Рейтинг
Порталус


Отправляясь к стоматологу, знайте свои права

Дата публикации: 11 января 2022
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) "Izvestiia (Rossiia)" Date:07-10-98
Номер публикации: №1641915188


В стоматологической поликлинике, где я лечила зуб, с меня запросили очень большую сумму. Предварительно о стоимости лечения не предупредили. Правильно ли со мной поступили?

Татьяна ПЕТРИЧЕНКО

Москва.

Взаимоотношения врача и пациента в системе платной медицины оговариваются целым рядом юридических документов. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ, договор, который заключает медицинская организация, оказывающая платную помощь, является публичным.

Двусторонний процесс подписания такого договора отсутствует, начинает он действовать после того, как пациент получил талон к врачу и оплатил полностью или частично медицинскую услугу.

Условия публичного договора регламентируются как нормативными документами, так и внутренними документами стоматологической клиники - прейскурантом, графиком работы, амбулаторной картой, талоном к врачу и т.д. Вся документация обычно бывает размещена в фойе или в регистратуре. Предполагается, что ознакомиться с ней пациент должен самостоятельно. Считается, что если вы не прочитали эти документы, то допустили халатность, в которой виноваты сами. Однако если цены, указанные в прейскуранте, не соответствуют тем, которые взяли с вас, правда на вашей стороне.

Иногда документы хранятся в регистратуре, и при этом предполагается, что персонал клиники ознакомит с ними пациента устно. Происходит это далеко не всегда, и опротестовать действия врача в такой ситуации совсем несложно.

Есть еще вариант, когда между пациентом и стоматологической клиникой заключается прямой договор, в котором оговорены права и обязанности каждой из сторон. Такое четкое определение отношений стало возможным после того, как вышли "Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", утвержденные постановлением правительства N27 от 13.01.96-го года. Многие клиники работают по типовому "Договору оказания стоматологических услуг", разработанному Стоматологической ассоциацией России (СтАР). Такой договор составлен из двух частей - договора обследования и договора лечения. Согласно первой части - договору обследования, врач обязан "исчерпывающе проинформировать заказчика, отразив предварительный диагноз и план лечения в амбулаторной карте". Если пациент согласен с планом лечения и его ориентировочной стоимостью, он подписывает вторую часть - договор лечения. Как показывает опыт, при таком подходе вероятность конфликтов между врачом и пациентом сводится к минимуму.

* * *

В районной стоматологической поликлинике делают обезболивание только новокаином. Это лекарство я не переношу, у меня на него аллергия, а ранее был и обморок. Других обезболивающих в поликлинике нет. Как быть? Обратиться к платному стоматологу у меня нет средств.

Светлана КУРОЧКИНА.

Москва.

В районных поликлиниках набор обезболивающих нередко ограничивается одним новокаином, безотказно поставляемым в государственные лечебные учреждения.

Конечно, новокаин имеет множество минусов по сравнению с обезболивающими препаратами нового поколения. Например, наиболее часто используемый сегодня препарат ультракаин в пять раз сильнее новокаина. Время обезболивания у него дольше, побочных реакций меньше, и применять его можно беременным, детям и больным с сердечно-сосудистой патологией.

И, несмотря на это, сотни тысяч больных, посещая стоматолога, получают обезболивание новокаином. Почему? Врачи лечат тем, что есть под рукой. В действительности врач может выписать рецепт, по которому в аптеке больной приобретет любое обезболивающее.

Платность этой процедуры не стоит преувеличивать. Например, за ампулу того же ультракаина придется заплатить всего три рубля тридцать копеек.

Проблема заключается в том, что врач не всегда информирует пациента о возможных альтернативах в лечении. Согласно современным взглядам, больной должен иметь право выбора, полноправно участвуя в процессе лечения. Исключение могут составлять только те случаи, когда требуется экстренная помощь.

Право больного на выбор закреплено в следующих международных документах, подписанных представителями и нашей страны: - все системы здравоохранения должны предоставлять каждому человеку наибольшую свободу выбора медицинской помощи, независимо от того, частный это сектор или общественный. Для обеспечения права выбора необходима соответствующая информация ("Заявление о доступности медицинской помощи", 1988 г. Всемирная медицинская ассамблея, Вена); - информацию следует сообщать в доступной для пациента форме. Информированное, осознанное согласие пациента является предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Пациенты имеют право на облегчение страданий (в том числе и на обезболивание. - Прим. автора) в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. ("Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе", 1994 г., принята на Европейском совещании по правам пациентов в Амстердаме).

Из этих документов однозначно следует, что попросить выписать рецепт на ультракаин или какие-либо другие обезболивающие имеют право все пациенты стоматолога, а не только те, кто не переносит новокаин. Более того, больной может дополнительно оплатить другие лекарства, стоматологические материалы и одноразовые инструменты, если они отсутствуют в государственном лечебном учреждении.

Владимир САДОВСКИЙ, канд. мед. наук, ответственный секретарь СтАР.

 

Опубликовано на Порталусе 11 января 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама