Рейтинг
Порталус

ВЕПСЫ

Дата публикации: 05 апреля 2017
Автор(ы): М. И. ЗАЙЦЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1491424715


М. И. ЗАЙЦЕВА, (c)

Вепсы - небольшая этническая общность прибалтийско-финской языковой группы. Далекое прошлое вепсов, как и многих других некогда бесписьменных народов, полно загадок. О ранней истории вепсов имеются скудные сведения. Предполагается, что в начале нашей эры одно из прибалтийско-финских племен, населявших в то время территорию Юго-Восточной Прибалтики между Рижским и Финским заливами, отделилось от остальных и стало двигаться по направлению к юго-восточному побережью Ладожского озера, расселяясь постепенно от устья р. Оять в сторону Белого озера. Это передвижение происходило в течение нескольких веков. Аборигенным населением скорее всего здесь была лопь, которая частью подверглась ассимиляции, частью же была оттеснена на Север. На рубеже I и II тыс. н. э. определилась основная территория обитания вепсов в Межозерье.

Трудность исследования истории этой этнической группы связана с тем, что вепсы упоминаются в источниках под разными названиями. В русских летописях несколько раз называется племя "весь". Этот термин здесь, очевидно, относился не к веси в целом, а только к ее восточной, белозерской группе. Основные массы веси обитали западнее Белого озера, в Межозерье, о чем свидетельствуют языковые (топонимические) и археологические материалы1 . В "Повести временных лет" сообщается о характере взаимоотношений между Русью и весью: "А се суть инии языци, иже дань дают Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома"2 . Из других летописных сообщений можно заключить, что весь являлась крупной этнической группой, имевшей довольно широкую систему связей с иными народами и племенами3 .

Упоминания о веси есть не только в русских летописных сводах, но также у средневековых западноевропейских авторов. Адам Бременский в "Деяниях гамбургских епископов" (ок. 1075 г.) говорит о народе "вицци", а в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика (ок. 1220 г.) называется народ "виссины"4 . В восточных письменных источниках наиболее раннее упоминание о веси можно найти в сочинениях Ахмеда Ибн Фадлана (921 - 922 гг.), который трижды пишет о народе "вису". Позднее упоминания о веси у восточных авторов встречаются уже чаще5 . Некоторые из них указывают на место обитания веси - Межозерье - и сообщают о широкой торговле между Волжской Булгарией и весью. Основными предметами экспорта у веси были различные меха (соболиные, бобровые, лисьи). Постепенно упоминания о веси из письменных источников исчезают, а летописи сообщают о белозерцах. Это название, вероятно, связано с местом обитания и имеет в виду также проживавших там славян.

Поскольку позднее о веси в русских летописях сведений не встречалось, историки предположили, что это этническое образование постепенно исчезло, полностью ассимилировавшись со славянами. Еще в 20-х годах прошлого столетия акад. А. М. Шегрен доказал, что потомками летописной веси являются вепсы. После путешествия по местам их обитания он написал статью, где обосновывалось несомненное генетическое родство вепсов с летописной весью (правда, впоследствии он отказался от своего первоначального вывода). Позднее вопроса о генетическом родстве вепсов и веси касались многие историки, этнографы и лингвисты, приводившие в подтверждение этой точки зрения языковые (топонимические) данные. Связь этнонимов "весь" и "вепся" и фонетические закономерности перехода вепся> вепсь> весь показаны в целом ряде работ6 . Кроме того,


1 Д. В. Бубрих. Происхождение карельского народа. Петрозаводск. 1947, стр. 24, 25.

2 "Повесть временных лет". Ч. 1. М. -Л. 1950, стр. 13.

3 Там же, стр. 10, 18, 20.

4 Об этом см.: К. Тиандер. Поездки скандинавов в Белое море. СПБ. 1906, стр. 44, 47; В. В. Пименов. Вепсы. М. -Л. 1965, стр. 27.

5 Подробнее см.: В. В. Пименов. Указ. соч., стр. 27 - 30.

6 Д. В. Бубрих. Указ. соч.; Н. И. Богданов. К истории вепсов. "Известия" Карельского филиала АН СССР, 1951, N 2; его же. Народность вепсы и их язык. "Труды" Карельского филиала АН СССР. Вып. XII. 1958; М. М. Хямяляйнен. Вепсский язык. "Языки народов СССР". Т. III: Финно-угорские и самодийские языки. М. 1966.

стр. 215


многочисленные материалы топонимики (этноним "весь" встречается на всей территории Межозерья и соседних районов), археологические материалы (аналогии древневепсской курганной культуры и культуры позднейших вепсов) и другие факты свидетельствуют о том, что весь не исчезла целиком, а обитала частично, в течение всего средневековья, на той же территории, что и прежде.

В "Повести временных лет" встречается также этническое название "чудь". В одних случаях оно применено к населению, жившему в районе Юго-Восточного побережья Балтийского моря, в других - речь идет о заволочской чуди (Заволочье - территория в бассейне Северной Двины и Онеги, за "волоками", связывавшими Онежское озеро с Белоозером и рекой Шексной). По скандинавским источникам она известна как би-армия7 . Отдельные упоминания о чуди можно найти в поздних письменных источниках. Сохранилось это название и в качестве этнического: русское население называло чудью (чухарями, чухнами, чухной) эстонцев, водь, финнов, вепсов. Кроме того, чудь встречается в многочисленных преданиях, бытующих у народов европейской части Севера (коми, саамов, русских). Вопросу о чуди посвящено множество публикаций, в которых по-разному излагаются предположения относительно ее этнической природы8 . Многие исследователи приходили к выводу, что заволочская чудь является собирательным наименованием нескольких финноязычных народов.

По-новому к "чудской" проблеме подошел советский угровед член-корр. АН СССР Д. В. Бубрих. На основе лингвистических данных и письменных источников ему удалось привести веские доказательства в пользу отождествления заволочской чуди с древней весью9 .

В Заволочье весь занимала довольно большие территории и, естественно, в процессе освоения новых областей вступала в контакты прежде всего с аборигенным населением - лопарями, а позднее также с коми. Постепенно под влиянием, с одной стороны, русских колонистов и, с другой стороны, переселенцев-коми весь полностью ассимилировалась. Иначе сложилась судьба других групп вепсского народа. Двигаясь со своего основного места обитания, с берегов р. Свири на Олонецкий перешеек, часть древних вепсов вступила в контакт с родственными по языку карелами и приняла участие в образовании современных приладожских карел - ливвиков и прионёжских карел - людиков. Основная же часть вепсов, расселившаяся довольно компактно по берегам р. Свири, сохранила язык и культуру.

История вепсов издавна тесно связана с историей русского народа. Уже с XV в. весь входит в состав Русского государства. Но в летописи имеется упоминание о том, что весь принимала участие еще в походах Олега на Смоленск, Киев. Вместе с русскими весь выступала против польских и шведских завоевателей. Вепсы защищали родину в Отечественную войну 1812 г., находясь в рядах олонецких стрелков. В настоящее время вепсы не имеют единой этнической территории и живут разобщенно небольшими группами в Карельской АССР (Прионежский район), Вологодской (Бабаевский и Вытегорский районы) и Ленинградской областях (Подпорожский и Бокситогорский районы). В прошлом веке в Исаевской волости (Архангельская область) было пять вепсских деревень. Постепенно их население ассимилировалось с русскими. Ныне в нашей стране насчитывается около 10 тыс. вепсов.

Основным занятием вепсов издавна было земледелие. Сеяли они ячмень, рожь, овес, репу, лен, практиковали ранее трехполье и подсечное хозяйство, орудия производства были примитивными (деревянная соха, борона-суковатка и т. д.). Сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей вепсов, и они искали подсобных заработков. С наступлением зимы и установлением санного пути многие семьи отправлялись на рубку леса. Часть вепсов занималась дома выделкой кож и овчин, изготовлением саней, ведер, ушатов, а также берестяных изделий (кошелей, лаптей и т. п.). В Тихвинском крае было развито гончарное производство. Кроме того, вепсы уходили на сезонные работы: северные вепсы шли на водный транспорт, работали каменотесами, стекольщиками, штукатурами, печниками, южные вепсы отправлялись на лесозаготовки на большие реки. С ранней весны и до поздней осени трудились мужчины на промыслах. Поэтому сельскохозяйственные работы дома ложились на плечи женщин, стариков, детей. Скотоводство имело подсобное значение. Вепсы держали коров, грубо-


7 Д. В. Бубрих. Указ. соч., стр. 28.

8 См. Л. П. Лашук. Чудь историческая и чудь легендарная. "Вопросы истории", 1969, N 10.

9 Д. В. Бубрих. Указ. соч., стр. 23 - 26.

стр. 216


шерстных овец, разводили кур. Тягловым скотом служили лошади. Среди северных (прионежских) вепсов в особенности было распространено рыболовство: ловили рыбу совместно, соединяя сети в невод, а затем делили добычу. Иногда рыболовство было промысловым. Охота у вепсов носила лишь потребительский характер.

На территории расселения вепсов с конца XVIII в. велась разработка некоторых пород строительного и декоративного камня: порфира - в Шокше, диабаза - в Рыбреке. Шокщинский красный песчаник - порфир использовался при строительстве многих известных сооружений. В их числе - Казанский и Исаакиевский соборы, Мраморный дворец (в Ленинграде), саркофаг Наполеона I (в Париже). Средства передвижения вепсов были чрезвычайно примитивными. По лесным дорогам и тропам они передвигались на волокушах и на них же везли кладь. Зимой грузы перевозились на дровнях. Из лодок распространенными были долбленные из осины челноки (осиновки), ройки и дощаники.

Тесные территориальные и экономические связи вепсов с русским населением оказали свое влияние на характер их культурно-бытового уклада. Вепсы заимствовали у русских тип жилища. Внешняя отделка вепсского дома в большинстве своем схожа с русским. Наличники окон, перила балконов украшались резьбой. В избе - большая печь, в которой (у южных вепсов) при отсутствии бани мылись. У русских заимствованы также основные элементы одежды и украшений. Но в отличие от распространенного среди русских "сарафанного комплекта" женщины-вепсы носили длинные юбки и казачок (род кофты). Одежда же мужчин не отличалась от русской одежды. Наиболее распространенным видом обуви были сплетенные из бересты лапти и сапоги. По вероисповеданию вепсы являлись православными, но у них существовал ряд обрядов культового характера, относящихся к глубокой древности. Население отдаленных деревень сохраняло пережитки дохристианских верований: веру в леших, водяных и различных духов. Сходство у вепсов и северных великоруссов имелось также в структуре сельской общины и семьи.

Вепсский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков и имеет три диалекта: северный (прионежский), средний (оятский и восточный говоры), южный. Различаются они незначительно, так что представители разных диалектов свободно понимают друг друга. Отличия в основном носят не морфологический, а фонетический и лексический характер. Вепсы называют себя по-разному: представители среднего диалекта (оять) - "люди-никад"; у южных вепсов бытует самоназвание "бепс"; этноним "вепслайне" известен восточным вепсам (Бабаевский район, Вологодской области). Русские называли вепсов, как и представителей других финно- язычных народов, чудью: чухарями звали южных вепсов, кайванами - северных.

Фольклор вепсов изучен недостаточно и специально не собирался. Однако то, что собрано, позволяет сделать вывод, что вепсский фольклор довольно разнообразен. Сказки вепсов в основном бытовые, сатирические, волшебные. Наряду с песнями на родном языке вепсы издавна поют русские песни. Очень интересны вепсские свадебные, похоронные и другие причитания. Немало у вепсов своеобразных поговорок, загадок. Вепсы, по-видимому, никогда не знали эпоса типа рун Калевалы, распространенного среди многих прибалтийско-финских народов, или русских былин. Однако у них имеются предания, например, легенды о "чуди", в которых содержится попытка дать объяснение некоторым событиям их истории.

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбу вепсов. Отсталые в экономическом и культурном отношении, они стали теперь равноправными членами семьи народов СССР. Революция изменила экономику и многие особенности вепсского быта. На территории расселения вепсов созданы оснащенные современной техникой крупные колхозы и совхозы, в основном животноводческого направления, в которых работает большинство вепсов, занятых в сельском хозяйстве. Развитие местной промышленности (лесной, камнеобрабатывающей, гончарной), создание школ, библиотек и т. д. содействовало общему культурному развитию вепсов. Местная интеллигенция - (врачи, учителя, работники клубов и домов культуры) в большинстве своем - вепсы. Много почетных заказов выполнили замечательные рыборецкие и шокшинские каменотесы. Шокшинский порфир был использован для облицовки Мавзолея В. И. Ленина. Из рыборецкого диабаза сделана брусчатка, которой вымощена Красная площадь. Горняки Онежского рудоуправления изготовляли блоки для Могилы неизвестного сол-

стр. 217


дата у стен Московского Кремля, выполняли ответственный заказ для строительства Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске.

До революции вепсы в основной своей массе были неграмотны, школ у них почти не было. В настоящее время вепсы в своем подавляющем большинстве двуязычны, они свободно владеют русским языком и русской письменностью. В условиях интенсивного влияния русского языка число говорящих на вепсском естественно сокращается, хотя распространенным средством общения в быту остается родной язык. Научное исследование вепсского языка началось в первой половине XIX в. финскими учеными Э. Н. Сетэля и Л. Кеттуненом. Они неоднократно выезжали в экспедиции к вепсам. В результате было издано несколько сборников текстов и исследований по фонетике и синтаксису вепсского языка. В течение многих лет исследованием вепсского языка занимается Институт языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР. Им начат систематический сбор вепсской лексики. С этой целью ежегодно проводятся научные экспедиции. В результате их изданы "Образцы вепсской речи" (1969 г.) и "Словарь вепсского языка" (1972 г.). Сбором материала по вепсскому языку занимается и Тартуский университет.

В Карелии имеется несколько вепсских самодеятельных коллективов. Один из них, Шелтозерский народный хор, известен не только в республике, но и далеко за ее пределами. Вепсский народный хор создан в 30-е годы. В программе хора - вепсские и русские народные песни. Его выступления имели большой успех. На Всероссийском смотре художественной самодеятельности в Ленинграде в марте 1967 г. хор удостоен звания лауреата. В феврале 1968 г. Шелтозерский народный хор выезжал на гастроли в Финляндию. "Хор из Шелтозера - сенсация недели", - отмечалось на заключительном концерте хора10 . Организатором хора был В. И. Кононов, вепс по национальности, народный артист Карельской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Позднее В. И. Кононов стал балетмейстером государственного ансамбля "Кантеле", Им поставлены живые и самобытные вепсские танцы. Р. П. Лонин в своем родном селе Шелтозере создал краеведческий музей, в котором собрал предметы домашней утвари и орудия производства, рассказывающие о прежней жизни и обычаях вепсов, а также немало фольклорных материалов.

Тяжелые испытания Великой Отечественной войны легли на плечи вепсов. В Шелтозерском районе в период вражеской оккупации действовали подпольные партийные и комсомольские организации. Исключительный героизм проявила вепсская девушка из села Рыбреки Анна Лисицына., Она вместе с карелкой Марией Мелентьевой летом 1942 г. была направлена в занятые врагом места. Здесь они установили связь с подпольными партгруппами, организовали явки для членов подпольных райкомов партии и комсомола, добыли ценные документы и разведывательные данные о противнике. При возвращении им пришлось переправляться через реку Свирь, где Лисицына погибла. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. На родине героини в Рыбреке ей установлен памятник.

За годы Советской власти у вепсов выросла своя интеллигенция в лице учителей, медицинских работников, работников советского и партийного аппарата. Ныне этот небольшой народ вместе с другими народами нашей многонациональной страны участвует в огромной созидательной работе, строит коммунизм.


10 "Неувосто-Карьяла", 5.XII.1968.

 

Опубликовано на Порталусе 05 апреля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ВЕПСЫ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама