Рейтинг
Порталус

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ

Дата публикации: 13 января 2021
Автор(ы): О. А. ЖУКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 2007, C. 3-9
Номер публикации: №1610538912


О. А. ЖУКОВА, (c)

Проблема культурной и цивилизационной самоидентификации России представляет не только теоретический, или кабинетно-философский интерес, но имеет и конкретное жизненное значение, являясь основанием социально-духовной практики, в том числе и системы образования.

 

Пережив социально-экономические и культурные потрясения последних двух десятилетий, российское общество постепенно начинает обращать внимание на проблему образования и воспитания молодого поколения. Эти вопросы, поднимаемые общественностью, попадают и в поле зрения государства. Формулирование новой образовательной парадигмы и ценностных приоритетов в воспитании детей и молодежи в современной России выдвигается в числе приоритетных задач, о чем свидетельствует приданный ей статус национального проекта. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции рассмотрения системы образования в качестве культуро-образующего и государственно-образующего начал жизни российского общества. В то же время можно видеть, что в условиях перманентно осуществляемых реформ, система образования оказалась заложницей общего неустройства российской жизни, четкая национально ориентированная стратегия образования по-прежнему отсутствует, в то время как сам масштаб современных цивилизационных процессов требует иных интеллектуальных стратегий и тактик.

 

На этом все еще достаточно дезорганизованном и слабо концептуализированном фоне вполне объясним повышенный общественный и научный интерес к историческому наследию России и русской культуры. В его основе - проблема изучения и освоения интеллектуально-творческой составляющей духовной традиции. С одной стороны, он продиктован желанием восстановить трагически разорванную нить исторической памяти, с другой - найти основание для устойчивого развития страны, с третьей - позиционировать себя в большом мире в ряду других субъектов истории как самобытной культурно-цивилизационной общности. Именно здесь и возникает вопрос отношения к традиции как к памяти культуры, ее историческому преданию, и традиции как к основанию культуры, связанной с определенным типом ментальности, формами хозяйствования и быта, структурой власти и социальных отношений.

 

 

Ольга Анатольевна Жукова - кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой культурологии и религиоведения Российского Православного института ап. Иоанна Богослова.

 

стр. 3

 

 

Исторический парадокс традиции заключается в том, что она живет творчески развиваясь. Консервативно-охранительное начало традиции не исключает ее продолжения, которое может быть ни чем иным, как творческим освоением. Как отмечал Ю. М. Лотман, сам феномен культуры в определенном отношении парадоксален, и парадокс этот связан с разновременной скоростью процессов, происходящих в культуре. Если история материальной культуры, особенно техники, сдает предшествующее изобретение в музей, работая на "последнем временном срезе", то "семиотические аспекты культуры (например, история искусства) развиваются скорее по законам, напоминающим законы памяти, при которых прошедшее не уничтожается и не уходит в небытие, а, подвергаясь отбору и сложному кодированию, переходит на хранение, с тем чтобы при определенных условиях вновь заявить о себе"1.

 

В этом контексте нас должен интересовать вопрос: как может современная Россия, включаясь в такой процесс работы культурной памяти, отобрать и перекодировать, то есть перевести в свои коммуникативные и ценностные системы частью сохраненное, частью разрушенное историко-культурное наследие? Этот вопрос, на наш взгляд, становится ключевым в научно-педагогической дискуссии, разворачивающейся сегодня. Ее основные темы и содержательные аспекты - история и духовная традиция, общество и образование, культура и религия. В рамках поставленной проблемы обсуждаются социальные, культурные и экономические трансформации, происходящие в России, субъектами которых становятся человек, семья, общественные институты и отношения. Система образования в этом процессе выглядит как важнейший элемент национальной стратегии, являясь по существу базисным условием формирования личности, гармонических отношений в обществе, устойчивого развития и процветания государства. В связи с этим представляется важным затронуть некоторые аспекты проблемы исторического знания, касающиеся преподавания дисциплин, занимающихся отечественной историей и культурой.

 

Историко-культурологическая компонента введена в Государственный образовательный стандарт. Тем не менее, гуманитарная составляющая современных учебных планов, в особенности для негуманитарных специальностей, сжимается как "шагреневая кожа". Эта линия прослеживается и в общеобразовательной школе, все более отступающей от целей духовно-нравственного воспитания личности, содержательной основой которого всегда выступали предметы исторического и филологического циклов. Особую остроту этот вопрос приобрел в связи с опытом введения курса историко-культурологической направленности "Основы православной культуры", что вызвало активную полемику в обществе и научно-педагогических кругах, к сожалению, нередко приобретающую конфессионально-политическую окраску. Такие всплески общественного мнения, как правило, не вполне компетентного в существе вопроса, затеняют содержание обсуждаемой проблемы и мешают трезвой выработке образовательной концепции гуманитарной подготовки учащихся и студентов российских школ и вузов.

 

На наш взгляд, гуманитарная стратегия современного образования в России в вопросе изучения и освоения наследия отечественной культуры концептуально и методологически должна строиться как историко-культурологическое прочтение традиции. В данном контексте подходы, разработанные в гуманитарных науках, служат основанием для формирования исторического мышления в опоре на принцип достоверности (истинности, или правдивости) знания, которое исследует свой предмет и интерпретирует полученные результаты изысканий. Необходимым образом методологическая уместность данного принципа возрастает в процессе преподавания курсов отечественной истории и культуры в системе вузовского образования.

 

Студенческая аудитория с социально-психологической точки зрения является субъектом сложных процессов трансформации личности. Общественно-культурные реалии современности, с ее аксиологическим хаосом, резкой

 

стр. 4

 

 

поляризацией экономических и социальных возможностей населения, диффузией этнокультурных и конфессиональных традиций, с размытыми стратификационными контурами обостряют многие из составляющих такого процесса. При этом событийный центр личности молодого человека связан с поиском смысла, ценностных оснований жизни, которые выступают условием формирования поведенческой модели, способствуют постановке жизненных целей и задач духовно-интеллектуального и социально-практического плана. Подобный процесс справедливо назвать процессом самоидентификации личности, происходящим не только на уровне усвоения базовых поведенческих моделей и непосредственно-эмоционального отклика на различного рода события, но и активно затрагивающим область сознательной, рефлексирующей мысли.

 

В данном контексте процесс личностной самоидентификации - это поиск и выстраивание системы смысловых координат, некая привязка к базовым онтологическим и аксиологическим основаниям, обнаружить которые удается в истории культуры. Здесь они предстают в качестве открытых "картин мира", подтвержденных достоверностью личного опыта, духовного и творческого результата жизни. Проявления этих опытов многообразны и образуют сложную систему социально-духовных практик. Соотнося себя со временем истории и образом культуры, человек образует поле личностного смысла. В этом диалогическом общении происходит встреча прошлого и настоящего, целью которой становится открытие будущего. Опыт культурной истории наследуется и транслируется, преломляясь через личностный смысл, и тем самым, приобретая новый вектор социального и культурного развития. Парадоксальное качество будущего заключается в его удержании прошлого, где мгновение настоящего, стремясь к будущему, каждой секундой "прирастает" к прошлому. Поэтому для исторического и культурологического мышления в равной мере справедливы формулы: "будущее в прошедшем", "настоящее в будущем".

 

категория будущего в полной мере соотносима с процессом образования и воспитания. Система образования нацелена на производство будущего, являясь важнейшим механизмом трансляции исторического опыта и цивилизационных достижений. Будущее парадоксальным образом соединяет в себе, с одной стороны, открытое, чистое, потенциальное пространство, своего рода, идеальную картину желаемого, с другой - инерцию прошлого, одновременно выражая тенденции настоящего. Подобную метафизику истории, ее объективные и индивидуально-психологические свойства приходится учитывать исследователю-историку и педагогу-культурологу, который рассматривает проблему наследования и преемственности традиций, духовных и социальных практик в реалиях современной России.

 

Историк-исследователь и историк-учитель оперируют категорией времени. В этом смысле история - вопрошание времени. В подобном вопросе - желание услышать ответ, который может стать исходным основанием для стратегии развития личности, общества, культуры, государства. При этом прошлое важно не только как музейная коллекция, тщательно собираемая и грамотно фиксируемая, но как ответ на вопрос настоящего и основание для строительства будущего. История России в тезаурусе всемирной истории - это книга вопросов и ответов, многие страницы которой еще не открыты, а последняя далеко не перевернута, и потому русская культура есть традиция, устремленная в будущее. Эта формула служит отправной точкой для культурологических изысканий исследователя и педагога, осознающего себя носителем данной культуры и понимающего необходимость ее творческого развития в контексте современности, вносящей свой вклад в будущее.

 

Возникает вопрос: насколько будущее свободно и независимо от прошлого, и второй: насколько будущее может воплотить желаемое с точки зрения ценностей и идеалов культуры, наследуемых в традиции? Современные процессы глобализации и модернизации не отменяют этой логики, а наоборот, обостряют вопрос культурной самоидентификации России как условие

 

стр. 5

 

 

ее самосохранения. Следовательно, особо актуальной оказывается культурологическое прочтение традиции русской культуры, ее историческое изучение в системе образования. Здесь нужно выделять несколько аспектов: первый - русская культура как целостный исторический феномен, второй - творческий опыт ее создателей как условие трансляции содержания самой культуры, ее идеалов, ценностей, художественных образцов и, наконец, третий, - восприятие истории русской культуры и ее наследия молодым поколением, что является важным системным фактором национальной и культурной самоидентификации.

 

Теоретические вопросы, сформулированные выше, были поставлены автором перед студенческой аудиторией и адаптированы в форме анкетированного опроса, который был предложен слушателям элективного курса "Духовные основы русской культуры" в Московском государственном институте стали и сплавов. Концептуальная модель социологического исследования заключалась в изучении отношения первокурсников, в подавляющем большинстве вчерашних выпускников средней школы, к историческому наследию русской культуры. Опрос позволил выявить сложившийся в восприятии студентов исторический образ России в его соотнесенности с образом будущего, то есть той реальности, которая является для молодого поколения моделирующей при выстраивании им своей жизненной стратегии.

 

Подобное исследование имеет смысл в рамках социологии малой группы, которая позволяет приблизиться к созданию исторического портрета поколения. Сложность объекта исследования определяется тем, что в рамках вторичной малой группы, организованной в социальном институте образования с заданным набором функций и ролей (в данном случае учебных), выявляются характеристики большой группы, выступающей носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Безусловно, значение малой группы и различных форм непосредственного межличностного общения в процессе формирования личности достаточно велико, однако, сами по себе эти группы еще не создают исторически конкретных базовых социокультурных норм, потребностей, ценностей, установок. Указанные смыслообразующие и идеалообразующие элементы имеют исторический генезис и представляют собой результирующую сторону духовно-интеллектуального, социального опыта больших этнических, национальных, государственных, цивилизационных, культурно-исторических общностей. В данном случае нас интересовал аспект культурно-цивилизационной самоидентификации молодежи, объединенной на основе вторичных социальных отношений в малую группу в рамках института высшего образования.

 

В опросе приняли участие 106 человек, студентов первого курса факультета экономики и менеджмента данного вуза. Аудитория по своему составу поликультурная и полиэтничная, отражает многонациональный состав населения Российской Федерации. Поскольку курс читался впервые, то своим участием в опросе студенты способствовали прояснению волнующих общественность актуальных проблем, касающихся возможности преподавания и необходимости изучения духовных основ русской культуры, ее базовой восточно-христианской традиции. Необходимо заметить, что предложенный автором курс не без труда был включен в учебный план в качестве предмета по выбору. Возражение встречали принятые в исторической и культурологической науке понятия "русская культура", "духовная культура", "православная культура", одним словом, все эти устоявшиеся в гуманитарной традиции определения оказались под запретом из-за соображений "политкорректности". Сразу отметим: в процессе общения со студентами в рамках предложенной программы, методологии курса и формы подачи материала, все эти "опасения" и "страхи" развеялись - чисто идеологический посыл оказался просто несостоятельным.

 

Опрос был проведен в начале учебного 2006/2007 года, и с точки зрения поставленных исследовательских задач дал следующую небезынтересную картину. Приведем и проинтерпретируем обработанные данные анкетирования.

 

стр. 6

 

 

Студентам было предложено 12 вопросов, затрагивающих различные стороны их видения образа современной России с точки зрения преемственности и развития базовых культурных традиций - духовной, этической, эстетической. Связующим звеном здесь рассматривалось культурное наследие как живая традиция духовного опыта личности, выражающая себя в результатах культурного и религиозного творчества, психологических, социальных и политических моделях индивидуального и общественного бытия. Поскольку в XX в. в России историческое наследование традиции было пресечено революционным разрывом, то процесс культурной самоидентификации во многом сейчас опирается на процедуру сознательного выбора. Соответственно, во многом обретение исторической памяти культуры связано с ее изучением. В этом смысле рефлексирующее сознание учится жить в реалиях русской культуры, в процессе знакомства, на первом этапе воспринимая и понимая ее идеи, ценности, идеалы, смыслы и значения, и далее - более углубленно изучая и осваивая интеллектуальные и духовные практики. В связи с этим студентам был задан вопрос "Считаете ли Вы необходимым изучение истории русской культуры в аспекте ее духовных традиций?" В вопросе предлагались различные образовательные институты - школа и вуз. Мнение молодых людей следующее: в рамках школьного курса считают необходимым изучать духовную традицию русской культуры 35%, в рамках вузовского курса - 28%. Среди тех, кто желал бы видеть данный курс и в школе, и в вузе - 19%, не видит необходимости его преподавания вообще - 11%, затруднились ответить - 7% опрашиваемых. Настоящий вопрос был дополнен выяснением условий преподавания предмета и касался широко обсуждаемой проблемы обязательного или элективного характера данного курса в структуре учебных планов. Большинство опрашиваемых назвали наиболее приемлемой факультативную форму преподавания - 69%, в то время как обязательную признают 24%. Затруднились с ответом 7%.

 

Центральная тема анкеты, выявляющая возможность исторической перспективы сохранения культурной целостности российской цивилизации в восприятии молодого поколения, нашла выражение в ответе на вопрос "Связываете ли Вы восприятие современной России с ее историческим прошлым?" Большинство аудитории - 76% - утвердительно ответило на него. Процент отрицательных ответов составил 12, равно как и затруднившихся.

 

Показательным в этом отношении выглядел ответ на вопрос "Находите ли Вы в истории России события, достойные глубокого уважения и восхищения?", где процент положительных был самым высоким - 90, в то время как отрицательные и не определившиеся ответы разделились поровну и составили по 5% каждый. В то же время историко-героическое прошлое страны не является определяющим в формировании внутреннего образа молодого человека и напрямую не связывается с типологией личности, с психологической доминантой ее поведения. На вопрос "Существуют ли исторические герои, образы которых повлияли на Ваше отношение к культуре и истории своей страны?" утвердительных ответов было значительно меньше - 61%, отрицательных - 26%. Затруднились найти образец для подражания в истории 12%.

 

Отношение к художественно-эстетическому аспекту наследия русской культуры выражено в ответе на вопрос "Есть ли у Вас любимые памятники русской культуры и искусства, когда-либо вызвавшие чувства удивления и восхищения?" Золотой фонд русской культуры оказался ключом к пониманию исторического образа России у 78% студенческой аудитории. Отрицательных ответов было 10%, а тех, кто затруднился припомнить эффект художественного воздействия - 12%. Правдивой выглядит самооценка бывших школьников в части сформированной потребности чтения отечественной литературы. На вопрос "Считаете ли Вы достаточным свой опыт чтения и изучения русской литературы?" положительно ответили только 19%, в то время как 57% испытывают очевидный недостаток в общении с литературой. 24% не смогли оценить свой опыт чтения.

 

стр. 7

 

 

Одним из самых сложных оказался вопрос об определении особенностей русской культуры в контексте мирового культурного наследия. Безусловно, что 17- или 20-летним молодым людям трудно судить о типологических характеристиках той или иной культуры, поскольку это задача, скорее, ученого, использующего специфические процедуры анализа, сравнения, типологизации, философского обобщения и толкования изучаемого феномена. Тем ценнее непосредственный способ интерпретации, идущий от эмоциональных, субъективно мотивированных представлений. Ведь зачастую сегодня именно такие нерефлектируемые чувства и эмоции оказываются основанием социальных действий, к сожалению, нередко экстремистских и противозаконных. Среди опрашиваемых - 18% склонны воспринимать русскую культуру только как национальную, как часть мировой ее рассматривают 63%. 8% видят ее как часть мировой культуры с национальными особенностями, затруднились в каком-либо определении - 11%.

 

Поскольку профессиональная деятельность студентов будет связана с экономической сферой, то им задавался вопрос о внутренней взаимообусловленности нравственного состояния человека и общества и результативности экономических действий. На вопрос "Считаете ли Вы, что экономический успех современной России может зависеть от духовно-нравственного самосознания нации?" утвердительно ответили 60%, отрицательно - 19%, затруднились - 21%. Таким образом, будущие менеджеры и экономисты дали свой ответ на активно обсуждаемый сегодня вопрос об ответственности бизнеса в аспекте коррелятивных связей между нравственной и социально-экономической сферами жизни общества. В продолжении этой темы был задан следующий вопрос, выявляющий взаимосвязь между религиозной и нравственной сферами в становлении личности. Почти половина студентов склонна видеть характерную зависимость религиозного мироощущения и нравственного самочувствия человека. Именно так можно объяснить результаты ответов на вопрос "Является ли, по Вашему мнению, религиозный опыт условием формирования нравственного самосознания личности?" По сравнению с другими ответами здесь процент положительных высказываний был гораздо скромнее - 57%, отрицательные составили 22%, затруднились ответить 21%.

 

Важнейшими для составления культурно-психологического портрета группы, репрезентирующего эмоционально-интеллектуальный настрой нашей молодежи, ее ценностей и установок, можно считать последние два вопроса. Первый из них формулировался следующим образом: "Считаете ли Вы, что знание отечественной культуры и любовь к национальным традициям воспитывают уважение к традициям других культур?" Утвердительно ответили 78% аудитории, отрицательно - 7%, затруднились 15% опрашиваемых. Полученный результат указывает, на наш взгляд, на необходимость восстановления исторической памяти нации посредством серьезного изучения ее наследия и включения в ее культурные практики молодого поколения. Входящее во взрослую жизнь поколение находит себя в многообразном и многоликом мире современности и нуждается в объективном и правдивом изложении событий прошлого и настоящего с целью создания адекватного образа исторической реальности и осознания своего места в ней.

 

Второй вопрос "Считаете ли Вы, что сохранение Православия как культурообразующей традиции исторической России в условиях современности может способствовать укреплению российской государственности и экономическому процветанию страны?" призван был выявить социальные предпочтения и ожидания аудитории, репрезентирующие социально-культурный опыт российской молодежи. Это кажется справедливым, поскольку, как показывает история, молодое поколение является наиболее мобильной и активной частью населения страны в процессе становления гражданского общества и сложения политической системы. Опрос дал следующие результаты: положительно ответили 54% студентов, высказались отрицательно 19%, затруднились ответить 27%. В последнем вопросе важны не только показатели положи-

 

стр. 8

 

 

тельных и отрицательных мнений, но и почти треть голосов молодых ребят, по какой-либо причине затруднившихся с ответом. Это говорит о том, что аудитория требует большой, предельно ответственной, умной, профессионально грамотной и исключительно творческой работы, направленной на правдивое и интересное изложение истории русской культуры. Подобная работа связана с подлинной научной реконструкцией духовной традиции русской культуры в ее исторической преемственности, с применением методологии исторических наук, процедур философско-культурологического анализа, социологических методов изучения социальных фактов и социальной реальности на историческом и современном материале.

 

Необходимо отметить, что студенты откликнулись и включились в предложенный их вниманию курс, освоили жанр творческой работы, приняли участие в итоговой научной конференции, подготовили видеоиллюстрации для своих выступлений. Заинтересовавшие их темы и аспекты истории русской культуры отличались многообразием и с методологической точки зрения не ограничивались хронологическими или стилистическими рамками. Показательно отношение студентов, для которых важным оказалось связать учебные и исследовательские задачи творческих работ со своими семейными преданиями, с культурной историей малой Родины.

 

Трактуемая в подобном ключе история русской культуры представляет собой живую традицию духовно-исторического опыта, актуализирующую прошлое как личностный смысл. В условиях современной системы образования изучение русской культуры выступает тем значимым звеном в формировании гуманитарного кругозора личности, которое позволяет привести к осмысленному выбору жизненной стратегии, как в социально-культурной, так и профессиональной деятельности. Историко-культурологическое прочтение традиции как способ научного изучения и интерпретации феномена выступает здесь в качестве важной компоненты гуманитарной стратегии образования, преграждающей путь мифологизации истории. Данный подход позволяет избегать как ограниченности клерикализма, так и идеологической нетерпимости атеизма в процессе формирования подлинного исторического мышления у молодого поколения российских граждан. Он ориентирован на базовые ценности, сложившиеся в российской научно-образовательной традиции - академизм, фундаментальность, с его идеалом высокой рациональности и нравственной ответственности ученого. Подводя итог, подчеркнем, что в образовательном, духовно-практическом смысле изучение истории России в ее художественно-эстетической и религиозно-философской составляющей культуры следует понимать как творческое задание, переданное от прошлого настоящему. Этот путь строительства будущего в сохранении, развитии и трансляции культуры через одну из мощнейших социальных систем - систему образования и воспитания - с помощью исторического знания представляется исключительно важным и продуктивным.

 

 

Примечания

1. ЛОТМАН Ю. М. Семиосфера. СПб. 2004, с. 615.

 
 

Опубликовано на Порталусе 13 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама