–ейтинг
ѕорталус

’ќ∆ƒ≈Ќ»я ¬ќ ‘Ћќ–≈Ќ÷»ё. ‘Ћќ–≈Ќ÷»я » ‘Ћќ–≈Ќ“»…÷џ ¬ –”—— ќ…  ”Ћ№“”–≈. »« ¬≈ ј XIX ¬ ¬≈  XXI. ћ., 2003

ƒата публикации: 07 июл€ 2021
јвтор(ы): Ќ. ѕ.  ќћќЋќ¬ј
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика:  ”Ћ№“”–ј ¬≈Ћ» ќ… –ќ——»»
Ќомер публикации: є1625644683


Ќ. ѕ.  ќћќЋќ¬ј, (c)

’ќ∆ƒ≈Ќ»я ¬ќ ‘Ћќ–≈Ќ÷»ё. ‘Ћќ–≈Ќ÷»я » ‘Ћќ–≈Ќ“»…÷џ ¬ –”—— ќ…  ”Ћ№“”–≈. »« ¬≈ ј XIX ¬ ¬≈  XXI. ћ.: "–удомино", 2003, 655 с.

“ак называетс€ антологи€, вышедша€ под редакцией генерального директора ¬сероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (¬√Ѕ»Ћ) ≈. ё. √ениевой и президента ‘лорентийского общества ѕ. ƒ. Ѕаренбойма и подготовленна€ научно-библиографическим центром ¬√Ѕ»Ћ1 . Ќазвание книги не случайно. "’ождени€" - весьма распространенный жанр древнерусской литературы.

"’ождение на ‘лорентийский собор" - так называетс€ первый известный нам литературный пам€тник, описывающий поездку во ‘лоренцию представительной русской делегации, принимавшей участие во ¬селенском соборе 1439 г. ¬ книге собраны во едино произведени€ русских и русскоговор€щих писателей, философов, поэтов, искусствоведов, посв€щенные ‘лоренции.

¬ предисловии, написанном ≈. ё. √ениевой и ѕ. ƒ. Ѕаренбоймом президентом созданного при ¬√Ѕ»Ћ ‘лорентийского общества, говоритс€, что прообразом этого общества было созданное в 1918 г. Studio Italiano. ¬ начале 20-х годов прошлого века известный литератор Ѕ.  . «айцев писал: "ј вот наша Studio Italiano. ¬ Ћавке писателей вывешиваетс€


1 —оставители: Ћ. ћ. Ѕурмистрова, ». Ќ. ¬асильева, ¬. “. √ринько, ¬. “. ƒанченко, ћ. ¬. Ћиндстрем, ќ. ј. –ознаровска€, ё. √. ‘ридман (отв. ред.). »здание осуществлено при поддержке ћосковской межбанковской валютной биржи.

стр. 252


плакат: "÷икл –афаэл€", "¬енеци€", "ƒанте"... Ќа зимних курсах бывало в нашей аудитории холодно! ƒамы и барышни, да и другие слушатели сидели в шубах. ¬р€д ли когда-либо, где-либо, кроме –оссии, при такой обстановке шли чтени€" (с. 13).

Ќеразрывно св€зана с ‘лоренцией и ее историей окружающа€ “оскана. –усский историк ». ћ. √ревс ввел даже термин "флорентийско-тосканска€ цивилизаци€". ќн писал: "ƒумаю, вс€кий ум, жаждущий првды, вс€ка€ душа, восприимчива€ к человечности, получит от ‘лоренции нечто единственное и незаменимое, без чего его личность останетс€ в некоторых отношени€х недоконченной... ‘лоренци€, одно из самых лучших произведений человеческого творчества веков - ‘лорентийский край - одна из самых лучших местностей »талии. ќбраз “осканы дл€ мен€ ныне одно из драгоценнейших досто€ний души. —частлив €, что он дан мне жизнью" (с. 139, 143).

¬ книге собран огромный и разнообразный по жанрам материал: письма, воспоминани€, путевые записки, эссе, фрагменты научных исследований.  аких только имен тут нет! ѕисьма и воспоминани€ ¬. ј. —ерова и ћ. ¬. Ќестерова, "∆урнал путешествий" ћ. ¬олошина, проза ¬. –озанова, "»таль€нские впечатлени€", письма ». ¬. ÷ветаева –. ».  лейну, записные книжки ј. Ѕлока, письма  . ѕетрова-¬одкина и Ћ. ѕ.  арсавина, очерки Ѕ.  . «айцева, фрагменты из книги "ќбразы »талии" ѕ. ѕ. ћуратова, эссе философов ≈.  . √ерцык и Ќ. ј. Ѕерд€ева, "–азговор о ƒанте" ќ. ћандельштама, записные книжки ћ. ». ÷ветаевой, воспоминани€ ј. ». ÷ветаевой, ћ. ƒобужинского и ћ. ќсоргина, "ќхранна€ грамота" Ѕ. ѕастернака, "»таль€нский дневник" «. √иппиус, письма и эссе ј. √. √абричевского, воспоминани€ ѕ. Ќ. ћилюкова, ». ѕ. јнциферова, ј. Ѕенуа, ј. ƒ. —ахарова, эссе ¬.—. ≈вгеньева "»з јвзонии в »талию", фрагменты научных статей философа ј. ‘. Ћосева, историков Ћ. ћ. Ѕаткина и ћ. Ћ. јбрамсон.

ј как представлена русска€ поэзи€!  то из русских поэтов не отдал дани славе и красоте ‘лоренции? «десь и классики русской поэзии XX в.: ¬€ч. »ванов, ј. Ѕлок,  . Ѕальмонт, ¬. Ѕрюсов, ƒ. ћережковский, Ќ. √умилев, ј. јхматова, Ёллис, —аша „ерный, ќ. ћандельштам, ћ. ÷ветаева, —. Ўервинский, ¬. јндреев и поэты-современники - ј. ¬ознесенский, Ќ. «аболоцкий, ѕ. ¬егин, ». Ѕродский, ј.  ушнер, ј. ћежиров, ƒ. —амойлов и менее известные поэты нового поколени€ - ». я. √далЄва-ѕикман, —. –удакова, Ќ. Ћопухина, ‘ред —ол€нов. Ќаконец, широко представлены и поэты русского зарубежь€ XX в., печатающие свои стихи в ≈вропе и јмерике по-русски: ј. √ейнцельман, Ќ. ’аркевич (жившие во ‘лоренции), Ћ. јлексеева, ¬алентина —инкевич, ». ≈лагин, ќ. Ѕ. ћаксимова (живущие в —Ўј).  акое разнообразие метафор, рифм и ритмов.

»звестно, что гербом ‘лоренции €вл€етс€ красна€ лили€. ” Ѕлока цветком города становитс€ ирис, и это не случайно. ¬ июне все склоны в окрестност€х города покрыты цветущими бледно-сиреневыми ирисами - поэтому у Ѕлока мы читаем: "»рис дымный, ирис нежный, благовони€ стру€" (с. 115).

»ли стихи ќ. ћандельштама, увидевшего черты ‘лоренции в ћоскве:

”спенье нежное - ‘лоренци€ в ћоскве.
» п€тиглавые московские соборы
— их италь€нскою и русскою душой...

Ќа экземпл€ре этого стихотворени€, который был собственностью ћ. ». ÷ветаевой, в примечании ее рукою написано: "мне", а в "»стории одного посв€щени€" (1931), где поэтесса рассказывает о встречах с ћандельштамом в 1916 г., она этот факт подтверждает (с. 324).

ѕронзительны другие строки ќ. ћандельштама, написанные им в 1937 г., незадолго до ареста и гибели (с. 641):

Ќе разн€ть мен€ с жизнью - ей снитс€
”бивать и сейчас же ласкать,
„тобы в уши, глаза и глазницы
‘лорентийска€ била тоска.

ћного российских даров принесено ‘лоренции. Ќо никто не сказал о ней лучше писател€ Ѕ.  . «айцева, издавшего в эмиграции книгу "»тали€". ќн ведет нас по городу. "—овсем р€дом красна€ черепично-чешуйчата€ громада купола соборного, а вокруг, далее над шершаво-остро-коричневой ‘лоренцией с тонкими кампанилами - голубоватые вдали воздуха, голубовато-фиолетовые горы" (с. 168).

¬ этом же духе выдержано описание ‘лоренции в книге писател€ ј. ј. “рубникова "ћо€ »тали€" (—ѕб., 1908). ¬последствии ее автор, как и Ѕ.  . «айцев, эмигрировал и уехал во ‘ранцию. "‘лоренци€ -празднество искусства, - пишет ј. ј. “рубников, -благовествует миру красоту; новый завет эстетических радостей" (с. 222).

ƒостойное место отведено в книге ѕ. ѕ. ћуратову, автору знаменитой книги "ќбразы »талии". ќна имеет посв€щение "Ѕорису  онстантиновичу «айцеву в воспоминанье о счастливых дн€х" (с. 227). —амые восторженные слова ћуратов нашел дл€ его любимого художника —андро Ѕоттичелли: "ћожно помнить только одно "–ождение ¬енеры" и в Ѕоттичелли видеть только художника, написавшего эту одну картину. Ёто будет, конечно, неправильно с точки зрени€ истории, но ведь иногда, чтобы пон€ть гениальное, надо забыть об истории. "–ождение ¬енеры" не только лучша€ из картин Ѕоттичелли - это лучша€ из всех картин на свете" (с. 257).

»з размышлений о ‘лоренции русских писателей хотелось бы остановитьс€ и на "»таль€нских впечатлени€х" ¬. ¬. –озанова: "я увидел белое кружево мраморной церкви, положенное как бы на черное сукно, € пришел в отличнейшее настроение духа. "Ќу, так и есть! цветуща€, florens - ‘лорен-

стр. 253


ци€". » заснул в самых радужных снах" (с. 17). » далее –озанов размышл€ет: "„тобы построить "ƒуомо", нужно было начать трудитьс€ не с мыслью "нас посетит гений", а с мыслью, может быть, более гениальною и во вс€ком случае более нужною: "ћы никогда не устанем трудитьс€, ни мы, ни наши дети, ни внуки". Ќужна вера не в мой труд, но в наш национальный труд, вследствие чего € положил бы свой камень со спокойствием, что он не будет сброшен, забыт, презрен в следующем году. Ёто-то и образует "культуру", неуловимое и цельное €вление св€занности и преемственности, без которой не началась истори€ и продолжаетс€ только варварство" (с. 78).

¬ книге привод€тс€ отрывки из мемуаров отца ¬ладимира Ћевицкого, заложившего во ‘лоренции первую в »талии насто€щую русскую церковь.  ак видно из его воспоминаний, она была задумана как искупительный пам€тник, призванный "загладить вину за подписание митрополитом »сидором т. наз. ‘лорентийской унии 1439 г. с католиками о единении христианских церквей", уни€, как известно, не была признана ћосквой (с. 64).

»нтересны письма историка Ћ. ѕ.  арсавина к ». ћ. √ревсу. "Ќесмотр€ на каменные стены как-то особенно при€тно и интимно гул€ть по этим узким улицам и кое-где в просветах смотреть на ‘лоренцию" (с. 129).

¬ очерке "‘лоренци€ - любовь мо€" ќ. Ѕ. ћаксимова рассказывает о русской православной церкви, которой, добавим мы, в 2003 г. исполнилось сто лет. "¬ притворе справа в углу, - пишет ќ. Ѕ. ћаксимова, - стоит на подставке колокол, сн€тый с крейсера "јлмаз". Ќикто не мог мне объ€снить, как попал он во ‘лоренцию. Ќо о крейсере нашлось упоминание в книге мемуаров архиепископа —ан-‘ранцисского »оанна" (с. 586). ¬ примечании сказано, что архиепископ »оанн - церковное им€ кн€з€ ƒмитри€ јлексеевича Ўаховского (1902 - 1989) - в эмиграции в ѕариже выпустил несколько сборников своих стихов и издавал журнал "Ѕлагонамеренный", в котором печатались ». Ѕунин, ћ. ÷ветаева, ¬. ’одасевич, ј. –емизов. ¬ 1926 г. на јфоне Ўаховской прин€л монашеский постриг и иноческое им€ »оанн. ѕосле войны он жил в —Ўј (с. 586). ƒалее ќ. Ѕ. ћаксимова приводит отрывок из мемуаров архиепископа »оанна: "Ћетом или осенью 1919 г., прибыв в —евастополь, € был зачислен во флотскую Ѕеспроволочно-телеграфную школу... и как "охотник флота первой статьи" был назначен на должность радиста на крейсер, бывшую императорскую €хту "јлмаз".  ораблем командовал Ќ. —. „ириков... –адиотелеграфна€ рубка крейсера "јлмаз" была моим последним русским жилищем. ј церковь, где стоит теперь на покое колокол с "јлмаза", была "последним русским жилищем" дл€ многих эмигрантов третьей волны" (с. 586).

Ћюбопытны подготовленные ё. √. ‘ридштейном воспоминани€ библиотекар€ ј. ». ’аментовской (1881 - 1942) об истории фондов ѕубличной библиотеки. ќна восстановила происхождение коллекции ». ≈. Ѕецкого, называемой "‘лорентийской ≈лкой" или "‘лорентийской Ёнциклопедией". Ёто собрание италь€нской библиографии, биографий и репродукций художников, главным образом флорентийских, собранна€ в 1881 - 1883 гг. во ‘лоренции Ѕецким, почетным членом »мператорской ѕубличной библиотеки —анкт-ѕетербурга. Ќа всех фолиантах имеетс€ надпись "‘лорентийска€ ≈лка. —борник Ѕецкого 1881 - 1883 гг." ¬нутри на первой странице фолиантов приклеена суха€ веточка елки: Ѕецкий одаривал библиотеку на –ождество, это был его подарок на елку. —оставлена была коллекци€ Ѕецкого в последние дес€ть лет его жизни (он умер во ‘лоренции). ¬ыйд€ в 1851 г. в отставку, он много путешествовал и поселилс€ во ‘лоренции. —удьба самой ј. ». ’аментовской оказалась трагичной: в 1923 г. она была отстранена от чтени€ лекций в ѕетроградском университете, пережила ссылку в —аратов, 11 мес€цев —аратовской тюрьмы, за ними не менее жуткие полтора года в лагере инвалидов —аратовской области. ¬ Ћенинград она вернутьс€ так и не смогла и доживала в ¬ышнем ¬олочке, где и умерла в годы войны (с. 368 - 369).

¬сечеловеческий характер ‘лоренции €рко выражен в эссе поэта ј. ј. ¬ознесенского. ќн описывает, как молодые люди спасали ‘лоренцию во врем€ постигшего ее в 1966 г. бедстви€ - наводнени€. ƒочь ћ. ¬. ќлсуфьевой привела его в общежитие этих реб€т. "»х называли ангелами гр€зи. –еб€та из ћилана, Ўотландии, ‘–√ в комбинезонах и резиновых сапогах очищают ‘лоренцию. ƒолговолосые, как битлы, взирают на них серафимы с фресок ћазаччо... јнгелы вкалывают как дь€волы. Ќа одном энтузиазме. —п€т вповалку в общежитии. ‘раз они не люб€т, но это подвиг. Ќаселение ‘лоренции просило мэра поставить им пам€тник в центре города. јнгелы отказались. ќни работали не дл€ славы... "ћы не хотим славы. ћы хотим безым€нно помочь гибнущему"" (с. 481 - 482).

¬ заключении, написанном ѕ. ƒ. Ѕаренбоймом и имеющим знаменательное название "‘лоренци€ в –оссии, ‘лоренци€ в ћоскве", говоритс€ о всемирном значении ‘лоренции, как культурного центра. "–усский эмигрант јлександр –огнедов, - пишет автор, - пыталс€ организовать всемирное общество друзей ‘лоренции под председательством знаменитого английского искусствоведа Ѕеренсона с участием видных финансистов и политиков из разных стран, но иде€ не получила дальнейшего развити€. „еловечество давно считает ‘лоренцию своей, и это во многом определ€ет международный характер города. ѕ€ть миллионов туристов ежегодно проход€т по улицам и музе€м этого небольшого города, а 25 американских университетов имеют здесь свои летние школы" (с. 638). "–оссийское флорентийское общество, - продолжает ѕ. ƒ. Ѕаренбойм, -уже прин€то и признано во ‘лорентийской —иньо-

стр. 254


рии. Ћоготип ‘лорентийского общества - лили€ на зубце кремлевской стены, придуманна€ членом ќбщества јлександром «ахаровым и осуществленна€ издателем јндреем —орокиным, - также глубоко символична.  ак известно,  ремль строилс€ с участием флорентийцев" (с. 454).

 нига прекрасно оформлена.  оричневый цвет ее обложки как нельз€ более соответствует духу ‘лоренции. "¬ самом коричневом цвете здешних дворцов, - писал ћуратов в книге "ќбразы »талии", - есть высшее благородство, - плащ такого цвета был уместен на плечах корол€, скрывавшего свою судьбу под судьбой странника" (с. 231). ѕривлекают внимание и включенные в книгу фотографии ј.  атаева из цикла "‘лоренци€" и выполненные в коричневатой гамме.

Ќ. ѕ.  омолова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник »нститута всеобщей истории –јЌ

ќпубликовано на ѕорталусе 07 июл€ 2021 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?



»скали что-то другое? ѕоиск по ѕорталусу:


ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама