Главная → ПРАВО РОССИИ → Инквизиционный или розыскной процесс. Его происхождение; обстоятельства, содействовавшие его развитию; канонический процесс
Дата публикации: 08 декабря 2006
Автор(ы): Познышев С.В. →
Публикатор: Никонов Роман
Рубрика: ПРАВО РОССИИ Уголовный процесс →
Источник: (c) http://www.allpravo.ru/ →
Номер публикации: №1165532460
Познышев С.В., (c)
1) влияние на народы Западной Европы римского процесса классической эпохи, в котором публичное начало нашло отчетливое выражение;
2) учения средневековых итальянских криминалистов;
3) канонический процесс[3].
В каноническом процессе с давних пор, кроме обвинения (accusatio), появилась и другая форма уголовного преследования, которая называлась иногда евангелической (evangelica)[4], это—донос (denuntiatio). Рядом с последним стояла еще третья форма—обвинение по достоверному слуху, по народной молве (mala fama, infamatio, diffamatio clamosa, clamor publicus). Развитию этих последних форм в значительной степени содействовали т. н. объездные суды (Sendgerichte і, возникшие еще в IV веке. Эти суды представляли собою следующее. Время от времени, обыкновенно раз в год, епископ объезжал свою паству и творил суд. Приехав в определенное место, он выбирал из жителей несколько наиболее достойных доверия лиц (обыкновенно 7 человек). Эти лица приводились к присяге, в которой обещали давать правдивые ответы об известных им преступлениях, на вопросы, которые будут им предложены. Затем их допрашивали, неизвестно ли им о совершении каких-либо преступлений в их местности; им перечисляли целый ряд разнообразных преступлений, и они должны были сообщить, что им известно по поводу каждого из этих видов преступлений. На основании их показаний возбуждалось преследование против оговоренных ими лиц (diffamatio). Долгое время от оговора можно было очиститься присягой. Но при Иннокентии III розыскной процесс получил дальнейшее развитие и более строгую обрисовку, при которой очистительная присяга, как средство против доноса и оговора, была отменена[5]. Основаниями для розыска (inquisitio) являлись народная молва (infamia) и донос (denuntiatio). Доносчику нередко предоставлялось участие в розыске, тогда розыск носил название inquisitio cum promovento, а доносчик — promotor inqusitionis. Первою ступенью розыска было секретное исследование основательности молвы или доноса (inquisitio famae). Затем, заподозренный вызывался, ему сообщали пункты обвинения (capitula), и он должен был присягнуть, что даст правдивые ответы на эти пункты. Затем ему прочитывали свидетельские показания, записанные судьей, и подробно допрашивали, Более строгий характер носил процесс против еретиков. Дела эти с XIII в. были, как правило, изъяты из компетенции епископов и поручались папой особым делегатам (inquisitio delegata). В этих процессах применялись более стро-гия наказания, в широких размерах применялась пытка, и при сообщении обвиняемому свидетельских показаний, скрывали имена свидетелей.
Крайнее свое развитие инквизиционный процесс получил, как известно, в испанской инквизиции. В этой последней преследование еретиков было возложено на особое государственное учреждение. Подсудимый подвергался в этом суде суммарному допросу, без указания пунктов обвинения; только после допроса ему сообщали обвинительный акт. Письменность, тайна и устранение каких-либо следов состязательности достигли здесь крайнего развития. Инквизиторы были государственными чиновниками, которые назначались королями и утверждались папой. В 1484 г. в Испании была учреждена должность государственного обвинителя еретиков (promotor fiscal).
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср. Фойницкий, Курс, § 9.
[2] Rosenfeld, D. Reichs-Strafprozess, § 2. Тальберг, у. с. 1, 28.
[3] О каноническом процессе и его влиянии см. статью Richard Schmidt, Die Herkunft des Inquisitionsprozesses, в сборнике Pestschrift d. Universität in Preiburg zum fünfzigjährigen Jubiläum. 1902. стр. 65 сл. Глазер, y. c. § 8- Rosenfeld, y. c. § 3. Тальберг, y. c I, 29 сл. Фойницкий, Курс, § 8.
[4] Это название объясняется тем, что в основание ее приводилось одно место из евангелия Матфея (гл. 18, ст. 15—17).
[5] Она была отменена Латеранским собором 1215 года.
Опубликовано на Порталусе 08 декабря 2006 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK