Рейтинг
Порталус

Арестованная дверь. Судебные приставы против должников - кто кого?

Дата публикации: 08 февраля 2016
Автор(ы): Светлана ШЕРСТОБОЕВА
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Томский вестник, 11-30-2001
Номер публикации: №1454923448


Светлана ШЕРСТОБОЕВА, (c)


Арест и изъятие имущества - процесс малоприятный и для тех, у кого арестовывают, и для тех, кто арестовывает. Должники теряют нажитое годами, а судебные приставы скрепя сердце вынуждены, исполняя свои должностные обязанности и решения суда, отнимать у семьи порой самое необходимое.

Теперь в квартире - как на вокзале

С 18 сентября квартира Уткиных, что живут на Иркутском тракте, превратилась в своеобразный аналог "черновой отделки".

После ухода судебных приставов в их доме не стало дверей.

Совсем. Ревностные служители во исполнение решения суда еще по весне описали имущество на сумму в 9 тысяч рублей: телевизор и кухонный гарнитур, а также межкомнатные двери. В практике работы данной структуры - это нонсенс. По крайней мере, сама судебный пристав Надежда Груздева призналась, что ранее ей никогда не приходилось заниматься подобными вещами, то есть снимать с петель двери или окна.

В квартире, где проживают четверо человек: сам должник Владимир Николаевич, его жена Тамара Ивановна и двое разнополых детей Николай (17 лет) и Вика семи лет, - с тех пор никаких секретов друг от друга нет. Дверной проем в туалет закрыли полиэтиленовой пленкой и покрывалом, однако опыт показал, что деревянная створка служила более надежным заслоном против ароматов, которые разносятся теперь по всей квартире. Ровно 75 дней каждый член семьи вынужден был докладывать домочадцам о своей потребности уединиться, чтобы ненароком не побеспокоили. Также мучились и с ванной комнатой: и супруги, и дети были воспитаны отнюдь не в нудистских традициях, потому по старинке стеснялись друг друга при помывке.

- Два с половиной месяца мы живем в таких условиях, - возмущенно говорит хозяйка. - Как так можно унижать человеческое достоинство, ущемлять мои права! Ведь ни я, ни мои дети - не преступники и ни в чем не виноваты. А как бы мы входили в зиму, окажись у нас пластиковые окна? Их бы тоже забрали?

Трудно понять логику выносящих имущество, однако были оставлены двери в кухню, а также входные, но вот от ванной и туалета, комнат уехали на склад фонда имущества. Тамара Ивановна обила все пороги, ходила к начальнику службы судебных приставов, к их вышестоящему начальству - в управление юстиции, была на приеме у прокурора области, но так ничего и не добилась. После стольких мытарств судьба дверей до сих пор не решена.

А где мне взять такую тещу?

С тех пор как четыре года назад появилась служба судебных приставов, должники, вынужденные расстаться со своим имуществом, изрядно научились хитрить. Не исключением в общем ряду стала и семья Уткиных. С разъяснениями по поводу странной ситуации с дверьми я обратилась к Дмитрию Онскулю, главному судебному приставу по Томской области, который изложил свою точку зрения. Естественно, зашел разговор и об изначальном происхождении долга. Владимир Уткин не просто взял взаймы деньги у соседа и теперь по суду обязан вернуть одолженную сумму. Еще в 1999 году он, возвращаясь с охоты (это удалось выяснить у самого Владимира Николаевича), сбил автомобилем человека на трассе, который скончался на месте.

Суд, длившийся полтора года, признал вину водителя, в результате Владимир Николаевич обязан выплатить матери потерпевшего, которая проживает в Челябинской области, в деревне, около 25 тысяч рублей.

Приставы неоднократно откладывали исполнение судебного решения в связи с подачей Уткиным кассационных жалоб, но в результате его все-таки обязали выплатить всю сумму.

Исполнительное производство было возбуждено в апреле 2001 года (теперь это пухлое дело, в котором масса страниц). Однако судебные приставы чуть-чуть не успели, так как 8 апреля все имущество Уткины вывели из-под ареста путем акта дарения, зарегистрированного у нотариуса.

Согласно этому документу, все ценное, что было в этом далеко не нищем доме (судя по списку), было подарено Тамаре Ивановне ее матерью.

- Огласите весь список, пожалуйста, - попросила я Дмитрия Андреевича, и он зачитал: "Корпусная мебель, спальный гарнитур, холодильник, морозильная камера, стиральная машина (две шутки), электроплита и даже ... ружье".

Заметьте, ружье презентовали именно дочери, но на охоту с ним почему-то отправлялся зять. По закону оспаривать данный акт дарения имеет право только Щеголева (мать погибшего при аварии в ДТП). Судебные приставы лишь разводят руками.

И позвольте сделать еще один маленький штрих к портрету... С тех пор, как было возбуждено исполнительное производство, Владимир Уткин на всякий пожарный снял со сберкнижки даже последние жалкие остатки денег. У него там лежало 10 рублей 67 копеек, сейчас осталась только мелочь.

В службе судебных приставов мне показали заявление Владимира Николаевича, в котором он "собственноручно" просил отложить исполнение решения суда об изъятии имущества до 3 сентября (сын поступал в вуз, дочка пошла в первый класс, как жить без дверей?). В свою очередь он обязался погасить долг в полном объеме. Руководство службы судебных приставов пошло ему навстречу, однако ни к назначенной им же самим дате, ни на конец ноября денег накопить не удалось.

Как рассказала мне Тамара Ивановна, ее супруг предлагал и другой вариант погашения долга. Поскольку он длительное время работает на одном и том же месте, то согласен выплачивать ежемесячно по 500 рублей. Нетрудно подсчитать, что вся сумма будет выплачена только к 2006 году. Понятно, что потерпевшая Щеголева на данное предложение не согласилась. Ведь неизвестно, сможет ли она через четыре с лишним года купить на эти полтысячи в месяц даже шоколадку. И доживет ли вообще до означенного срока...

Нельзя сказать, что больше у Уткиных взять нечего. Есть у них даже дача, где они скрывались от судебных приставов все лето, однако все это не подлежит изъятию, поскольку лично Владимиру Николаевичу не принадлежит. Даже для того, чтобы унести из квартиры несчастный черно-белый телевизор "Изумруд", старый, как заявляет Уткина, купленный еще до брака, снять двери, приставам пришлось бессчетное число раз выезжать по адресу вместе с машиной и грузчиками. В исполнительном производстве масса актов одного и того же содержания: "Двери судебному приставу не были открыты, ребенок сказал, что никого нет дома", "Пристав не смог попасть в квартиру", "При входе в дверь Уткина Т.И. оказала сопротивление, растолкала кулаками и убежала". В очередной заход приставы пытались самостоятельно попасть в квартиру, но им это не удалось. И, наконец, 18 сентября удача улыбнулась представителям закона, и все описанное имущество было изъято. Отныне дверные проемы зияют девственной пустотой.

Если нельзя, но очень хочется, то можно?

Перед тем как приступить к снятию дверей, пристав Надежда Груздева проконсультировалась у главного архитектора города, являются ли декоративные створки неотъемлемой частью квартиры. Он сказал, что нет, это считается уже частью интерьера. А двери у Уткиных были действительно не из картонного ДСП, а из дерева, заказанные в колонии по индивидуальному эскизу. Однако у адвоката Уткиных - Вячеслава Грибовского - другое мнение. Действиями Груздевой нарушены интересы не только должника, но и жены и двух детей, проживающих в его квартире. В соответствии со свидетельством о собственности на недвижимость, дверные блоки являются общей долей собственности, то есть от каждой изъятой двери должнику В.Н. Уткину принадлежит только одна четвертая часть. И, конечно же, распиливать на куски их никто не будет.

И еще один момент, отмеченный адвокатом: дверь и коробка (которая осталась в квартире) являются одним целым и вместе составляют дверной блок и попадают под понятие неделимой вещи, предусмотренное ст. 133 Гражданского кодекса, так как без изменения дверь не подойдет в другому проему, а использование одной створки невозможно. Также бессмысленно изымать ручку от мясорубки - смысла нет.

- Можно в погашение долга снять не только двери и окна, но и вырвать унитаз, срезать смесители, убрать ванну, - продолжает свою мысль Вячеслав Алексеевич. - Все это тоже дорогостоящие и ценные вещи. К тому же реализовать их будет намного легче.

Можно представить себе, что в дальнейшем найдется покупатель и на черно-белый телек б/у, и даже на гарнитур, но кому, скажите, нужны коричневые лакированные двери, хоть и красивые, но в сущности бесполезные? С точки зрения эстетики и здравого смысла, они же не будут гармонировать с чужими белыми косяками!

Томский случай с межкомнатными дверьми невольно наталкивает на аналогию с действиями судебных приставов с Алтайского края (об этом недавно прошел сюжет по региональным новостям). Там в квартире малоимущих, где взять было категорически нечего, за долги по коммунальным платежам перерезали трубы с горячей водой, а также сняли и увезли батареи отопления. Данным изъятием не только частично погасили задолженность, но и лишили возможности делать долги впредь. Нет тепла - не будет и долгов...

Самый главный документ, который должен регламентировать действия судебных приставов и помог бы избежать подобных казусов, - это приложение N 1 к Гражданско-процессуальному кодексу. Однако в Перечне видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, вы не найдете таких терминов, как "межкомнатные двери" или "радиаторы отопления". Он был составлен около полувека назад и с тех пор ни разу не изменялся и не дополнялся.

Приведу лишь несколько пунктов: "Взыскание не может обращено на следующие виды имущества и предметы (приводим с сокращениями- С.Ш.): головные уборы по одному на каждый сезон (для женщин, кроме того, два летних платка и один теплый платок или шаль);

мебель - по одной кровати и стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф и один сундук на семью". По существующим десятилетиями правовым нормам не имеют права изымать даже корм для скота.

Составителям было искренне жаль скотину. А в случае с Уткиным среди пострадавших не быки и не свиньи, а дети...

P.S. Суд по вопросу законности изъятия имущества, назначенный на 29 сентября, не состоялся. Очередное заседание перенесено на 7 декабря. Может, чем жить нараспашку, Уткину проще взять да и заплатить оставшиеся 20 тысяч рублей, спокойно забрав свои двери назад? И детям будет спокойнее, и матери, потерявшей два года назад все-таки не комфорт и уют, а любимого сына.

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама