Рейтинг
Порталус

ТРИ КОНСТИТУЦИИ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ (1918-1924-1936 ГОДЫ)

Дата публикации: 05 июня 2014
Автор(ы): Исторический журнал, № 1, Январь 1937, C. 1-15
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1401988314


Исторический журнал, № 1, Январь 1937, C. 1-15, (c)

В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты.

Сталин.

В 1937 год - двадцатый год существования советского государства - народы СССР вступили под развернутым стягом новой сталинской Конституции. Дата 5 декабря 1936 года, дата утверждения этой величайшей хартии человечества, войдет навсегда в века... Мы знаем, история хранит память о многих датах, связанных с принятием тех или иных государственных документов, да, как бы ни были значительны для своего времени некоторые из них, они, разумеется, не могут и сравниваться с Конституцией СССР 1936 года. Сталинская Конституция впервые в мире дает законодательное оформление социалистическому обществу.

Трактуя "просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, о фактах освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, о фактах победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии" (Сталин)1 , эта Конституция в ясных и мудрых формулах определяет общественное и государственное устройство первой фазы коммунизма, т. е. социализма, ставшего для нас радостным настоящим.

В то же время наша новая Конституция показывает всем отрядам трудящегося человечества, расположением по ту сторону границы, каким может быть их "завтра", ибо "то, что осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено и в других странах" (Сталин). Самый путь в это "завтра" им показан на опыте Советского союза.

Плодом, итогом почти двадцатилетних завоеваний является эта Конституция, которую с полным правом народы СССР назвали именем её творца и инициатора, гения нашей революции, нашей борьбы и побед, именем человека, "через которого раскрывается новый мир" (Барбюс), - именем великого Сталина.

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 43. Партиздат. 1936.

стр. 1
Являясь "регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле" (Сталин)1 , новая Конституция, будучи и сама крупнейшим из регистрируемых ею завоеваний, представляет собой итоги всего, почти двадцатилетнего, исторического пути побед, пройденного государством рабочей диктатуры.

Нельзя оторвать новую Конституцию СССР от союзной Конституции 1924 года, заложившей основы СССР как созвездия равноправных братских республик, нельзя оторвать ее от первой советской Конституции - Конституции РСФСР 1918 года, давшей в формулах Сановного Закона страны принципы общественного и государственного устройства диктатуры рабочего класса.

Обе эти Конституции, возникшие на различных стадиях переходного от капитализма к социализму периода, были подготовительными этапами развития Конституции 1936 года - Конституции победившего социализма.

Отражая различные периоды диктатуры рабочего класса со всеми свойственными этим периодам качественными особенностями, все три Конституции в то же время связаны общими корнями, общими основами и принципами, представляя собой последовательные ступени продвижения диктатуры рабочего класса по пути к коммунизму. Конституция 1936 года является высшей ступенью, завершающей переход к социализму, ступенью, с высот которой так ясно открывается весь горизонт, так отчетливо виден весь пройденный великолепный путь и открываются такие радостные, солнечные перспективы дальнейшего развития социализма.

Конституция РСФСР 1918 года

10 июля 1918 года. Вокруг молодой Советской республики стягивается огненное кольцо интервентов и белогвардейцев. На улицах красной столицы только что отзвучали выстрелы левоэсеровских авантюристов. В здании Большого театра продолжает свою работу верховный орган советского государства - V всероссийский с'езд советов. И вот с трибуны его тов. Свердлов об'являет о переходе к очередному вопросу повестки дня с'езда - утверждению Конституции РСФСР - первой советской Конституции в мире. С'езд единогласно утверждает этот огромнейшей, исторической важности документ.

Какая непоколебимая уверенность в победе сквозит в самом факте утверждения Основного Закона государства в тот момент, когда, казалось, весь мир ополчился против молодой республики, когда и враги и "об'ективные наблюдатели" хором кричали о последних минутах ее, когда война, голод, разруха держали в тисках всю страну!

Вспомним, что Временное правительство за 8 месяцев своего существования, протекавшего в несравненно более благоприятных внешних условиях, не только не выработало конституции, но не "удосужилось" даже об'явить страну республикой.

Принятием Конституции Советская республика как бы подчеркнула перед всем миром устойчивость созданных новых Государственных форм, железную волю народов России отстоять от всех натисков эти выкованные ими самими в пламени революции государственные формы.

Не из головы отдельных кабинетных ученых родилась первая советская Конституция, но, как и позднейшие советские Конституции, она создавалась самими массами. Сами массы вырабатывали основы первой советской Конституции, строя еще до Октября свои органы управления - советы. В результате победоносной социалистической революции советы превращались в органы, обладающие всей полнотой власти. Буржуазная государственная машина разрушалась. Организационные формы советской си-

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 43. Партиздат. 1936.

стр. 2
стемы отшлифовывались. Советы укреплялись очищением их от соглашательских элементов, устранением с политической арены защитников буржуазного государственного строя в лице соглашательских партий. Трудящиеся массы отстаивали свои советы в вооруженной борьбе с интервентами и "отечественной" контрреволюцией своей кровью, пролитой в этой борьбе, цементируя воздвигаемое собственными руками величественное здание советского государства - диктатуры рабочего класса.

Подчеркивая именно это значение опыта масс как основы советской Конституции, Ленин говорил в своем докладе на V всероссийском с'езде советов, обращаясь к делегатам: "Если теперь этому с'езду нами может быть предложена Советская конституция, то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому, что вы ее создали, вы во всех "концах страны испытали, только через полгода после Октябрьской революции, почти через год после Первого Всероссийского С'езда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике"1 .

Говоря об опыте масс как основе конституции, Ленин упоминает I всероссийский с'езд советов, имевший место до Октября, в июле 1917 года, этим самым подчеркивая, что в основу конституции был положен не только послеоктябрьский опыт практического государственного строительства, но и опыт строительства советов до Октября. И Ленин, и Сталин не раз отмечали решающее для судеб социалистической революции значение того факта, что советы, ставшие после социалистической революции политической основой государства рабочей диктатуры, были созданы массами еще до Октября.

"Если бы народное творчество русской революции, - говорил Ленин на VII с'езде РКП (б), - прошедшее через великий опыт 1905 г., не создало Советов еще в феврале 17-го года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы"2 .

Тогда же, в дооктябрьский период, массами в ходе строительства советов была создана в основном та избирательная система, которая, получив после Октября в практике классовой борьбы свою проверку и подтверждение, была закреплена первой советской Конституцией, Конституцией РСФСР 1918 года. Эта система сохранялась вплоть до принятия Конституции СССР 1936 года, т. е. на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Основным принципом этой избирательной системы являлось лишение избирательных прав буржуазии. До Октября же в основном были созданы и такие характерные особенности избирательной системы, закрепленные Конституцией РСФСР 1918 года и Конституцией СССР 1924 года, как неравные нормы представительства для рабочих и крестьян и непрямые выборы в нелокальные советы.

Имея в виду именно это использование советским государством организационного опыта масс дооктябрьского периода в области конструирования избирательной системы, Ленин говорил в своем докладе на VIII с'езде РКП, что "даже не большевики выработали конституцию Советов, ее выработали до большевистской революции меньшевики и эс-эры против себя. Они выработали ее так, как выработала жизнь"3 .

Конституция РСФСР 1918 года, записавшая в 23-й статье лишение прав буржуазии, фиксировала, таким образом, лишь то, что фактически сложилось на протяжении всего периода существования советов в силу того, что буржуазия сама противопоставила себя советам.

"Озлобление буржуазии против самостоятельной и всемогущей (ибо всех охватывающей) организации угнетенных, борьба - притом самая беззастенчивая, корыстная, грязная - борьба буржуазии против советов, наконец, явное участие буржуазии (от кадетов до правых эсеров, от Милю-

1 Ленин. Т. XXIII, стр. 121.

2 Ленин. Т. XXII стр. 315.

3 Ленин. Т. XXIV, стр. 146.

стр. 3
кова до Керенского) в корниловщине, - вот что подготовило формальное исключение буржуазии из советов"1 .

То обстоятельство, что лишение избирательных прав буржуазии было записано советской Конституцией, ни в какой мере не означало, что это лишение рассматривалось партией и советским правительством как обязательное при всяких условиях мероприятие диктатуры рабочего класса. Программа партии, принятая в марте 1919 года, в разделе общеполитическое специально раз'ясняла временный характер такого рода мероприятий2 .

Наряду с лишением избирательных прав буржуазии Конституция РСФСР 1918 года, как уже указывалось, зафиксировала и неравенство норм представительства рабочих и крестьян и непрямые выборы в нелокальные органы. Еще I всероссийское совещание советов Р. и С. Д. (29 марта - 3 апреля 1917 года), большинство на котором принадлежало соглашателям, выработало норму представительства для рабочих и солдат - в среднем 1 на 25 тысяч избирателей. Примерно тогда же, в апреле 1917 года, эсеровское оргбюро "Всероссийского союза крестьянских депутатов" выработало для выборов на I с'езд крестьянских депутатов иную норму представительства, а именно: 1 депутат на 150 тысяч населения и не менее 1 - от уезда.

Таким образом, неравные нормы представительства для рабочих и крестьян были разработаны еще до Октября. Иронией судьбы меньшевики и эсеры выработали нормы представительства "против себя" "так, как выработала жизнь" (Ленин). Эти нормы, принятые лишь с небольшими изменениями после социалистической революции, закрепили формально преимущества в пользу рабочих и - на том этапе развития - способствовали закреплению руководящей во всей революции роли городского промышленного пролетариата.

Известно, что программа партии, указывая на эту особенность советской Конституции 1918 года, в то же время раз'ясняла "временный характер этих преимуществ, исторически связанных с трудностями социалистической организации деревни".

Что касается непрямых выборов в нелокальные органы, то этот порядок выборов, сложившийся также еще до Октября, когда были заложены формы объединений советов в волостном, уездном, губернском и всероссийском масштабах в лице волостных, уездных, губернских и всероссийских с'ездов и их исполнительных комитетов, вполне оправдывал себя на пройденных советским государством этапах. "Непрямые выборы, - писал Ленин, - в нелокальные, неместные советы облегчают с'езды советов, делают весь аппарат дешевле, подвижнее, доступнее для рабочих и для крестьян в такой период, когда жизнь кипит и требуется особенно быстро иметь возможность отозвать своего местного депутата или послать его на общий с'езд советов"3 .

Все сказанное выше показывает, как велик и значителен был опыт, накопленный массами в процессе строительства советов еще до Октября и зафиксированный позднее Конституцией 1918 года.

Однако при всем своем значении он составлял лишь небольшую часть по сравнению с тем опытом, который накопили массы после социалистической революции, уже в процессе государственного строительства. До Октября массы нащупали и создали лишь организационные формы в лице советов и избирательной системы. После Октября, превратившего советы из эмбриональных форм власти в органы, обладающие всей полнотой государственной власти, массы не только проверили целесообразность и устойчивость созданных организационных форм, не только уточнили, укрепили и развили их, но и создали экономические основы нового государства, разработали формы государственного устройства на основе свободного союза сво-

1 Ленин. Т. XXIII, стр. 369.

2 "ВКП (б) в резолюциях". Ч. 1-я, стр. 293.

3 Ленин. Т. XXIII, стр. 350.

стр. 4
бодных наций, создали те основы нового общественного устройства, которые зафиксировала Конституция 1918 года.

Этот опыт масс, легший в основу советской Конституции, естественно, мог сложиться лишь на базе победоносной социалистической революции. Говоря об этой творческой деятельности масс в деле создания советской Конституции, нельзя ни на одну минуту забывать, что самая плодотворность этой деятельности об'ясняется тем, что во главе их стояла большевистская партия как направляющая сила в системе диктатуры пролетариата, об'ясняется наличием рабоче-крестьянского правительства, возглавляющего и организующего эту деятельность масс.

В декретах правительства языком, доступным для каждого отсталого крестьянина, указывались очередные задачи, стоящие перед массами, и способ их разрешения. Эти декреты первого периода рабочей диктатуры были великой организующей силой.

Не случайно контрреволюционеры всех направлений - от черносотенцев до соглашателей - с таким остервенением набрасывались на законодательную деятельность новой власти.

Ленин в своей речи на VIII с'езде РКП (б) говорил: "Есть люди, которые говорят: "Ненужно было писать такого количества декретов", - и упрекают Советское правительство за то, что оно взялось за писание декретов, не зная, как их провести в жизнь. Эти люди, в сущности, не замечают, как они скатываются к белогвардейцам. Если бы мы ожидали, что от написания сотни декретов изменится вся деревенская жизнь, мы были бы круглыми идиотами. Но если бы мы отказались от того, чтобы в декретах наметить путь, мы были бы изменниками социализму... Декреты, это - инструкции, зовущие к массовому практическому делу. Вот что важно"1 .

И эту задачу - научить массы практическим шагам, - задачу пропаганды действием, декреты первого периода советского государства выполнили с огромным успехом.

Но, разумеется, подчеркивая это значение декретов первого периода советской власти как орудия пропаганды, как в известной своей части программных и инструктивных документов, нельзя забывать, что в то же время они в качестве законов, формирующих государственную жизнь страны, были и средством закрепления мероприятий, уже претворенных в жизнь, закрепления основ нового государства. В этом отношении они являлись прямыми предшественниками Конституции, документами, постепенно и последовательно разрабатывающими и закрепляющими основы этой Конституции.

Среди этих, имеющих историческое значение декретов и постановлений, являющихся замечательным сочетанием положений теории марксизма-ленинизма и программных указаний партии с творческой инициативой масс и массовым практическим действием, особенно следует отметить: составленные Лениным и принятые II с'ездом советов декреты о мире, земле и власти, которые можно с полным правом назвать исходным пунктом в развитии советской Конституции, затем, составленную товарищем Сталиным декларацию прав народов России и ленинскую декларацию прав трудящегося и эксплоатируемого народа, утвержденную III с'ездом советов после того, как Учредительное собрание отказалось рассмотреть эту декларацию. Этим самым Учредительное собрание выявило перед лицом масс свою контрреволюционную сущность, подписало себе смертный приговор. И, наконец, здесь же необходимо указать принятую III с'ездом резолюцию, составленную товарищем Сталиным, о федеральных учреждениях Советской республики.

1 Ленин. Т. XXIV, стр. 166.

стр. 5
В указанных выше величайших документах Октябрьской революции, отразивших последовательные этапы создания советской Конституции, нашли свое выражение важнейшие основы этой Конституции.

Уже в решениях II всероссийского с'езда советов о земле, мире и власти были даны основные принципы государственного и общественного устройства, закрепленные позднее в тексте Конституции, а именно:

1) ликвидация помещичьей собственности на землю, ликвидация частной собственности на землю вообще, превращение ее в общенародное достояние, предоставляемое в пользование крестьянству;

2) провозглашение равноправия наций и принципа добровольности вхождения наций в то или иное государство;

3) рабочий контроль над производством, этот первый шаг к национализации промышленности;

4) превращение советов в органы, обладающие всей полнотой государственной власти на местах, и устранение всех органов власти несоветского типа.

Наконец, этим же решением устанавливалась система органов советской власти в лице Всероссийского с'езда советов, ВЦИК, Совнаркома, комиссий, т. е. будущих наркоматов, и советов на местах со всей системой, выработанной к тому времени, волостных, уездных и губернских с'ездов и исполкомов.

Создавая систему государственных органов, II с'езд советов наряду с использованием организационного опыта советов дооктябрьского периода создал совершенно новые органы государственного управления в лице СНК и комиссий по заведыванию отдельными отраслями. Вся эта система государственных органов в целом, получив свое развитие и укрепление в период между II и V всероссийскими с'ездами советов, была закреплена Конституцией 1918 года.

В декларации прав народов России, опубликованной всего несколько дней спустя после II всероссийского с'езда советов, получили свое дальнейшее развитие принципы государственного устройства многонационального советского государства, намеченные лишь в общей форме в решениях II с'езда советов. Эта декларация, составленная непосредственно великим соратником Ленина товарищем Сталиным, провозглашала равенство и суверенность народов России, право этих народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких, национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений и свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Так в первые же дни после прихода пролетариата к власти основные принципы ленинско-сталинской национальной политики стали законом, провозглашенным советским государством в качестве одной из основ его деятельности.

В решениях III с'езда советов, в принятых им декларации прав трудящихся и эксплоатируемого народа и резолюции о федеральных учреждениях, был уже обобщен опыт государственного строительства за 2 1/2 месяца, истекшие с момента прихода пролетариата к власти.

Декларация объявляла Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, провозглашала коренные начала федерации советских республик, а именно - свободный союз свободных наций, подтверждала изданные до этого законы о земле, рабочем контроле, ВСНХ, национализации банков, устанавливала введение трудовой повинности и образование социалистической Красной армии, формулировала принцип недопущения эксплоататоров в советы. В сжатой форме эта написанная Лениным декларация, изумительная по своей силе и выразительности, записала то, что было завоевано за 2 1/2 месяца государством рабочей диктатуры, и составила как бы ядро будущей Конституции.

В тесно примыкающей по своему содержанию к этой декларации резолюции III с'езда о федеративных учреждениях, принятой по докладу това-

стр. 6
рища Сталина, развивались основы государственного устройства Российской социалистической советской республики как федерации советских республик народов России, и определялась система органов государственной власти.

Последний пункт этой резолюции гласил: "Разработка этих основных положений Конституции Российской Федеративной Республики поручается Центральному Исполнительному Комитету для внесения на следующий с'езд Советов"1 .

III с'езд советов, приняв декларацию прав трудящегося и эксплоатируемого народа, отвергнутую Учредительным собранием, подтвердив изданные правительством декреты, приняв резолюцию о федеральных учреждениях, отбросив название "временный" (дано было на II с'езде советов) в отношении Совнаркома, тем самым утвердил как постоянные, формы организации власти, созданные II с'ездом.

Ленин в своей речи при закрытии "III всероссийского с'езда советов, оценивая значение этого с'езда, говорил: "Можно сказать с неоспоримым основанием, что третий с'езд Советов открыл новую эпоху всемирной истории, и ныне, в условиях мировой революции, все значение этого с'езда начинает сознаваться все более и более. Этот с'езд, закрепивший организацию новой государственной власти, созданной Октябрьской революцией, наметил вехи грядущего социалистического строительства для всего мира, для трудящихся всех стран.

У нас, в России, в области внутренней политики теперь окончательно признан новый государственный строй Социалистической советской республики, как федерации свободных республик разных наций, населяющих Россию. И теперь всем, даже, уверен, нашим врагам видно, что новый строй, власть Советов, не выдумка, не партийный прием, а результат развития самой жизни, результат стихийно складывающейся мировой революции"2 .

Начиная с III с'езда советов открывается новый этап в создании советской Конституции, а именно выработка самого текста этой Конституции на основе решений III с'езда советов, зафиксировавших важнейшие основы и принципы этой Конституции.

События, связанные с Брестом, отодвинули на некоторое время разработку проекта Конституции. Лишь после IV чрезвычайного с'езда советов вновь избранный ВЦИК 4-го созыва в начале апреля 1918 года сконструировал Конституционную комиссию. Этой Комиссии, возглавляемой тов. Свердловым и включавшей в свой состав товарища Сталина, с'езд поручил разработку текста Конституции. Комиссии пришлось рассмотреть целый ряд представленных ей проектов (эсеровские, анархо-синдикалистские и др.), но все эти проекты оказались недоброкачественными, проводящими антисоветские установки и поэтому были решительно отвергнуты. Работа самой Комиссии, включавшей ряд представителей левых эсеров и максималистов, затруднялась тем, что многие члены ее стояли на ошибочных позициях. Потребовалось авторитетное вмешательство товарища Сталина, чтобы поставить Комиссию на правильные рельсы.

Еще накануне начала работы Комиссии (3 апреля 1918 года) в "Известиях" была опубликована беседа товарища Сталина, содержащая основные установки работы Комиссии и подробно излагающая принципы советской федерации. Товарищ Сталин принял активное участие в работе самой Комиссии, направляя ее по правильному руслу.

В результате 12 заседаний Комиссия составила проект Конституции, причем важнейшая общая часть его была написана на основе представленного товарищем Сталиным проекта общих положений Конституции Российской социалистической федеративной республики, составленного им в развитие своих зачитанных на Комиссии и принятых ею тезисов "О типе Феде-

1 "Известия ВЦИК" N 12 от 17 января 1918 года.

2 Ленин. Т. XXII, стр. 223.

стр. 7
рации Российской Советской Республики". Так уже первая советская Конституция неразрывно связана с именем великого Сталина.

Предложенный V с'езду советов проект Конституции был утвержден. Ленинская декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа вошла в текст Конституции как ее вводная часть.

Такова в кратких словах история создания первой советской Конституции.

Злобным воем встретили буржуазия и соглашатели эту Конституцию, выносившую им смертный приговор. С восторгом встретили Конституцию трудящиеся не только бывшей России, но и за рубежом - Конституцию, провозглашавшую в качестве основной задачи, "рассчитанной на настоящий переходный момент", установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства ввиде мощной всероссийской советской власти, преследующей цели полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма.

Первая советская Конституция, провозгласившая принцип "Не трудящийся да не ест", закрепившая власть за рабочим классом, обеспечившая трудящимся действительные политические свободы и права, действительную широкую демократию, демократию нового, высшего типа, и установившая равноправие наций, - стала знаменем борьбы не только российского, но к международного пролетариата.

Под знаменем этой Конституции трудящиеся Советской страны отстояли в жесточайших боях с империалистскими захватчиками и "отечественной" контрреволюцией завоевания социалистической революции.

Зажигательные строки этой Конституции воодушевляли трудящихся Украины, Белоруссии и Закавказья в борьбе со "своей" буржуазией и оккупантами.

По образцу этой первой советской Конституции были созданы в период 1919 - 1921 годов Конституции всех образовавшихся к тому времени советских социалистических республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии.

Конституция СССР 1924 года

В 1922 году период вооруженной борьбы с интервентами и внутренней контрреволюцией был уже позади. Советская страна победоносно отразила нашествие 14 империалистических государств и стерла с лица земли белогвардейские банды. Рядом с РСФСР, плечом к плечу, стоят славные участники этой борьбы - молодые советские социалистические республики Украины, Белоруссии и Закавказья. Бывшие до революции на положении колоний и полуколоний царизма, а затем сменившего их буржуазного правительства, они получили право на самоопределение лишь в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года и отстояли это право в вооруженной борьбе против интервентов и "собственной" буржуазии.

30 декабря 1922 года в красной столице, в Москве, заседал I с'езд советов Союза советских социалистических республик. В своем докладе на с'езде товарищ Сталин сказал: "Товарищи! В истории советской власти сегодняшний день является переломным. Он кладет вехи между старым, уже пройденным периодом, когда советские республики хотя и действовали вместе, но шли врозь, занятые прежде всего вопросом своего существования, и между новым, уже открывшимся периодом, когда отдельному существованию советских республик кладется конец, когда республики об'единяются в единое союзное государство для успешной борьбы с хозяйственной разрухой, когда советская власть думает уже не только о существовании, но и о том, чтобы развиться в серьезную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку, могущую изменить ее в интересах трудящихся".

Охарактеризовав в кратких, но ярких словах, как пройденный период, так и вновь открывшийся с окончанием гражданской войны, изложив те мо-

стр. 8
тивы, которые настойчиво побуждают все советские социалистические республики об'единиться в одно союзное государство, и указав, какое значение имеет это об'единение для успешного восстановления народного хозяйства, товарищ Сталин, возвращаясь к характеристике значения исторического дня открытия I всесоюзного с'езда советов, заявил: "Но, товарищи, сегодняшний день является не только итоговым, он является вместе с тем днем торжества новой России над старой, над Россией - жандармом Европы, над Россией - палачом Азии. Сегодняшний день является днем торжества новой России, разбившей цепи национального угнетения, организовавшей победу над капиталом, создавшей диктатуру пролетариата, разбудившей народы Востока, вдохновляющей рабочих Запада, превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное и собравшей вокруг этого знамени народы советских республик для того, чтобы об'единить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики"1 .

Предложенные товарищем Сталиным с'езду от имени конференции полномочных делегаций советских социалистических республик декларация и договор об образовании СССР были приняты с'ездом с воодушевлением. Принятием этих исторических документов, положивших начало существованию СССР - мощному союзному государству, об'единяющему на началах полной добровольности и равноправности все советские социалистические республики, - с'езд вписал, говоря словами Сталина, новую главу в историю человечества.

Самая мысль о необходимости тесного союза всех советских республик была ясна уже задолго до этого. Еще в указанных выше первых документах Октябрьской революции развивалась мысль о федерации всех советских республик как о свободном союзе свободных наций.

Однако "в первый период революции, когда трудовые массы национальностей впервые почувствовали себя самостоятельными национальными величинами, между тем как угроза иностранной интервенции не представляла еще реальной опасности, сотрудничество народов не имело еще вполне определенной, строго установившейся формы"2 .

Но уже в огне гражданской войны начали выковываться эти формы сотрудничества народов ввиде военно-политического союза республик, дополняемого хозяйственным соглашением. К осени 1921 года РСФСР была уже связана договорными отношениями (конвенциями) со всеми советскими республиками. Согласно заключенным договорам, объединялись не только вооруженные силы, но и ряд органов хозяйственного управления. ВЦИК, по этим договорам, превращался в федеративный орган для всех указанных республик и включал в свой состав представителей этих республик, избранных на республиканских с'ездах советов.

Однако этот способ об'единения советских республик путем отдельных договоров с каждой из них был, как уже стало ясно к 1922 году, далеко не совершенной формой об'единения. Огромные задачи, вставшие в области восстановления народного хозяйства, а равно потребность тесного сплочения перед лицом капиталистического окружения диктовали необходимость создания единого союзного государства. К тому же толкало, разумеется, и "само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе" (Сталин).

Уже в конце 1921 года по инициативе Ленина и Сталина началась подготовка к тесному об'единению республик Закавказья, и 12 марта 1922 года была создана Закавказская федерация, сыгравшая такую огромную роль в деле уничтожения национальной розни, в деле восстановления и под'ема народного хозяйства республик Закавказья.

1 И. В. Сталин "Марксизм и национальный вопрос", стр. 96 - 97.

2 Из резолюции XII с'езда РКП (б) то докладу товарища Сталина.

стр. 9
С середины 1922 года то инициативе закавказских республик во всех советских республиках быта развернута широкая кампания за создание Союза советских социалистических республик. 26 декабря 1922 года товарищ Сталин да X всероссийском с'езде советов выступил с докладом об объединении советских республик, в котором он ярко обрисовал обстоятельства, определяющие "неизбежность об'единения советских республик в одно союзное государство", и указал, исходя из резолюций, полученных ВЦИК от других советских республик, на основные принципы построения государственных форм этого об'единения.

X всероссийский с'езд безоговорочно и единодушно присоединился к предложению братских республик о создании Союза.

Таким образом, I с'езд советов ССР, собравшийся после того, как вопрос об объединении был решен на с'ездах каждой из советских социалистических республик, явился заключительным этапом в развитии форм того братского сотрудничества народов России, которое установилось, начиная с октября 1917 года, когда пролетариат РСФСР, взяв власть в свои руки, провозгласил основные принципы ленинско-сталинской национальной политики государственным законом.

Избранный на I всесоюзном с'езде советов ЦИК СССР 20 января 1923 года создал Комиссию для разработки проекта союзной Конституции. Основные установки для работы Комиссии были даны в ряде партийных решений и о докладах товарища Сталина на XII партийном с'езде и IV июньском совещании при ЦК РКП с работниками национальных республик и областей. Непосредственное руководство работой Комиссии осуществлялось товарищем Сталиным.

6 июля 1923 года 2-й сессией ЦИК СССР была принята и введена в действие разработанная Комиссией Конституция. Окончательное утверждение Конституции СССР состоялось в 1924 году, на II всесоюзном с'езде советов, в скорбные дни, когда вся страна переживала потерю великого Ленина.

Конституция СССР 1924 года состояла из двух частей: декларации и договора об образовании СССР. В декларации, написанной сжатым, но предельно выразительным, замечательным сталинским стилем, давалась яркая характеристика национального гнета в лагере капитализма и разрешения национального вопроса в лагере социализма, а также излагались причины, побудившие советские республики образовать Союз ССР, и принципы, легшие в основу этого Союза.

Договор же излагал формы государственного устройства, указывая предметы ведения верховных органов Союза, закрепляя охрану суверенитета союзных республик и определяя конструкцию органов государственной власти. При этом самое строение верховного органа в лице ЦИК СССР гарантировало равноправие наций.

Равноправие всех наций, добровольность об'единения, охрана суверенитета союзных республик, обеспечение права свободного выхода союзных республик и открытие доступа в Союз всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть, - вот основные положения Конституции Союза 1924 года.

Эта Конституция Союза ССР, так же как и первая советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 года, - неразрывно связана с именем великого Сталина. На основе этой Конституции шло наше развитие в течение всех этих замечательных лет, от первых шагов в области восстановления народного хозяйства и под'ема нищенского уровня его до превращения СССР в передовую во всех отношениях страну, в страну социализма.

Сталинская Конституция СССР 1936 года

Конец декабря 1936 года. Советское социалистическое государство возвышается могучим утесом над сонмом раздираемых внутренними противоречиями буржуазных государств. Далеко позади остались годы гражданской

стр. 10
войны, голод, разруха и первые шаги в области восстановления народного хозяйства. В результате упорной борьбы, которую в течение 19 лет вели под руководством партии народы СССР, борьбы на военном и хозяйственном фронтах, борьбы с врагами революции, в какой бы личине они ни являлись, и борьбы с собственной темнотой, неграмотностью, технической отсталостью - в результате этой борьбы наша страна стала страной социализма, страной изобилия, страной мощного технического прогресса, страной счастливой, полнокровной творческой жизни, не знающей более ни антагонистических классов, ни ужаса безработицы.

В эти декабрьские дни 1936 пода внимание не только трудящихся СССР, но и всего человечества было приковано к красной столице, где заседал Чрезвычайный VIII всесоюзный с'езд советов.

Трудящиеся всего мира слушали, затаив дыхание, доклад любимого вождя народов СССР и международного пролетариата товарища Сталина.

5 декабря 1936 года, после пятимесячного всенародного обсуждения и единодушного одобрения, С'ездом советов была утверждена новая Конституция СССР. Эта Конституция - творение великого Сталина - отразила в себе все богатство содержания нашей эпохи, подвела величественные итоги коренным изменениям во всем общественном устройстве страны, она как в, зеркале отразила нашу счастливую, радостную жизнь.

Новая Конституция СССР (1936 года) заменила собой Конституцию 1924 года.

Понятны причины, вызвавшие необходимость такой замены.

На VIII с'езде советов, говоря об этих причинах изменения Конституции, товарищ Сталин отметил: "Это был первый период НЭП'а, когда Советская власть допустила некоторое оживление капитализма при всемерном развитии социализма, когда она рассчитывала на то, чтобы в ходе соревнования двух систем хозяйства, капиталистической и социалистической, организовать перевес социалистической системы над капиталистической". В нескольких штрихах, со свойственным ему мастерством, товарищ Сталин воспроизвел "картину нашей экономики в 1924 году".

Промышленность, хотя и восстанавливаемая понемногу, "далеко еще не довела своей продукции до довоенного уровня. Она базировалась на старой отсталой и небогатой технике. Конечно, она развивалась в сторону социализма. Удельный вес социалистического сектора нашей промышленности составлял тогда около 80 процентов. Но сектор капитализма имел все же за собой не менее 20 процентов промышленности.

Наше сельское хозяйство представляло еще более неприглядную картину. Правда, класс помещиков был уже ликвидирован, но зато класс сельскохозяйственных капиталистов, класс кулаков, представлял еще довольно значительную силу. В целом сельское хозяйство напоминало тогда необ'ятный океан мелких единоличных крестьянских хозяйств с их отсталой средневековой техникой. В этом океане в виде отдельных точек и островков существовали колхозы и совхозы, которые не имели еще, собственно говоря, сколько-нибудь серьезного значения в нашем народном хозяйстве. Колхозы и совхозы были слабы, а кулак был еще в силе. Мы говорили тогда не о ликвидации кулачества, а о его ограничении.

То же самое надо сказать насчет товарооборота в стране. Социалистический сектор в товарообороте составлял каких-нибудь 50 - 60 процентов, - не больше, а все остальное поле было занято купцами, спекулянтами и прочими частниками"1 .

Совершенно ясно, что Конституция 1924 года, записавшая завоевания того времени и отражавшая, следовательно, обстановку того периода, не могла быть оставлена без изменения на том этапе, когда, говоря словами товарища Сталина, победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства стала фактом.

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 8. Партиздат. 1936.

стр. 11
Именно это и вызвало около двух лет назад решение VII всесоюзного с'езда о внесении изменений в Конституцию. Руководствуясь решением этого с'езда, ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под руководством товарища Сталина.

1 июня 1936 года Президиум ЦИК, заслушав доклад председателя Конституционной комиссии товарища Сталина о проекте Конституции, одобрил этот проект, назначил срок созыва с'езда для рассмотрения и утверждения проекта и передал его на всенародное обсуждение. Самый факт передачи на всенародное обсуждение проекта Конституции, будучи беспримерным, в политической истории всех стран, является ярчайшим показателем глубины и размаха социалистического демократизма.

Об этом же красочно свидетельствует самая интенсивность обсуждения проекта, то активное участие, которое приняли в обсуждении трудящиеся всей нашей необ'ятной страны, вплоть до самых отдаленных уголков ее, та политическая зрелость, которую они проявили, в процессе обсуждения, тот поток предложений и добавлений к проекту, который не иссякал за все 5 месяцев обсуждения, наконец, то характерное для наших высших органов внимание, которое было уделено всем замечаниям трудящихся по поводу проекта.

Что отличает нашу новую Конституцию от предшествующих ей советских Конституций? На это может быть дан лишь один ответ: Конституция 1936 года отличается от прежних советских Конституций тем, что она является Конституцией победившего социализма.

Конституция, как указал товарищ Сталин, не является программой. Она в отличие от программы записывает то, что уже завоевано и осуществлено. Многое из того, что теперь записано новой Конституцией как завоеванное, в годы принятия Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года было лишь задачей, разрешение которой стояло впереди.

Провозглашая советское государство социалистическим государством рабочих и крестьян, говоря о советах депутатов трудящихся как о политической основе СССР, новая Конституция исходит из завоеванного уже, дает слепок с уже созданного в своей основе социалистического общества. Это видно и из указания на социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на средства и орудия производства как на экономическую основу СССР, на важнейшие виды всенародного достояния, на закрепление земли за колхозами в бессрочное и бесплатное пользование, на охрану законов прав личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на допущение мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключающего эксплоатацию, на роль государственного народнохозяйственного плана и на осуществление в СССР лозунгов социализма.

Если I глава навой Конституции зафиксировала наши завоевания в области общественных основ СССР, то II глава записала то, что завоевано в области национальной политики. В 1922 году СССР об'единял 4 республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, - к которым на протяжении ближайших лет присоединились еще 3 республики, образованные к тому времени в результате размежевания Средней Азии: Туркменская ССР, Узбекская ССР и позднее - Таджикская ССР (преобразованная из автономной республики). 13-я же статья новой Конституции СССР говорит уже об 11 равноправных советских социалистических республиках, входящих в СССР.

Это увеличение числа союзных республик - результат: 1) ликвидации Закавказской федерации, сыгравшей свою положительную роль, и 2) преобразования еще двух автономных республик в союзные. Таким образом, с СССР вошло 5 новых союзных республик, из которых 3: Азербайджанская ССР, Грузинская ССР и Армянская ССР - раньше входили в ЗСФСР и, следовательно, в Союз входили не непосредственно, а через ЗСФСР. Казахская ССР и Киргизская ССР ранее были автономными республиками. Самый

стр. 12
факт перевода национальных образований из разряда автономных республик в союзные республики является чрезвычайно характерным для советского федерализма.

Об объективных признаках, дающих основание для подобного перевода, подробно говорил товарищ Сталин та VIII с'езде советов: 1) "необходимо, чтобы республика была окраинной, не окруженной со всех сторон территорией СССР", так как лишь при этих условиях республика имеет "возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР", 2) "необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство" и 3) "необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона"1 .

Указанием на эти об'ективные признаки товарищ Сталин подчеркнул необдуманность предложения о преобразовании союзных советских социалистических республик в зависимости от достижения соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития.

Глава сталинской Конституции о государственном устройстве СССР, трактуя свыше, чем о 50 республиках (союзных и автономных), автономных областях и национальных округах, возникших и окрепших в результате последовательного проведения ленинско-сталинской национальной политики, ярко выражает "настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства" (Сталин).

"Истекший период, - говорил товарищ Сталин на VIII с'езде советов, - с несомненностью показал, что опыт образования многонационального государства, созданного на базе социализма, удался полностью... В результате мы имеем теперь вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое государство, прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света"2 .

Конституция закрепляет как логическое следствие факта построения социалистического общества огромное дальнейшее развитие советской социалистической демократии. Переход ко всеобщему, прямому и равному избирательному праву при тайном голосовании дает в руки трудящихся средство подтянуть все учреждения и организации и заставить их улучшить свою работу, "всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР, - говорил товарищ Сталин в беседе с Рой Говардом, - будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти"3 .

Вполне естественно, что на том этапе, когда еще существовали в советском государстве антагонистические классы, это предоставление всеобщего, прямого и равного избирательного права не могло иметь места.

Ликвидация эксплоататорских классов, коренные изменения, происшедшие в процессе социалистического строительства с существующими в СССР классами, отсутствие у нас антагонистических классов, постепенное стирание грани между рабочими, крестьянами и интеллигенцией - все это дало основание считать, что наступил момент, когда становятся излишними ограничения избирательного права и избирательные преимущества, закрепленные прежними советскими Конституциями. "Ленин еще в 1919 году говорил, что недалеко то время, когда Советская власть сочтет полезным ввести всеобщее избирательное право без всяких ограничений, - напоминал товарищ Сталин в своем докладе на VIII Всесоюзном с'езде советов. - Обратите внимание: без всяких ограничений. Это он говорил в то время, когда иностранная военная интервенция не была еще ликвидирована, а наша про-

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 35 - 36. Партиздат. 1936.

2 Там же, стр. 14, 15.

3 Беседа товарища Сталина с председателем американского газетного об'единения "Скриппс-Говард Ньюспейперс" г-ном Рой Говардом 1 марта 1936 года, стр. 16. Партиздат.

стр. 13
мышленностъ и сельское хозяйство находились в отчаянном положений. С тех пор прошло уже 17 лет. Не пора ли, товарищи, выполнить указания Ленина? Я думаю, что пора..."1 .

Переход к прямым выборам, естественно, должен был повлечь за собой изменение существующей системы государственных органов. Устанавливая новую систему строения высших, областных и районных государственных органов в лице Верховного совета СССР и, его Президиума, Верховных советов союзных республик и их Президиумов и краевых, областных и районных советов депутатов трудящихся, уточняя функции между высшими органами государственной власти и органами управления, закрепляя законодательную власть исключительно за Верховным советом, устанавливая выборность и срок полномочий судебных органов, новая Конституция способствует усовершенствованию государственного механизма в целом, сближению государственного аппарата с массами, дальнейшему претворению в жизнь ленинского принципа вовлечения масс в управление государством.

Новую Конституцию СССР с восторгом приветствуют не только трудящиеся нашей страны, но и всего мира. О X главе ее никто не может говорить без глубочайшего волнения, хотя, как правильно отмечало огромное большинство трудящихся в процессе обсуждения проекта Конституции, все перечисленные в ней права: на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости и в случае болезни, обеспечение интересов матери и ребенка, свобода печати, слова, мнений, шествий, и т. д., и т. п. - давно уже стали привычными для трудящихся СССР. Конституция и здесь записала уже завоеванные достижения, прочно вошедшие в жизнь советских граждан. Сила этой главы Конституции в том, что, обобщив то, что уже претворено в жизнь, она наглядно отразила счастливую жизнь советского свободного народа, ярко показала всю глубину и величие советской туманности, всю ту, возможную лишь в условиях нашей социалистической родины всестороннюю заботу о человеке, которой окружены люди нашей страны.

"Конституция пронизана сталинской заботой о человеке", - заявляли трудящиеся при обсуждении проекта Конституции.

И с полным основанием тов. Молотов в своей речи на Чрезвычайном VIII с'езде советов, указывая, что Конституция закрепила лишь то, что "возникло в нашем государстве на основе победы социализма", говорил: "Но разве это не факт, что опубликование новой Конституции, Конституции социализма, было воспринято широкими массами и всеми нами, как дающее нечто новое, как открывающее новые перспективы в жизни народов СССР? Конституция только подвела общий итог завоеваниям социалистической революции, только записала то, чем мы на деле владеем, что уже в наших руках. Она простыми и точными словами только свела в одно целое то, чем владеют народы, построившие социализм в СССР, без всяких деклараций о будущем, о дальнейших целях СССР. Но разве не факт, что даже этого оказалось достаточно, чтобы значительно расширить наш социалистический горизонт и как бы окрылить миллионы и миллионы простых людей, сделавших новую Конституцию боевым знаменем дальнейшей борьбы за дело коммунизма?"2 .

Сталинская Конституция, являющаяся "единственной в мире до конца демократической конституцией" (Сталин), Конституция победившего социализма, вдохновляет и мобилизует широкие массы нашего Союза на завоевание новых побед. Ярким свидетельством этого являются могучий рост стахановского движения, общий под'ем производства, умножение рядов героев Советского союза, новые рекорды во всех областях труда. Новая Конституция, наглядно показав то, чем мы владеем, еще и еще раз укрепляет нашу волю к победе, нашу решимость отстоять свои завоевания от всех покуше-

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 41. Партиздат. 1936.

2 Молотов "Конституция социализма", стр. 7. Партиздат.

стр. 14
ний врагов, поднимает нашу революционную бдительность, усиливает наш гнев против преступного отребья фашистской гнусной троцкистско-каменевско-зиновьевской банды убийц, еще теснее сплачивает нас вокруг знамени большевистской партии.

Сталинская Конституция воодушевляет и зовет к победе против фашизма испанский героический народ, усиливает позицию антифашистов во всем мире.

Свидетельствуя перед лицом всего человечества о том, "что то, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, - уже осуществлено в СССР" (Сталин)1 , новая Конституция еще более укрепляет роль СССР как оплота и светоча подлинного демократизма во всем мире.

90 лет назад, подобно набату, на весь мир раздались слова "Коммунистического манифеста". В этом замечательнейшем документе великими основоположниками марксизма с огромной силой, в сжатых, почти математически точных формулах была доказана неизбежность победы пролетариата и очерчена его историческая задача.

"Призрак ходит по Европе, призрак коммунизма", - угрожающе для одних и радостно для других, для большинства человечества, прозвучали огненные слова этого манифеста. И как боевой клич, организующий международный пролетариат, зазвучал со страниц "Коммунистического манифеста" призыв: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

И сейчас, в лице новой сталинской Конституции, великой хартии освобожденного человечества, прямыми нитями связанной с "Коммунистическим манифестом", мы имеем документ уже победившего социализма. Коммунизм - уже не призрак: он вошел в жизнь, стал действительностью на одной шестой части земного шара.

И уже не только на страницах партийной программы, но и в Конституции, в Основном Законе государства, формулируется и закрепляется руководящая роль коммунистической партии: "...наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся об'единяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядам трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

Наличие этой партии, созданной и руководимой великими Лениным и Сталиным, партии, закаленной в огне классовых битв, партии, верной заветам Маркса - Энгельса и высоко держащей непобедимое знамя марксизма-ленинизма, - обеспечило осуществление социализма в СССР и обеспечивает дальнейшее наше продвижение к высотам коммунизма.

И приятно, почему при обсуждении проекта Конституции трудящиеся первое свое слово обращали к партии и величайшему вождю современности - Сталину, выражая свою безграничную преданность, любовь и благодарность.

Понятно, почему самое имя - Сталин - международный пролетариат поднимает вверх как знамя, как синоним грядущего освобождения всего человечества.

1 И. В. Сталин. О проекте Конституции Союза ССР, стр. 43. Партиздат. 1936.

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама