Рейтинг
Порталус


КУПИЛИ "МЕРСЕДЕС". ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Дата публикации: 24 декабря 2021
Автор(ы): Юрий ФЕОФАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) "Izvestiia (Rossiia)" Date:08-01-96
Номер публикации: №1640346318


Юрий ФЕОФАНОВ, (c)

 

СТАТЬИ НОВОГО УК ЖДУТ СВОИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

С 1 января 1997 года вступит в действие новый Уголовный кодекс. Мы привыкли считать, что уголовный закон оберегает честных граждан от хулиганов, насильников, воров, убийц, а государство и общество от посягательств со стороны казнокрадов, мятежников, пособников вражеским силам и других несознательных личностей. Понятно, новый Уголовный кодекс включает в себя это если не вечное, то традиционное. Тут изменения лишь в том, что права личности поставлены не ниже интересов государства, как то было раньше. Однако новый УК содержит целый пласт норм, вызванных к жизни полной сменой вех в экономике. Их смысл в упрощенном виде: защитить честного предпринимателя с одной стороны от хищников рынка, а с другой и главной - от произвола государства в лице его чиновников.

Насколько отвечает новый УК этим задачам - в комментариях экономических статей кодекса известного правоведа, д.ю.н. Александра ЯКОВЛЕВА.

- Известно, что коррупция буквально разъедает госаппарат: берут все везде и за все. Когда в этой замешаны госслужащие, все ясно - взятка. А та же взятка в коммерческом, частном секторе?

- Вводится новый состав преступления - "коммерческий подкуп", ст. 204. Принципиальная особенность в том, что государство отказывается от публичности, если при коммерческом подкупе не причинен вред государству и другим гражданам. Этим отличается взятка должностному лицу госпредприятия от взятки коммерческому должностному лицу. Только от фирмы в последнем случае зависит привлекать к ответственности или закрыть глаза, покрыв ущерб из своего кармана. Тот же принцип при иных злоупотреблениях.

- Государство остается крупным собственником, оно владеет акциями многих предприятий частного сектора и трудно разобраться кому что принадлежит. Например, ЗИЛ, Газпром и т.д. Госпредприятия тоже в стихии рынка. Предположим, директор оборонного завода идет на коммерческий риск, чтобы заработать для коллектива, вкладывает деньги и - прогорает. Какова его ответственность?

- Не может быть коммерции без риска, рыночного процветания без возможности разориться. Чем больше рискуешь, тем больше можно или получить, или потерять. Нормально. Я не вижу в новом кодексе какого-либо преследования хозяйственного учреждения, либо государственного либо частного, если оно заключило невыгодную сделку и в результате прогорело. Другое дело умышленные действия: обман коллектива, прокручивание бюджетных средств в своекорыстных целях, злоупотребления.

- Честный предприниматель больше всего страдает не от акул рынка, а от пиявок управленческого аппарата. Статья 169 нового УК - "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности". Насколько она будет действенной, Александр Максимович?

- На мой взгляд, надо бы построить таким образом хозяйственный механизм, чтобы препятствовать законной деятельности было вообще невозможно. Например, разрешительный порядок заменить на регистрационный. Пока сохраняется у чиновника возможность воспрепятствовать законной предпринимательской деятельности, до тех пор побороть его уголовно-правовыми мерами почти безнадежно. На мой взгляд, гораздо эффективнее не уголовным правом регулировать экономику, а ликвидировать в самой экономике те правомочия чиновника, которые позволяли и позволяют до сих пор препятствовать законному предпринимательству. И вообще, что такой воспрепятствовать? А чрезмерно крупные налоги не препятствуют? Только кого привлечешь? Азбука процветающей экономики это полное отделение экономики от государства. Звучит как-то абстрактно, может быть даже нелепо, а на самом-то деле в этом вся суть. Налоги - разумные, умеренные налоги заплатил - и до свидания. Вот что такое независимый от государства рынок. И если вы скажете, что этого нет, значит у нас нет еще рынка.

- Так что же в зарубежном законодательстве классических благополучных стран вообще подобных статей нет?

- Я просто не представляю такие статьи. Там просто невозможно воспрепятствовать тому, что разрешено законом.

- Законом (ст. 183) охраняется коммерческая тайна. Но вот кто-то строит виллу, покупает "Мерседес", сорит деньгами. А спрашивают - откуда? А он: закон обеспечивает конфиденциальность моего источника. Новое уголовное законодательство позволит спросить: ты построил дом за миллион долларов, откуда взял деньги?

- Может быть, это центральный вопрос нашего экономического бытия. Во всем мире основой налогообложения является имущество. Отсюда классическая модель беседы с налоговым инспектором: мистер, вы недавно купили "Мерседес" или вот эту дачу, ее рыночная стоимость... Позвольте документы, источники. На совести Аль Капоне сотни загубленных жизней - и безнаказанность; а сел на 40 лет потому, что не смог доказать источник, на который строил дома и виллы. А что касается коммерческой тайны, то ведь статья 183 звучит так: "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, банковскую тайну". То есть незаконное собирание сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, незаконного разглашения или использования сведений и т.д. А вовсе не отказ от сообщения уполномоченным органам об источнике своих доходов.

- Во всех СМИ, со всех трибун вопль: капиталы утекают за границу. Отмываются грязные деньги. Остановят ли эти потоки статьи нового УК?

- Совершенно новая статья "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем" - 174. Подобная норма есть во всем мире. Есть даже Международная конвенция на этот счет. Легализация денег незаконным путем это необходимое условие, жизненная артерия функционирования организованной преступности. Россия теперь член Совета Европы. 8 ноября 1990 года принятая конвенция о выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В качестве санкций: конфискация доходов. Это удар по самому нерву организованной преступности.

- Но что-то не слышно, чтобы наши утекающие за рубеж грязные капиталы там конфисковывали.

- Так ведь и нормы уголовной не было. Само по себе отмывание денег почти всегда связано с международными банками. И если удастся доказать, что тот, кто взял незаконно приобретенные деньги и согласился представить их в качестве законны, тот должен подлежать уголовному наказанию, предусмотренному статьей 174. Сюда входит не только конверсия этих денег, но и искажение их природы, утаивание происхождения и местонахождения, помещения, действительной принадлежности материальной ценности и соотносимых с нею прав. Когда нарушителю известно, что эти материальные ценности получены преступным путем, он весь риск берет на себя. Так что деньги-то всегда пахнут.

- Три статьи касаются банкротства - 185 "Неправомерные действия при банкротстве", 196 "Преднамеренное банкротство", 197 "Фиктивное банкротство". Как бы вы их прокомментировали.

- Это тот редкий случай, когда есть статьи, но нет преступлений. А нет преступления, то есть выхода из нормы, постольку, поскольку нет самой нормы. То есть нет практически нормальных во всякой экономике банкротств. Зачем себя банкротом объявлять, если легко схватить деньги и удрать.

- Все статьи невозможно обсудить. На ваш взгляд - насколько надежна защита честного бизнесмена по сравнению с действующим ныне законодательством?

- Несравненно больше, чем в действующем... но вернусь к тому, с чего начался наш разговор. Количество злоупотреблений в отношении частника зависит от объема власти чиновников. Чем шире эти полномочия, тем больше преступлений с обоих сторон. Чем меньше у государства непосредственных рычагов воздействия на экономику, тем меньше тех, кого надо подкупать, тем больше свободы для конкуренции, коммерческого риска, для процветания. Торжество рынка наступит тогда, когда честность станет коммерчески выгодной... тогда преступления уйдут в сферу наркотиков, проституции, азартных игр. До тех пор, пока невыгодно быть честным, реального перелома ожидать трудно, а выгодно быть нечестным можно только в условиях господства государства. Потому что оно основной коррупционер. Самые строгие уголовные наказания не смогут быть применены в условиях, когда власть чиновника настолько велики, что он с легкостью страхует себя от самого развитого и сложного репрессивного механизма.

В N 9 журнала "Закон" будет опубликован полный текст Уголовного кодекса РФ. Комментируют "экономические статьи" заместитель Председателя Верховного Суда России Валерий ВЕРИН и д.ю.н. Александр ЯКОВЛЕВ; фрагменты комментариев последнего вы только что прочитали.

Опубликовано на Порталусе 24 декабря 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама