Рейтинг
Порталус

РОЛЬ СОЮЗА ССР В РАЗВИТИИ СОВЕТСКИХ НАЦИЙ И НАРОДНОСТЕЙ (1922 - 1928 гг.)

Дата публикации: 17 января 2017
Автор(ы): С. И. ЯКУБОВСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Номер публикации: №1484603181


С. И. ЯКУБОВСКАЯ, (c)

К 50-летию образования СССР

Основной целью ленинской национальной политики постоянно было сплочение трудящихся всех советских наций в борьбе за осуществление великих идеалов социалистического и коммунистического строительства. "Главным выразителем тенденции к объединению, ведущей силой этого процесса, как и социалистической революции, выступал рабочий класс"1 . Образование СССР явилось великой исторической вехой в развитии процесса братского сотрудничества советских народов.

Образование СССР - добровольного государственного союза равноправных и суверенных народов - открыло широкие перспективы для всестороннего развития всех советских наций и народностей, выявления их творческих потенций. Объединение в составе единого союзного государства позволило сплотить советские народы для решения коренных задач социалистического строительства, одной из которых являлось последовательное осуществление интернационалистских принципов ленинской национальной политики. Обширная программа мероприятий в области национальной политики была сформулирована в решениях X и XII съездов Коммунистической партии. Большое внимание в этих решениях уделялось ликвидации такого наследия времен царизма, как фактическое неравенство наций. Выполнение этой задачи было связано прежде всего с ликвидацией многоукладности экономики страны. В разработанной под руководством В. И. Ленина резолюции X съезда РКП (б) ликвидация фактического неравенства наций трактовалась как задача более активного вовлечения в социалистическое строительство народов, находившихся на докапиталистических стадиях развития. Речь шла о социалистическом преобразовании "феодальных и полуфеодальных окраин царской России" в процессе борьбы за победу социализма2 .

Проблема ликвидации фактического неравенства наций в СССР получила известное отражение в трудах советских историков, юристов и философов. Была раскрыта органическая связь ликвидации фактического неравенства наций с борьбой за построение социализма, показано, что решение этой задачи обусловлено закономерностями процесса социалистического и коммунистического строительства. Значительным вкладом в исследование проблемы явились работы, посвященные переходу ранее отсталых народов к социализму, минуя капиталисти-


1 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик". Постановление ЦК КПСС. М. 1972, стр. 10.

2 См. там же, стр. 14.

стр. 3


ческую стадию развития. Тем не менее до сих пор отсутствуют монографические исследования о преодолении фактического неравенства наций и народностей в СССР. Вследствие этого отдельные теоретические и конкретно-исторические аспекты проблемы не получили должного освещения. Нет ясного толкования и самого термина "фактическое равенство". Автор данной статьи понимает его как решение формационной задачи, то есть задачи превращения советских наций в однотипные по своей социально-экономической структуре. В статье ставится задача осветить роль союзных органов власти в борьбе за создание благоприятных условий для развития наций и народностей со времени образования СССР по первый год первой пятилетки (1927/28 г.) включительно. 1929 год, в течение которого произошел скачок в осуществлении социальной реконструкции, явился новым историческим рубежом и в процессе развития всех советских наций. Национальная политика Советской власти, как известно, включает в себя ряд аспектов. В статье анализируются мероприятия, направленные на укрепление советской национальной государственности народов и на преодоление их отсталости, унаследованной от времен царизма.

Уже в первых актах союзное государство провозгласило одной из своих главных целей создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития и братского сотрудничества всех наций и народов СССР. В обращении Президиума ЦИК Союза ССР "Ко всем правительствам и народам мира", извещавшем об образовании СССР, говорилось: "Созданное таким образом на основе братского сотрудничества народов советских республик союзное государство ставит себе целью сохранение мира со всеми народами. Равноправные национальности в тесном взаимодействии и совместной работе будут рука об руку развивать свою культуру и благосостояние и осуществлять задачи власти трудящихся"3 . Создание союзных органов власти - ЦИК, СНК, СТО, ВСНХ - и союзных наркоматов обеспечило возможность усилить планомерность в проведении мероприятий по ликвидации фактического неравенства. Это проявилось уже в 1923 г. при распределении ассигнований на развитие различных отраслей народного хозяйства, а также в декрете СНК СССР "О порядке управления промышленными предприятиями союзного значения"4 . Согласно этому декрету, многие предприятия республик переводились на союзный бюджет.

Ликвидация фактического неравенства наций была сопряжена с преодолением гигантских трудностей, связанных с тем, что народы СССР находились на разном уровне социально- экономического и культурного развития; многие из них ко времени победы Великой Октябрьской социалистической революции были еще на стадии феодального развития, а у отдельных народностей сохранялись даже первобытнообщинные формы. Резкие диспропорции в уровне развития отраслей хозяйства как внутри республик, так и между ними были унаследованы от прошлого, выражая собой действие закона неравномерности развития капитализма и результат политики национально-колониального угнетения, которую проводили господствующие классы царской России.

Историческую роль в ликвидации отсталости ранее угнетенных народов призваны были сыграть помощь русского пролетариата, русского народа и укрепление советской государственности самих народов. В. И. Ленин поставил эти задачи еще в своих дореволюционных трудах. Полемизируя с польскими социал-демократами, он писал в работе "Итоги дискуссии о самоопределении": "Но где же основания думать, что большая нация, большое государство, перейдя к социализму, не сумеет привлечь маленькой, угнетенной нации в Европе посредством


3 "История Советской Конституции". Сборник документов. М. 1958, стр. 427.

4 Собрание узаконений (СУ), 1923, ст. 913.

стр. 4


"бескорыстной культурной помощи"? "Трудящиеся массы, освобождающиеся от ига буржуазии, всеми силами потянутся к союзу и слиянию с большими и передовыми социалистическими нациями, ради этой "культурной помощи", лишь бы вчерашние угнетатели не оскорбляли высокоразвитого демократического чувства самоуважения долго угнетавшейся нации, лишь бы предоставили ей равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве, в опыте построить "свое" государство"5 . Аналогичные мысли он высказал и в работе "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме".

Намечая программу ликвидации фактического неравенства наций, X съезд партии отметил, что ее реализация будет длительным процессом. В решении съезда подчеркивалось, что огромное историческое значение для ликвидации фактического неравенства имеет создание и укрепление советской государственности. Как отмечалось в резолюции съезда, задача партии состояла в том, чтобы "помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед Центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения"6 . Решение X съезда РКП (б) ориентировало прежде всего на ликвидацию политической отсталости народов и развитие их общественной самодеятельности, ибо только на основе укрепления диктатуры пролетариата во всех республиках, только на основе роста общественной и трудовой самодеятельности трудящихся всех наций можно было решить задачу социалистического строительства.

Ликвидация политической отсталости народов была органически связана с ликвидацией их экономической отсталости. Эти задачи взаимно обусловливали друг друга. В первые годы существования Советского союзного государства были осуществлены крупные преобразования, направленные на создание и укрепление советской государственности народов, на обеспечение условий для консолидации наций. В Средней Азии в результате проведения национально-государственного размежевания были образованы Узбекская и Туркменская социалистические республики. Истории этого размежевания посвящен ряд работ; первые из них появились еще в середине 20-х годов7 , в последующее время эта проблема затрагивалась в научных трудах по истории советского общества и особенно в коллективных работах и монографиях по истории республик Средней Азии и Казахстана8 . Проведение национально-государственного размежевания в Средней Азии имело не локальное, а принципиальное международное значение. Воссоединение ранее раздробленных народов было осуществлено на основе их свободного волеизъявления, достигнутого между ними добровольного


5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 36.

6 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", Т. 2. Изд. 8-е, стр. 252.

7 И. М. Варейкис, О. Зелинский. Национально-государственное размежевание Средней Азии. Ташкент. 1925.

8 См. "История народов Узбекистана". Т. II. Ташкент. 1951; "История Туркменской ССР". Т. II. Ашхабад. 1957; "История Киргизской ССР". Т. II. Фрунзе. 1963. "История таджикского народа". Т. III. Душанбе. 1965; "История Казахской ССР". Т. II (эпоха социализма). Алма-Ата. 1967; А. Нусупбеков. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике. Алма-Ата. 1953; Х. Т. Турсунов. Образование Узбекской Советской Социалистической Республики". Ташкент, 1957; Э. Воскобойников, А. Зевелев. Турккомиссия ВЦИК и СНК. Ташкент. 1957; А. И. Ишанов. Укрепление государства в Узбекистане в начальный период восстановления народного хозяйства. "Ученые записки" юридического факультета САГУ. Вып. III. 1957; С. Назаров. Из истории деятельности Средазбюро ЦК РКП (б). Ташкент. 1965, и др.

стр. 5


соглашения. Вновь образовавшиеся советские республики - Узбекская и Туркменская - на III Всесоюзном съезде Советов (май 1925 г.) были приняты по их заявлению в состав СССР.

Национальное размежевание сыграло положительную роль в процессе консолидации советских наций Средней Азии, в ликвидации их политической, экономической и культурной отсталости. Президиум Госплана в августе 1925 г. отмечал в своем решении, что национальное размежевание в Средней Азии не только позволяет приступить здесь "к более широкому хозяйственному строительству", но и требует "ускоренного темпа такого строительства". Вследствие этого он принял постановление о проведении мероприятий "по отдельным отраслям народного хозяйства республик Средней Азии в 1925/26 г. в соответствии с принятием ускоренного темпа экономического развития Средней Азии и Казахстана"9 . По решению президиума Госплана из бюджета Союза ССР отпускалось около 14 млн. руб. на ирригационные работы в Средней Азии и Казахстане, предусматривались ассигнования на строительство здесь текстильных фабрик, электростанций и агрономические мероприятия10 . Народы Средней Азии наглядно убеждались в положительных результатах создания социалистической национальной государственности и факта вхождения в союзное социалистическое государство.

В результате национально-государственного размежевания значительно увеличилась территория Киргизской (Казахской) АССР, входившей в РСФСР. В состав Киргизской (Казахской) АССР были включены две крупные области: Семиреченская и Сыр-Дарьинская. В процессе размежевания образовались новые советские автономии: Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР и Горно-Бадахшанская автономная область в составе Таджикской АССР.

В 1924 - 1926 гг. на основе соглашения между органами власти РСФСР и БССР и с санкции союзных правительственных органов было дважды проведено укрупнение территории Советской Белоруссии. В результате ее население увеличилось почти в 3 раза11 . Присоединение к Белоруссии промышленных городов Витебска и Гомеля имело большое значение для развития ее народного хозяйства и повышало удельный вес рабочего класса в составе населения республики. Все расходы, связанные с укрупнением БССР, были покрыты из союзного бюджета на основании специального решения Президиума ЦИК СССР, принятого 7 марта 1924 года12 . В 1927 г. в связи с присоединением к Белоруссии Гомельского и Речицкого округов республике вновь были предоставлены дополнительные ассигнования из союзного бюджета13 .

Продолжалось образование новых автономий. В 1924 г. было завершено размежевание по национальному признаку Горской республики. В ноябре 1926 г. сессия ЦИК XII созыва утвердила постановление Президиума ВЦИК о преобразовании Киргизской автономной области в Киргизскую АССР. XII Всероссийский съезд Советов (1927 г.) утвердил постановление сессии ВЦИК об образовании Киргизской автономной республики. 12 октября 1924 г. сессия ЦИК УССР приняла постановление об образовании Молдавской АССР в составе Украины. За один год существования Молдавии ее бюджет сравнительно с предшествую-


9 ЦГАНХ, ф. 4372, оп. 1. д. 233, лл. 175 - 176.

10 ЦГАОР СССР, ф. 4372, оп. 1, д. 233, лл. 178 - 179.

11 "Доклад правительства БССР на III сессии ЦИК СССР". Минск. 1927, стр. 71.

12 ЦГАОР СССР. ф. 1235. оп. 102, д. 107, л. 47.

13 Там же, ф. 3316, оп. 20, д. 561, л. 17.

стр. 6


щим годом увеличился в 2 раза14 . 50% расходов по этому бюджету составляли расходы на просвещение. Удовлетворяя стремления трудящихся Чувашии, ВЦИК декретом от 21 апреля 1925 г. преобразовал Чувашскую автономную область в Чувашскую АССР. Постановлением Президиума ВЦИК в апреле 1927 г. была образована Черкесская автономная область в составе Ставропольского края.

Основой укрепления и развития государственности являлись Советы. Выборы в них в 1924 г. проходили в условиях острой классовой борьбы. Низкий процент явки избирателей в ряде местностей свидетельствовал об ослаблении в этих районах связи Советов с массами. В октябре 1924 г. при ЦК РКП (б) было проведено совещание секретарей деревенских ячеек по вопросам деятельности Советов. Октябрьский Пленум ЦК РКП (б) в своих решениях выдвинул лозунг "оживления Советов"15 . В декабре 1924 г. при Президиуме ЦИК СССР было организовано "Совещание по вопросам советского строительства", работавшее под руководством М. И. Калинина. Президиум ЦИК постановлением от 29 декабря назначил новые выборы в тех местностях, где явка избирателей не достигала 7з их общего числа16 .

В речи на I Всесоюзном совещании по вопросам советского строительства в январе 1925 г. М. И. Калинин охарактеризовал огромную роль Советов в борьбе за победу социалистической революции. Отмечая, что вовлечение в работу широких масс трудящихся имеет большое значение для преодоления бюрократизма, он говорил: "Почему эти задачи встали перед нами? Ведь Советы имеют столь блестящее прошлое. ...Задачи эти встали перед нами потому, что мы стали замечать, что органы, их выполняющие, окостеневают, начинают костенеть, расчленяясь на разные отрасли, они стали до известной степени бюрократизироваться, что выражается в потере ими массовых симпатий"17 . М. И. Калинин призывал к укреплению связей с широкими массами беспартийных и расширению социальной базы Советов. На совещании был заслушан ряд докладов с мест (Янушинского сельсовета Звенигородского уезда Московской губ., одного из волисполкомов Усманского уезда Воронежской губернии, Ляликовской сельской рады Полтавской губернии, Низовского сельсовета Нижнемосковской волости Пензенской губернии, Нижегородского горсовета, Тверского горсовета)18 . Совещание одобрило законопроект "Об укреплении революционной законности" и проект новой избирательной инструкции о выборах в Советы. Второй пленум совещания по вопросам советского строительства состоялся в апреле 1925 года. Он одобрил ряд важных проектов постановлений: "Об укреплении волисполкомов и сельсоветов", "О волостном бюджете", "О городских Советах" - и принял решение считать свою работу законченной19 . Новая инструкция о выборах в Советы 1925 г. значительно расширяла круг избирателей, уменьшала число лиц, лишенных избирательных прав20 . Участие избирателей в выборах в Советы активизировалось. Наиболее высокий процент участия избирателей в выборах в сельсоветы был достигнут в 1927 г. в промышленных областях РСФСР, в Азербайджанской и Украинской ССР, самый низкий - в Туркменской ССР.

Политика "оживления Советов" проводилась во всех республиках и в ряде из них имела национальные особенности. В работах историков советских национальных республик показано, как тщательно учитыва-


14 "СССР в период восстановления народного хозяйства". М. 1955, стр. 466.

15 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 3. Изд. 8-е, стр. 137.

16 Свод законов (СЗ) СССР, 1925, N 16, ст. 1.

17 М. И. Калинин. Статьи и речи. М. 1936, стр. 160.

18 Там же, стр. 449.

19 Там же, стр. 450.

20 Там же, стр. 167.

стр. 7


лись эти особенности в ходе советского строительства 20-х годов. В. П. Шерстобитов, например, отмечает, что уже во время выборов в Советы в 1925 - 1926 гг. в Киргизской автономной области расширилась социальная база Советов. В то же время автор показал, что влияние баев, манапов и кулаков было еще не преодолено. Особое внимание партийные органы уделяли укреплению Советов в кочевых районах. Огромную роль при этом сыграло создание джайлоонных (кочевых) Советов. Первый такой Совет был образован в 1927 г. на крупнейшем джайлоо Киргизии - Сусамыре21 . Кочевые Советы создавались также в Казахстане и в других национальных районах.

На Крайнем Севере и Дальнем Востоке при создании Советов учитывался родовой принцип. На основе тщательного изучения и сопоставления архивных источников В. А. Зибарев исследовал историю разработки "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК 25 октября 1926 года. Он показал, что в основе этого документа лежали проекты положений, разработанные местными комитетами Севера для окраин страны (Архангельской губернии, Автономной области Коми, Уральской области, Красноярского края, Бурят-Монгольской и Якутской АССР)22 . Согласно "Временному положению", у народностей Севера вводились советские органы, но они в значительной степени сохраняли родовой принцип. Такими органами являлись родовые собрания, родовые Советы, районные туземные съезды и районные туземные исполкомы. Роды, насчитывавшие менее 100 чел., могли не избирать родовые Советы, а управляться непосредственно родовым собранием. "Положение" оговаривало отстранение от участия в выборах крупных оленеводов, торговых посредников и манапов23 . В. А. Зибарев считает, что "Временное положение" преувеличивало "значение родовых связей и родового принципа при создании Советов". Он разделяет мнение М. А. Сергеева о том, что родовой принцип организации Советов у малых народностей Севера "был в известной части принципиально ошибочен и не оправдал себя полностью"24 . Однако тезис о принципиальной ошибочности этого принципа как М. А. Сергеевым, так и В. А. Зибаревым не вполне разъяснен. Если речь идет о том, что нельзя отождествлять социализм как формацию, стоящую на более высокой, нежели капитализм, ступени развития, с примитивными формами коммунизма, то тогда это утверждение верно. Но вряд ли авторы полагают, что составители "Временного положения" хотели ввести социализм на родовой основе. Речь шла об учете особенностей быта, о том, ломать или не ломать роды при создании Советов. Советская власть правильно учитывала отсутствие у малых народностей Севера в тот период должных экономических и политических условий для ломки родовых порядков.

Партийные и советские органы проводили большую работу среди национальных меньшинств. Создавались национальные районы и национальные сельсоветы. В резолюции X съезда РКП (б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" отмечалось, что в РСФСР существуют еще "отдельные текучие национальные группы, национальные меньшинства, вкрапленные в инонациональные компактные большинства и, в большинстве случаев, не имеющие определенной территории"25 . Съезд подчеркивал, что политика Советской власти по отношению к на-


21 В. П. Шерстобитов. Ленин и крестьянство Советского Востока. (На материале Киргизской ССР.) Фрунзе. 1969, стр. 596.

22 В. А. Зибарев. Советское строительство у малых народностей Севера. Томск, 1968, стр. 127.

23 СУ, 1926, N 73, ст. 575.

24 В. А. Зибарев. Указ. соч., стр. 132 - 133; М. А. Сергеев. Некапиталистический путь развития малых народностей. М. -Л. 1955, стр. 231.

25 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 2, стр. 254 - 253.

стр. 8


циональным меньшинствам основана на гарантии их свободного развития26 . В ряде республик национальные меньшинства составляли значительный процент в составе населения. В 1927 г. на территории Белоруссии существовало 23 польских Совета, 22 еврейских, 5 латышских, 2 русских, 2 немецких27 . Для национальных меньшинств создавались школы, клубы, издавались газеты и книги на родном для них языке. Аналогичная работа проводилась на Украине и в других советских республиках. В 1925 г. на Украине существовало 69 русских сельсоветов, 117 немецких, 61 польский, 19 еврейских, 9 молдавских, 27 греческих, 28 болгарских, 13 чешских. В 1927 г. здесь насчитывалось уже 292 русских, 237 немецких, 139 польских, 78 еврейских, 57 молдавских, 30 греческих, 42 болгарских, 12 чешских, 3 албанских, 4 белорусских и 1 шведский сельсовет28 . Делопроизводство в них велось на языке национальных меньшинств. Для земельного устройства трудящихся евреев был создан специальный комитет - Комзет. Президиум Совета Национальностей ЦИК Союза ССР в 1928 г. заслушал доклад Комзета о его работе29 .

Вопросы укрепления советской национальной государственности и развития национальных взаимоотношений были в центре внимания партийных и советских органов. На заседаниях Совета Национальностей ЦИК СССР, Президиума ЦИК и Совнаркома регулярно слушались доклады ЦИКов и Совнаркомов республик. В период между III и IV съездами Советов (1925 - 1927 гг.) ЦИК заслушал доклады правительств Узбекской и Туркменской ССР. Доклад правительства Украинской ССР был заслушан на 2-й сессии ЦИК Союза ССР 3-го созыва. В резолюции по этому докладу отмечались достижения республики в советском строительстве и подчеркивались задачи дальнейшего укрепления советского аппарата и приближения его к массам30 . В период между IV и V съездами Советов Совнарком СССР слушал доклады Совнаркомов Белорусской и Узбекской республик. В тот же период Президиум Совета Национальностей слушал доклад президиума ЦИК ЗСФСР. На 4-й сессии ЦИК СССР 4-го созыва был заслушан доклад правительства Узбекской ССР31 . Решение сессии по докладу предусматривало ряд мероприятий по укреплению и развитию советского строя в республике. Доклады правительств республик в союзных органах власти, их обсуждение и решения по ним играли важную роль в укреплении и развитии национальной государственности народов СССР.

Большое значение для укрепления национальной государственности и приближения советского аппарата к трудящимся всех национальностей имела "коренизация", или, как иногда ее называли тогда, "национализация" аппарата управления. Успешное решение задачи "коренизации" было тесно связано с подготовкой национальных партийных и советских кадров и квалифицированных рабочих из коренного населения. В середине 20-х годов под руководством ЦК РКП (б) происходил перевод в национальные республики из центра работников, знающих национальные языки. В отчете Учетно-распределительного отдела ЦК РКП (б), опубликованном в 1924 г., отмечалось, что необходима "значительная работа по учету националов, работников губмасштаба, работающих вне своих республик и областей... Особенно остро стоит вопрос о переброске на Украину украинцев, в связи с тем, что во главе многих губернских и республиканских органов Украины стоят работники, не знающие украин-


26 См. там же, стр. 255.

27 "Практическое разрешение национального вопроса в Белорусской Советской Социалистической Республике". Минск. 1928, стр. 96.

28 "Год работы правительства (1927/28)". М. 1929, стр. 35.

29 Там же, стр. 40.

30 "От съезда к съезду". М. 1927, стр. 95.

31 Там же, стр. 142.

стр. 9


ского языка". В отчете сообщалось далее, что было проведено обследование Самаркандской партийной организации, которое выявило, что только 10% руководящих работников области являлись узбеками. Данные о работниках, посылаемых в Среднюю Азию, показывали, что большинство из них училось в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ)32 .

Подготовка национальных кадров велась как в центре (броня для учащихся национальных республик и областей в вузах и комвузах), так и на местах. Проблемы "коренизации" обсуждались в центральных союзных органах власти. 19 мая 1928 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК Союза ССР принял решение по докладу президиума ЦИК Казахской АССР "О коренизации государственного аппарата в Казахской АССР". В решении отмечалось, что, несмотря на ряд трудностей, "в деле коренизации есть уже ряд несомненных достижений, например, перевод делопроизводства низовых Советов, Союза кошчи, судебного аппарата на казахский язык"33 . В то же время постановление отмечало недостатки в проведении "коренизации". Наименьшие успехи в "коренизации" губернского и республиканского аппарата были достигнуты в Средней Азии. Наибольшие - в республиках Закавказья, в частности в Грузии и Армении, где, по существу, эта проблема остро и не стояла ввиду наличия достаточного количества национальных кадров. Сложнее дело обстояло в Азербайджане, где "коренизация" республиканского аппарата была также недостаточной. Значительными были достижения в "украинизации" аппарата в УССР. В то же время в республике наблюдалась и принудительная "украинизация", когда представителей других национальностей пытались заставить учиться в украинских школах, отказаться от родного языка и т. п. Коммунистическая партия Украины осудила эти попытки и вела борьбу за строгое соблюдение ленинских принципов национальной политики. В марте 1927 г. объединенный пленум ЦК и ЦКК КП(б)У в решении по докладу Политбюро ЦК КП(б)У подчеркнул, что проведение "украинизации" должно осуществляться "при всемерном обеспечении прав нацменьшинств и решительном исправлении имеющихся извращений, в частности, по отношению к русской части пролетариата"34 . Характеризуемые годы для большинства республик были начальным периодом в решении задачи "коренизации" государственного аппарата. Решающий перелом в этом вопросе был достигнут в годы пятилеток на основе успехов социалистической реконструкции хозяйства и культурной революции.

Укрепление и развитие советской национальной государственности осуществлялись в условиях острой классовой борьбы, в борьбе с проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма. Коммунистическая партия, руководя этим процессом, уделяла большое внимание воспитанию коммунистов национальных республик и областей в духе пролетарского интернационализма. XII съезд партии подчеркнул необходимость борьбы против великодержавного шовинизма, как главной опасности в тот период, и местного национализма. IV совещание ЦК с работниками национальных республик и областей в резолюции, осудившей антипартийную деятельность Султан-Галиева, подчеркнуло остроту задачи выращивания "подлинно интернационалистских коммунистических кадров из местных людей в республиках и областях, особенно из пролетарских и полупролетарских элементов"35 .

В 1924 г., проверяя выполнение решений XII съезда по национальному вопросу и IV совещания ЦК с работниками национальных респуб-


32 "Известия ЦК РКП (б)". 1924, N 1.

33 ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 20, д. 431, л. 115.

34 ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 17, оп. 26, д. 9, л. 8.

35 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 2, стр. 488.

стр. 10


лик и областей, ЦК РКП (б) заслушал доклады Кутаисского и Ганджинского райкомов (Грузия), Андижанского, Мервского, Ферганского обкомов (Узбекистан), Стерлитамакского канткома (Башкирия), Каракалпакского укома (Киргизия). В директиве о подготовке этих докладов ЦК РКП (б) отмечал, что в них следует осветить вопросы "коренизации" аппарата, использования местной интеллигенции, вовлечения местных рабочих в партию и профсоюзы, борьбы против уклонов от ленинских принципов национальной политики36 .

В 1927 г. ЦК ВКП(б) принял решения по докладам Бакинской, Башкирской, Дагестанской, Киргизской и Туркменской партийных организаций37 . В этих решениях был дан анализ состояния работы указанных парторганизаций и сформулированы мероприятия по их дальнейшему укреплению. Основной упор ЦК ВКП(б) делал на борьбу за преодоление межнациональной розни, воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма. В решении по докладу Бакинской парторганизации подчеркивалось, что "организация, продолжая дальнейшую коренизацию аппарата, должна усилить работу по интернациональному воспитанию рабочих, развернуть политическую работу среди интеллигенции (учителя, врачи, инженеры и т. п.), повести систематическую борьбу с попытками муссаватистов распространить свое влияние на отдельные слои рабочих-тюрок, учащихся и интеллигенции"38 .

Заслушав доклад "О состоянии и работе Киргизской областной партийной организации". ЦК ВКП(б) 7 мая 1926 г. оценил это состояние как "совершенно неудовлетворительное"39 . В решении указывались причины такого положения: крайняя экономическая и бытовая отсталость коренного населения; некоторая ненормальность в отношениях между национальностями, в частности между киргизами и русскими; почти полная политическая и техническая неграмотность членов партии и даже значительной части актива; засоренность низовых Советов и партячеек, а отчасти и окружных партийных и советских органов классово чуждыми элементами; наличие в партийной организации группировок и групповой борьбы, являющихся в значительной мере следствием влияния на коммунистов байско-манапских групп, борющихся между собой за власть; большое количество должностных преступлений и нарушений революционной законности40. Серьезность положения в парторганизации свидетельствовала о необходимости коренных социально-экономических реформ в Киргизии. ЦК ВКП(б) подчеркнул важность осуществления земельной реформы, направленной на ликвидацию пережитков феодально-родового строя. Центральной задачей местной парторганизации должна была стать борьба за освобождение трудящихся от влияния баев и манапов. Постановление ЦК ВКП(б) предписывало оформить партячейки в кочевых районах, создать краткосрочные курсы для подготовки партактива из рабочих и батраков. Орграспреду ЦК было поручено откомандировать в Киргизию для усиления партийной и советской работы ряд ответственных работников из центра41 .

Деятельность партийных и советских органов союзного государства не ограничивалась мероприятиями, связанными со становлением, укреплением и развитием национальной государственности. Курс на ускоренную индустриализацию требовал мобилизации всех сил и средств страны. Его нельзя было успешно осуществлять без преодоления экономической и культурной отсталости ряда народов. XIV съезд партии указал на необходимость всемерного развития промышленности на местах (район,


36 "Справочник партийного работника". Вып. IV. М. 1924, стр. 137.

37 "Справочник партийного работника". Вып. VI, ч. II. М. -Л. 1928, стр. 224 - 275.

38 Там же, стр. 226.

39 Там же, стр. 227 - 228.

40 Там же, стр. 248.

41 Там же, стр. 250.

стр. 11


округ, губерния, область, республика), подчеркнув, что надо всячески стимулировать местную инициативу42 .

Большую роль в преодолении хозяйственной отсталости ранее угнетенных народов играла финансовая политика союзного государства. Утвержденный 2-й сессией ЦИК 2-го созыва 29 октября 1924 г.43 закон "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" устанавливал единство бюджетной системы Союза ССР и передавал право распоряжения основными источниками доходов союзным органам власти. Это позволило союзному государству мобилизовать средства для решения задач социалистического строительства, включавших и задачу ликвидации фактического неравенства наций. Помощь народам Советского Востока, Крайнего Севера и другим осуществлялась главным образом за счет доходов, поступавших из экономически развитых районов РСФСР и УССР. Доля населения этих республик в составе населения СССР была неизменно выше, нежели их доля в расходной части союзного бюджета. Население РСФСР в 1925 г. составляло 69% населения СССР, а в союзных ассигнованиях доля Российской Федерации равнялась 67%, население УССР составляло 20% населения СССР, а ее доля в союзных ассигнованиях - 17%44 . Доля населения ЗСФСР в населении СССР в том же году составляла 4%, а ее доля в расходной части союзного бюджета равнялась 7,5%. Расходы на душу населения в среднем по СССР в 1924/25 г. составляли 2 руб. 81 коп., а в ЗСФСР они достигали 5 руб. 39 коп.45 . Дефициты бюджетов республик покрывались обычно из общесоюзного резервного фонда. По решению ЦИК в бюджете СССР в 1926 г. был образован специальный "фонд помощи отсталым народам"46 . В том же году были опубликованы постановления ЦИК об оказании помощи кочевникам Киргизии и Казахстана, переходящим к оседлости47 , и об освобождении народностей Крайнего Севера от уплаты налогов.

Необходимость ассигнований для преодоления фактического неравенства наций всегда учитывалась при распределении резервного фонда Совнаркома СССР. В августе 1925 г. президиум Госплана СССР обсуждал вопрос о резервном финансовом фонде. Общая сумма этого фонда равнялась 121810 тыс. рублей. Президиум Госплана предложил большую часть этого фонда - 88885 тыс. руб. - оставить в качестве резервного фонда СНК СССР48 . Такое решение было обусловлено тем, что союзное правительство должно было иметь средства для обеспечения важнейших союзных объектов, покрытия дефицитов бюджетов союзных республик и для чрезвычайных расходов. Случалось, что ассигнования РСФСР приходилось уменьшать, чтобы увеличить их республикам Советского Востока. Так, в марте 1926 г. Президиум Госплана СССР принял решение увеличить ассигнования Узбекской республике на электрификацию за счет уменьшения ассигнований РСФСР49 . Постоянным было расходование средств из резервного фонда СНК СССР для покрытия дефицитов бюджетов союзных республик. В 1925/26 г. союзный бюджет был сбалансирован без него. По Союзу превышение доходов над расходами составило 65232175 рублей, по РСФСР - 65829859 рублей. Дефицит бюджетов по остальным союзным республикам был равен 75731197 рублей. Наименьший дефицит имел бюджет Украинской ССР


42 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 3, стр. 247.

43 "2-я сессия ЦИК 2-го созыва". Стенографический отчет. М. 1924.

44 "3-я сессия ЦИК Союза ССР 3-го созыва". Стенографический отчет. М. 1925. стр. 168.

45 Там же.

46 ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 19, д. 852, л. 182.

47 СУ, 1926.

48 ЦГАНХ, ф. 4372, оп. 1, д. 242, л. 36.

49 Там же, д. 281, л. 148.

стр. 12


(3 млн. руб.), наибольший - ЗСФСР (свыше 36 млн. руб.). Дефицит бюджета БССР составил более 6 млн. руб., Узбекской - свыше 19 млн. руб., Туркменской - свыше 10 млн. рублей50 .

25 мая 1927 г. был опубликован закон о предоставлении в распоряжение республик 99% собранных ими сумм сельскохозяйственно-промыслового и подоходного налогов и определены отчисления в республиканский бюджет от других общесоюзных доходов51 . Этот закон упрочил финансовую базу республиканских бюджетов. Однако и в 1927/28 и в 1928/29 гг. только РСФСР и УССР сбалансировали бюджеты без дефицитов, с превышением доходов над расходами. Бюджеты других республик имели дефициты, которые ликвидировались за счет союзного резервного фонда. За исключением РСФСР, все республики вплоть до конца первой пятилетки получали дотации из союзного бюджета. Особенно значительными они были в бюджетах ЗСФСР и республик Средней Азии.

Характерной особенностью финансовой политики союзного государства являлась концентрация средств на наиболее важных объектах социалистического строительства и такое перераспределение средств, которое обеспечивало помощь в преодолении экономической и культурной отсталости ряда народов. Строительство Днепрогэса и Турксиба было связано не только с решением задачи реконструкции народного хозяйства СССР в целом, но и с реконструкцией экономики Украинской ССР, Средней Азии и Казахстана. На заседаниях Совнаркома и Президиума ЦИК СССР систематически обсуждались вопросы, связанные со строительством Днепрогэса и Турксиба. 4-я сессия ЦИК Союза ССР 4-го созыва (1927 г.) заслушала доклад председателя Совнаркома Узбекской ССР Ф. Ходжаева. В решении по докладу она поручила правительству Узбекистана разработать план электрификации Средней Азии. ВСНХ СССР было дано указание предусмотреть ассигнования на постройку текстильной фабрики в Фергане и наметить строительство ряда других текстильных фабрик. Совнаркому Союза ССР сессия поручила разработать план промышленного развития республики, который обеспечил бы "подтягивание темпа индустриального развития в Узбекской ССР к общему темпу индустриализации Союза ССР"52 .

Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР в 1927 г. заслушал доклады ВСНХ Союза ССР и ВСНХ РСФСР о состоянии и перспективах развития промышленности в автономных республиках и областях. В докладной записке ВСНХ РСФСР приводились данные, свидетельствующие о том, что уже с 1924/25 г. крупные ассигнования по автономным республикам и областям направлялись на новое строительство. В 1925/26 г. средства, отпущенные на эти цели, составили 48% ассигнований на местную промышленность этих областей и республик, тогда как ассигнования на новое строительство по местной промышленности во всех других районах РСФСР равнялись 18,8% общей суммы ассигнований на ее развитие53 . Президиум Совета Национальностей в своем решении одобрил линию на индустриализацию автономных республик и областей и обратил внимание на необходимость создания в ряде из них предприятий горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности54 .

Большое значение для развития и консолидации советских наций имела подготовка национальных кадров рабочего класса. Союзное государство осуществляло ряд мероприятий, направленных на решение этой задачи. Создавались ФЗУ для подготовки квалифицированных рабочих, производилось обучение местных кадров на предприятиях центральных районов. Решающую роль в создании квалифицированных национальных


50 ЦГАОР СССР, ф. 5446, оп. 1, д. 349, л. 23.

51 СУ, 1927, N 23, ст. 48.

52 "Год работы правительства (1927/28)", стр. 39.

53 ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 20, д. 216, л. 12.

54 "Год работы правительства (1925/26)". М. 1927, стр. 39.

стр. 13


кадров рабочих сыграли русские рабочие. Серьезное внимание решению этой проблемы уделяли профсоюзы. На III съезде профсоюзов Киргизской АССР специально обсуждался вопрос о подготовке кадров рабочих из местного населения. В решении съезда указывалось, что "прослойка рабочих местной основной национальности среди членов профсоюза увеличилась с 27% в 1926 г. до 34% в 1928 г."55 . В то же время съезд отметил, что не были использованы все возможности для подготовки рабочих коренных национальностей. На заседании Совета профсоюзов Казахской АССР 7 февраля 1928 г. обсуждался вопрос "Об обеспечении рабочей силой Турксиба". Был утвержден план подготовки квалифицированной рабочей силы из коренного населения по профессиям, нужным для строительства и обслуживания этой железной дороги. В решении говорилось: "Исходя из необходимости привлечения на строительство Турксиба рабочей силы из местного коренного населения, предложить Казнаркомтруду при удовлетворении заявок послать на работу минимум 50% из местного коренного населения"56 . В другом решении Совета профсоюзов Казахстана отмечалось, что базой формирования кадров казахского рабочего класса должны стать строящиеся крупные предприятия и железные дороги (Риддер, Эмба-нефть, Турксиб и др.), и подчеркивалась необходимость расширения сети ФЗУ57 .

Совпроф Чувашской АССР признал необходимым провести "максимальное вовлечение на производство в качестве рабочих чувашей из батрацко-бедняцких слоев, во всяком случае, их должно быть не меньше 70%". Одновременно Совпроф счел "возможным и целесообразным привлечение из промышленных центров таких квалифицированных рабочих, которых нельзя подыскать в Чувашской республике"58 . Предлагалось прикреплять к рабочим, присланным из центра, выходцев из коренного населения АССР. Съезд профсоюзов Дагестанской АССР в 1928 г. подчеркнул, что "перед профсоюзами Дагестана стоят важнейшие задачи в деле социалистического строительства, поднятия культурного уровня вновь вовлеченных в профсоюзы коренных националов и интернационального их воспитания"59 .

Важнейшим этапом в преодолении отсталости народов Средней Азии и Казахстана явилось проведение реформ, направленных на ликвидацию феодально-родовых пережитков. В условиях советского строя это были мероприятия, подготовившие осуществление коллективизации. Реформы сыграли важную роль в процессе перехода народов Средней Азии, Казахстана и Киргизии к социализму, минуя капитализм. 16 апреля 1926 г. ЦИК СССР принял постановление об ассигновании средств на проведение земельно-водной реформы в Средней Азии60 . В мае 1928 г. Совнарком СССР заслушал сообщение председателя СНК Узбекской ССР Ф. Ходжаева об итогах земельно-водной реформы в республике и принял предложения Госплана об ассигнованиях для обеспечения землеустройства дехкан, получивших землю61 .

Много внимания Советское государство уделяло преодолению культурной отсталости ранее угнетенных народов, развитию у них национальной по форме, социалистической по содержанию культуры. Партийные и советские органы стремились создать максимально благоприятные условия для подъема культуры всех наций. В 1926 г. Президиум ЦИК принял решение ассигновать дополнительные средства УССР для укреп-


55 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 12, д. 234, л. 7.

56 Там же, д. 280, лл. 23, 28.

57 Там же, оп. 13, д. 140, л. 24.

58 Там же, д. 168, л. 14.

59 Там же, д. 232, оп. 12, л. 206.

60 В. П. Шерстобитов. Указ. соч., стр. 359.

61 ЦГАОР СССР, ф. 5446, оп. 1, д. 37, л. 121.

стр. 14


ления и развития сети культурных учреждений, работающих на украинском языке. В решении 3-й сессии ЦИК 3-го созыва по докладу председателя СНК Белоруссии М. А. Голодеда отмечались успехи белорусской культуры, которые нашли выражение в расширении сети школ, создании Белорусского университета, Сельскохозяйственной академии, Института белорусской культуры62 . ЦИК СССР указал на необходимость начать подготовку к созданию в Белоруссии Академии наук.

Сложный процесс становления и развития национальной по форме и социалистической по содержанию культуры народов Советского Востока и малых советских наций и народностей требовал постоянного внимания со стороны партийных, профсоюзных и государственных органов СССР. В отчете союзного правительства за 1925/26 г. отмечалось относительно Узбекской и Туркменской ССР, что для них необходимо "в первую очередь позаботиться о создании местной азбуки, местной письменности, подготовке культурных работников и т. п."63 . В октябре 1926 г. секретариат ЦИК СССР принял решение передать Узбекской ССР экспонаты, отражавшие историю и культуру узбекского народа, которые находились на территории других союзных республик64 . В постановлении Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР, принятом в августе 1927 г., намечались мероприятия для ускорения преодоления культурной отсталости туркменского народа.

Во второй половине 20-х годов во всех республиках стал осуществляться переход письменности с арабской графики на латинский шрифт. Подготовка к введению нового алфавита проходила в условиях классовой и идеологической борьбы. Резкое сопротивление этому мероприятию оказывало мусульманское духовенство. По решению Президиума ЦИК СССР был создан Всесоюзный центральный комитет нового тюркского алфавита. Председателем его был видный деятель Азербайджанской ССР Агамалы-оглы. В состав комитета входили ученые-востоковеды и лингвисты, партийные и советские деятели республик Советского Востока. В одном из приветствий состоявшемуся в декабре 1928 г. в Казани пленуму комитета говорилось: "Мы, рабочие-татары Вахитовского завода, приветствуем от имени татарского пролетариата Казани делегатов, прибывших на III пленум от восточных республик. Считая, что в борьбе с неграмотностью и в татаризации фабзавкомов Яналиф (новый, латинизированный алфавит. - С. Я.) является прямым путем, мы просим пленум наметить решительные мероприятия в направлении быстрейшего введения Яналифа в условиях Татарстана"65 . Необходимость ввести новый алфавит отмечалась и в выступлениях на пленуме представителя Казанского обкома ВКП(б) Исмаева и других66 . В 1928 г. союзное правительство издало закон о латинизированном алфавите народов арабской письменности. Государственные учреждения должны были впредь пользоваться во всех случаях применения тюркско-татарских языков новым алфавитом67 . На том этапе это сыграло положительную роль в высвобождении трудящихся из-под влияния мусульманского духовенства, ускорило преодоление культурной отсталости тюркских народов и тем самым содействовало широкому вовлечению их в социалистическое строительство. Дальнейшим шагом в этом направлении был перевод в 30-е годы письменности народов Востока с латинизированного алфавита на русский68 .


62 "Год работы правительства (1926/27)". М. 1928, стр. 36, 40.

63 Там же, стр. 42.

64 ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 19, д. 695, л. 6.

65 "Стенографический отчет 3-го пленума ВЦК". Казань. 1928.

66 Там же, стр. 6.

67 "Год работы правительства (1928/29)". М. 1930, стр. 37.

68 Подробнее об этом см.: Л. М. Зак, М. И. Исаев. Проблемы письменности народов СССР в культурной революции. "Вопросы истории", 1966, N 2.

стр. 15


Борьба за преодоление культурной отсталости включала в себя и меры против отсталости в быту, в частности по раскрепощению женщин Востока. Отдел работницы и крестьянки при ЦК РКП (б) систематически проводил совещания их представительниц. В 1925 г. Президиум ЦИК СССР в "Обращении к народностям, населяющим национальные республики и области Советского Востока", разъяснил права трудящихся женщин и подчеркнул необходимость борьбы со всеми видами их закрепощения в экономической и семейно-бытовой областях69 . В апреле 1925 г. ЦК РКП (б) провел III Всесоюзное совещание работников среди женщин Советского Востока. В нем участвовали представители 16 республик и 10 автономных областей70 . Был заслушан доклад Е. М. Каспаровой "Задачи партии в области работы среди женщин восточных народностей", в котором намечалась программа борьбы за преодоление отсталости женщин и вовлечение их в производство и общественную жизнь. Совещание отметило, что лучшей формой работы среди женщин Востока является клуб, действующий под партийным руководством, и указало на необходимость создания новых и укрепления существующих при ЦИК восточных советских республик комиссий по улучшению условий труда и быта женщин. В октябре 1927 г. Президиум ЦИК СССР провел совещание Комиссий по улучшению труда и быта женщин Востока. Оно признало необходимым усилить вовлечение женщин в трудовой процесс71 . Наркомтруду было предложено установить броню для женщин на предприятиях республик Советского Востока, а Центросоюзу, Всекопромсоюзу и Совету Союза сельскохозяйственной кооперации - разработать меры по кооперированию женщин Востока72 . Президиум ЦИК СССР предложил правительствам соответствующих республик дополнить уголовные кодексы статьями, карающими за преследование женщин, порывающих со старым укладом жизни.

В 1928 г. отдел работниц и крестьянок при ЦК ВКП(б) провел IV Всесоюзное совещание работников среди женщин Востока и нацменьшинств. В нем участвовали делегаты 14 республик, 8 автономных областей и 6 национальных районов, представлявших 22 национальности. Основным был вопрос об издании закона, запрещавшего ношение чадры и паранджи. По нему развернулись горячие прения. Представители Закавказья считали возможным издание такого закона73 . Большинство, однако, возражало против этого, отмечая, что широкие массы трудящихся в республиках и областях Советского Востока еще не подготовлены к восприятию такого закона и его осуществление в административном порядке лишь осложнит работу партии. После совещания вопрос обсуждался в ЦК ВКП(б). В постановлении указывалось, что Центральный Комитет партии, "учитывая крайне сложную обстановку на Востоке в деле фактического раскрепощения женщин, предлагает Заккрайкому, Средазбюро ЦК, Казкрайкому и Дагобкому до издания декрета на местах развернуть широкую разъяснительную работу среди населения и обсуждение проектов законов на массовых собраниях трудящихся с предварительным представлением в ЦК ВКП(б) материалов, характеризующих подготовленность масс к восприятию издаваемых законов"74 . Постановление предусматривало усиление наказаний для тех, кто мешал женщинам снимать чадру и паранджу. В специальной резолюции совещание наметило формы работы среди женщин-нацменок, прожи-


69 "История Советской Конституции". М. 1957, стр. 491.

70 "Материалы к итогам 3-го совещания работников среди женщин Советского Востока". М. 1925, стр. 3 - 4.

71 "Комиссии по улучшению труда и быта женщин Востока". М. 1927.

72 "Год работы правительства (1927/28)", стр. 41.

73 "Материалы IV Всесоюзного совещания работников среди женщин Востока и нацмен". М. 1929, стр. 3.

74 Там же, стр. 4.

стр. 16


вавших вне национальных образований, и меры по повышению их трудовой и общественной активности75 . Фактическое раскрепощение женщин Советского Востока проходило в условиях острой классовой борьбы. На совещаниях работников среди женщин Востока приводились данные об убийствах баями и манапами женщин-активисток, об издевательствах над женщинами, снявшими чадру и паранджу. Но это не могло остановить процесса вовлечения женщин Востока в социалистическое строительство.

Таким образом, можно заключить, что в 1922 - 1928 гг. партийные и советские органы, последовательно осуществляя ленинскую национальную политику, создавали максимально благоприятные условия для развития и укрепления национальной государственности всех советских наций и народностей. Это был важнейший этап в процессе ликвидации пережитков феодализма и патриархально-родового строя. Ликвидация докапиталистических хозяйственных и общественных форм являлась органической частью борьбы за построение фундамента социалистической экономики. Устранение фактического неравенства наций было обусловлено закономерностями развития по пути к победе социализма в одной стране. Базой индустриализации национальных республик являлись русские промышленные области, и в этом процессе первостепенную роль сыграл русский рабочий класс. Мероприятия союзного государства, направленные на укрепление государственности советских наций, на развитие их политической активности и общественной самодеятельности, сыграли важную историческую роль в укреплении братского сотрудничества советских народов в борьбе за решение созидательных задач социалистического строительства.

В 1922 - 1928 гг. были достигнуты первые успехи в выравнивании уровней экономического, социально-политического и культурного развития всех наций и народностей СССР. За полвека существования союзного государства накоплен богатейший опыт сплочения советских наций и народностей в борьбе за осуществление великих идеалов социализма и коммунизма. В резолюции XXIV съезда КПСС по Отчетному докладу Центрального Комитета партии подчеркивается, что "необходимо и впредь неуклонно проводить ленинский курс на укрепление Союза Советских Социалистических Республик, исходя из общих интересов Советского государства, а также учитывая условия развития каждой из образующих его республик, последовательно добиваясь дальнейшего расцвета всех социалистических наций и их постепенного сближения"76 . Союз ССР и на современном этапе осуществляет свою великую историческую миссию, являясь добровольным содружеством равноправных и суверенных наций и народностей.


75 Там же, стр. 18.

76 "XXIV съезд КПСС". Стенографический отчет. Т. II. М. 1971, стр. 232 - 233.

 

Опубликовано на Порталусе 17 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама