Рейтинг
Порталус

СУДЬБА СОКРОВИЩ, ПОХИЩЕННЫХ НАПОЛЕОНОМ В МОСКВЕ

Дата публикации: 09 июля 2016
Автор(ы): Н. Н. БЕЛЯНЧИКОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1965, C. 215-217
Номер публикации: №1468097198


Н. Н. БЕЛЯНЧИКОВ, (c)

Известно, что некоторое время тому назад в Семлевском озере близ Вязьмы производились поиски похищенных Наполеоном в Москве сокровищ, будто бы потопленных там при отступлении наполеоновской армии1 . В связи с этим может при-

 

 

1 "Комсомольская правда", 23, 25, 26 октября 1960 г. и 12 ноября 1961 года.

 
стр. 215

 

влечь внимание весьма любопытная заметка под заглавием "К столетию Отечественной войны", напечатанная в газете "Новое время" от 27 апреля 1911 года. Она начиналась фразой: "Уже сообщалось о предполагаемом исследовании озера вблизи города Вязьмы с целью обнаружения на дне затопленных якобы во время войны с французами в 1812 году богатств". Хотя в заметке и не указывалось название озера, но совершенно очевидно, что речь шла о Семлевском озере, где недавно производились упомянутые розыски этих богатств. Эти розыски закончились обнаружением "магнитной аномалии", но не похищенных сокровищ. Таким образом, недавние поиски не увенчались успехом, как не увенчались они успехом ив 1911 г., когда предполагаемое его исследование по каким-то причинам полностью не осуществилось. Во всяком случае, в литературе того времени не встречаются сообщения о результатах такого исследования2 . С началом же мировой войны в 1914 г., надо полагать, и вовсе прекратилась всякая деятельность заинтересованных в этом деле лиц. Однако автор упомянутой заметки все же писал (правда, в осторожной форме, "якобы") о затопленных там богатствах; поэтому возникает вполне законный вопрос, насколько серьезны сообщаемые им сведения и заслуживают ли они внимания.

 

Обратимся к некоторым мемуарам современников-иностранцев, участников похода 1812 года; эти мемуары позднее были переведены на русский язык и в 1912 г. изданы в Москве отдельной книгой: "Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников- иностранцев" (в 3 частях). В ряде воспоминаний упоминаются те драгоценности, которые были вывезены из Москвы по распоряжению Наполеона. Так, офицер Маренгоне писал: "Наполеон велел забрать бриллианты, жемчуг, золото и серебро, которые были в церквах. Он велел даже снять позолоченный крест с купола Ивана Великого. Велел вывезти все трофеи Кремля. Ими нагрузили 25 телег" (ч. 2, стр. 74). Другой мемуарист, адъютант генерала Нарбонна де Кастеллан, сообщает: "Забрали и расплавили серебряную утварь кремлевских церквей, пополнив этим кассу армии..." (ч. 2, стр. 110).

 

Так как все это представляло громадную ценность, то несомненно, что обоз с сокровищами следовал вместе с государственной казной под охраной наполеоновской гвардии, дисциплина и боеспособность которой, по словам Наполеона (ч. 3, стр. 385), оставались образцовыми вплоть до Вильны. Судьба похищенных московских сокровищ была окончательно решена только за Вильной, по дороге в Ковно, у крутого обледенелого подъема на Понарскую гору, на которую из-за гололедицы не могла въехать ни одна повозка и ни один экипаж, не говоря уже о тяжело нагруженных фургонах. Именно здесь, у подножия этой горы, 10 декабря 1812 г. погиб не только самый обоз, но и вся государственная казна. Очевидец Гриуа пишет, что тут "...все трофеи, которые вез император, его кареты, фургоны с золотом - все было потеряно или разграблено казаками и даже нашими собственными солдатами" (ч. 3, стр. 327). Другой очевидец, Штейнмюллер, так описывает этот эпизод: "...Мы на рассвете 10 декабря оставили город (Вильно. - Н. Б.) и пошли по дороге на Ковно. Часа через два мы пришли к подошве холма, обледеневшего и настолько крутого, что на него невозможно было взобраться. Кругом были разбросаны остатки экипажей Наполеона, оставленный в Вильно при отступлении обоз, походная касса армии и еще много повозок с грузными московскими трофеями; они не могли подняться в гору... Все бросились к повозкам: взломали кассы, в которых было еще около пяти миллионов франков, деньги вынули и поделили..." (ч. 3, стр. 331). То же самое об обстоятельствах гибели обоза с награбленными ценностями говорят Лабом (ч. 3, стр. 310 - 312), Кастеллан (ч. 3, стр. 319), граф Хохберг (ч. 3, стр. 323) и другие. Сам Наполеон так вспоминал впоследствии об этом в своих беседах с Моле: "Когда я уехал (6/XII из Ошмян. - Н. Б.), неаполитанский король (Мюрат. - Н. Б.) потерял голову; он не умел импонировать; дисциплина совершенно упала; в Вильно мои войска разграбили 12 миллионов..." (ч. 3, стр. 385).

 

Таким образом, совершенно ясно, что Семлевское озеро (куда, по словам графа

 

 

2 Если не считать сообщения историка-археолога Н. А. Скворцова о том, что летом 1911 г. здесь при поисках было найдено несколько полуистлевших лоскутов зеленого сукна, две с половиной подковы и т п. ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения". Март 1912 г., стр. 183).

 
стр. 216

 

Сегюра, будто бы пришлось бросить "московскую добычу"3 , в том числе и крест с колокольни Ивана Великого, который в действительности, как выяснил Н. А. Скворцов, остался лежать в Кремле в изломанном виде около Успенского собора4 ) не было могилой этого знаменитого обоза с "золотыми каретами". Их содержимое5 за Вильной частью попало в руки французских солдат, а частью - в руки донских казаков, которые, как говорит Лабом, по предложению казачьего атамана Платова отправили в свою столицу Черкасск большое количество отбитых у французов повозок с золотыми и серебряными слитками (ч. 3, стр. 312).

 

Вернемся, однако, еще раз к частично уже цитированной вначале заметке из "Нового времени". "... Теперь в кругах, интересующихся эпохой 1312 года, - отмечается там далее, - передают любопытные сведения об озере вблизи местечка Бобр, Сенненского уезда, Могилевской губернии. В этой местности, начиная с 70-х годов, определенно говорят, что в этом озере французами во время бегства были затоплены награбленные сокровища московских церквей. В 70-х годах один местный помещик занялся розыском легендарных сокровищ, причем пользовался таким примитивным средством, как выгребание воды. Ясно, что из этой затеи ничего не вышло, несмотря на то, что он делал неоднократные попытки. Существуют свидетельства многих военных лиц, что в этом озере на дне хранятся трофеи 1812 года и великого бегства французов. Нужно думать, что кружок ревнителей памяти 1812 года займется вопросом об этом озере и будет ходатайствовать о расследовании при участии специалистов. Для москвичей этот вопрос имеет исключительный интерес, так как известно, что значительная часть того, что было похищено в памятный 1812 год из многочисленных московских храмов, остается еще до сих пор не разысканной". Итак, вот еще одно озеро, про которое "определенно говорят", что в нем были потоплены "награбленные сокровища московских церквей"; вот еще одна настойчиво зовущая и манящая в прошлое легенда об этих сокровищах. "Кружок ревнителей памяти 1812 года", вероятно, тоже по ряду причин (отсутствие средств, война 1914 года и т. д.) не имел возможности заняться тогда исследованием Бобровского озера, на дне которого, однако, так же как и на дне Семлевского озера, могут находиться, как нам представляется, только отдельные ценные предметы и разное брошенное туда оружие, но не обоз с похищенными Наполеоном богатствами, погибшими далеко от этих мест. Тайна Семлевского и Бобровского озер не должна более существовать. Современная наука, обладающая широкими техническими возможностями, в состоянии исследовать озера и установить окончательную истину.

 

 

3 "Поход в Москву в 1812 году". Мемуары участника, французского генерала графа де Сегюра. М. 1911, стр. 120.

 

4 "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения". Март 1912 г., стр. 183.

 

5 См. об этом также "Русский вестник", 1814, кн. 2, стр. 15.

Опубликовано на Порталусе 09 июля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама