Главная → КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ → ЖИВОПИСНЫЕ МАСКИ ВАСИЛИЯ ВЯТИЧА
Дата публикации: 11 мая 2023
Автор(ы): В. СЕЛЕЗНЕВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2004 № 12 →
Номер публикации: №1683809082
В. СЕЛЕЗНЕВ, (c)
Художник В. Б. Вятич родился в 1959 г. в Москве. Окончил Московское художественное училище "Памяти 1905 года". Он - член "Ассоциации Искусство Народов Мира", профессионально-творческого союза художников Международной Федерации ЮНЕСКО, Международного общества культурных связей с народами Востока.
ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО: обращение к космосу и древним цивилизациям, архаике, корням человеческого духа и сознания через свойства генетической памяти предков, строящейся на интуиции и ощущениях.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА: космос, архаика, цветы.
Художник - участник многих выставок. Работы В. Вятича находятся в музеях, галереях и частных собраниях России, Европы, Азии, Америки.
В. Вятич - автор дизайн-проекта музея "Петуха" в городе Петушки (1997 г.) и проекта первого в России музея современного искусства в провинции (находится в стадии становления).
Современная эстетика, которая делает упор на органичность произведения, требует подчас известного переосмысления в творческой деятельности. Это касается также и масочного жанра. Сколь глубоко народным и каноничным ни представлялось бы изобразительное искусство (маски и тотемы в том числе), внутри этого процесса постоянно проявляются новые типы изобразительных средств, связанные с мировоззренческими или техническими особенностями. И это естественно, поскольку созданное произведение должно отражать дух своего времени. Только такое произведение претендует на аутентичность и жизненную устойчивость. Это полностью относится к таким жанрам творчества, как маски и тотемы Василия Вятича. Опираясь в своем опыте на народные традиции различных культур, выполненные образы-личины отображают пульсацию нынешней урбанистической эпохи. Правда, неискушенному зрителю такие маски могут показаться чрезмерно-фантазийным своеволием, где автор заведомо пренебрегает общепринятыми положениями. Да, в некотором смысле данные анаморфозы имеют нетипичное для масочной тематики свойство - они выполнены в виде станковых картин на холстах, техника самого письма также вступает в диссонанс со всеми традиционными установками. Опять же отсутствует перспектива, нет и грязноватой палитры, которую подчас именуют колоритом. И все же именно эти обстоятельства становятся основными достоинствами данных масок и тотемов. Именно благодаря отказу от канонов маски художника несут новое дыхание времени. В них, как ни странно, сохраняется автохтонный символизм, благодаря которому легко угадываются архетипы древних культур. Это придает изображениям чрезвычайную выразительность и монументальность, характерную для многих памятников культуры Египта, Шумера, цивилизации инков и др.
Яркие цветовые отношения вкупе с текучими геометрическими формами делают живописные мае-
стр. 64
ки и тотемы автора динамичными и импульсными. Завораживающие световые эффекты, плавно переходящие от активного светлого к темному, вылепливаемые по форме, аккумулируют в себе насыщенность красок, превращая маски художника в энергоемкие цветовые образы, как бы источающие электрическое свечение. Недаром одно из полотен так и называется - "Неоновый кот". Вместе с тем простые и строгие, почти выпукло-скульптурные лекальные формообразующие модуляции придают изображениям чрезвычайную выразительность и монументальность, характерные, кстати, для многих древних памятников культуры: шумеров, майя, инков и др. Эти вполне самостоятельные лики-анаморфозы отражают основную идею и характер неких абстрактных персонажей и говорят об их силе, могуществе и непостижимой сущности.
Эстетическая универсальность масочной иконографии предоставляет возможность зрителю самому домысливать, доистолковывать, умозримо достраивать, подобно ваятелю-зодчему, изображенный образ, который, по сути, провоцирует на множественное его прочтение.
Кондор.
Да, искусство вместе с человеком адаптируется к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, чтобы иметь возможность для дальнейшего существования. Маски, глядящие с холстов провалами глазниц, будто пронизывают пространство и время. Может показаться, что они в упор взирают на вас, однако вы им глубоко безразличны. Их взгляд скользит по поверхности, сквозь вас в необозримое будущее.
Вепрь.
Тема масок красной нитью проходит через творчество автора. Развивая этот жанр, в котором сплавляются, казалось бы, совершенно не сочетаемые позиции - автохтонный символизм с урбанистической ментальностью современной эпохи. Он тем самым внедряет новый, свободный от утилитарности взгляд на маску. Кроме упомянутых характеров маски - ритуальной, тотемной, театральной и др., - в его творчестве отмечается еще один ракурс, созерцательно-духовный, представляющий собой совершенно иной тип - экспрессивную иконографию. В этом смысле автору удалось вывести маску из архаической статики на современный уровень, обеспечив ей новое прочтение и тем самым обогатив ее динамику смысловым обновлением.
Автохтонность образов вкупе с урбанистическим отображением сегодняшнего мира электричества и металла заведомо отметают имитацию под древность. Само же слияние означает не что иное, как личностные ощущения и ассоциации, которые опираются на мифологическо-историческое прошлое масок.
Мастерская художника в Тверской области.
стр. 65
Чудовище змееголовое.
Неоновый Кот.
Энергия Шивы.
* * *
В июле 2004 г. в Институте Африки РАН состоялась организованная Ассоциацией делового и культурного сотрудничества со странами Африки выставка изделий прикладного творчества, ремесла и текстильной промышленности из Камеруна.
Дополняя общий колорит проходящей выставки, на стенах конференц-зала разместились и авторские полотна московского художника Василия Вятича. Эта живописная галерея, состоявшая из 25 работ с изображениями масок, тотемов, зооморфных существ и серии цветов, удивительным образом перекликалась динамикой форм, насыщенностью красок и образов с этническими изделиями, привезенными с Черного континента - деревянной скульптурой, масками, тамтамами, расписными национальными костюмами и другими предметами народного творчества. День открытия выставки отмечался праздничным оживлением. Для многих приглашенных гостей, среди которых присутствовали послы, консулы, дипломаты из тринадцати государств, такого рода экспозиция оказалась приятным сюрпризом. И действительно!
Ведь многим посетителям выставки хорошо знакомый, находящийся в самом центре Москвы, по-деловому сдержанный зал неожиданно превратился в островок знойной Африки, с ее пронзительной яркостью, непосредственностью и темпераментом.
Многие почетные гости с большим одобрением отнеслись к этой акции и в качестве поддержки проведения и в дальнейшем подобных выставок приобрели себе понравившиеся изделия.
Опубликовано на Порталусе 11 мая 2023 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK