичный процесс ассимиляции отдельных национальностей является результатом общего процесса развития наций. Именно поэтому возможная ассимиляция некоторых отдельных национальностей не ослабляет, а подтверждает то совершенно правильное положение, что пролетарская общечеловеческая культура не исключает, а предполагает и питает национальную культуру народов так же, как национальная культура народов не отменяет, а дополняет и обогащает общечеловеческую пролетарскую культуру"6 .
В нашу советскую эпоху в среде нерусского населения Сибири идет процесс консолидации народностей и наций и частичный процесс слияния различных, преимущественно мелких народностей и этнографических групп. При этом трудящиеся той или иной мелкой группы, вливаясь в состав более крупной народности и нации, становятся ее полноправными членами и получают широкую возможность для своего экономического и культурного развития. Постепенное вхождение таких мелких этнических групп в состав социалистических наций, конечно, не проходит бесследно для этих наций, так как в известной степени обогащает их национальную культуру. Фактический материал по данному вопросу имеет большую ценность, его необходимо собирать Ч изучать. Напомним, например, о том вкладе, который внес в советскую художественную литературу Джанси Кимонко - представитель маленькой этнографической группы, именуемой удэге, которая насчитывает всего лишь полторы тысячи человек. Произведения Джанси Кимонко "Зарево над лесами", "Там, где бежит Сукпай" и другие, завоевавшие признание всего советского народа, написаны на русском языке. Удэгейцы не имеют своей письменности, но они грамотны и учатся на русском языке.
Важно и необходимо изучить также вопрос о том, какие возможности получает та или иная малая народность или этнографическая группа для своего быстрого экономического и культурного развития при слиянии с крупной народностью или социалистической нацией. В условиях советского государственного строя каждая нация, каждая, даже самая маленькая, народность или этнографическая группа сама решает вопрос о том, на каком языке вести обучение в школах, и другие вопросы, определяющие направление ее культурного развития. При этом она исходит из интересов трудящихся этой нации, народности, этнографической группы. В Советском государстве все нации, народности, этнографические группы равноправны во всех областях политической, экономической, культурной жизни. Правильно понятый подлинный народный интерес требует вовсе не того, чтобы развитие каждой мелкой народности или этнографической группы в Сибири обязательно шло по пути превращения ее в особую нацию, а того, чтобы были обеспечены самые благоприятные условия для их быстрого экономического и культурного роста. Трудящиеся мелких народностей и этнографических групп в течение ряда десятилетий социалистического строительства в Сибири практически убеждаются в том, что наилучшим способом достижения указанной цели является естественное слияние их с более крупными нациями и народностями. Вот почему они по своей инициативе стремятся к тесному сближению и слиянию с более крупными социалистическими народностями или нациями.
Какие перспективы развития могут быть, например, у упомянутых ороков Сахалина, если встать на точку зрения необходимости развития их культуры только в орокской национальной форме? Как смогут орокские юноши и девушки получить среднее и высшее образование, доступ к сокровищнице русской и мировой культуры, овладеть высокой советской культурой, если они будут знать только орокский язык, на котором говорит всего несколько сотен человек? Ясно, что вовлечение ороков в русло высшей социалистической культуры в данном конкретном случае предполагает изучение ими
6 И. В. Сталин. Соч.. Т. 7, стр. 140.
русского языка, который уже получил среди них широкое распространение, открывая перед молодежью ороков путь к высшему образованию, к любой специальности и т. п. Но это не значит, что ороки должны отказаться от своего языка. Параллельное существование русского и орокского языков будет продолжаться у них до тех пор, пока в этом не отпадет практическая необходимость.
Русский язык в нашей стране перестал быть языком только русского народа. Он является межнациональным языком общения и средством обмена культурными ценностями между всеми нациями и народностями многонационального Советского государства. Русский язык существует параллельно с национальными разговорными и литературными языками других народов, помогает крепить их дружбу, братское сотрудничество в развитии социалистической экономики и культуры.
Из сказанного видно, какое большое значение имеет конкретное исследование процесса национальной консолидации населения СССР. Обсуждение и освещение в печати его результатов весьма необходимо.
Опубликовано на Порталусе 05 февраля 2016 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK