Рейтинг
Порталус

Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит

Дата публикации: 22 октября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ ФП: Банковское право →
Номер публикации: №1129985716


Автор: О.А. Красноперова - кандидат юридических наук

"Гражданин и право", 2000, N 5

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на
срок от трех месяцев до одного года (п.1 ст.65 Налогового кодекса РФ).
К основаниям, при которых возможно получение налогового кредита, относятся:
1) причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия,
технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного
этим лицом государственного заказа;
3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.
Проценты на сумму задолженности начисляются лишь при предоставлении кредита
по третьему из указанных оснований. Их размер определяется исходя из ставки
рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период договора о
налоговом кредите.
Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при
котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока
и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной
уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК). Он может предоставляться
на срок от одного года до пяти лет. Больший срок предоставления налогового
кредита и инвестиционного налогового кредита существенно отличает эти формы
изменения срока уплаты налогов от отсрочки и рассрочки.
Следует также заметить, что инвестиционный налоговый кредит имеет ряд
отличий от налогового кредита, отсрочки и рассрочки.
Во-первых, он может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации
и по региональным и местным налогам. В отношении других форм законодатель
ввел формулировку "по одному или нескольким налогам", не оговорив, какие конкретно
налоги имеются в виду.
Второе отличие касается субъекта - получателя кредита: инвестиционный
налоговый кредит предоставляется не всем заинтересованным лицам, а исключительно
организациям.
В-третьих, инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с
осуществлением определенных затрат (например, по НИОКР), а другие формы изменения
срока уплаты налога - в связи с неблагополучным положением налогоплательщика
(См.: Комментарий основных положений Налогового кодекса Российской Федерации
(часть первая) // Хозяйство и право. 1999. N 5. С. 4.).
В круг оснований для получения инвестиционного налогового кредита входят:
1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских
работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе
направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей
среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности,
в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание
новых видов сырья или материалов;
3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому
развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Сумма кредита в случае его предоставления по первому основанию составляет
30% стоимости приобретенного организацией оборудования. При предоставлении
кредита по второму и третьему основаниям его сумма определяется по соглашению
между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не
более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование
инвестиционным налоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется
такой кредит, а именно: в течение первых двух лет - 1/2 ставки, в последующие
годы - 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Приказом Министерства финансов РФ от 30 сентября 1999 г. N 64н утвержден
Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового
кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов
и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Данный Порядок не распространяется на налогоплательщиков - физических
лиц, в отношении которых должен быть разработан отдельный нормативный акт
Министерства финансов РФ.
Решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных
налоговых кредитов принимаются министром финансов РФ.
Проекты решений согласовываются с первым заместителем министра финансов
РФ, а при его отсутствии - с лицом, его замещающим.
Порядок рассмотрения обращений, подготовки решений и отправки документов
Поступающие в Министерство финансов РФ заявления налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов (далее - налогоплательщики) об изменении срока уплаты
федеральных налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет в форме отсрочки,
рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, направляются
на рассмотрение в зависимости от вида деятельности налогоплательщика в один
из следующих департаментов Министерства финансов РФ: Департамент отраслевого
финансирования, Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов,
Департамент межбюджетных отношений, Департамент бюджетной политики, Департамент
макроэкономической политики и банковской деятельности, Департамент страхового
надзора, Департамент налоговой политики (далее - департаменты).
Соответствующий департамент рассматривает заявления, а также другие необходимые
для принятия решения документы, представленные налогоплательщиком, и в двухнедельный
срок со дня их поступления в Министерство финансов РФ подготавливает проекты
решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита или готовит решения об отказе в их предоставлении.
При обращении налогоплательщиков с просьбой о предоставлении отсрочки,
рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, вид деятельности
которых не обозначен или не относится к компетенции перечисленных департаментов,
Департамент налоговой политики уточняет вид деятельности этих налогоплательщиков,
а в случае невозможности определения их вида деятельности берет на себя обязанность
по рассмотрению таких просьб.
Подготовленные проекты решений о предоставлении отсрочки (рассрочки),
оформленные в виде проектов приказов Министерства финансов РФ, налогового
кредита, оформленные в виде докладных на имя министра финансов РФ с приложением
проектов договоров о предоставлении налогового кредита или инвестиционного
налогового кредита, оформленные в виде проектов договоров, завизированные
руководителями соответствующих департаментов, передаются для визирования в
Департамент налоговой политики и Департамент бюджетной политики.
Департамент налоговой политики и Департамент бюджетной политики каждый
в трехдневный срок рассматривают эти проекты и в случае согласия визируют
их или отказывают в визировании с обоснованием причин отказа.
Проекты решений о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита
и инвестиционного налогового кредита, завизированные руководителями Департамента
налоговой политики и Департамента бюджетной политики, рассматриваются и визируются
в соответствии с распределением обязанностей заместителем министра финансов
РФ и после согласования с первым заместителем министра финансов РФ представляются
на подпись министру финансов РФ.
Непосредственно перед представлением на подпись министру финансов РФ
проекты решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) и договоров налоговых
кредитов и инвестиционных налоговых кредитов проходят в срок не свыше трех
дней юридическую экспертизу в Правовом департаменте.

Приказ о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных
налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет

Рассмотрев заявление

-------------------------------------------------------------------------
(ИНН, наименование организации)

о предоставлении отсрочки (рассрочки) на период с ---------- по ---------

-------------------------------------------------------------------------
(указать дату начала и дату окончания действия отсрочки (рассрочки))

-------------------------------------------------------------------------
(наименование налогов и сборов)
и в соответствии с
-------------------------------------------------------------------------
(указать подпункт(ы), пункт(ы) и статью(и)

-------------------------------------------------------------------------
части первой Налогового кодекса Российской Федерации)
приказываю:

1. Предоставить
---------------------------------------------------------
(наименование организации)
отсрочку (рассрочку) по следующим федеральным налогам и сборам:
1) __________________ в сумме _____________ (тыс. руб.)
2) __________________ в сумме _____________ (тыс. руб.)
3) и т.д.
Всего на сумму _________________ (тыс. руб.).

2. Установить, что отсрочка (рассрочка) предоставляется(ются)
-------------------------------------------------------------------------
(указать число, месяц, год, с которого начинает действовать и когда
прекращается отсрочка (рассрочка))
по _________________________ на следующих условиях:
а) уплаты процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) в размере
_______________;
б) обеспечения в форме залога (договор прилагается) или поручительства
(поручительство прилагается);
в) своевременной и полной уплаты в течение периода действия отсрочки
(рассрочки) текущих налогов и сборов.

3. Установить, что сумма отсроченных (рассроченных) налогов и сборов
подлежит уплате начиная с
-------------------------------------------------------------------------
(указать дату начала погашения отсрочки (рассрочки))
по
-------------------------------------------------------------------------
(указать дату последнего платежа)
в размере _________________ (тыс. руб.) по каждому сроку уплаты или же
единовременно
-------------------------------------------------------------------------
(указать дату уплаты отсроченной суммы)
с начислением процентов в размере _______________ путем перечисления
средств со счета N
-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты организации и банка)
в доход федерального бюджета по коду

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты в соответствии с Бюджетной классификацией)

-------------------------------------------------------------------------

Управления федерального казначейства по --------------------------------.

В случае несоблюдения условий и сроков погашения отсрочки (рассрочки),
исчезновения оснований, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), а
также невыполнения взятых на себя обязательств настоящий Приказ подлежит
отмене.

Министр Подпись

Договор о предоставлении налогового кредита

"___" _______________ 200_ г.

Министерство финансов Российской Федерации, именуемое в дальнейшем
"Министерство", в лице министра финансов Российской Федерации
_____________________________, действующего на основании Положения о
Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, и
_____________________________________________________________, (ИНН,
наименование организации) именуемая в дальнейшем "Организация", в лице
_____________________, действующего на основании _____________________, в
соответствии со ст.65 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации и на основании ___________________________________,
(основание для предоставления кредита)
заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. Министерство предоставляет Организации на возвратной основе
налоговый кредит на
-------------------------------------------------------------------------
(указать срок)
в сумме
-------------------------------------------------------------------------
(цифрами и прописью)
по следующим федеральным налогам и сборам, а также пени:

-------------------------------------------------------------------------
на условиях:

а) неначисления процентов на сумму задолженности (по основаниям,
указанным в подпунктах 1 и 2 п.2 ст.64 Налогового кодекса Российской
Федерации);

б) уплаты процентов за пользование кредитом в размере ставки
рефинансирования Банка России, действовавшей за период действия
настоящего Договора (по основанию, указанному в подпункте 3 п.2 ст.64
Налогового кодекса Российской Федерации), под

------------------------------------------------------------------------.
(документ об имуществе, которое является предметом залога, либо
поручительство)

2. Порядок возврата налогового кредита
и процентов за пользование им

2.1. Сумма налогового кредита подлежит возврату, начиная с __________ по
____________ равными долями в размере ____________ по каждому сроку
уплаты или единовременно, с уплатой процентов ___________________, путем
перечисления средств со счета N_______
(да или нет)

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты организации и банка)
в доход федерального бюджета по коду

-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты в соответствии с Бюджетной классификацией)
Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по
-------------------------------------------------------------------------

3. Обязанности сторон

3.1. Стороны обязуются выполнять все требования настоящего Договора.
3.2. Организация обязуется своевременно и в полном размере уплачивать
текущие налоги и сборы во все уровни бюджетной системы.
3.3. В случае досрочного расторжения настоящего Договора Организация
обязуется уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с настоящим
Договором суммы задолженности, а также соответствующие суммы пени на
неуплаченные суммы налогов (сборов). При предоставлении налогового
кредита по основанию, указанному в подпункте 3 п.2 ст.64 Налогового
кодекса Российской Федерации, также уплачиваются проценты за пользование
кредитом.

4. Ответственность сторон

-------------------------------------------------------------------------
(устанавливается по соглашению сторон)

5. Внесение изменений и дополнений

5.1. Изменения и дополнения в настоящий Договор вносятся по соглашению
сторон в письменном виде и являются с момента их подписания
уполномоченными на то лицами неотъемлемой его частью.

6. Разрешение споров

6.1. Не урегулированные сторонами споры и разногласия, возникшие при
исполнении настоящего Договора или в связи с ним, рассматриваются в
Арбитражном суде г. Москвы.

7. Срок действия Договора

7.1. Настоящий Договор действует с момента его подписания сторонами и до
полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им.
7.2. Действие настоящего Договора может быть досрочно прекращено:
а) в случае уплаты всей причитающейся суммы кредита и соответствующих
процентов до истечения установленного срока;
б) по соглашению сторон;
в) по решению суда.

8. Юридические адреса и реквизиты сторон Договора

-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

9. Подписи и печати

от Министерства: от Организации:

М.П. М.П.


Договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита

"___" ___________________ 200_ г.

Министерство финансов Российской Федерации, именуемое в дальнейшем
"Министерство", в лице министра финансов Российской Федерации
________________, действующего на основании Положения о Министерстве
финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, и

------------------------------------------------------------------------,
(ИНН, наименование организации)

в дальнейшем именуемая "Организация", в лице ______________________,
действующего на основании ________________________, в соответствии со
ст.67 части первой Налогового кодекса Российской Федерации заключили
настоящий Договор о нижеследующем.

1. Предмет Договора

1.1. Министерство предоставляет Организации с ________________________ на
(дата)

возвратной и платной основе инвестиционный налоговый кредит (далее -
Кредит) сроком на _________ в сумме
________________________________________________ на условиях уплаты
процентов за (цифрами и прописью) пользование кредитом в размере
____________________________ ставки рефинансирования Банка России на дату
начисления процентов, под

-------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------.
(документы об имуществе, которое является предметом залога, либо
поручительство)
1.2. Кредит предоставляется за счет уменьшения суммы платежа по налогу на
прибыль, причитающейся для внесения в доход федерального бюджета, в
размере, не превышающем 50% соответствующего платежа по налогу по каждому
отчетному периоду. При этом накопленная в течение налогового периода
сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате
организацией за этот налоговый период.
1.3. Указанный период имеет строго целевое назначение и предназначен для

-------------------------------------------------------------------------
(основания для предоставления кредита)

2. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
и начисления на сумму кредита процентов

2.1. Организация вправе уменьшать свои платежи по налогу на прибыль в
части, поступающей в доход федерального бюджета в течение установленного
настоящим Договором срока, пока сумма, не уплаченная им (накопленная
сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной настоящим
Договором.
2.2. Организация в каждом отчетном периоде (ежемесячно или ежеквартально)
оформляет с налоговым органом протоколы по накоплению средств и
начисленным процентам, которые представляет для учета в Министерство в
течение пяти первых дней месяца, следующего за отчетным.
2.3. Накапливаемые средства кредита фиксируются налоговым органом в
лицевой карточке Организации.
2.4. Начисление налоговым органом процентов за пользование кредитом
производится, начиная с даты предоставления кредита до полного его
погашения, и фиксируется в карточке лицевого счета Организации.

3. Обязательства сторон

3.1. Стороны обязуются выполнять все требования настоящего Договора.
3.2. Организация обязуется своевременно и в полном размере уплачивать
текущие налоги и сборы во все уровни бюджетной системы.
3.3. Организация обязуется использовать кредит строго по целевому
назначению и представлять Министерству ежеквартально документы (договоры
на выполнение работ, услуг или поставку оборудования и прочие документы,
а также платежные документы с выписками банка), подтверждающие целевое
использование полученных средств.
3.4. Организация обязуется не реализовывать и не передавать во владение,
пользование или распоряжение другим лицам оборудование или иное
имущество, приобретение которого явилось основанием для предоставления
кредита.
Если в течение срока действия настоящего Договора Организация нарушит
предусмотренные настоящим Договором условия реализации либо передачи во
владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или
иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления
кредита, то Организация в течение 30 дней со дня расторжения настоящего
Договора обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с
настоящим Договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты
на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия
настоящего Договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до
расторжения настоящего Договора.
Если Организация, получившая кредит на выполнение ею особо важного заказа
по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо
важных услуг населению, нарушает свои обязательства, то она обязана не
позднее трех месяцев со дня расторжения настоящего Договора уплатить всю
сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются
за каждый день действия настоящего Договора исходя из ставки, равной
ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

4. Порядок возврата кредита и процентов за пользование им

4.1. Погашение кредита производится Организацией ежемесячно
(ежеквартально) в течение ___________________ лет в соответствии с
графиком возврата и уплачивается в срок, установленный для уплаты налога
на прибыль, путем перечисления средств со счета N_______

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты организации и банка)
в доход федерального бюджета по коду

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты в соответствии с бюджетной классификацией)
Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по

------------------------------------------------------------------------.
График возврата средств согласовывается с Министерством до подписания
настоящего Договора и в случае необходимости может быть уточнен после
полного накопления суммы кредита.
4.2. Уплата процентов производится после полного получения кредита
Организацией ежемесячно (ежеквартально) в соответствии с графиком,
согласованным с Министерством, не позднее пяти дней до окончательной даты
полного получения кредита (при необходимости график уплаты процентов
может быть уточнен) одновременно с погашением суммы кредита в сроки,
установленные для уплаты налога на прибыль, путем перечисления средств со
счета N
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты организации и банка)
в доход федерального бюджета по коду

-------------------------------------------------------------------------
(реквизиты в соответствии с бюджетной классификацией)

-------------------------------------------------------------------------
Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по

------------------------------------------------------------------------.

5. Ответственность сторон

-------------------------------------------------------------------------
(устанавливается по соглашению сторон)

6. Внесение изменений и дополнений

6.1. Изменения и дополнения в Договор вносятся по согласию сторон в
письменном виде и являются с момента их подписания уполномоченными на то
лицами неотъемлемой его частью.

7. Срок действия Договора

7.1. Настоящий Договор действует с момента его подписания сторонами и до
полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им.
7.2. Действие настоящего Договора может быть досрочно прекращено:
а) в случае уплаты всей причитающейся суммы инвестиционного налогового
кредита и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
б) по соглашению сторон;
в) по решению суда.

8. График погашения кредита

9. Разрешение споров

9.1. Не урегулированные сторонами споры и разногласия, возникшие при
исполнении настоящего Договора или в связи с ним, рассматриваются в
Арбитражном суде г. Москвы.

10. Юридические адреса и реквизиты сторон Договора

-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

11. Подписи и печати

от Министерства: от Организации:

М.П. М.П.

Принятые решения, как положительные (приказ или договор), так и отрицательные
(письмо), в трехдневный срок по отсрочке (рассрочке) и в пятидневный срок
по налоговому кредиту, инвестиционному налоговому кредиту направляются налогоплательщикам,
а также налоговым органам по месту учета налогоплательщиков.
Копии положительных решений в те же сроки направляются в Департамент
бюджетной политики. При этом в случае положительного решения налоговому органу
по месту учета налогоплательщика также направляется письмо с просьбой сообщать
Министерству финансов РФ информацию о выполнении налогоплательщиком условий
предоставленной отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового
кредита.
В случае принятия отрицательного решения направляется письмо налогоплательщику
и налоговому органу по месту учета налогоплательщика, составленное в произвольной
форме, с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Общий срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении или об отказе
в предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита в Министерстве финансов РФ в соответствии со ст.64, 65
и 67 НК не должен превышать одного месяца с момента поступления заявления
налогоплательщика.
В случае неполного представления документов, необходимых для принятия
решения, или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, соответствующий
департамент запрашивает дополнительную информацию, представляемую в трехдневный
срок.
В тех случаях, когда с учетом срока получения ответа на такой запрос
решение о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита не может быть принято в течение одного месяца со дня получения
заявления налогоплательщика, заявление подлежит возврату налогоплательщику
по причине неполного представления требуемых документов.
Ходатайство налогоплательщика о временном приостановлении уплаты задолженности
на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) в недельный
срок рассматривается соответствующим департаментом, который подготавливает
проект соответствующего решения.
Проект решения, оформленный письмом, в соответствии с распределением
обязанностей визируется заместителем министра финансов РФ и после согласования
с первым заместителем министра финансов РФ и визирования в Правовом департаменте
направляется на подпись министру финансов РФ.
Принятое положительное решение в пятидневный срок направляется налогоплательщику
и налоговому органу по месту учета налогоплательщика.
Копия такого решения направляется в те же сроки в Департамент бюджетной
политики. При этом в случае отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) пеня
начисляется за весь период приостановления уплаты налога или сбора.
При положительном решении период приостановления уплаты задолженности
засчитывается в срок предоставленной отсрочки (рассрочки).

Порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки,
налогового кредита, инвестиционного налогового кредита

В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты
федеральных налогов и сборов в обязательном порядке представляются следующие
документы:
а) заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки,
рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита:

Заявление о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита,
инвестиционного налогового кредита

-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации и ее ИНН и юридический адрес)
Прошу изменить срок уплаты

-------------------------------------------------------------------------
(наименование федерального(ых) налога(ов), сбора(ов))

в сумме на срок
--------------------------- ------------------------------

по основанию(ям) и на условиях, оговоренных(ым) подпунктом(ами) _________
пункта(ов) ________ статьи(ей) ________________ части первой Налогового
кодекса Российской Федерации.

Подпись руководителя организации

Печать

б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии
оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов;
в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности
в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в
том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых
кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
г) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия
отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об
изменении срока уплаты задолженности:

Обязательство о выполнении налогоплательщиком условий предоставления
отсрочки (рассрочки)

-------------------------------------------------------------------------
(ИНН, наименование организации)
на период действия отсрочки (рассрочки) обязуется неукоснительно
выполнять все условия, в соответствии с которыми предоставлена отсрочка
(рассрочка), а именно:
1. Своевременно и в полном размере уплачивать текущие налоги и сборы
во все уровни бюджета.
2. При наступлении сроков возврата сумм отсроченной (рассроченной)
задолженности своевременно и в полном размере производить погашение
причитающихся сумм задолженности.
3. В случае наступления оснований, исключающих изменение срока
исполнения налогового обязательства, перечисленных в п.1 ст.62 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации, незамедлительно ставить
об этом в известность Министерство финансов Российской Федерации и
налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
4. Выполнять положения Федерального закона о бюджете на
соответствующий год, касающиеся вопросов предоставления и возврата
отсрочки (рассрочки).

Подпись руководителя организации

Печать

д) копия устава (положения) организации;
е) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое
состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года,
в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового
обязательства;
ж) документы об имуществе, которое может являться или является предметом
залога, либо поручительство, а в случаях обращения за получением налогового
кредита или инвестиционного налогового кредита - заверенные в установленном
порядке копии договора залога имущества либо поручительства, заключаемых в
порядке, предусмотренном ст.73 и 74 НК.
В зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока
уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный бюджет, устанавливается
представление ряда дополнительных документов.
В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита
по такому основанию, как причинение ущерба в результате стихийного бедствия,
технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются
следующие документы:
а) документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;
б) справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это
органом.
При задержке финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного
государственного заказа представляется документ, подтверждающий факт наступления
соответствующих оснований.
При угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога представляются:
а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости
единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;
б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств
на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения
за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом;
в) сведения о предоставленных отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах
по этому же основанию в региональный и местный бюджеты;
г) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае
единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом.
В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, если производство
и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется
документ, подтверждающий тот факт, что организация осуществляет деятельность,
поименованную в утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999
г. N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для
целей налогообложения" перечне сезонных отраслей и видов деятельности.
Обращение о предоставлении инвестиционного налогового кредита в случае
проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо
технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного
на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения
промышленными отходами, влечет необходимость представления:
а) документов, подтверждающих основание для получения инвестиционного
налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) документов, подтверждающих факт приобретения и стоимость приобретенного
заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные
цели;
в) справки финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых
кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению
в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, а также по региональным
и местным налогам и сборам;
г) документов, подтверждающих неприменение процедур, предусмотренных
законодательством о банкротстве;
д) бизнес-плана инвестиционного проекта по форме, установленной постановлением
Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития
Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов
при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов
Бюджета развития Российской Федерации", с экспертным заключением Министерства
экономики РФ о качестве проекта и целесообразности его реализации.
При осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том
числе при создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании
новых видов сырья или материалов, инвестиционный налоговый кредит может быть
предоставлен при наличии:
а) документов, подтверждающих основание для получения инвестиционного
налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) документов, подтверждающих неприменение процедур, предусмотренных
законодательством о банкротстве;
в) справки финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых
кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению
в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, а также по региональным
и местным налогам и сборам;
г) бизнес-плана инвестиционного проекта по форме, установленной постановлением
Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470, с экспертным заключением Министерства
экономики РФ о качестве проекта и целесообразности его реализации.
В случае предоставления инвестиционного налогового кредита на выполнение
особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления
особо важных услуг населению требуются:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного
налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством
о банкротстве;
в) справка финансового органа о предоставленных инвестиционных налоговых
кредитах по налогу на прибыль (доход) организации в части, подлежащей зачислению
в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по региональным и местным
налогам и сборам;
г) бизнес-план инвестиционного проекта по форме, установленной постановлением
Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470, с экспертным заключением Министерства
экономики РФ о качестве проекта и целесообразности его реализации.
Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита
по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров
по другим основаниям.
Контроль за выполнением налогоплательщиками принятых Министерством финансов
Российской Федерации решений и заключенных договоров В целях контроля за соблюдением
налогоплательщиками условий, на которых Министерством финансов РФ были приняты
решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или заключены договоры о предоставлении
налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, департаменты министерства
осуществляют следующие функции.
Департамент отраслевого финансирования, Департамент оборонного комплекса
и правоохранительных органов, Департамент межбюджетных отношений, Департамент
бюджетной политики (по организациям социальной сферы, науки и культуры), Департамент
макроэкономической политики и банковской деятельности, Департамент страхового
надзора, Департамент налоговой политики:
ведут учет предоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных
налоговых кредитов, составляя реестры по формам; осуществляют контроль за
своевременным погашением отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных
налоговых кредитов;
при выявлении обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога,
и в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления отсрочки,
рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, а также
положений федерального закона о бюджете на соответствующий финансовый год,
касающихся вопросов отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита и использования бюджетных средств, полученных из федерального
бюджета на возвратной основе, подготавливают проекты решений в виде приказов
Министерства финансов РФ об отмене ранее принятых решений о предоставлении
отсрочки (рассрочки) или о досрочном прекращении заключенных договоров и после
согласования их в соответствии с распределением обязанностей с заместителем
министра финансов РФ и первым заместителем министра финансовРФ представляют
на подпись министру финансов РФ.
Непосредственно перед представлением на подпись проекты решений об отмене
ранее принятых решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) и о досрочном
прекращении заключенных договоров проходят в срок не свыше трех дней юридическую
экспертизу в Правовом департаменте.
О принятом решении в пятидневный срок сообщается налогоплательщику и
налоговому органу по месту учета налогоплательщика. Копия такого решения в
те же сроки направляется в Департамент бюджетной политики;
подготавливают в десятидневный срок с момента получения сообщения о досрочном
погашении предоставленных отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита решения об окончании действия отсрочки, рассрочки, налогового
кредита, инвестиционного налогового кредита.
Решение об окончании действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита,
инвестиционного налогового кредита направляется налоговому органу по месту
учета налогоплательщика и налогоплательщику в трехдневный срок со дня его
принятия;
копия принятого решения об окончании или прекращении действия отсрочки,
рассрочки, налогового кредита в трехдневный срок представляется для регистрации
в Департамент бюджетной политики, а инвестиционного налогового кредита - Департаменту
налоговой политики для внесения изменений в сводные реестры;
при неполучении от налогового органа по месту учета налогоплательщика
по прошествии двух недель после окончания срока действия предоставленной отсрочки,
рассрочки или договоров о налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите
информации о погашении отсроченной задолженности направляют соответствующий
запрос в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
представляют в Правовой департамент материалы, необходимые для предъявления
исковых требований в суды по вопросам заключения или расторжения договоров
налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, а также имеющих
значение для судебного разбирательства и определяющих перспективу рассмотрения
таких дел в суде.
Департамент бюджетной политики на основании информации, поступающей от
департаментов Министерства финансов РФ:
- ведет сводный реестр предоставленных Министерством финансов РФ отсрочек,
рассрочек, налоговых кредитов в разрезе налогоплательщиков по видам платежей,
периоду действия и суммам отсроченных платежей;
- ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет
сводный реестр отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов министру финансов РФ
и его заместителям.
Департамент налоговой политики на основании информации, поступающей от
департаментов Министерства финансов РФ:
- ведет сводный реестр предоставленных Министерством финансов РФ инвестиционных
налоговых кредитов в разрезе налогоплательщиков, а также решений об их досрочном
прекращении или исполнении обязательства по погашению предоставленных инвестиционных
налоговых кредитов;
- ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет
сводный реестр инвестиционных налоговых кредитов министру финансов Российской
Федерации и его заместителям.
Департамент государственного финансового контроля и аудита:
- по предложениям департаментов организует проверки полноты и своевременности
исполнения налогоплательщиками условий заключенных договоров об инвестиционных
налоговых кредитах;
- о результатах проверок информирует соответствующие департаменты.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик
должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить
неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со
дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы
включительно. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается
полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном
налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или
по решению суда. Если в течение срока действия договора об инвестиционном
налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором
условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение
другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось
основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, то эта организация
в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом
кредите обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором
суммы налога, а также пени и проценты, начисленные на эти суммы, исходя из
ставки рефинансирования Центрального банка РФ за период от заключения до расторжения
договора.
При нарушении организацией, получившей инвестиционный налоговый кредит
для выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона
или предоставления особо важных услуг населению, своих обязательств, в связи
с исполнением которых получен кредит, в течение срока действия договора она
должна не позднее трех месяцев со дня расторжения договора уплатить всю сумму
неуплаченного налога и проценты на эту сумму, начисляемые за каждый день действия
договора исходя их ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
По региональным и местным налогам и сборам решение об изменении срока
уплаты налога и сбора принимают соответственно финансовые органы субъекта
Российской Федерации и муниципального образования, а по государственной пошлине
- уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной
пошлины.
Как известно, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие
(ст.47, 48 Бюджетного кодекса РФ). Регулирующими доходами являются федеральные
и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы
отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на
очередной финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три
года).
В отношении регулирующих налогов и сборов решение об изменении сроков
их уплаты принимаются:
по федеральным налогам и сборам - Министерством финансов РФ в части сумм,
поступающих в федеральный бюджет, и финансовым органом субъекта РФ в части
сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет;
по региональным налогам и сборам - финансовым органом субъекта РФ в части
сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, и финансовым органом муниципального
образования в части сумм, направляемых в местный бюджет.
Нормы Налогового кодекса РФ об изменении срока уплаты налога и сбора
действуют и в отношении налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные
фонды. В данном случае органы внебюджетных фондов, контролирующие уплату этих
налогов и сборов, наделяются правомочием изменять срок уплаты налога (сбора).
В ст.62 НК перечислен ряд обстоятельств, исключающих изменение срока
уплаты налога. К ним относятся:
возбуждение в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам
преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу
об административном правонарушении, связанном с нарушением налогового законодательства;
наличие достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется
изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного
имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за
пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

О.А. Красноперова,
кандидат юридических наук

Опубликовано на Порталусе 22 октября 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама