Рейтинг
Порталус

ЛЬВЫ У ФАСАДА

Дата публикации: 07 ноября 2016
Автор(ы): А. Б. БОРИСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1968, C. 206-208
Номер публикации: №1478539465


А. Б. БОРИСОВ, (c)

Ленинград... Мчатся по проспекту Обуховской обороны, бывшему Шлиссельбургскому, автомашины, мотоциклы, трамваи; тысячи пешеходов каждодневно шагают по этой центральной магистрали Невского района. И, пожалуй, не встретить такого водителя или прохожего, который не залюбовался бы могучими львами, что вот уже почти целый век "сторожат" фасад приземистого кирпичного здания, занявшего целый квартал. Эти чугунные львы стали своеобразной заводской эмблемой. Ведь издавна многие так и говорят: "А, этот завод со львами? Два льва у фасада? Как же, знаю, знаю!"

 

..."Лета тысяча восемьсот двадцать пятого, июня двадцать пятого дня в благословенное царствование Александра I заложен на сем месте С. Петербургский казенный чугунно- литейный завод"1 . Так гласит надпись на памятной медной доске, заложенной в фундамент заводского здания, у фасада которого красуются львы, играющие чугунными шарами. Официальная же дата открытия завода - 14 декабря 1826 года. В этот день Николай I приказал именовать предприятие "Александровским чугунно-литейным механическим заведением". Механическое заведение быстро росло. Петербургская газета "Северная пчела" в 1839 г. писала о нем: "Вы видите огромные каменные здания отца, живителя всех этих мануфактур, чугунно-литейного Александровского завода, который приготовляет между множеством другого и паровые машины для этих мануфактур и для морских пароходов..."2 .

 

Более ста сорока лет минуло со дня основания бывшего Александровского завода. Значителен вклад его рабочих в развитие Ленинграда, страны. Для Мариинской системы (ныне Волго-Балтийский водный путь) они изготовили водоподъемную машину, с помощью которой канал заполнялся водой; для Монетного двора - паровой двигатель. Документы гласят, что александровцы на своем веку занимались и судостроением: в 1830 г. построили морской пароход "Нева", который благополучно обогнул Европу, совершая путешествие из Балтийского в Черное море. Именно на Александровском заводе еще в 1834 г. была создана первая в России металлическая подводная лодка. Здесь же со стапеля сошли первые в стране железные паромные пароходы "Петр Великий" и "Михаил". На заводе был создан и первый в России магистральный паровоз. А сколько сделано александровцами для украшения города! Великолепные бронзовые скульптуры на крыше Зимнего дворца, колесница победы над аркой Главного штаба, колесница муз для фронтона Академического театра драмы имени А. С. Пушкина, скульптурные группы для Нарвских ворот, художественные решетки и металлические конструкции для мостов Аничкова, лейтенанта Шмидта и Цепного у площади Ломоносова - все это дело их рук.

 

Не изгладится из памяти поколений и революционный след, оставленный александровцами. Они были зачинщиками и участниками многих петербургских забастовок и демонстраций, не раз выступали против коронованных господ России. На заводе трудились и занимались революционной деятельностью многие талантливые вожаки рабочих. Бывшая Миллионная улица у Зимнего дворца носит ныне имя известного революционера Степана Халтурина, работавшего в 1876 г. мастером в столярной мастерской Александровского завода. Один из парков культуры и отдыха, расположенный в Невском районе, назван именем И. В. Бабушкина - ученика В. И. Ленина. Бабушкин работал в лаборатории Александровского завода, которой заведовал сподвижник Владимира Ильича инженер-технолог Г. М. Кржижановский, впоследствии видный советский ученый, председатель комиссии по разработке знаменитого плана ГОЭЛРО. Известно, что Владимир Ильич в первых числах ноября 1895 г. в письме, отправленном в Швейцарию, указывал такой адрес: "Питер, Александровский чугунный завод, химическая лаборатория господину Лучинскому..."3 .

 

В. И. Ленин встречался с рабочими Александровского завода, беседовал с ними, давал поручения. Например, вечером 7 ноября 1895 г. Владимир Ильич побывал на квартире у рабочего завода Н. Е. Меркулова, состоявшего в "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса", и дал ему важное поручение, связанное с забастовкой текстильщиков в Невском районе. На той же квартире Владимир Ильич проводил нелегальные занятия рабочего кружка. Этим памятным фактам из истории завода посвящена мемориальная доска, установленная на доме N 113 по проспекту Обуховской

 

 

1 "Журнал строительной комиссии по устройству С. -Петербургского чугунно- литейного завода". 1825.

 

2 "Северная пчела", N 274, 1839.

 

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 46, стр. 9.

 
стр. 206

 

обороны, где жил Меркулов. Сохранился старенький двухэтажный деревянный домик с мезонином напротив завода; здесь, на квартире водопроводчика завода С. С. Котова, активного члена Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", также бывал Владимир Ильич. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", выпестованный В. И. Лениным, обратился в апреле 1896 г. со специальной листовкой к рабочим Александровского завода. Эта листовка заканчивалась словами: "Товарищи, поступим так: забастуем сразу все по всем мастерским и потребуем дружно получки и правильной расценки. Будем действовать дружно и посмотрим тогда: долго ли еще будут над нами своевольничать"4 . На территории завода высится многоэтажная кирпичная водонапорная башня, которая видна далеко окрест, Она-то и была местом явки, где собирались первые заводские участники "Союза борьбы". С. Котов, Н. Меркулов и другие рабочие-революционеры хранили здесь нелегальную литературу, уносили отсюда большевистские листовки5 . Александровцы вырастили многих борцов за дело рабочего класса, и среди них - слесарь завода, член большевистской партии с 1904 г., депутат IV Государственной думы от рабочей курии А. Е. Бадаев, впоследствии Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. Перед рабочими этого предприятия выступали одни из лучших ораторов партии, пламенные трибуны революции М. М. Володарский, А. В. Луначарский, С. М. Киров...

 

Яркая страница истории Александровского завода - это приезд туда в первой половине мая 1917 г. В. И. Ленина и его выступление на пятитысячном митинге в вагонных мастерских, куда собрались рабочие многих предприятий Невской заставы. Участник этого митинга, старый рабочий завода, бывший красногвардеец, а ныне пенсионер А. И. Афанасьев рассказывает, как бурно проходил митинг. Эсеры вкупе со своим лидером В. Черновым пытались устроить обструкцию - свистели, орали, топали ногами, мешали оратору выкриками, но ничто не смутило Владимира Ильича. Он не ушел с трибуны и произнес речь до конца, призывая выступить за немедленный мир. В. И. Ленин завладел умами всех присутствующих, и народ пошел за ним. Соглашатели были посрамлены. На стене у проходной бывших вагонных мастерских висит мраморная мемориальная доска. На ней высечено: "Здесь на территории завода (бывших главных вагонных мастерских) в первой половине мая 1917 года на многотысячном митинге рабочих Невской заставы Владимир Ильич Ленин выступал с речью о текущем моменте".

 

Разгром контрреволюционным Временным правительством мирной июльской демонстрации, в которой участвовали и александровцы, послужил толчком для создания на заводе первых красногвардейских отрядов. В канун Октябрьского штурма в районе был создан штаб Красной гвардии. В него вошли от завода рабочие В. Н. Воробьев, И. А. Дункен и другие. Заводской сводный красногвардейский отряд насчитывал в ту пору около трехсот вполне подготовленных бойцов, вооруженных винтовками и пулеметами. Отряду было поручено разобрать пути на дальних подступах к Петрограду, если Временному правительству удастся вызвать контрреволюционные части с фронта. Вместе с тем он должен был содействовать быстрейшему продвижению эшелонов с революционными частями, спешившими из Финляндии на помощь питерскому пролетариату. Командиром отряда был токарь В. Н. Воробьев, его комиссаром - слесарь И. А. Дункен. В исторический день 25 октября 1917 г. они повели своих красногвардейцев на штурм Зимнего дворца - последнего прибежища контрреволюции. Защищая Советскую власть, многие александровцы участвовали в феврале 1918 г. в боях против кайзеровских полчищ под Псковом, против белогвардейского генерала Юденича под Пулковом, против деникинских орд на Юге.

 

Так же героически рабочие восстанавливали свой завод после гражданской войны. По просьбе александровцев в честь пятилетия социалистической революции их предприятие было переименовано в "Пролетарский паровозовагоноремонтный завод". За годы пятилеток александровцы-пролетарцы дали стальным магистралям страны тысячи отремонтированных локомотивов, в том числе курьерские "П-36" для "Красной стрелы". Многим памятен почин маляра завода П. Н. Слободчикова, предложившего учредить Всесоюзный день индустриализации. А. М. Горький написал предисловие к брошюре, изданной по этому поводу. "Авторам этой брошюры, - отмечал он, - пришла в голову хорошая мысль: подытожить те факты, которые красноречивей всяких слов говорят о взрыве трудового энтузиазма, который вызван в среде партийцев и беспартийных рабочих идеей товарища Слободчикова - маляра с Пролетарского завода. Энтузиазм этот, - продолжал А. М. Горький, - неоспоримо свидетельствует о необыкновенно быстром росте в рабочей массе сознания ею своей исторической задачи: создать свое свободное, технически совершенно вооруженное государство трудящихся"6 . С честью стоял завод на боевом посту и в период самых тяжких испытаний - во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Непрерывно шла его продукция на фронт: крупнокалиберные мины, бронированные паровозы, бронеавтомашины, катки для ходовой части танков, колесные оси для артиллерии. Этим пролетарцы заслужили благодарность военного командования и частей, оборонявших подступы к городу Ленина. От фашистской бомбы погибли около цеха, изготовлявшего мины для

 

 

4 "Рабочее движение в России в XIX веке". Т. 4, ч. 1. Л. 1961, стр. 209 - 210.

 

5 Ленинградский партийный архив, ф. 4000, оп. 5, д. 84, лл. 6 - 8.

 

6 М. Горький. Собр. соч. Т. 25. М. 1953. стр. 37.

 
стр. 207

 

Ленинградского фронта, начальник этого цеха Г. М. Кирилин, молодой слесарь В. А. Щербаков, заместитель директора завода Н. А. Андреев и другие. Об этом напоминает обелиск, установленный в центре заводского двора.

 

В 1959 г. "Пролетарский завод" был переведен с ремонта паровозов на экспериментальное тепловозостроение: он выпустил около 200 секций оригинальных тепловозов с гидромеханической передачей типа "ТГ-102", освоил самый сложный агрегат - коробку перемены передач. А через четыре года - опять новый профиль: квалифицированное судовое машиностроение. Перестраиваясь на ходу, пролетарцы за короткий срок успешно освоили производство ряда сложных рулевых машин для океанских судов "Гавана", "Гдыня", "Братислава", "Дрезден", а также серии подъемных механизмов для кораблей. Завод одним из первых успешно перешел на новую систему хозяйствования. Им освоен выпуск нескольких десятков новых машин и механизмов. План реализации продукции и задание по прибылям были не раз превзойдены. Все это достигнуто трудом тех, кто принял как эстафету октябрьское знамя отцов и в новых условиях воплощает в жизнь лучшие традиции отечественного рабочего класса.

Опубликовано на Порталусе 07 ноября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама