Рейтинг
Порталус

Порядки определения на судебные должности

Дата публикации: 27 января 2007
Автор(ы): Познышев С.В.
Публикатор: Медведева Валерия
Рубрика: ПРАВО РОССИИ Уголовный процесс →
Источник: (c) http://www.allpravo.ru/
Номер публикации: №1169884380


Познышев С.В., (c)

Существуют следующие способы определения на судебные должности: 1) выборный порядок, избрание местным населением или его представителями, 2) избрание тем судебным установлением, где открылась вакансия, 3) назначение, 4) жребий. Все эти порядки имеют и свои достоинства, и свои слабые стороны.

Выборный порядок удобен в том отношении, что облегчает для правительства задачу приискания подходящих для судебных должностей лиц, устраняет или, по крайней мере, умаляет значение протекции и обеспечивает внимание выборных властей к нуждам общества, их избравшего. Но слабой стороной его является отражение на выборах борьбы партий, легко возможное проведение не достойнейшего, a удобнейшего для известной партии кандидата, зависимость избранного от избравших, делающая его иногда чересчур угодливым и т. п. Известно, что нередко избирающее общество в значительной своей части не знает или мало знает кандидата, который проводится лишь несколькими влиятельными лицами. При выборном порядке открывается широкий простор и разным политическим влияниям; выборы легко окрашиваются обыкновенно в ту или иную политическую окраску и результаты их знаменуют победу одной политической партии над другой. Наконец, выборный порядок, с которым всегда связана срочность отправления судебной должности, не мирится с принципом несменяемости судей[1].

Избрание судебной коллегией имеет большие достоинства; коллегия знает, кого выбирает, ей с ним придется работать, причем, как состоящая из специалистов, она компетентна судить о степени пригодности кандидата для той или иной судебной должности. Но и этот порядок открыт влиянию разных родственных и товарищеских отношений, в силу которых избрано может быть вовсе не достойнейшее и наиболее способное лицо.

Назначение судей верховною властью, несомненно, представляется лучшим порядком замещения должностей судей. Верховная власть, в распоряжении которой находятся все юридические силы страны и которая обладает, таким образом, наибольшим выбором, стоит выше политических партий. Ей принадлежит судебное верховенство. Ее именем отправляется суд. Естественно сосредоточить в руках представителя верховной власти и назначение судей. Однако монарх или президент республики не в силах знать сам всех нужных кандидатов. Орган, представляющий монарху или президенту подходящих кандидатов, т. е. министр юстиции также не может лично знать большинство кандидатов. Таким образом, приходится обращаться к министерской канцелярии, где могут понятно, свить себе, прочное гнездо пристрастие и протекция. Отсюда следует, что, принимая, как основной, порядок назначение судей верховною властью, надо постараться обставить его такими коррективами, которые, по возможности, устраняли бы и предупреждали означенные его темные стороны.

Такие коррективы могут быть разнообразны, напр., представление кандидата судебной коллегией, рекомендация кандидатов высокопоставленными лицами судейского звания, под начальством которых или с которыми приходилось служить кандидату, предварительное опубликование имен представляемых кандидатов и т. п.[2]

Выборный порядок применяется у нас к избранию мировых судей, председателей съездов мировых судей, за исключением некоторых местностей (§§ 61—62, 64—65), гминных судей, лавников и волостных судей. Судьи общих судебных мест, именно: председатели окружных судов и их товарищи, старшие председатели палат и председатели департаментов палаты, члены судов и палат, a также судебные следователи и старшие нотариусы назначаются Высочайшею властью, по представлениям министра юстиции. Порядок замещения должности члена суда или палаты, a также судебного следователя — следующий. Как скоро в окружном суде или в судебной палате открывается соответствующая вакансия, составляется общее собрание этого судебного места для совещания, при участии прокурора, о кандидатах на вакантную должность. Как скоро кандидат намечен и изъявил согласие на принятие должности, представление о нем окружного суда или палаты поступает, через старшего председателя палаты, к министру юстиции для представления Государю. Но министр может представить Государю как о кандидатах, указанных судебными местами, так и о других, которые удовлетворяют установленным в законе условиям и представляются ему достойными занять данные должности (ст. 212—215 уч. с. уст.).

Сенаторы кассационных департаментов, первоприсутствующие этих департаментов и общего их собрания назначаются именными Высочайшими указами, понепосредственному усмотрению Государя.

Избрание по жребию применяется у нас к избранию присяжных заседателей, a также волостных старшин для пополнения присутствия судебной палаты для рассмотрения, с участием сословных представителей, преступлений должности (ст. 11051 у. у. с. см. выше § 83).

Городские судьи назначаются Высочайшим приказом по представлению министра юстиции, a увольняются по постановлениям консультации, учрежденной при министерстве юстиции, с утверждения министра юстиции (ст. 6 и 7 правил об устройстве суд. части и произв. суд. дел в местностях, в кот. введ. полож. о зем. нач.). Земские начальники избираются губернаторами, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, и утверждаются министром внутренних дел. (Полож. о зем. нач. ст. 13 и 14. Прилож. III к т. IX Св. З.).

--------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср. Розин, Уголовное Судопроизводство, стр. 87 сл.

[2] Ср. Фойницкий. стр. 224.

Опубликовано на Порталусе 27 января 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама