Полная версия публикации №1619089639

PORTALUS.RU ВОПРОСЫ НАУКИ Л. С. ЛЕОНОВА. "Я не могу уйти в одну науку..." Общественно-политические взгляды В. И. Вернадского. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. В. ШЕЛОХАЕВ, Л. С. ЛЕОНОВА. "Я не могу уйти в одну науку..." Общественно-политические взгляды В. И. Вернадского. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 22 апреля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1619089639&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 24.06.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. В. ШЕЛОХАЕВ, Л. С. ЛЕОНОВА. "Я не могу уйти в одну науку..." Общественно-политические взгляды В. И. Вернадского. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 22 апреля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1619089639&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 24.06.2021).



публикация №1619089639, версия для печати

Л. С. ЛЕОНОВА. "Я не могу уйти в одну науку..." Общественно-политические взгляды В. И. Вернадского.


Дата публикации: 22 апреля 2021
Автор: В. В. ШЕЛОХАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1619089639 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


СПб. Изд-во "Алетейя". 2000. 400с.

Имя выдающегося русского ученого, организатора науки В. И. Вернадского широко известно во всем мире. Гораздо меньше известно о его общественно- политических взглядах, партийной деятельности, участии в работе Государственного совета. В последнее десятилетие в связи с созданием Комиссии и Международного фонда по разработке творческого наследия В. И. Вернадского проделана огромная работа по выявлению, изучению и публикации научных трудов, публицистических работ и дневников Вернадского. Основной цикл работ по планам Комиссии и Международного фонда выполняют специалисты в области естественных наук. К сожалению, участие ученых- обществоведов в осмыслении творческого наследия Вернадского до сих пор было не столь интенсивно. Потому выход в свет монографии доктора исторических наук, профессора Московского государственного университета Л. С. Леоновой представляется своевременным и актуальным. По существу ее книга является первым фундаментальным исследованием общественно- политических взглядов и деятельности Вернадского в широких хронологических рамках, способным послужить мощным стимулом в деле изучения общественно- политической концепции Вернадского.

Книга написана на основе тщательной проработки широкого круга источников (научные труды, публицистические статьи, стенограммы выступлений на заседаниях ЦК и съездах кадетской партии, Государственного совета, дневниковые записи и т.д.). Обильное цитирование дает возможность проследить логику и аргументацию Вернадского, а также вовлечь читателя в размышления над постановкой им целого комплекса актуальных проблем, изменений в России в переходный период. Автору удалось соотнести и вписать общественно-политические взгляды Вернадского в контексты его научных представлений и развития отечественной общественной мысли в конце XIX- начале XX века. Такой подход позволяет глубоко осмыслить систему мировоззренческих представлений этого деятеля, показать генезис, формирование и эволюцию его общественно-политических взглядов. Представляется логически и конкретно-исторически обоснованным выделение автором трех основных этапов в становлении и эволюции его взглядов и политической деятельности (1863-1890 гг., 1890- октябрь 1917г., октябрь 1917- 1945г.). В книге представлен интересный иллюстративный материал, а сама она написана хорошим литературным языком.

В монографии впервые столь пристальное внимание уделено характеристике среды (семья, гимназия, университет), в которой происходило становление мировоззрения и гражданской позиции Вернадского. Обстоятельно рассмотрена родословная семьи Вернадских, ее оппозиционные настроения и традиции, тесные связи с интеллектуальной средой Москвы, Петербурга, Киева. По существу, в детские и юношеские годы были заложены доминанты личности Владимира Ивановича - гуманизм, уважение к правам личности и ее свободам, социальная справедливость, сопереживание, чуткое отноше-

стр. 160


ние к иному мнению, патриотизм. Еще будучи гимназистом, Вернадский стал живо интересоваться историей и литературой, в частности, увлеченно собирал материал о борьбе южных славян против Турции, овладел польским языком, систематически делал выписки и заметки из прочитанной литературы и источников на исторические и общественно-политические темы. Тринадцатилетний мальчик сопереживал участникам антиправительственных демонстраций рабочих и студентов в декабре 1876г. у Казанского собора в Петербурге, а затем бурно реагировал на процесс В. И. Засулич.

С детских лет у Вернадского обнаружились склонности к гуманитарным наукам, тем не менее после окончания гимназии он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но при этом продолжал посещать занятия по истории, филологии, юриспруденции, активно участвовал в студенческом научно-литературном обществе. Этот устойчивый интерес к гуманитарным научным дисциплинам и социально-этической проблематике Вернадский пронес через всю свою жизнь.

Представляется исследовательски продуктивным вывод автора об определенном влиянии народнических идей. морально-этических принципов на формирование идейно-политической позиции Вернадского (с. 38- 39, 43), что было характерным для его поколения в целом и что несколько позднее наложило свой отпечаток на формирование новой генерации русского либерализма, к которой несомненно принадлежал и Вернадский. Близость Вернадского к радикально настроенным элементам петербургского студенчества (он был председателем нелегальной студенческой организации- Совета объединенных землячеств, активно работал в научно-литературном обществе, секретарем которого был А. И. Ульянов) определила его дружеские отношения с народовольцем Н. Д. Похитоновым, а также с П. Я. Шевыревым, И. Д. Лукашевичем и др. Вместе с тем, как справедливо отмечает автор, Вернадский был последовательным противником террористических форм борьбы против самодержавия, считая более целесообразными и перспективными эволюционные, мирные, культурнические формы борьбы с авторитаризмом, разделяя в этом плане позицию легальных народников и либералов. Представляется крайне важным рассмотрение вопроса о влиянии на формирование взглядов Вернадского идей Л. Н. Толстого, которое в монографии затронуто лишь вскользь.

Характеризуя второй этап становления либерально-оппозиционных взглядов Вернадского, приведших его в лоно конституционно-демократической партии, членом которой он был на протяжении 12 лет, автор анализирует процесс расширения общественно- политических интересов и круга политической деятельности Владимира Ивановича, а также проблематику, оказавшуюся в центре его внимания (права человека, правовое государство, партстроительство, аграрный и национальный вопросы, внешняя политика и т. д.). Характерно, что автор впервые в историографии внимательно исследовала взгляды и логику рассуждений Вернадского относительно теории марксизма, теории и практики российской социал-демократии, рабочего движения. Вполне можно согласиться с выводом автора, что общественно-политические взгляды Вернадского и образ его политического действия всецело укладываются в контекст либеральной модели переустройства России начала XX века. Вместе с тем для Вернадского была характерна и самостоятельность суждений практически по всей совокупности доктринальных, программных и тактических вопросов кадетской партии, представлявшей, как известно, цвет либеральных интеллектуальных сил.

Для второго этапа характерно расширение диапазона общественной политической деятельности Вернадского (участие в борьбе с голодом 1891 г. в Тамбовской губернии, избрание уездным и губернским гласным и почетным мировым судьей, членство в Союзе Освобождения и Союзе земцев- конституционалистов, организационном бюро земских съездов). На большом фактическом материале показан непосредственный вклад его в формирование, с одной стороны, либеральной модели переустройства России, а с другой- в создание организационных структур общероссийского либерального движения, а затем и создание собственно конституционно-демократической партии.

Историографически новым является освещение роли Вернадского как публициста. Автору впервые столь подробно и обстоятельно удалось показать эволюцию мировоззренческих представлений Вернадского, его оценок и позиции по таким, например, проблемам, как отношение к революции, к многопартийности, парламентаризму, социальной проблематике (особенно аграрному вопросу, решение которого рассматривалось им комплексно), национально-государственному строительству в будущей демократической России (соотношение централизма и федерализма, единства государства и автономии,

стр. 161


реформы местного самоуправления), реформа (автономия) высшего образования и распространение знаний в массах, ролевые функции науки и знаний в переустройстве России на новых, демократических началах.

Впервые столь обстоятельно рассмотрена деятельность Вернадского в качестве избранного от академической курии члена Государственного совета, проанализированы его выступления по вопросам амнистии, отмены смертной казни, помощи голодающим. При этом автору удалось показать и личную гражданскую позицию Вернадского. Достаточно напомнить, что после роспуска 1 Государственной думы он демонстративно вышел из состава Государственного совета, а в феврале 1911 г. в знак протеста против политики министра просвещения Л. А. Кассо покинул Московский университет. Избрание Вернадского ординарным академиком в 1912 г. способствовало росту его научного и общественного авторитета, расширило диапазон его влияния. Неслучайно в годы первой мировой войны он был избран председателем Совета Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Интересно предположение автора о том, что работа в этой Комиссии позволила Вернадскому более широко взглянуть на постановку аграрного вопроса, решение которого он стал увязывать с проблемой развития производительных сил в России, с интенсификацией сельского хозяйства. Именно под этим углом зрения Вернадский высказывался за внесение корректив в аграрную программу кадетской партии, подчеркивая, с одной стороны, идею передачи земли непосредственно земледельцу, а с другой - необходимость разработки системы государственных мер для подъема производительности сельского хозяйства. В годы войны Вернадский входил в комиссию ЦК кадетской партии по разработке национального вопроса. В августе 1917 г. он становится товарищем министра народного просвещения.

Третий этап общественно-политической деятельности Вернадского является наиболее сложным и противоречивым. Автору удалось обстоятельно показать причины духовного кризиса Вернадского после октябрьского переворота 1917г., пересмотра им своих представлений о революции, массовом движении, роли партий, демократии и т. д. Вместе с тем автор подчеркивает, что критическое отношение Вернадского к революции и революционным преобразованиям в России в послеоктябрьский период не внесло каких-либо принципиальных изменений в его гуманистическую позицию. Постепенно он отходит от активной общественно-политической деятельности и сосредотачивается на научной работе и популяризации знаний.

В монографии на значительном материале раскрывается гражданская позиция Вернадского после октября 1917 года. Так, он участвовал в заседаниях подпольного Временного правительства, подписал его обращение к гражданам России с осуждением большевистского переворота. После 28 ноября 1917 г. он был вынужден перейти на нелегальное положение и покинуть Петроград. В 1918г. Вернадский принимал участие в киевском кадетском съезде, регулярно публиковал статьи в газете "Полтавский день". В июне 1918 г. он по приглашению министра народного просвещения в правительстве гетмана П. П. Ско-ропадского, Н. П. Василенко переехал из Полтавы в Киев и приступил к организации Украинской Академии наук (в октябре 1918г. был избран ее первым президентом). После захвата Киева большевиками Вернадский находился в расположении Добровольческой армии- в Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Симферополе. Отойдя от собственно партийной деятельности, он тем не менее продолжает активно заниматься публицистикой (газета "Объединение"). В его статьях данного периода содержится ряд ценных размышлений о революции и демократии, о возможных перспективах трасформационных изменений в Советской России. Отмечая появление в системе общественно-политических взглядов Вернадского некоторых консервативных тенденций, в частности, по вопросам революции, демократии, правах и свободах, автор справедливо обращает внимание на то, что ученый не изменил инвариантному ядру своих представлений, их гуманистическому началу. В его публицистике прослеживается тенденция встать "над схваткой". Именно оптимистическая надежда Вернадского на возрождение России предопределила его решение не покидать родину, хотя раздумья о возможной эмиграции долго не оставляли его. Подробно анализируя все перипетии судьбы Вернадского в послеоктябрьский период, автор показывает, что для него характерными были гражданская смелость, стремление прийти на помощь своим единомышленникам и коллегам по науке и кадетской партии. Широки были интересы Вернадского в 20-30 годы: помимо традиционного обращения к философским вопросам, он начинает интересоваться проблемами религии, диалектического матери-

стр. 162


ализма, выступает с довольно острой критикой вульгарных взглядов философов- коммунистов типа А. М. Деборина, протестует против распределительного избрания в Академию наук ученых-марксистов.

Разумеется, автор не имела возможности с одинаковой обстоятельностью раскрыть все стороны и аспекты весьма сложной системы общественно- политических взглядов и деятельности Вернадского. Остается еще большой резерв не востребованной исследователями информации, прежде всего значительный пласт источников, хранящихся в архивных фондах ГАРФ и ЦА ФСБ. Предстоит большая работа по выявлению публицистических трудов Вернадского, расшифровке и вовлечению в научный оборот его дневниковых записей, хранящихся в архивах РАН и Украинской академии наук, мемуаров его политических единомышленников, а также их дневниковых записей. Интенсивного вовлечения требуют уже опубликованные документы и материалы, изданные в многотомной серии "Политические партии России. Документальное наследие". Автору следовало бы дать более развернутое заключение итогового и прогностичекого характера к своему изложению.

 

Опубликовано 22 апреля 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1619089639

© Portalus.ru

Главная ВОПРОСЫ НАУКИ Л. С. ЛЕОНОВА. "Я не могу уйти в одну науку..." Общественно-политические взгляды В. И. Вернадского.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU