Главная → САМИЗДАТ: АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ → Елена ХОРИНСКАЯ: "ТАКАЯ УЖ ДОЛЯ ПОЭТА: ВСЕГДА БЫТЬ В СОЛДАТСКОМ СТРОЮ"
Дата публикации: 11 февраля 2025
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ →
Номер публикации: №1739223508
Елена Евгеньевна Хоринская - старейшая писательница Урала, делегат первого съезда писателей СССР. Автор четырех десятков книг стихов для детей и взрослых, двух книг прозы, среди которых воспоминания "Наш Бажов", в преддверии своего 90-летия встретилась в гостиной "Ориентира" со старшим постоянным корреспондентом журнала по Уральскому военному округу полковником А. Керданом и ответила на его вопросы.
- Елена Евгеньевна, вы - человек необычной судьбы. Читателям журнала будет интересно узнать основные вехи вашей биографии...
- Я родилась в 1909 году в селе Бичура, что расположено в живописном уголке Забайкалья. В Улан-Удэ окончила единую трудовую школу. С 16 лет начала работать. Была ликвидатором неграмотности, учителем в сельских школах. В 1931 году вышла в свет первая книга моей прозы "За центнеры". В литературном альманахе в это же время я опубликовала свои первые стихи. В 1934 году была избрана делегатом первого съезда писателей Бурятии, а на нем - и съезда писателей СССР...
- Что больше всего запомнилось вам на нем?
- Всенародные любовь и уважение к писателям. Вся Москва буквально жила тогда съездом. Он проводился в Колонном зале Дома Союзов, подъезд которого каждое утро был завален цветами, приносимыми простыми москвичами. У каждого делегата в распоряжении была персональная автомашина. Билеты в любой театр - пожалуйста. Полмесяца, которые продолжался съезд, остались в моей памяти настоящим праздником. Ну и, конечно, памятны все речи A.M. Горького. Он очень много выступал тогда. В общении это был абсолютно доступный человек. Помнится, привезли ему из Иркутска, от нас, книжку "База курносых" - рассказы пионеров Забайкалья, которые собрала пионервожатая Галя Кожевникова. Алексей Максимович принял ее близко к сердцу, даже всплакнул и пригласил всю нашу делегацию к себе в гости на дачу. Мои товарищи поехали, а я постеснялась, осталась в Москве. Подумала: куда мне, начинающей писательнице, да в гости к самому Горькому?..
- А как вы оказались на Урале?
- После окончания Литинсти-тута я работала в газете "На стройке". А потом нас с мамой пригласил к себе в Екатеринбург брат Максим. С 1935 года я живу на Урале. Уже потом я поняла, что этот переезд, по сути, спас мне жизнь. Начались годы репрессий, которые не обошли стороной всех моих друзей, писателей Бурятии, делегатов первого съезда.
- С уральским периодом вашей жизни связаны встречи с известным сегодня всему миру Павлом Петровичем Бажовым, с которым у вас была добрая дружба...
- Я действительно дружила не только с самим Павлом Петровичем, но и с его семьей: женой Валентиной Александровной, дочерьми Ольгой, Еленой и Ариадной, которая впоследствии стала женой Тимура Гайдара. Часто бывала в их гостеприимном доме, где сегодня размещается музей П.П. Бажова. А познакомились мы еще до войны. В 1940 году Павел Петрович был избран ответственным секретарем нашей писательской организации. Надо сказать, что предвоенные годы были для него непростыми. Бажов все время был под угрозой ареста. Его даже исключали из партии. Обвиняли в том, что он будто бы близок к эсерам, написал книгу "Формирование на ходу" о своем комдиве времен гражданской войны, который уже был репрессирован. К слову, донес на Бажова в ту пору один из наших коллег по писательскому цеху. Его сегодня уже нет в живых, поэтому упоминать фамилию не буду... Для Павла Петровича все в ту пору, слава Богу, обошлось... А в 1939 году, когда вышла "Малахитовая шкатулка" - причем два роскошных экземпляра в малахитовом переплете были отправлены в Кремль и на международную выставку в Париж, - опалу с Бажова потихоньку сняли...
Так вот, в бытность Павла Петровича руководителем писательской организации, мы и подружились. Надо сказать, он был человеком непростым. На контакт быстро не шел, хотя казался очень открытым. Нас сблизило то, что жили мы в одном районе и после писательских собраний всегда возвращались вместе. Павел Петрович любил рассказывать о строениях, мимо которых мы проходили. Думаю, он знал досконально историю всех старых домов Екатеринбурга. И все-таки эти наши прогулки носили характер официальный, пока однажды не случилось следующее. На один из съездов писателей Бажов не смог поехать по причине болезни. Туда отправились некто Самсонов, числившийся его заместителем (а по существу он представлял в организации компетентные органы), и я. На съезде Самсонов очень неудачно выступал, нес с трибуны ахинею. По возвращении я на очередной нашей прогулке рассказала Павлу Петровичу об этом, что называется, в цветах и красках. И тут он на меня посмотрел другими глазами, стал доверять, разговаривать откровеннее. И такие отношения у нас с ним сохранились до последних дней его жизни.
- Вы были свидетельницей дружбы Бажова с еще одним замечательным человеком - маршалом Г. К. Жуковым, в ту пору командовавшим Уральским военным округом. Расскажите об этом.
- Павел Петрович и прославленный полководец вместе работали в Верховном Совете страны. Оба они были депутатами, ездили в Москву. И в зале Верховного Совета сидели рядом. В музее сохранился снимок, на котором эти два известных человека ведут увлеченную беседу. Очевидно, их по-человечески тянуло друг к другу. Супруга Павла Петровича рассказывала мне, что Жуков часто, возвращаясь с учений из отдаленных гарнизонов, заезжал на огонек к Бажовым, засиживался там допоздна. "Эпическая фигура" - так охарактеризовал маршала в одной из наших бесед Павел Петрович. Конечно, Бажова глубоко волновала судьба несправедливо обиженного народного героя. Ему ли, неоднократно бывшему в опале, дважды пережившему исключение из партии, проведшему не одну ночь в ожидании "черного ворона", было не понять этого человека. Жуков отвечал Бажову взаимностью. Когда Павла Петровича не стало, он один из первых пришел проводить своего друга в последний путь. На траурном митинге мне довелось прочитать стихи, посвященные светлой памяти великого сказочника, в которых были такие строки:
Но будут жить веками были В чудесном малахите строк, И не завянет на могиле Волшебный Каменный цветок.
Говорю об этом потому, что позже узнала от Валентины Александровны Бажовой, что Георгию
Константиновичу понравились мои стихи и он даже спросил у нее про меня... Был Жуков и на поминках в Доме писателя. С уходом из жизни Бажова дружба Георгия Константиновича с его семьей не оборвалась. Ведь не случайно судьба распорядилась так, что маршал и писатель теперь и на века как бы снова рядом: памятник Жукову и барельеф Бажова сошлись на перекрестке двух улиц у штаба Уральского военного округа в Екатеринбурге...
- Ваши отношения с семьей Бажовых не прервались и после смерти Павла Петровича?
- После смерти Павла Петровича моя дружба с его семьей еще больше окрепла, усилилась. Я помогала Валентине Александровне разбирать архив покойного мужа, много общалась с его дечерьми, особенно с Ариадной Павловной. Благодаря мне она познакомилась с Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.
- Елена Евгеньевна, расскажите о ваших встречах с первым Президентом России.
- Борис Николаевич Ельцин, в свою бытность первым секретарем обкома партии, уделял писателям много внимания. Он дружил с нашим тогдашним руководителем поэтом Львом Сорокиным и ежегодно проводил прием всех живущих в области писателей. На одном из них Ельцин поразил меня тем, что, подходя к каждому, цитировал отрывок из его произведения или произносил названия этих произведений, опубликованных в последнее время. Чувствовалось, что Борис Николаевич интересуется литературой и много читает. Когда он подошел ко мне, то сказал: "Елена Евгеньевна Хоринская. Это ведь вы написали?" И процитировал:.
Пусть давняя истина это - За новую не выдаю - Такая уж доля поэта:
Всегда быть в солдатском строю!
- Елена Евгеньевна, а откуда у вас, гражданского человека, такие проникновенные "солдатские" строки?
- Я бы не спешила с определением "гражданский". Еще с тридцатых годов, с Забайкалья, я активный "штык" в военно-патриотической работе... И здесь, на Урале, объехала все части и гарнизоны. Кстати, много ездила и с Бажовым, и с другими известными литераторами. У меня грамоты за эту работу и от маршала Малиновского, и от маршала Гречко... Мой муж - Поминов Иван Пантелей-монович - всю жизнь проработал инженером-конструктором на оборонном заводе... Так что я себя считаю "солдатом" литературы и очень переживаю, что армия сегодня находится в таком трудном положении. Пользуясь случаем, желаю всем, кто носит погоны, мужества, стойкости и понимания, что трудные времена проходят, а Россия есть, была и будет!
Опубликовано на Порталусе 11 февраля 2025 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK