Рейтинг
Порталус

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Дата публикации: 03 ноября 2016
Автор(ы): Е. М. ЗЕНЦ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1968, C. 205-206
Номер публикации: №1478163155


Е. М. ЗЕНЦ, (c)

В одном из фондов Отдела письменных источников Государственного исторического музея в Москве обнаружена любопытная записка следующего содержания: "Коллекция старинной мебели Гиршмана - Мясницкин проезд, 6 - угрожает опасность... Коллекция высокой художественной и материальной ценности. Просить А. В. Луначарского охранить коллекцию". В записке нет ни обращения, ни подписи, ни даты. Однако почерк, которым она написана, не оставляет сомнений в том, что автором ее был А. М. Горький. Это подтверждает также другой документ, лежавший вместе с запиской, - письменное указание народного комиссара просвещения А. В. Луначарского от 23 сентября 1919 г., адресованное Отделу по делам музеев Наркомпроса: "Прилагая при сем сведения, полученные мною от А. М. Горького, прошу принять надлежащие меры". Надо полагать, что записка А. М. Горького была написана тоже в сентябре 1919 года. Однако, чтобы выяснить, что представляла собой коллекция мебели, которой интересовался писатель, кто такой Гиршман и почему могла возникнуть проблема охраны данной коллекции, необходимо обратиться к истории.

 

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции охрана памятников культуры являлась серьезной проблемой. Явные и тайные враги Советской власти пытались спрятать, продать, переправить за границу различные художественные ценности. В целях сохранения произведений, являющихся национальным достоянием, Совет Народных Комиссаров в сентябре 1918 г. принял декрет о запрещении вывоза за рубеж предметов искусства и старины1 . Произведения искусства, находившиеся в монастырях, особняках, поместьях, брошенных прежними владельцами, были переданы в музеи. В течение 1918 - 1919 гг. были национализированы Третьяковская галерея, художественные галереи С. И. Щукина и А. И. Морозова (собрания творений новейших западных мастеров), И. С. Остроухова (собрание иконописи) и многие другие. В числе национализированного оказалось также собрание иностранной и русской мебели Гиршмана.

 

В. О. Гиршман, банкир и купец, в начале XX в. приобрел известность как меценат и страстный коллекционер. Его двухэтажный особняк на Мясницком проезде (теперь на этом месте находится вестибюль метро "Лермонтовская") был полон старинной мебели, предметов прикладного искусства и живописи. Дом Гиршмана посещали художники, писатели. Частым гостем здесь был В. А. Серов, кисти которого принадлежат известные портреты как самого хозяина дома, так и его жены - Генриетты Леопольдовны, в частности портрет "У туалетного стола". В книге, посвященной творчеству В. А. Серова, акад. И. Э. Грабарь писал, что художник, отыскивая для своей модели подходящую обстановку, "пришел в восхищение от очаровательной туалетной комнаты, уставленной бесподобной по красоте мебелью карельской березы"2 . Знал ли А. М. Горький о существовании коллекции Гиршмана до революции? Это представляется весьма вероятным. Алексей Максимович мог узнать об этой коллекции от В. А. Серова, который в период наибольшей близости с семьей Гиршман (1903 - 1911 гг.) создал и портрет писателя. А. М. Горький мог получить сведения о коллекции и от других лиц, также бывавших в доме Гиршмана. А имело ли какие-нибудь основания беспокойство Алексея Максимовича за судьбу коллекции? На этот вопрос также следует ответить утвердительно. Дело в том, что в первые годы после Октябрьской революции существовала острая нехватка помещений. И поэтому, как свидетельствуют документы, многие организации пытались занять для своих нужд бывший дом Гиршмана.

 

В марте 1919 г., после того как Гиршман со своей семьей уехал во Францию, его коллекции были национализированы. Регистрацию художественной мебели осуществили сотрудники Отдела по делам музеев Наркомпроса А. И. Батенин и Э. В. Вульфов. В отчете, составленном ими, говорилось, что это "исключительная по качеству частная коллекция мебели". В ней "эпоха Петра I насчитывает 28 предметов, причем диваны, кресла и столы исключительны по своим художественным достоинствам. Эпоха Павла I имеет 57 предметов первой категории из общего количества 86 предметов. Эпоха Александра I (92 предмета) представлена даже некоторыми подлинными работами

 

 

1 "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", 1918, N 69," стр. 751.

 

2 Игорь Грабарь. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М. 1915, стр. 187.

 
стр. 205

 

знаменитого Росси"3 . В коллекцию входила также английская мебель XVIII в. и французская XVI и XVIII веков. Всего в коллекции было зарегистрировано 373 предмета. 29 октября 1919 г. в бывшем доме Гиршмана открыли для общего обозрения Музей мебели. Его часто посещали рабочие, служащие, музейные специалисты. Заведующим музеем был А. И. Батенин.

 

Однако этот музей просуществовал недолго. В декабре 1919 г. вместо него в Москве стал создаваться Музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта XVIII-XIX вв., помещением для которого должен был послужить Александрийский дворец в Нескучном саду. Музею были переданы обстановка самого дворца, коллекции экипажей, часть имущества бывшего Конюшенного музея в Петрограде и мебель из национального Музейного фонда. Сюда же были переданы и другие ценные коллекции мебели (Боткина, Харичоненко, Гагарина, Щербакова). В мае 1920 г. в этот дворец была вывезена вся мебель из бывшего дома Гиршмана. Картины же из его коллекции перевезли в июне 1920 г. в Румянцевский музей, а оттуда в 1924 г. - в Третьяковскую галерею.

 

В Александрийском дворце поступавшие экспонаты регистрировались без учета их прежней принадлежности. В результате коллекция Гиршмана оказалась в общем собрании музейной мебели. Музей был открыт 2 мая 1921 г. и состоял из 41 зала с 1500 экспонатами. Правда, от старого его названия отказались, и он функционировал как Музей мебели. Посещаемость музея в то время составляла примерно 9 тыс. человек в год. В марте 1923 г. Музей мебели в Нескучном саду был включен в состав Объединенного музея декоративного искусства и быта, куда вошли также Оружейная палата и Музей фарфора и керамики. В 1926 г Музей мебели был закрыт в связи с недостатками экспозиции и пестротой его коллекций мебели, в которые входили предметы самых разных стран, эпох и стилей. Его коллекции были переданы в другие культурно-просветительные учреждения, причем основная часть русской коллекции мебели оказалась в Отделе дерева Государственного исторического музея, а прочие предметы попали в Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств (часть западноевропейской коллекции) и в периферийные музеи. Таким образом, эта бывшая коллекция Гиршмана продолжала служить делу культурного просвещения. В частности, составлявшие ее предметы, находившиеся в Государственном историческом музее, экспонировались в 1937 г. на Всесоюзной пушкинской выставке в Москве, а затем были перевезены в Ленинград и обогатили собой тамошние музеи.

 

 

3 ЦГАОР СССР, ф. 2307, оп. 3, д. 224, л. 12.

 

 

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама