Рейтинг
Порталус

Рецензии. Л. В. МАКСАКОВА. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дата публикации: 10 января 2018
Автор(ы): В. Ш. НАЗИМОВА, В. Л. СОСКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1515589839


В. Ш. НАЗИМОВА, В. Л. СОСКИН, (c)

М. "Наука". 1977. 343 стр. Тираж 7000. Цена 1 руб. 60 коп.

Наша историческая наука сделала уже немало для выявления и объективной оценки роли различных факторов, обеспечивших победу советского народа над германским фашизмом. Среди этих факторов исследователи неизменно выделяют высокий духовный потенциал воинов Вооруженных Сил СССР и трудящихся тыла, их идей-

стр. 131


ное и моральное превосходство над противником1 . Однако до последнего времени вопрос о месте культуры как органической части военной действительности не получил достаточного освещения. Изучение состояния отдельных (далеко не всех) областей культуры не могло решить проблему в целом.

Серьезный вклад в ее разработку вносит монография старшего научного сотрудника Института истории СССР АН СССР кандидата исторических наук Л. В. Максаковой, являющаяся итогом и обобщением ее многолетнего труда над данной темой2 . Основная задача автора заключалась в том, чтобы определить главные черты и принципы культурного строительства, установить закономерности развития культуры военных лет, а также конкретную роль и место тех ее отраслей, которые в наибольшей мере решали задачу военно-патриотического воспитания населения.

Подобная заявка требовала от автора решения ряда вопросов методологического характера, таких, как внутренняя периодизация истории культуры военного времени, пути и способы действия факторов, определявших поступательное развитие культуры, специфика ее содержания и формы проявления на различных этапах войны. Решая эту задачу, Л. В. Максакова на большом фактическом материале показывает, что именно борьба с фашизмом определяла закономерности и особенности развития советской культуры в целом, ее черты и этапы. С изменением военно-политической обстановки в разные периоды войны менялись содержание, проблематика творческой деятельности, методы работы учреждений культуры. Переломным в состоянии и развитии большинства областей культуры вполне обоснованно называется 1943 год.

Культурное строительство военных лет есть закономерный результат и продолжение всей системы мероприятий Советского государства по развитию духовной жизни общества, начало которому положил Великий Октябрь. Успехи культурной революции в довоенный период обеспечили громадную роль культуры в постоянном противоборстве двух систем, в ходе которого ярко выявилось превосходство социализма над капитализмом. Это важное заключение автор подтверждает многочисленными аргументами. Что же касается вопроса об идейной и организационной роли культуры в моральной подготовке советского народа к испытаниям Великой Отечественной войны, то приходится констатировать, что он лишь заявлен автором, но не получил обстоятельного освещения.

Хотя Л. В. Максакова не делает тему партийного и государственного руководства развитием культуры предметом специального изучения, сам факт выявления ею многочисленных актов партийных, комсомольских и государственных органов по вопросам культуры заслуживает внимания. Документы свидетельствуют о том, что в труднейших условиях войны партия и правительство оказывали помощь всем отраслям культуры, направляли их деятельность. Общий для периода войны принцип, состоявший в усилении роли партии во всех областях жизни, что сочеталось с ростом творческой активности масс (такова диалектика реального социализма), доказательно раскрыт на материалах культуры.

Многие страницы монографии посвящены волнующей истории спасения культурных ценностей от фашистской угрозы. Автор знакомит читателей с именами участников этого беспримерного подвига, показывает, что защита завоеваний культуры не случайно стала во время войны кровным делом советского народа - она свидетельствовала о его моральном превосходстве над армией разрушителей цивилизации. Однако масштабы и размах работы по перебазированию ценностей культуры в восточные районы страны выглядели бы более наглядными, если бы автору удалось привести сводные данные о числе эвакуированных учреждений культуры и искусства, вузов и научных организаций. В перемещении многих местных, например, сибирских, театров из культурных центров на периферию выразилась продуманная и целенаправленная политика. Благодаря ей появилась возможность ознакомить с профессиональным искусством жителей наиболее важных экономических районов Сибири, Урала, Дальнего Востока и таким образом усилить роль


1 См. "КПСС - вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне (Историографический очерк)". М. 1973.

2 Л. В. Максакова. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.). М. 1965; ее же. Советская литература и искусство в Великой Отечественной войне. "Всемирно-историческая победа советского народа. 1941 - 1945 гг". М. 1971; ее же. Роль советской культуры в победе над фашизмом. "Вопросы истории", 1975, N 6, и др.

стр. 132


культуры в идейно-политическом и художественном воспитании масс.

В начальный период войны (1941 - 1942 гг.) резко усилилось воздействие тех отраслей культуры, которые наиболее успешно могли выполнять агитационно-пропагандистские функции, оказывая непосредственное влияние на формирование сознания масс. Л. В. Максакова показывает, как учреждения культуры и искусства, печать, радио действовали в едином русле в системе воспитательной работы партии, решая задачу мобилизации народа на отпор врагу. Выбор форм и методов нос работы диктовался потребностью оперативного и эмоционального отклика на важнейшие политические события. Достаточно сказать, что программы радио велись на 70 языках народов СССР и 28 иностранных языках, общее время передач достигало 88 час. в сутки (стр. 53).

Последовательно аналитический подход характерен для Л. В. Максаковой при рассмотрении состояния печати в годы войны. Исследователь опирается при этом на впервые вовлекаемые в научный оборот материалы Всесоюзной книжной палаты. Интересны наблюдения и выводы об изменении удельного веса отдельных видов изданий на разных этапах, о возросшей роли художественной литературы. Небывалые возможности для литераторов непосредственно и почти каждодневно обращаться к читателю обеспечила характерная для военного времени практика публикации художественных произведений на страницах центральной, местной и фронтовой печати.

Нельзя не отметить обращение автора к почти не изученному вопросу о роли гуманитарных наук в формировании общественного и индивидуального сознания советских людей. Но именно этот раздел книги грешит описательностью, фактический материал, отобранный для доказательства установленных автором закономерностей и характеристики специфики развития этих наук, не дает представления о состоянии и роли философских, экономических, юридических и филологических исследований в 1941 -1945 годах. Такой упрек мы считаем правомерным, поскольку автор рассматривает использование общественных наук в воспитании масс как одно из главных направлений культурной работы (стр. 20).

Огромную политико-воспитательную и культурно-просветительную работу в годы войны вели массовые библиотеки, музеи, клубы, сельские избы-читальни. Несмотря на определенные трудности в изучении их деятельности, связанные с отсутствием официальной статистики и обобщенных сведений, Л. В. Максакова, опираясь на различные косвенные источники и отдельные примеры, показывает эффективность использования партией этих средств культуры для охвата миллионных масс своим влиянием.

Вызывает интерес попытка автора выяснить причины возросшей тяги людей к искусству в годы войны. Можно согласиться с объяснением, что читатель и зритель искали ответы на волнующие вопросы в произведениях литературы и искусства о войне, что нового зрителя в тыловых районах страны привлекало творчество первоклассных мастеров, о которых он прежде мало что знал. Нельзя не отметить наряду с этим и такой важный фактор, как возросший в дни войны общин интерес к культурному достоянию, в чем нашло выражение обострившееся патриотическое чувство гражданина Советской Родины. Сказалось также влияние на местных жителей рабочих и интеллигенции, эвакуированных из столичных центров с присущей им более высокой степенью развития культуры. В связи с этим, очевидно, в качестве одного из направлений дальнейшего исследования темы целесообразно выделить вопрос о влиянии художественных и иных коллективов центра на культуру населения тыловых районов, на творческий рост местных кадров культуры. Ощутима потребность в углубленном изучении взаимовлияния национальных культур в специфических условиях войны, роли культурных очагов в укреплении дружбы народов СССР. Анализ источников позволяет также говорить, что в годы войны произошло приближение искусства к рабочим ведущих отраслей производства, к труженикам сельского хозяйства.

Один из наиболее существенных разделов книги посвящен боевому подвигу советской интеллигенции, ее роли в укреплении связи фронта и тыла. Множество имен и судеб, известных и незнакомых, складываются в картину настоящего ратного подвига и творческого подвижничества. Несомненно, что такая тема, как роль знакомства с боевой обстановкой, общения с фронтовиками, в развитии художественного творчества может стать предметом самостоятельного исследования.

Серьезным достоинством монографии является обращение к наименее исследованной (и трудно поддающейся изучению из-

стр. 133


за недостатка источников) теме о степени приобщения народа к культуре в годы Великой Отечественной войны. Взяв в качестве критериев уровень образования народа, распространение культурной информации, интерес к искусству, творчество самих масс, Л. В. Максакова пишет о высоком уровне культуры всего советского народа, его мощном интеллектуальном потенциале. К числу недостатков книги относится разностильность повествования в отдельных главах. Большая строгость в отборе материала и глубина проникновения в суть явлений позволили бы еще более повысить научную ценность монографии. Не всегда удачно реализуется правильное намерение автора придать своему труду более "читабельную" форму. Имеются в виду, в частности, названия отдельных глав и параграфов. Своей краткостью напоминающие лозунги, они неплохо передают самый дух военного времени. Однако по существу некоторые заголовки не всегда оправданны. Почему, например, название гл. 4 ("Оружие культуры в руках народа") о народном образовании и культурно-просветительных учреждениях не может быть приложено к содержанию гл. 3, посвященной художественному творчеству, или почему параграф "Удовлетворение культурных запросов народа" относится к деятельности только культпросветучреждений?

К недостаткам структурного порядка можно отнести и известную повторяемость некоторых сюжетов, например, о работе тех же культпросветучреждений, развитии искусства. С этой точки зрения едва ли оправданно выделение в особую главу темы о боевом подвиге советской интеллигенции, очень интересной своим фактическим материалом. По существу, вся книга посвящена прежде всего деятельности интеллигенции. Было бы, видимо, лучше четко сгруппировать материал по отраслевому принципу, коль скоро преодолеть этот принцип и дать исторический очерк, построенный по другой схеме, не удалось.

Подводя итог, подчеркнем еще раз, что рецензируемый труд является наиболее полным и глубоким исследованием культуры Советской России периода Великой Отечественной войны. Впервые в таком объеме ярко и конкретно раскрыта в нем роль культурного фактора в достижении победы над фашизмом.

 

Опубликовано на Порталусе 10 января 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама