Рейтинг
Порталус

Лауреаты ведущих литературных премий

Дата публикации: 6 января 2023
Автор(ы): Елена Елагина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ
Источник: (c) У книжной полки, № 4, 2007, C. 46-53
Номер публикации: №1673003118


Елена Елагина, (c)

Лауреаты ведущих литературных премий М.: Вагриус, 2007

 

 

Жизнь нынче стремительная. За всеми событиями, в том числе в области литературы, угнаться сложно. Особенно обидно пропустить имена, что у всех на слуху. Да не просто на слуху, а увенчаны престижной премией, и не одной. Помочь читателям взялось издательство "Вагриус", собрав под одной обложкой произведения лауреатов ведущих российских литературных премий. Тем более, что все они авторы самого "Вагриуса", декларирующего: талант писателя определяется не в килограммах исписанной им бумаги, а в "плотности мысли и душевной вложенности" на страницу текста.

 

Четыре писателя - Ольга Славникова, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Михаил Шишкин - представлены здесь текстами малой формы, рассказами или маленькими повестями (нынче эта жанровая граница почти неуловима). Этакий дайджест авторских стилей, капля, отражающая океан. Блистательны и бесспорны подборки Славниковой и Кабакова - полнокровная, укорененная в традиции и одновременно остро-современная, тактично-ироничная, сюжетно-увлекательная психологическая проза. Славникова дана большим "Басилевсом" (о мучительной любви уникального в своем роде мастера-чучельника) и двумя миниатюрами ("Конец Монплезира" и "Мышь"). Из знаменитых "Московских сказок" Кабакова выбрана "Любовь зла" (вариации на тему лягушки-царевны). Читатель, заглотнувший эту маленькую наживку, несомненно захочет прочесть весь цикл, дабы обнаружить сюжетную круговую поруку героев, свободно перемещающихся из одного повествования в другое. Превосходны психологические миниатюры Кабакова ("Зал прилета", "Суицид"). Даже его рождественские истории с непременным хэппи-эндом ("Кот", "Перекресток", "Сокровище") лишены присущего жанру сусального привкуса. Ведь и взрослому хотя бы раз в году из психогигиены следует верить в счастливые концы, в то, что "все будет хорошо, и они поженятся".

 

Замаскированные под прозу поэмы Быкова ("Ночные электрички", "Сон о круге", "Сон о Гоморре"), что называется, на любителя. В них есть и сюжет, и характеры, и размышления о добре и зле и о судьбах родины, и накал страстей. Однако стихотворно организованная форма, особенно на больших объемах, требует от читателя определенного навыка. Что же касается "нормальной" прозы ("Христос", "Год семьи"), то здесь Быков, явно уступая Славниковой и Кабакову (сравнение с соседями в сборниках неизбежно), изобличает свое журналистско-публицистическое происхождение с привычным тяготением к прямому слову и лобовому называнию, а не к образу (любопытно, что в лирике Быкова эта его особенность начисто отсутствует, стихи у него замечательные).

 

Шишкин представлен в сборнике тремя рассказами-повестями ("Слепой музыкант", "Урок каллиграфии", "Wilkommen in Z.") и изящным эссе "Спасенный язык". Тему адюльтера (причем адюльтера "исторического", едва ли не "костюмного") автор решает в цвейговско-купринской манере, но, так сказать, с Джойсом в бэкграунде. Некоторое недоумение вызывает повторение названия повести В. Г. Короленко. Но что уж с господами постмодернистами поделаешь? Не могут они без этого.

Опубликовано на Порталусе 6 января 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама