Рейтинг
Порталус

УДМУРТЫ

Дата публикации: 28 ноября 2016
Автор(ы): В. Е. ВЛАДЫКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1969, C. 214-220
Номер публикации: №1480366639


В. Е. ВЛАДЫКИН, (c)

"Обширны и дремучи были леса в старину в стороне удмуртов. Бывало, поедет сосед к соседу в гости и три - четыре дня плутает в чащах. Страшно было в ту пору в лесах. Вымирал удмуртский народ. Вот тогда и пришел к удмуртам Великий Охотник, он научил их, как бороться с хищными зверями. Звали этого человека - Ленин". Это - удмуртская легенда 1920-х годов.

 

Удмурты (прежнее название - ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки) - народ, живущий в Прикамье, численностью около 640 тыс. человек. Но этот небольшой народ имеет большую историю. По языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе, куда входят также коми, мордва, марийцы, эстонцы, финны, карелы, саамы (лопари), ханты, манси, венгры. Самые дальние "родственники" удмуртов по языку - это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби. Тем не менее, если удмурт спросит на своем языке в Будапеште "Вой вань?" ("Масло есть?"), его поймут, потому что по-мадьярски это звучит примерно так же. Конечно, это скорее исключительный, нежели типичный случай. Ведь удмуртский и мадьярский языки, несмотря на их родство, довольно далеки друг от друга. Все же лингвисты находят в удмуртском языке более 300 слов, общих для всех финно-угров1 .

 

Вот некоторые из них: глаз - удм. евин, коми син, мар. сёнзя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево - удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела - удм. ньбл, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость - удм. лы, коми лы,

 

 

1 "Этногенез мордовского народа". Саранск. 1965, стр. 373.

 
стр. 214

 

мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д.2 . Наиболее близок удмуртскому языку коми (около 80% слов общего происхождения), Вместе тот и другой составляют пермскую ветвь финно-угорских языков; они близки примерно так же, как польский и русский языки3 . Языковое родство может говорить как об общности происхождения финно-угров, так и о других явлениях. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на языке и на культуре.

 

О прародине фцнно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно- угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед специалистами по этнической истории, это вопрос, "откуда есть пошел народ". Основой для формирования финноязычных удмуртов послужили, вероятнее всего, автохтонные племена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последовательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие местных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, тюрок и, возможно, угорской ветви.

 

Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы можем, по-видимому, достаточно точно говорить с ананьинской культуры (VIII-III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы - предки удмуртов, коми и марийцев4 . На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой)5 . Полагают, что гляденовцы - предки коми, осинцы и пьяноборцы - древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и произошел распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура - паломская (III-IX вв.), связь которой с осинской очевидна. Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX-XV вв.), которая прослеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам6 .

 

У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя ватка жило на р. Вятке7 . Об этом же говорит и "язык земли" - топонимика. На Вятке очень много удмуртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города находилось большое удмуртское поселение с Великой куалой - родовым святилищем8 . Где-то на рубеже I-II тысячелетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составили древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться самый этноним "удмурт", который генетически восходит к булгарскому названию р. Вятки - Ваты ("ват - мурт", видоизм. "уд - мурт": человек с Вятки)9 . В русском звучании этот термин приобрел форму "вотяк": к древнему корню "ват" был прибавлен словообразовательный суффикс.

 

 

2 В. И. Лыткин. Из истории словарного состава пермских языков. "Вопросы языкознания", 1953, N 5, стр. 55 - 56.

 

3 В. И. Лыткин. Диалектологическая хрестоматия по пермским языкам. Ч. 1 М. 1955, стр. 7.

 

4 А. Х. Халиков. У истоков финно-угорских народов. Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола. 1967, стр. 13.

 

5 В. Ф. Гении г. Проблемы изучения железного века Урала. "Вопросы археологии Урала". Вып. 1. Свердловск. 1961, стр. 57.

 

6 В. Ф. Генинг. Этногенез удмуртов по данным археологии. "Вопросы финно-угорского языкознания" (далее - ВФУЯ). Вып. IV. Ижевск. 1967, стр. 274.

 

7 "Легенды и предания удмуртов". "Записки" Удмуртского научно- исследовательского института. Вып. 10. Ижевск. 1941, стр. 90.

 

8 П. Н. Луппов. Удмурты в XV-XVII веках. Ижевск. 1958, стр. 11 - 12.

 

9 Ф. И. Гордеев. Ирано-тюркские заимствования в марийском языке. "Научная сессия по этногенезу марийского народа. Тезисы". Йошкар-Ола. 1965, стр. 26.

 
стр. 215

 

Древние удмурты испытали длительное этнокультурное воздействие со стороны тюрок. Удмуртско-тюркские связи, начавшиеся еще в I тысячелетии н. э., усилились в булгарское и татарское времена. Они сыграли определенную роль в формировании некоторых сторон культуры и быта удмуртского народа, особенно его южной группы. От тюркских соседей удмурты получили имя "ар". Оно встречается с XII в., а татары и сейчас называют удмуртов арами. Это название попало в некоторые русские источники, где удмурты известны как "аряне", "арские люди" (отсюда же - город Арск).

 

В конце I тысячелетия н. э. марийские племена, которые вышли к Вятке, заставили потесниться древних удмуртов, перейти на левый берег реки и заселить бассейн рек Кильмези и Валы10 . Многие удмуртские легенды повествуют о столкновениях удмуртов с марийцами из-за земли. В легендах все решали состязания богатырей: кто дальше перебросит ногой кочку через реку, тот и будет жить здесь. Удмуртский богатырь оказался сильнее, и марийцам, несмотря на их хитрость (их богатырь подрезал кочку), пришлось отступить. В действительности же марийцы проникли довольно далеко в глубь удмуртских поселений. Другая часть удмуртов ассимилировалась в русских поселениях на Вятке. Третья часть ушла на Чепцу, где уже раньше жили удмурты. К концу XVII в. они в основном занимали территорию нынешнего расселения.

 

В 1174 г. многочисленная дружина ушкуйников отправилась из Новгорода Великого на судах вниз по Волге. Доплыв до Камы, они построили на ее берегу укрепленный городок. Часть ушкуйников поднялась по Каме, другая отправилась вверх по Вятке и покорила живших там чудь и вотяков. Довольно долго считали, что именно так было положено начало русской колонизации Вятского края. Но к концу XIX в. выяснилось, что "Повесть о стране Вятской", или "Вятский летописец", согласно которому бытовало это мнение, тенденциозен и содержит некоторые неверные сведения11 . Даже самый термин "ушкуй" появляется лишь в XIV в., а впервые встречается в летописи под 1320 годом12 . Тем не менее исторические связи удмуртов со славянским миром уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют и многочисленные славянские вещи в археологических памятниках Удмуртии. Первые русские поселенцы появились на Вятке во второй половине XIV столетия. Спасаясь от татаро-монгольского ига, особенно после битвы на р. Пьяне (1377 г.), когда царевич Арапша подверг страшному разгрому Нижегородско-Суздальскую землю, часть ее населения бежала на север и северо-восток, причем некоторые из нижегородцев и суздальцев нашли себе прибежище в глухих вятских лесах. Приходили сюда поселенцы и из других русских земель. К концу XIV в. Вятская земля была вотчиной нижегородско- суздальских князей, а позднее попала под власть Москвы13 .

 

Известный историк Н. И. Костомаров был вынужден заметить: "...Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее"14 . Действительно, многие стороны вятской истории до сих пор остаются неясными и изобилуют загадками. Одной из них является происхождение арских князей. Известно, что этим именем назывались татарские владыки, повелевавшие южными удмуртами на правобережье Камы, где те составили особую податную область - Арскую даругу, центром которой был Арский городок (ныне - Арск). И вдруг эти арские владыки появляются на Вятской земле, причем тоже в качестве князей. Только теперь они владеют уже северными удмуртами, жившими на Вятке и Чепце. Как это произошло? Существует два основных мнения: арские князья принимали участие в походе татарского царевича Бекбута на Вятскую землю в 1391 г. и остались там на правах победителей15 ; суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи, которые владели Вяткой как своей вотчиной, в сепаратистской борьбе с Москвой искали поддержку у татар и в 1399 г. совместно с царевичем Ейтя-

 

 

10 В. Ф. Генинг. Этногенез удмуртов по данным археологии, стр. 276.

 

11 См. "Труды" Вятской ученой архивной комиссии за 1905 г. (вып. III, отд. II. Вятка. 1905), где опубликован полный текст "Вятского летописца" со всеми разночтениями и обширным критическим разбором, проделанным А. С. Верещагиным.

 

12 В. Н. Вернадский. Новгород и Новгородская земля в XV в. М. -Л. 1961, стр. 38.

 

13 А. В. Эммаусский. Вятская земля в период образования Русского государства. Киров. 1949, стр. 11 - 13.

 

14 Н. И. Костомаров. Собр. соч. Кн. 3. СПБ. 1904, стр. 139.

 

15 М. В. Сысоева. Первые письменные сведения об удмуртах. ВФУЯ. Вып. IV, стр. 299.

 
стр. 216

 

ком (Сентяком) взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород, а в оплату за этот поход или в целях собственной безопасности поселили татар в с. Карине (поэтому их называют карийскими), неподалеку от устья р. Чепцы, и передали им во владение удмуртов16 .

 

"В лето 6996 тое же весны июня в 11 день (11 июня 1488 г.) посылал князь великий Иван Васильевич Всеа Русии рать свою на Вятку за их неисправление князя Даниила Васильевича Щеня да Григория Васильевича Морозова Попляву и иных воевод со многою силою. Они же, шедше, гряды Вятцкие взяша, а Вятчан людей к целованью приведоша, а арских князей и иных агарян к роте приведоша"17 , - рассказывает летопись о присоединении Вятской земли к Великому княжеству Московскому. Вместе с вятчанами - русскими людьми в состав Московского государства вошли и северные удмурты, которых под именем "иных агарян" как раз и упоминает летопись18 . Они были "к роте приведоша", то есть к присяге на подданство великому князю. Южные удмурты в Арской земле, которая вначале находилась во владении Булгарского государства, а затем Казанского ханства, вошли в состав подданных Русского государства в 1552 г., когда Казань покорилась Москве. Тогда они "всею землею государю бьют челом и ясаки дают". С того времени обе группы удмуртов оказались в едином государственном объединении, и их жизнь стала неразрывно связанной с судьбой России.

 

После присоединения Вятки там было установлено обычное для Московского княжества административное устройство. Она управлялась присылаемыми из Москвы наместниками и воеводами. Местная феодально-торговая знать (вятчане "большие", "земские" и "торговые" люди) частью была "изведоша", а частью, в целях предотвращения антимосковских выступлений, "разведена" по московским городам. На их место посадили верных Москве людей, преимущественно устюжан19 . Московским правительством поощрялось переселение русских людей во вновь присоединенные земли. На Вятке до сих пор живут потомки этих первых поселенцев, носящие фамилии: Устюжанины, Лузянины, Вычужанины, Вылегжанины, Перминовы, Пермяковы и т. п., которые ясно указывают на родные места переселенцев. Русские люди селились в основном в городках по рекам, не проникая в глубь территории Вятского края. Никаких особых столкновений с аборигенами не было, что вполне естественно при обилии пустой земли и малонаселенности Вятки. Фактически край колонизовала не московская администрация, а русские крестьяне, которые постепенно заселяли вятские места. С XIV-XV вв. можно говорить о прямом культурном и этническом влиянии русских на удмуртов. Это благотворное влияние особенно быстро возросло значительно позднее, уже в советскую эпоху.

 

В отношении удмуртов великокняжеской властью проводилась особая политика. Их оставили во владении арских князей, за которыми было сохранено право "ведати и судити... и пошлину имати"20 , но "за их службу". Московскому царю в период его борьбы с Казанским ханством было важно иметь верных союзников в лице арских (каринских) татар, поэтому за ними и сохранили их владения. А когда Казань была покорена, положение арских князей изменилось; в 1588 г. удмуртов вывели из-под их власти; теперь те должны были платить "оброк за все про все" в 500 рублей прямо в царскую казну21 . Господство каринских татар, длившееся около двух столетий, закончилось.

 

Среди северных удмуртов живет небольшая этническая группа загадочного происхождения - бесермяне. Бесермяне говорят на удмуртском языке, но у них много тюркских черт. Одни исследователи считали, что это обудмуртившиеся тюрки; другие находили, что они близки к чувашам; третьи видели в них потомков булгар, говорящих на удмуртском языке22 . Все эти суждения страдают общим недостатком: не учи-

 

 

16 А. В. Эммаусский. Указ. соч., стр. 24.

 

17 ПСРЛ. Т. 26. М. -Л. 1959, стр. 279.

 

18 "Сказания русских летописцев о Вятке". "Труды" Вятской ученой архивной комиссии. Вып. I. Вятка. 1905, стр. 80.

 

19 И. Вештомов. История вятчан. "Известия" Общества археологии, истории и этнографии. Т. XXIV. Вып. 1 - 2. Казань. 1908, стр. 51 - 52.

 

20 П. Н. Луппов. Указ соч., док. N 6, стр. 90.

 

21 ЦГАДА, ф. 131, 1699, ед. хр. 5, лл. 2 - 3.

 

22 Г. Н. Трефилов. Бесермяне по письменным источникам. ВФУЯ. Вып. IV.

 
стр. 217

 

тывается тот факт, что часто отдельные группы удмуртов переходят на тюркский язык, но никогда в истории не наблюдалось обратного явления. Кроме того, в языке бесермян имеется общее с южными диалектами удмуртов, хотя живут они сейчас среди северных. Вероятно, некогда бесермяне соседствовали с южными удмуртами и испытали сильное воздействие со стороны тюркского населения, особенно их религии. Не случайно удмурты еще в XVII в. жаловались в своих челобитных на татар, что те их "обусурманивают в свою татарскую веру"23 . Возможно, бесермяне - просто часть южноудмуртского населения, очень рано отошедшая от него, испытавшая сильное тюркское влияние и попавшая на Чепцу. Но обилие гипотез пока не решает проблемы.

 

Удмурты - народ в основном лесной полосы. Лес оказал большое воздействие на формирование всего их хозяйственного уклада. Вятский край был покрыт дремучими чащами, изобиловавшими дичью. Даже гербом этой земли было изображение лука со стрелами. Еще Булгария получала большую часть своей пушнины с Вятки. Да и в XVI в. С. Герберштейн писал, что лучшие шкурки белок в Москву привозятся с Вятки24 . В XVII в. в царских грамотах на Вятку в числе прочих податей непременно упоминается "мягкая рухлядь"25 . О значении, которое имела охота для удмуртов, говорит хотя бы тот факт, что у них долго служила в качестве всеобщего торгового эквивалента, своеобразной денежной единицей, как и в древней Руси, беличья шкурка - "коньи"; сейчас этим словом выражается понятие "копейка". Излюбленным занятием удмуртов являлось бортничество; они слыли прекрасными пчеловодами. Однако довольно рано главной отраслью хозяйства стало земледелие26 . Несмотря на примитивные орудия труда (соха, косуля, деревянная борона; железный плуг появился лишь в конце XIX в.), удмурты достигли заметных успехов в земледелии. Один из путешественников, посетивший эти места в XVIII в., при виде заботливо возделанных Полей заметил не без преувеличения: "Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего с ними сравниться в трудолюбии"27 .

 

Определенный интерес представляет духовная культура удмуртов, особенно устное народное творчество. Удмурты в принципе немногословны и не любят болтливости (впрочем, кому симпатично это качество?). "У него язык остер, да руки тупы", - говорят они, хотя и ценят силу меткого выражения; "Ветер горы рушит, слово народы подымает"; "Красота подбородка - борода, красота разговора - умное слово"; "Сердечное слово три зимы греет". В пословицах и поговорках отражается тысячелетняя мудрость, отчеканенная в кратких строчках.

 

Очевидно, нет такого народа, который не имел бы легенд о сотворении мира И не задумывался, что же является первопричиной всего? Удмуртские космогонические представления поражают материалистичностью: "Раньше всего во всем свете кругом была вода", - повествует одна из местных легенд. "Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы", - говорится в другой легенде. Большое место в фольклоре удмуртов занимают сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских на родных сказок, что вполне понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Иные удмуртские сказки оригинальны и самобытны. Вот начало одной из них: "В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес". Оказывается, по утверждению попа, который был членом комиссии Гуньдыр Инмара (бога), крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье-пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает; поэтому не было долго дождей и не взошел овес. Еще одна сказка повествует, что некий бесстрашный дворянин все перевидел и испытал: и разбойников раскидал, и чертей из дворца выгнал, а вот обыкновенного ерша чуть до смерти не испугался.

 

 

23 ЦГАДА, ф. 131, 1699, ед. хр. 2, ч. 1, л. 584.

 

24 С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПБ. 1908, стр. 95.

 

25 ЦГАДА, ф. 141, ед. хр. 95, л. 1.

 

26 По археологическим данным, земледелие на территории Удмуртии появилось в эпоху бронзы. См. В. Ф. Генинг. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск. 1958, стр. 41.

 

27 "Журнал, или Дневные записки путешествия Рычкова по разным провинциям Российского государства". СПБ. 1770, стр. 163.

 
стр. 218

 

Третья в весьма любопытной форме сообщает о том, рак Петр I стал кумом мужика. Много сказок посвящено теме труда: охотничьего, крестьянского. Например, Эш-Терек был непобедимым великаном, а сила его в том, что он неразрывно связан с землей-кормилицей.

 

Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен - мелодично- напевных, хороводных, игровых, эпических. Однако больше среди старых удмуртских песен было грустных, от которых щемит сердце. В них слышится боль души, страдания народа. Удмурты, обреченные до социалистической революции на жалкое существование, жаловались в песнях на тяжелую долю, безысходную нужду и лишения. Песни занимали исключительное место в фольклоре удмуртов и по удельному весу и по значению. Это один из самых поющих народов ("В руках гусли, а в сердце - песня", - гласит местная поговорка; "Удмурт и с мельницы едет с песней"). Песенное творчество у удмуртов очень развито. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называют "паллян кырзась" ("поющий влево").

 

Древние религиозные верования удмуртов группируются в основном вокруг двух главных стержней: семейно-родовые и аграрные культы. Прочее (знахарство, ведовство, шаманизм, тотемизм) отступает на второй план28 . Некогда удмурты имели многочисленный пантеон божеств и духов, число которых доходило до 4029 . Это были олицетворения различных стихий и сил природы: Ву-мурт (водяной), Нюлэс-мурт (леший), Тбл-пери (дух ветра), Шунды-мумы (мать Солнца), Му-кылдысин (божество Земли)30 . Большинство богов и духов выступало в виде антропоморфных существ, и в их названиях часто присутствовал корень "мурт" (человек). Древние удмурты олицетворяли и многие болезни, которые принимали вид злых духов: кыль (горячка), кезек (лихорадка), пужы (корь), чача (оспа). Последние часто "навещали" людей, а те старались откупиться от них, угощали и провожали как почетных гостей.

 

На вершине удмуртского Олимпа возвышался Инмар, который, по-видимому, имеет общефинское происхождение (финский Илмари, Илмаринен). Превращение его в верховного бога произошло сравнительно поздно. А еще позднее он слился в народном представлении с христианским богом. У удмуртов были две формы семейно-родовых культов: святынь-покровителей и предков. Они связаны с двумя стадиями развития древнего общества - материнским и отцовским родом. Хотя родовая организация у удмуртов исчезла давно, пережитки обеих форм ее культов сохранились почти до наших дней. Еще в начале XX в. в каждой удмуртской деревне и едва ли не в каждой семье имелся свой воршуд - родосемейная святыня. Воршудом обычно называли лубяной короб, в котором хранились предметы, имевшие символическое значение. Иногда воршудом становился деревянный идол, изображение гуся, лебедя. Хранился он в "Бадзым куа" ("большая семейная") или в "Покчи куа" ("маленькая семенная")- специальной обрядовой постройке, где проводились моления в честь воршуда. "Бадзым куа" ныне почти не сохранились, а "Покчи куа" используются сейчас в деревнях как летняя кухня. Каждый воршуд имел свое имя. Всего существовало около 70 воршудов. Наиболее известные из них - Бигра, Джикья, Пурга, Тукля и Чабья31 . Некогда это были, по- видимому, названия удмуртских родов. Каждый знал, к какому воршуду он относится. Браки между удмуртами одного воршуда не допускались. В деревне было обычно два-три воршуда, им соответствовало число "Бадзым куа". Женщину называли не по имени, а по ее воршуду. Вообще воршуду было присуще чрезвычайно сложное содержание. Это и святыня, хранящаяся в куале, и само божество - покровитель рода или семьи, и изображение его в виде женского амулета, и совокупность родственников по материнской линии. Культ воршуда обнаруживает тесную связь с культом семейного очага. При перенесении воршуда на новое место брали три камня из очага старой "куа", часть золы (иногда с надочажного крюка состругивали несколько щепок) и уносили в новую "куа".

 

 

28 С. А. Токарев. Религия в истории народов мира. М. 1965, стр. 213.

 

29 Г. Верещагин. Этнографические материалы об удмуртах. Из рукописного фонда Удмуртского научно-исследовательского института, стр. 221.

 

30 Полевые материалы этнографической экспедиции МГУ в УдмАССР (хранятся на кафедре этнографии исторического факультета МГУ) за 1964, 1965, 1968 годы.

 

31 М. Худяков. Вотские родовые деления. "Известия" Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Тт. 30 - 31. 1920, стр. 353.

 
стр. 219

 

Значительно более стойко сохранялись элементы культа предков. Носителем этой формы верований у удмуртов давно стала семья. Особенно заметно данный культ выступал в обычае поминок по умершим. Цель поминальных обрядов - умилостивление умерших, получение их покровительства и помощи. После поминок устраивались проводы гостей - духов умерших. По смерти родителей каждый удмурт должен был устроить жертвоприношение; в честь отца жертвовали лошадь, в честь матери - корову. Приглашали родственников и устраивали пиршество. Обряд этот назывался "йырпыдсётон" ("Жертва головы и ног"). Проведение обряда было обременительно для семьи, ибо жертвенное животное стоило дорого. В наши дни "йырпыдсётон" встречается редко и в измененной форме (для обряда просто покупают ноги и голову животного).

 

Другой комплекс самобытных верований удмуртов группируется в аграрные культы: почитание божеств, связанных с земледелием (Инмар, Му-кылдысин), ибо бессилие древнего земледельца заставляло его обращаться к богам. Аграрные обряды удмуртов можно разделить на весенние и летне-осенние. Из весеннего цикла наиболее ярким был праздник сохи - "Акаяшка", или "Геры поттон". В период созревания хлебов устраивалось большое моление и жертвоприношение богам с просьбой о хорошем урожае. В молениях участвовала вся деревня, носителем же культа выступала сельская община, иногда объединение нескольких деревень. Молился удмурт на поле и просил: "О великий Инмар! Сделай так, чтоб хлеб хорошо уродился, чтоб был он с камышовой соломой, с серебряным колосом, с золотым зерном. Чтоб это хлебное поле не обскакать белке, не обежать лисице".

 

В настоящее время, религиозные верования удмуртов утратили всякое значение, исторически исчерпали себя и сохраняются лишь в виде отдельных пережитков. Вообще после Великого Октября, жизнь удмуртов изменилась неузнаваемо. 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли историческое постановление об образовании автономной области удмуртского народа32 , и в 1970 г. удмуртский народ будет торжественно отмечать 50-летие своей автономии. Сейчас вся Советская Удмуртия готовится достойно встретить свой полувековой юбилей. За годы Советской власти один из глухих углов прежней России - земля удмуртов превратилась в высокоразвитую индустриально- аграрную республику. Канули в Лету нищета и неграмотность. Удмуртский народ зажил счастливой жизнью. Выросла своя национальная интеллигенция: врачи, учителя, инженеры. Создана развитая местная промышленность. Кто сейчас, например, не знает ижевских мотоциклов и охотничьих ружей - первоклассной продукции социалистической Удмуртии, ее рабочего класса? Удмурты-крестьяне трудятся в колхозах и совхозах - крупных социалистических хозяйствах. Расцвела новая удмуртская культура; созданы крупные музыкальные произведения на национальные темы - опера, балет; хорошо известны имена ряда видных местных писателей. Трудящиеся УдмАССР вместе со всем советским народом успешно вносят свою лепту в дело построения коммунистического общества. Эти успехи в коренном преобразовании жизни удмуртского народа стали возможны в результате практического осуществления Коммунистической партией и Советским правительством ленинской национальной политики, направленной на развитие экономики, создание нового общества и резкое повышение культурного уровня всех народов нашей огромной страны.

 

 

32 "Сборник узаконений и постановлений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР". 1920, N 87, ст. 437.

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): удмурты



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама