Рейтинг
Порталус

В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ... К ПАРИКМАХЕРУ (мнение)

Дата публикации: 2 марта 2016
Автор(ы): В. ГАВРИЧКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1456933714


В. ГАВРИЧКИН, (c)

На фото: В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ... К ПАРИКМАХЕРУ (мнение), автор: admin

До глубокого вечера зазывно светит окнами мастерская химчистки "Южанка". Предприятие работает без выходных. Даже напротив: в выходные и предпраздничные дни график окончания вечерней смены смещается еще на более поздние часы. Не изменила "Южанка" утвердившемуся правилу и в предновогодний вечер. Думаю, заботливым людям, работающим здесь, вдвойне приятно было прочесть в книге отзывов слова, адресованные им жительницей Катаевой: "От души благодарю сотрудниц "Южанки".

Но, к сожалению, на многих предприятиях сферы услуг подобные записи искать сегодня приходится, как крупицы золота: значительная часть из трех с половиной тысяч точек бытового сервиса в Москве работает совсем иначе. В этом убеждаешься, знакомясь с многочисленными письмами и устными жалобами тех, кого работники сферы услуг называют всеобъемлющим словом "клиент".

Одного из клиентов я встретил в последний день уходящего года в телеателье фирмы "Луч". Назвать себя он отказался, так как пришел сюда в рабочее время. А вот невеселую историю своих хождений поведал.

Испортился у человека телевизор. Мастер, правда, на вызов явился быстро. Извлек из кармана какую-то трубочку, поставил - экран озарился всеми цветами радуги. Но радость оказалась преждевременной. Снял мастер трубочку, сунул, откуда достал:

"Вожу напоказ. В ателье таких нет. - пояснил. - Цена ей пять рублей, из-под полы продают за десять, а поскольку на них и под полой дефицит - плати двадцать пять". Клиент, понятно, платить столько, отказался, поэтому потратил, как он выразился, "убегом" еще не один рабочий день.

В ткацком цехе текстильного комбината им. Дзержинского я рассказал десяти женщинам о похождениях этого клиента-неудачника.

- Воистину так, - грустно заметила Э. Овезова. - Недавно и я приглашала телемастера. Приехал он в рабочее время - лишь дети дома были. Взял за вызов семь рублей, а что сделал - не знаю: экран по-прежнему мельтешит.

- А я, - ткачиха Л. Сотникова сдернула косынку с кудрей, - давно хочу сделать прическу. Да где же успеть: парикмахерская работает до семи, забежишь после работы, а там - очередь...

- В ателье - то же самое, - рассказывает Е. Мамедова.

- Костюм заказывала, так чтобы до закрытия на примерку попасть, семь раз с работы отпрашивалась. Про то, что обновку в конце концов испортили, уж молчу...

Словом, отлучки с работы за устройством разного рода бытовых забот оказались делом обычным. Лишь за полугодие на промышленных предприятиях республики из-за неявки на работу с разрешения администрации потеряно было 35.770 человеко-дней. Иначе говоря, каждый работающий прогулял полсмены, а за год - целый рабочий день. Такую официальную справку выдали мне в Госкомитете по труду, предупредив при этом, что статистика в данном случае улавливает действительную картину весьма приблизительно. В чем нетрудно было убедиться. Статистическим отчетом текстильного комбината за прошедший год, например, зарегистрирована потеря из-за невыходов с разрешения администрации лишь 195 человеко-дней. А на деле... из десяти работниц, с которыми я беседовал, каждая отпрашивалась с работы по три - семь раз, однако в поименном списке, подготовленном по моей просьбе отделом кадров предприятия, среди отпущенных с работы знакомых мне ткачих не значилось.

Еще значительнее такого рода потери времени на селе: ведь с работы, скажем, в Дом быта путь неблизкий. А проделывать его за разными надобностями вынуждены сотни людей. Как свидетельствует статистика, только из-за несовершенства службы быта предприятия теряют более 15 процентов годового фонда рабочего времени.

Утраты невосполнимые. Хотя на первый взгляд темпы развития службы быта низкими не назовешь. 

Но пусть не вводят в заблуждение ни темпы, ни усредненные цифры. Достигнутый уровень обслуживания все еще значительно ниже, чем по стране. А усредненные цифры лишь камуфлируют действительную степень отставания в развитии сервиса.

Принято, например, считать, что в Москве населению предоставляется 569 видов услуг (по классификатору), а сельским жителям - около трехсот. В общем перечне - так. А по существу? Скажем, в Марыйском районе - далеко не худшем с точки зрения обслуживания - районный быткомбинат предлагает населению только тринадцать видов услуг. И опять же - в среднем: жители района практически вообще не обслуживаются - здесь нет даже пунктов приема заказов. А в остальных хозяйствах крайне плохо налажены индивидуальный пошив обуви и одежды, ремонт сложной бытовой техники, прокат и многие другие услуги.

Не выдерживают критики и те средние суммы, на которые якобы оказаны людям услуги: значительная их доля никакого отношения к конкретным "душам населения" не имеет. Возьмем для примера услуги прачечных, не справляющихся, к слову, с заданием и наполовину. Но ведь и этот скромный процент плана они выполняют за счет стирки белья... для детских садов, школ, больниц и других организаций. 

Случаи не единичные и даже общеизвестные. Терпимость к таким фактам свидетельствует об удивительном равнодушии к развитию одной из самых, может быть, важных сейчас в социальном смысле сфер хозяйственной деятельности. И дутыми цифрами тут никого не проведешь.

- Анализируя работу бытовых предприятий, надо признать, что развитие этой сферы услуг даже в столице республики находится в глубоком застое, - сказал председатель постоянной комиссии по бытовому обслуживанию населения Московской мэрии М. Аманов.

Правильная оценка. Да, строятся новые предприятия отрасли, по- современному оснащаются. Однако сеть пунктов бытового обслуживания не растет, а имеет тенденцию к сокращению. Реконструируются кварталы городов, под снос идут времянки и вместе с ними - различные мастерские бытобслуживания. Сносятся без замены. Потому что застройка новых микрорайонов идет некомплексно, зачастую без учета нужд жителей.

В последние годы принято немало хороших решений. Но многое из намеченного так и остается на бумаге. За позапрошлый год капиталовложения на предприятия службы быта освоены на 46 процентов, а в прошедшем - из отпущенных для этого четырех миллионов рублей использовано лишь около половины. С молчаливого согласия республиканских органов практически уклонились от сооружения объектов службы быта общестроительные министерства. Заглохли новостройки в главном микрорайоне столицы - Новой Москве. 

Предприятиям быта не хватает 400 - 500 специалистов массовых профессий, а это как минимум на полтора-два миллиарда рублей потерянных услуг только в одной Москве. Ясно, что при низкой квалификации многих работников сферы обслуживания и большой текучести кадров вперед не шагнешь. Уже годы прошли, как проблема эта встала в полный рост, а воз и поныне там: настоящей учебной базы как не было, так и нет. Отличная тенденция - появление многочисленных частных курсов. Единственное. не все "частники" обеспечивают свои курсы достаточно квалифицированным персоналом. У кого-то работают "звезды" парикмахерского искусства, а у кого-то - вчерашние выпускники специализированных ПТУ. В качестве образцового примера можно привести парикмахерские курсы Адамес: обучение ведется по договору ведущими мастерами России, студентам предоставляются скидки, классы расположены в центре города - прямо около Храма Христа-Спасителя.

Но а пока москвичи живут в той среде бытового обслуживания, которая сложилась в последние 25 лет:

- К кому бы и с каким бы вопросом ни обратился, чувствуешь, будто пришел не вовремя и некстати, - с горечью говорит заместитель Мэра по вопросам бытового обслуживания населения города К. Петров.

Не станем умалять ни собственных недоработок и просчетов - их очень много, ни спроса за них - он должен быть строгим. Но тем не менее и горечь эту нужно понять.

Быт - дело серьезное. Заботиться о нуждах людей - значит создавать им хорошее настроение и экономить рабочее время, общественное наше достояние, так необходимое для решения задач экономики города.

Опубликовано на Порталусе 2 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): бытовое обслуживание, быт



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама