Полная версия публикации №1680591755

PORTALUS.RU ПРАВО РОССИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Н. КРЫЛОВА, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 апреля 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianlaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1680591755&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Н. КРЫЛОВА, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 04 апреля 2023. URL: https://portalus.ru/modules/russianlaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1680591755&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Н. КРЫЛОВА, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ / Азия и Африка сегодня 2002 № 4.



публикация №1680591755, версия для печати

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ


Дата публикации: 04 апреля 2023
Автор: Н. КРЫЛОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 4
Номер публикации: №1680591755 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. КРЫЛОВА, доктор исторических наук

Когда речь заходит о детях-метисах, живущих в современной России, почти сразу же возникает вопрос, сколько их у нас? Какова численность этой демографической группы, не столь давно появившейся в нашей стране? Ведь негроидные черты лица и цвет кожи метисов часто принимаются, особенно на обывательском уровне, за чисто африканские. На деле же они не африканцы, в отличие от чернокожих студентов, обучающихся в вузах и университетах России, беженцев и мигрантов из африканских зон экологических бедствий или дипломатов. Быть может, сама по себе постановка вопроса о количественном учете и правовом статусе детей, родителями которых стали представители черной и белой рас, Африки и России, была бы этически и не вполне корректна, не возникни в последнее время целая группа проблем, в частности, с гражданством этих людей.

Правовой статус метиса в ряде стран Африканского континента, как и в России, неоднозначен, расплывчат и, следовательно, порождает множество коллизий. Однако именно этот аспект жизнедеятельности молодого метиса во многом определяет его настоящее, будущее, степень уверенности в себе, гражданскую и социальную позицию. Опираясь на многолетнюю работу с детьми-метисами из России и ряда стран Африки, попытаемся внести некоторую ясность в весьма запутанную схему формальной регистрации таких детей, поскольку официальные статистические службы в этом плане зачастую попросту беспомощны, а непосредственно статистический учет противоречив и запутан.

В НАРАБОТКАХ ПРОШЛОГО БЫЛО МНОГО РАЦИОНАЛЬНОГО И ПОЛЕЗНОГО

Более чем полувековой опыт государственных органов СССР в этой области достаточно богат. Существовала отработанная система регистрации детей от браков такого типа, производимая и на союзном, и на республиканском уровнях. Как показывают статистика и архивы того времени, проблем почти не возникало: все имели единое союзное гражданство (Конституция СССР, ст. 33), а также гражданство союзной или автономной республики, входящих в состав СССР. Принадлежность к гражданству республики определялась фактом постоянного проживания на ее территории; при переселении в другую республику соответственно изменялось республиканское гражданство человека. Выдаваемый ему в 16 лет паспорт, как основной документ, удостоверяющий личность советского гражданина, содержал графу "национальность", куда последняя заносилась по добровольному самостоятельному выбору получателя и соответствовала, как правило, национальности отца или матери.

Несколько сложнее обстояло и обстоит сейчас дело с регистрацией детей от расово-смешанных браков российских граждан с гражданами африканских государств, хотя их история исчисляется без малого полусотней лет. Сегодня наиболее точными можно назвать данные, получаемые от консульской службы МИД России, поскольку этот учет ведется на местах, а основной контингент зарегистрированных в России афро-русских семей, выезжающих в страны Африки по окончании мужем (крайне редко - женой) образования, становится на консульский учет по месту пребывания и постоянного жительства. До 90-х годов регистрация русских граждан в генконсульствах за рубежом носила обязательный характер.

После распада СССР в связи с процедурой "укрупнений" посольских и консульских представительств на местах был отменен жесткий порядок регистрации вновь прибывших из России в африканские государства граждан и постановки их на консульский учет. Издержки этого не замедлили проявиться во время чрезвычайных ситуаций: например, эвакуации русских женщин из зон вооруженных конфликтов в ряде стран Африки (Республика Конго, Руанда и др.), когда многочисленные "неучтенные" текущей консульской статистикой россиянки и их дети штурмом брали самолеты МЧС.

ДЕТИ "ГРУЗИН АРАБСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ"

Проблем с регистрацией детей от смешанных браков во внутренних российских государственных структурах еще больше, ибо с самого начала данные о происхождении одного из супругов, в первую очередь, об африканских гражданах, могут быть неточными. Особенно это ощутимо в родильных домах. Здесь за матерью сохраняется право называть или не называть национальную или расовую принадлежность отца, чем она зачастую пользуется, не зная ее вовсе или заметая следы неудавшегося брачного союза. Весьма красноречивы в этом плане два примера: регистрация в одном из московских роддомов национальности отца-африканца ребенка-метиса как "грузина арабского происхождения" и информация молодой россиянки об отце трехлетней дочери - нигерийце: "Да какая разница - нигериец, сомалиец?.. Ведь все же черные мужики!.."

Кроме того, в последние годы начала прослеживаться новая тенденция: в российских городах появляются дети-метисы, родившиеся в незарегистрированных брачных союзах африканских граждан с русскоязычными женщинами - гражданками стран СНГ, временно проживающими в России (учеба, трудовая миграция, беженцы, проституция). А поскольку такие прецеденты не предусмотрены законодательствами большинства стран

стр. 51


СНГ и детально не разработаны Семейным кодексом РФ и законодательством о гражданстве, эта категория детей де- факто на какое-то время и вовсе может оказаться без какого- либо гражданства и нередко попросту "зависает" и не учитывается статистикой. Хотя Закон РФ "О гражданстве РФ" в ст. 17 закрепляет правовые решения на этот случай: "1. Родившийся на территории РФ ребенок является гражданином РФ, если его родители состоят в гражданстве других республик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, или иностранных государств и если эти республики или государства не предоставляют ребенку своего гражданства" и "2. Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ".

Несколько особняком стоит проблема детей от смешанных союзов, попадающих после рождения в Дома ребенка. Официально эти учреждения (в одной столице их 20) подчиняются Департаменту здравоохранения правительства Москвы и призваны воспитывать и лечить детей, поступающих туда непосредственно из родильных домов или из неблагополучных семей и остающихся здесь на попечении государства до четырех лет. Отсюда дети-сироты могут быть взяты и усыновлены приемными родителями. И хорошо еще, если у такого ребенка есть "официальный" отец. В этом случае семейный Кодекс РФ предписывает: "При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление" (СК РФ, ст. 165, п. 1). В других случаях юридически вопрос о гражданстве и национальности приемного ребенка в российском законодательстве подробно не рассматривается, "поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей..." (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 года N 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства").

ЗАКОНОВ МНОГО, А ЯСНОСТИ НЕТ...

Правда, в Законе РФ "О гражданстве РФ" в главе IV "Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей..." можно найти несколько вариантов решения этого вопроса. В том числе, в статье 26, где сказано: "Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей" (п. 1). А также: "Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории РФ ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан РФ, выходит из гражданства РФ и при этом не участвует в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителей сохраняет гражданство РФ" (п. 2). Статья 28 того же Закона "О гражданстве РФ" предписы-

стр. 52


вает: "Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, то ребенок сохраняет гражданство РФ. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, гражданство РФ у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено другое гражданство". Наконец, статья 29 предусматривает: "Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство" (п. 1), а также "Ребенок, не являющийся гражданином РФ, в случае усыновления его гражданином РФ или супругами- гражданами РФ, становиться гражданином РФ" (п. 2). А пока ребенок (а вместе с ним и приемные родители) живет, зачастую не подозревая о своем истинном происхождении и довольствуясь лишь наличием общих внешних расовых признаков биологического отца.

Но ведь раньше или позже этот ребенок, что совершенно естественно, начинает задумываться над своим происхождением, и трудно упрекнуть его в желании иметь реальную информацию о своих национальных корнях. Отнюдь не праздным вопрос об этническом происхождении отца ребенка-метиса является и для усыновителей-африканцев, для которых общая с ними этнонациональная принадлежность принимаемого в семью ребенка составляет неотъемлемый элемент африканского менталитета, формируемый устойчивой историко-культурной традицией. Тем не менее, в его документах, согласно новой конституции, национальность не будет указана. Стало быть, усыновителям придется довольствоваться ограниченной и нечеткой информацией очевидцев.

Если жизнь жестче распоряжается с ребенком-метисом, то он из Дома ребенка попадает в детский дом - следующую российскую воспитательную структурную ступень, подчиняющуюся Министерству образования. Здесь его не только обеспечивают жильем, питанием и всем необходимым для нормального существования, но и дают основы школьного образования. Статус ребенка здесь также определяется на основании полученных из родильного дома данных, то есть не обязательно полностью соответствует его истинному происхождению по отцу.

Если ребенок остается на попечении государства до своего совершеннолетия, он, согласно российскому законодательству, самостоятельно выбирает свое гражданство и национальность. А здесь ситуация может оказаться и вовсе непредсказуемой.

В России существует и группа лиц, которые, родившись и прожив большую часть своих детских лет в Африке, тем не менее, имеют гражданство матери и включаются в общую статистику детей-метисов России. Их нельзя игнорировать при сборе общей информации по стране.

Проблема гражданского статуса детей-метисов во многом также определяется местными африканскими законодательными системами: реальная правовая ситуация в большинстве государств Африканского континента продолжает испытывать на себе влияние такого юридического феномена, как "обычное право", основанного на издавна существующих собственных правовых традициях. А поскольку основные действующие законы в ряде стран остаются, по существу, теми же, что были накануне обретения суверенитета (то есть практически скопированными с правовых систем метрополий), то стало возможным одновременное действие как некодифицированного англо- саксонского "обычного права", так и романо-германского "современного права", введенных европейцами в колониальную эпоху. И, конечно же, подобная юридическая "полифония" отнюдь не упрощает ситуацию с правовым статусом постоянно проживающих в африканских странах иностранных граждан и их детей.

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО НЕ ВСЕГДА ВОЗМОЖНО

С введением российским законодательством права на двойное гражданство ситуация формально вроде бы упростилась, ибо "...гражданину... может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременное гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (ст. 3, п. 2 Закона РФ "О гражданстве РФ"). Иначе говоря, ребенок от афро-русского брака, зарегистрированный как гражданин Российской Федерации при рождении, имеет право (как правило, по достижении совершеннолетия) приобрести еще одно гражданство (например, отца), не нарушая законодательства страны своей матери. Или наоборот, для детей от смешанных русско- африканских браков, родившихся на территории страны отца, открывается возможность при сохранении местного гражданства (африканской страны), полученного при рождении, обрести с достижением совершеннолетия и гражданство страны матери.

стр. 53


Так формулирует российский закон. Однако, реальная ситуация много сложнее. Привилегиями двойного гражданства юноша или девушка от афро-русского смешанного брака могут воспользоваться в полном объеме лишь тогда, когда африканское государство (как правило, это историческая родина отца) также законодательно допускает двойное гражданство. Но и этого еще недостаточно. Необходимо наличие соответствующего "Соглашения о двойном гражданстве между РФ и конкретным государством. Только в этом случае двойное гражданство возможно, юридически полноценно и имеет конкретный социально-правовой эффект.

В Африке пока немного стран, разрешающих двойное гражданство, и нет ни одного государства на этом континенте, с которым у нас заключено соответствующее соглашение. А тем временем несовершеннолетние дети-метисы, путешествующие со своими матерями из Африки в Россию и обратно, становятся, соответственно, в каждом конкретном случае гражданами то африканской страны - родины отца, то - исторической родины матери. Например, москвичка, мать двух детей-метисов, благополучно проживавшая в Республике Конго свыше 20 лет и сохранившая российское гражданство, считает: "Мы все фактически имеем двойное гражданство. Все до одного, и давно. Это в России не признают его... В Инюрколлегии советовалась с юристом, на что сегодня здесь имею право я и мои дети. Оказывается, ни на что. Хотя имею российское гражданство..." И это далеко не единственное признание такого рода.

Наконец, есть довольно большая группа несовершеннолетних детей, занимающихся бродяжничеством, живущих за чертой бедности, вне дома и время от времени попадающих в орбиту государственного социального надзора. В статистике и в этой категории также царит неразбериха, поскольку одни и те же дети не один раз оказываются в поле внимания разных служб и структур, при этом регистрироваться у них они могут и "со слов", то есть записывается то, что рассказал про себя ребенок или его приятель, оказавшийся рядом. Такую статистику даже при большом желании не назовешь корректной.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ "РОДИТЬ НЕГРИТЕНКА" ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ ИЗ РУССКОЙ ГЛУБИНКИ

А как обстоит дело с детьми-метисами в провинции, в российской глубинке? Здесь, помимо неточной статистики, ситуация осложняется фактором этическим, продиктованным устойчивым историко-культурным стереотипом (называемым в науке "архаическим синдромом"): ребенок от "негра" - позор для русской девушки и ее семьи. Такая женщина воспринимается общественным мнением либо как безнадежная кандидатура на местном рынке невест, либо как девица легкого поведения, либо как искательница приключений, авантюристка. Немудрено, что женщины, вступившие в интимные отношения с африканскими юношами и не продолжившие их на официальном уровне, также будут делать все возможное, чтобы придать своему ребенку как можно больше официальных национальных стандартных параметров, в том числе, при его регистрации в ЗАГСе. Именно поэтому в официальной статистике число метисов, происходящих от союза русских женщины и африканцев, скорее всего, многократно занижено.

При этом статистика весьма разнообразна в зависимости от региона. С чем это связано?

На территории СССР существовала широкая сеть городов, где проходили профессиональную подготовку и получали высшее и среднее специальное образование учащиеся из развивающихся стран, в том числе африканских. Таких городов насчитывалось свыше 60, но учащиеся были распределены в них крайне неравномерно: в семи городах (Москва, Киев, Харьков, Ленинград, Одесса, Минск, Донецк) обучалось свыше 60 процентов из общего числа студентов- африканцев, а более 10 процентов были представлены в других городах страны лишь одним-тремя студентами. В то же время африканское студенчество в СССР/РФ всегда было довольно подвижно - молодые люди ездили на практику, на отдых, в туристические поездки, работали в стройотрядах. Число неконтролируемых связей благодаря такой мобильности также стихийно расширялось.

* * *

В ближайшем будущем, несмотря на общее сокращение числа студентов из африканских стран, получающих ныне высшее и среднее специальное образование в России, количество смешанных браков и внебрачных союзов вряд ли сильно уменьшится. Вытекающее из принятого в 1993 году закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ" расширение масштабов миграционных процессов, развитие деловых и коммерческих связей между странами и регионами, проблемы беженцев и многое другое, с чем соприкоснулось наше государство, неизбежно вызовет новую волну национально- и расово-смешанных браков. К тому же эти процессы будут происходить на фоне интенсивно меняющихся направлений миграционных процессов на планете.

Опубликовано 04 апреля 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1680591755

© Portalus.ru

Главная ПРАВО РОССИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МЕТИСОВ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU