Рейтинг
Порталус


Чебурашки задешево не продаются

Дата публикации: 24 декабря 2021
Автор(ы): ЮННА ЧУПРИНИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) "Obshchaia gazeta" Date:08-27-98
Номер публикации: №1640346747


ЮННА ЧУПРИНИНА, (c)


Чебурашки задешево не продаются

"НТВ-кино" не сумело договориться с Эдуардом Успенским.

 

"Я БЫЛ когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет..." - пел ушастый Чебурашка много лет назад. Теперь Чебурашки - нарасхват. Когда компания "НТВ-кино" решила снимать продолжение мультсериалов о Чебурашке и деревне Простоквашино, Эдуард Успенский, человек прямой, честно признался Владилену Арсеньеву: "Я этих героев придумал и раскручивал 30 лет.

Так что самым больным вопросом для нас будет вопрос о правах.

Такие конфликты я люблю, и даже очень: бывает, выдается свободное время, девать его некуда, а вокруг творятся сплошные безобразия".

И ведь как в воду глядел - к его знаменитым сюжетам так и липнут сюжеты криминальные.

 

Сюжет первый, уже исторический

 

КТО-КТО, а Успенский поднаторел в законах. Первую победу он одержал над фирмой "Мелодия". Когда вышли "Основы закона об авторских правах", ему удалось прекратить выпуск миллионного тиража пластинок с записью своих произведений (автор получал всего по копейке за штуку). Затем писатель принялся за фабрику "Красный Октябрь", к чьей карамели "Чебурашка" подступался давно.

Перво-наперво пригрозил сладким фабрикантам, что отправит конфеты на экспертизу в Израиль, где, как известно, самые высокие требования к качеству продукции: хоть какой канцерогенчик, но обязательно найдут - тогда ни конфетки, ни крамольного фантика у "Красного Октября" не останется. А во-вторых, у писателя имеется авторское свидетельство не только на имя, но и на внешний вид Чебурашки. Успенского пригласили на переговоры, и он засыпал фабрику предложениями: и настольную игру в коробку конфет вкладывать, и художников новых позвать. Но на "Красном Октябре" от сотрудничества отказались. Даже по телевизору сообщили, что "заключение договоров с авторами будет стоить стране больших денег", и стали выпускать ту же карамель под названием "Ванька-Встанька". Недавно одна из работниц фабрики жаловалась: "После того как этот негодяй забрал свое название, конфеты стали хуже раскупать".

 

Сюжет второй, буквоедский

 

ТАК ЧТО трудного клиента в Успенском "НТВ-кино" могло бы разглядеть издалека. Согласно договору эта компания обязывалась выпустить сериал, для чего Успенский должен был передать компании все права на своих персонажей, на сценарии и всяческую рекламную продукцию. "Но ведь, получив эти права, они могли бы уже не выпускать кино или снять всего одну маленькую серию, - уверяет Успенский. - Договоры вообще довольно коварная вещь, измените одно слово - и изменится весь смысл: "Успенский обязуется написать четыре сценария, а "НТВ-кино" обязуется выпустить сериал". С момента подписания такого контракта пятый фильм и все его персонажи не имеют ко мне никакого отношения".

Кому-то покажется, что все это - просто буквоедство, помноженное на жадность. Но для автора таких популярных персонажей - это и суровая необходимость, и, в конце концов, жажда справедливости.

Большими тиражами в России сегодня не может похвастаться ни один писатель. А Успенскому и тут повезло: его книжки, во-первых, пользуются неизменным успехом, во-вторых, он все время пишет их продолжения. Например, повесть "Крокодил Гена - лейтенант милиции". Там Гена пошел в армию и так хорошо стал служить, что начальство решило написать его родителям благодарность. А так как родителей у Гены не было, письмо прислали Чебурашке: "Спасибо, что вы вырастили стране такого прекрасного воина. Он недавно бросил гранату, так мы ее до сих пор не можем найти"...

Еще Успенский выпустил продолжения "Простоквашина": "Любимая девочка дяди Федора", "Тетя дяди Федора", "Новые порядки в Простоквашино", а совсем скоро выйдет "Дядя Федор идет в школу, или Нет из Интернет". А потом мы сможем познакомиться и с его новыми героями, например, с Жаб Жабычем Сковородкиным - это большой и симпатичный жаб с человеческим интеллектом.

Наконец, Успенский успешно работает в таком перспективном жанре, как учебная литература: он сочинил "Лекции профессора Чайникова", разъясняющие детям, что такое радио, и "Бизнес крокодила Гены" - книжку, даже рекомендованную школьной программой.

 

Сюжет третий, товарный

 

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что сегодня Успенский получает патенты сразу на все виды своих "товарных знаков". Ступив на этот тернистый путь, он с удивлением узнал о существовании многочисленных наглецов, которые пытаются получить патенты на его собственных "почтальона Печкина" (выпускается "пиратская" шоколадка с таким названием), "Простоквашино" и "Чебурашку". Собственно говоря, само слово "чебурашка" - старое и обозначает ваньку-встаньку (чебурахнуться - значит упасть). Но в сочетании со знакомой по мультфильму ушастой мордашкой оно уже запатентовано Успенским, и использовать такого Чебурашку без его ведома - противозаконно.

Впрочем, борец за свои права Эдуард Успенский уверен, что во всяком деле главное - не жадничать. И рекомендация эта действительна для обеих сторон. То есть фирмы не должны скупердяйничать, пытаясь обойти владельца авторских прав и жалея деньги на раскрутку. Ушлые иностранцы уже получают доход от жвачки с ароматами из Простоквашино (испанцы) и витаминов для детей (американцы). А наши жмотничают, не желая платить за фирменный знак "от Успенского".

 

Сюжет последний, напутственный

 

НЕДАВНО испанская фирма жвачки решила заключить договор на товарный знак "Ну, погоди". Один из авторов сценария, Александр Курляндский, поделился этой радостью с Успенским. Тот сразу взял быка за рога: "А почему мне не позвонили? 18 серий вы написали сами, не спорю, но первую-то мы придумывали вместе". Тогда, много лет назад, именно Успенский приглядел польскую карикатуру, на которой мальчик в коляске зацепил зонтиком люк, коляска проехала, а мама упала в канализацию. Этот трюк лег в основу сценария первой серии "Ну, погоди!", только мальчика заменил заяц, а маму (которую всем стало жалко) - волк. Так что на "Ну, погоди!" у Успенского тоже есть смежные права.

Обо всем этом надо было бы вспомнить "НТВ-кино". Ведь в свое время Успенский пригрозил "Красному Октябрю" тем, что не посоветует покупать детям их конфеты, потому что на этой фабрике работают жулики. И угроза подействовала.

 

P.S.

Недавно Успенскому снова предложили снимать кино. Работа над договором еще только началась.

ЮННА ЧУПРИНИНА

 

Опубликовано на Порталусе 24 декабря 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама