Рейтинг
Порталус

На границе. Рассказ

Дата публикации: 3 января 2015
Автор(ы): Олег Лесных
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1420310403


Олег Лесных, (c)


(Окончание. Начало в N 35)

- И спецназ ваш напрасно ждет. Не пойдут они здесь. - Подумал немного, выпил еще и добавил: - Сейчас вот-вот снегом перевалы завалит. Вы здесь не были зимой. Не знаете.

Горелов поморщился. Донцов просто промолчал. Никто из них не хотел объяснять майору из погранотряда очевидные вещи. Что в горах этих они много раз уже были. И не просто лазали по туристическим тропам. Но говорить все это сейчас смысла не имело.

И вся ответственность в случае прорыва банды боевиков через границу как раз и ляжет на них. Поэтому несколько групп спецназа и две боевые маневренные группы СКВО находятся в повышенной готовности. И если боевики успеют перейти границу до снегопада, то в горах ловить их уже придется всем: пограничникам, мотострелкам, десантникам, спецназу.

Донцов спокойно, не морщась, выпил свою норму. Выжидательно посмотрел на остальных:

- Надо определить диспозицию на ближайшие двое-трое суток.

- А почему именно столько времени? - спросил Тимофеев.

- Анализ ситуации плюс интуиция, - Донцов кивнул Куцерубову и молча махнул вторую стопку. - Разделимся. На третий - я, на остальные - старшие офицеры. На заставе для связи останется лейтенант. Он же подготовит на всякий случай группу бойцов в подвижный резерв.

- Вообще-то эта наша зона ответственности, - видно, водка ударила в голову Куцерубову. - Тут командуют только пограничники.

Повисла неловкая пауза.

Опять дрязги между силовиками. Горелов отвел взгляд от стола и пожалел, что не курит. Говорят, помогает успокоиться.

- Да я только предлагаю, - нейтральным тоном пояснил Донцов.

- Хорошо, - кивнул головой майор. - Утверждаю.

Остальные переглянулись.

Обсудили свои действия при разных вариантах развития ситуации.

- Я только что еще раз запрашивал отряд насчет погоды, - лейтенант вяло подцепил ложкой кусок тушенки. - Они даже спросили меня, не собираюсь ли я вместе с заставой куда-то лететь. В ближайшие несколько дней будут туманы, а потом дожди, возможно, со снегом, меня предупредили, что послезавтра за вами вышлют машины с охраной.

- Да, Миша, пару дней осталось здесь просидеть. - Горелов поймал взгляд Донцова и принужденно рассмеялся.

Третий пост. Горы. Снова камни и проклятый холод. Мерзкая сырость. Бр-р-р!!! "Кажется, никогда я к нему не привыкну. А к старости мои суставы будет зверски выкручивать по ночам", - подумал Донцов. В госпитале он лежал в палатке с одним прапорщиком, который еще с 95-го года мучается редкой суставной болезнью. Пролежал в грязи, воде больше суток, когда оказался в окружении боевиков. Выжил, но здоровье сильно подорвал.

Донцов поежился под бушлатом и прислушался. Вроде пока тихо. Начинало светать. Вместо чернильной темноты ночи появилась первая серость. Туман по-прежнему непроницаем. Пара пограничников справа и слева от Донцова. Тоже ждут, вслушиваются. Еще трое отдыхают в импровизированном каменном бункере. "Может, все-таки стоит их поднять?".

Донцов переместился немного в сторону и прикрыл глаза.

Вспомнил искреннее удивление лейтенанта Тимофеева, когда он попросил у него только одного человека. Одного, но имеющего боевой опыт или хотя бы раз побывавшего под обстрелом.

Серега Горелов сразу рассказал погранцам, что он, Донцов, так всегда выбирает себе людей. А все потому, что слишком грамотный. Даже Библию читал. Донцов усмехнулся и снова поежился от сырости. Да, он читал Библию, когда пару месяцев провалялся в госпитале. Так вот именно из Библии он однажды привел пример, как полководец выбирал себе из тысяч воинов небольшой отряд элитных бойцов, который и решил исход сражения и войны. Своеобразный спецназ. Горелов тогда сказал, что это должен прочитать каждый. Все рассмеялись и постепенно забыли.

У Донцова на самом деле был свой метод отбора людей. Он, помнивший свой самый первый бой, первых раненых и убитых, был уверен, что если человек уже испытал такое напряжение нервов в реальном бою, то готов на многое.

И теперь отобранный им контрактник Паша лежит на плащ-палатке в нескольких десятках метров от поста. Он должен прикрыть их пулеметным огнем с фланга. Сама местность не очень нравилась Донцову. Он со стороны боевиков уже прикинул, как можно нейтрализовать пограничников и порвать границу".

С помощью контрактника Донцов в сумерках установил перед постом шесть растяжек. Нехитрая уловка вполне может сработать. Если учесть, что недавно тут прогоняли сотни овец, то боевики вряд ли ожидают напороться на такой сюрприз...

Впрочем, может быть, что бандиты здесь и не пойдут. Или вообще не полезут через границу. Просто командование в очередной раз перестраховалось. Бывает и такое.

Стало светлее. Видимость в разреженном тумане увеличилась до нескольких метров. Тяжело вздохнул в паре шагов от Донцова молодой часовой-пограничник.

Вот оно! Еще ничего не произошло. Не слышно ничего подозрительного. Но выработанное чутье на опасность никогда не подводило Михаила. Напряжение буквально скрутило мускулы. По спине поползла предательская струйка пота. Боковым зрением Михаил увидел врага. Абсолютно бесшумно рядом с часовым возникла фигура неизвестного, и часовой со стоном рухнул вниз, на дно траншеи. Донцов довернул ствол автомата и короткой очередью свалил противника, больше похожего на призрак. Переместился чуть в сторону и несколькими очередями ответил на массированный огонь боевиков. Пока еще ни он, ни боевики не видели друг друга. К лежащему пограничнику, согнувшись, кинулся кто-то из своих. Второй часовой торопливо опустошил одной очередью свой магазин.

Кто-то из пограничников что-то бессвязно кричал. Видимо, докладывал на заставу о нападении. "Первый раз под огнем", - понял Донцов, перебегая по траншее. Михаил приказал прекратить огонь. Неожиданная тишина.

"Чехов" Донцов не видел. Дремавшие еще совсем недавно пограничники настороженно застыли в траншее. Торопливая пулеметная очередь. И снова тишина. Страшная тишина. Нервы не всякого могут выдержать такое испытание. "Хорошо хоть сверху несколько метров скалы", - успел подумать Донцов. Совсем рядом грохнула граната, потом еще одна. Звуки выстрелов заставили пригнуться и вжаться в каменную стенку траншеи.

- Черт! Черт! - выкрикивал кто-то в исступлении совсем близко.

"Действительно, - согласился мысленно с соседом Донцов. - Особенно когда этот рогатый где-то рядом".

Тишина. Туман клочьями поднимается выше и тает. Показался кусочек голубого неба. Вот-вот серая муть рассосется и ниже. Донцов вспомнил, что погранцы обещали не ясное небо, а дожди. Может, и "вертушки" прилетят? Нет, тучи.

"Почему они больше не стреляют?" Михаил торопливо пробежал по траншее, специально задевая бойцов. Пусть почувствуют, что командир здесь, рядом, он руководит ими.

Хорошо знакомый звук выстрела из противотанкового гранатомета.

- В укрытия! - крикнул Донцов и рухнул на дно траншеи. Иногда "чехи" добавляют к обычному смертоносному снаряду еще несколько сот граммов взрывчатки. Получается жуткая штука. Особенно когда рванет рядом.

- Аллах акбар, - заунывно тонким голосом закричал кто-то снизу. Почти сразу сработала растяжка. По звуку определить было трудно, какая именно. Ближняя или дальняя? Донцов вытащил свою "эфку", зубами рванул кольцо и метнул гранату вниз, в туман. Бухнуло. На несколько секунд трескотня выстрелов перекрыла все звуки.

- Ала! Ала! - Снова завопили снизу.

- Твою! - заорал, сорвавшись пограничник. Одну за другой швырнул две гранаты. Донцов еле успел перехватить его руку, когда пацан потянулся за очередной.

- Назад, - Донцов рывком свалил бойца на дно окопа. Успел. На звук голоса боевики обрушили шквал огня. Патронов не пожалели. Снова взрыв гранаты РПГ. Несколько более слабых взрывов из подствольников.

Снова тишина. Туман расслаивался. Подул легкий ветерок.

Автоматы пограничников заработали почти одновременно. Несколько десятков фигур торопливо перемещаются по долине. Донцов даже и без бинокля видел, как по склону горы напротив, с грузинской стороны, спускается еще один отряд бандюков. Удивительно быстро боевики, нагруженные тяжелыми рюкзаками, спустились в долину и укрылись в развалинах возле башни и камнях. Из башни торопливо застучал пулемет. Совсем рядом пули крошили камень. Донцов несколько раз открывал огонь и сразу же перемещался по траншее в сторону. Пограничники патронов не жалели. Из развалин огрызались боевики.

"Ну и что? - спросил себя Донцов, торопливо набивая магазин патронами. Кто-то из пограничников вынырнул из мрака бункера с цинком патронов. - Мы их ждали и дождались. Теперь надо снова ждать помощь с заставы. Вроде все по плану".

Однако все было совсем не по плану. На первом посту боевикам удалось незамеченными подойти вплотную к траншее и закидать гранатами пост пограничников. В результате жестокого боя бандиты отошли. Майор Куцерубов, зажав кровоточащую рану в боку, тоскливо смотрел на мертвого мальчишку в рваном камуфляже. Двое бойцов неумело пытались перевязать раненого.

Горелов, оставив за старшего на втором посту толкового сержанта, в сопровождении одного пограничника спешил по камням, поминутно спотыкаясь, на грохот стрельбы. Судя по интенсивности стрельбы, Донцову с пограничниками приходится нелегко.

"Опоздал, опоздал", - стучала в голове страшная мысль.

Снег. Снег, которого ждали, большими, влажными хлопьями опускался на холодные камни.

Донцов обжег пальцы стволом автомата, раскалившегося от непрерывной стрельбы. С рассеченной осколками камней щеки стекала струйка крови. Офицер скользнул взглядом по оскаленному в гримасе нестерпимой боли лицу раненого. "Третий раненый, - отметил Донцов. - Почему контрактник не стреляет?"

Справа по довольно крутому склону карабкалось несколько боевиков с тяжелыми, даже на вид, мешками за спиной. "Вот это физическая форма! - удивился подполковник. - Как по ровному месту шпарят". Несколько боевиков все-таки прорвались. "Ничего, далеко вряд ли уйдут". Донцов опустился на дно траншеи и потянулся к цинку с патронами. "Да, старший офицер должен воевать уже не автоматом, а головой", - вспомнилось наставление полковника Коврова. В этом он, конечно же, прав. Хотя сам полковник очень часто бегал по этим горам с оружием.

На мгновение Михаил застыл, прислушиваясь. По-прежнему не слышно пулемета контрактника Пашки. Что-то случилось?

Время словно застыло на месте. Стрелки часов стояли. "Нет, это просто часы остановились", - понял наконец Донцов.

Самый тяжелый момент неравного боя. Рука Донцова в очередной раз автоматически тянется за очередным магазином. Совсем рядом мелькнул силуэт кого-то из боевиков. Еще несколько человек проскочили простреливаемый участок и скрылись за скалами.

Сколько уже их там? Донцов одну за другой метнул пару гранат, переждал глухие взрывы и рванул мокрую бумажную обертку с патронной пачки. Снег. Хлопья снега. Длинная очередь крупнокалиберного пулемета. Уже с нашей стороны.

Ага, лейтенант с броней, теперь веселее! Донцов устало привалился горящей щекой к ледяной стене траншеи.

Стрельба со стороны боевиков ослабла. Бандиты отходили. Перелом наступил.

- Сколько прошло на нашу сторону? - Лейтенант-пограничник, еще возбужденный боем, который заключался для него и его людей в беспорядочной стрельбе в сторону противника, задал главный вопрос.

- Не больше десятка, - Донцов жадно глотал чуть теплый чай из фляжки.

- Что там? Внизу? - Михаил вытер испарину и, привычно опасаясь прицельного огня со стороны боевиков, выглянул из траншеи.

- Там ваш майор, Горелов, - лейтенант помог приподнять раненого пограничника. Удивленно посмотрел на набухающий на глазах темно-красным бинт на груди бойца.

- Что с ним? - севшим голосом спросил Донцов.

- Ничего, полез вперед, посмотреть хочет.

- Все, конец. А что с контрактником?

- Его снайпер достал.

- Да, в самом начале, - устало согласился Донцов. Подполковник Донцов ошибался.

Через границу перешли только шесть боевиков. Опытные бойцы, хорошо знающие горы, имеющий большой опыт войны. Группа прорвалась на территорию России. Страшно подумать, что они могут сделать.

В снежной пелене группа распалась. Четверо, во главе с известным полевым командиром, прошли дальше, в горы. Двое вернулись назад, к границе. В метель они заблудились. Снег, холод. Хочется спать. Снег. Тишина.

Возможно, их когда-нибудь найдут. А возможно, и нет. Стремительно холодало.

Устало передвигая мокрые ноги с налипшими комьями снега, четверо боевиков шли по горам. Иногда на несколько часов забывались тяжелым сном под прикрытием каменного утеса. На третий день один из бандитов, шедший впереди, провалился в незамерзающий горный ручей, совсем незаметный из-за сугробов снега. Мороз, холод и ветер сделали свое дело. Уже к вечеру боевик тяжело заболел. Переночевав в ущелье, на утро следующего дня бандиты просто оставили метавшегося в бреду больного и ушли.

Трое моджахедов вышли наконец на дорогу. Давно отказала от мороза хваленая импортная аппаратура, позволяющая определить свое местоположение. Они с трудом шли под гору.

Снег прекратился. Выглянуло солнце. Три темные фигуры на фоне белого снега. От зависшего в нескольких сотнях метров над дорогой вертолета к группе потянулись дымные струи НУРСов.

Опубликовано на Порталусе 3 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама