Полная версия публикации №1622037968

PORTALUS.RU ВОПРОСЫ НАУКИ В. С. БРАЧЕВ. РУССКИЙ ИСТОРИК СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПЛАТОНОВ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. С. ВОЛКОВ, В. С. БРАЧЕВ. РУССКИЙ ИСТОРИК СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПЛАТОНОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 мая 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1622037968&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 03.08.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. С. ВОЛКОВ, В. С. БРАЧЕВ. РУССКИЙ ИСТОРИК СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПЛАТОНОВ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 26 мая 2021. URL: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1622037968&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 03.08.2021).



публикация №1622037968, версия для печати

В. С. БРАЧЕВ. РУССКИЙ ИСТОРИК СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПЛАТОНОВ


Дата публикации: 26 мая 2021
Автор: В. С. ВОЛКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1622037968 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ч . I - II. СПб. Изд-во "Минерва". 1995. 354 с.

С. Ф. Платонов и его "школа" играли важную роль в борьбе направлений в русской историографии как до, так и после 1917 года. Однако стечение ряда драматических обстоятельств (недооценка вклада ученого в изучение истории России XVI - XVII веков в досоветской историографии, безосновательное "разоблачение" школы Платонова в 20-х годах, репрессии, связанные с сфабрикованным "Академическим делом") серьезно помешало объективной оценке и популяризации трудов Платонова.

В. С. Брачев был первым, кто обратился в конце 1980 - 90-х годах к трагическим страницам биографии Платонова 1 . Им же было подготовлено и прокомментировано двухтомное собрание "Сочинений по русской истории" С. Ф. Платонова (СПб. 1993). В рецензируемой книге использован широкий круг источников: работы самого Платонова, труды его предшественников и коллег, архивные материалы.

Брачев рассказывает о подготовке и защите Платоновым магистерской диссертации "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник" (1888). Выяснено значение этой работы в процессе формирования научного облика Платонова - историка и его школы. В книге содержится историографический анализ "Очерков по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время" (СПб. 1899). Разбирая "Лекции по русской истории" (П. 1917), автор стремится определить их концепционную основу, особенности общеисторических взглядов ученого. Особое внимание уделено мировоззрению, общественно-политическим взглядам историка, его научно-педагогической и научно-организаторской деятельности, роли в "борьбе на историческом фронте" 1920-х годов, а также "делу" Платонова.

Брачев считает, что работа над магистерской диссертацией стала решающим этапом в становлении Платонова как историка. Докторскую диссертацию "Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв." Брачев обоснованно оценивает как главный труд Платонова. В его диссертациях отчетливо воплотились методологические принципы, которым он следовал в дальнейшем в своей исследовательской деятельности: позитивизм, эволюционный подход и основные установки государственной школы.

Анализ "Очерков по истории Смуты" позволил автору убедительно опровергнуть бытующее в историографии представление, что концепцию Смуты Платонов якобы заимствовал у Ключевского 2 . Брачев считает, что эта концепция сложилась в результате анализа первоисточников и под влиянием русской историографической традиции. Брачев утверждает также, что Платонов предложил не только новаторскую точку зрения на историю Смуты, но ближе своих предшественников подошел к ее объективному освещению, идя не от политических убеждений, но следуя историческим фактам.

Не отрицая влияния Ключевского на становление Платонова, автор обратил внимание на серьезные расхождения между ними в освещении наиболее принципиальных моментов истории Смуты, в первую очередь - ее политической стороны. Речь идет о так называемых конституционных стремлениях московского боярства и "русской конституции" начала XVII в., начатки которой Ключевский усматривал в крестоцеловальной записи Василия Шуйского, договоре московских бояр с польским королевичем Владиславом и "ограничениях" 1613 г., которые якобы были навязаны Михаилу Романову при избрании на престол. Особенно далеко ушел Платонов от Ключевского, как показывает Брачев, в осмыслении итогов и последствий Смуты. По Ключевскому, она заканчивается в конечном итоге вынужденным примирением "общественных классов". Платонов же делает совсем иной вывод: поражение терпят в Смуте и верхи, и низы русского общества, выигрывают же так называемые средние классы - служилые и торговопосадские люди. Таким образом, приходит к выводу Брачев, есть все основания утверждать о создании Платоновым в конце 1890-х годов собственной концепции Смуты, свободной от либеральных наслоений (с. 116).

И в то же время Платонов следовал либе-

стр. 158


ральной историографии в общем понимании русского исторического процесса. Можно согласиться с Брачевым, что творчество Платонова плохо вписывается в рамки традиционных представлений о борьбе направлений в русской историографии конца XIX - начала XX веков. После работы Брачева говорить и писать о Платонове как историке-охранителе уже вряд ли кто решится.

Исторические и общественно-политические взгляды ученого рассматриваются в единстве, ибо в основе и тех и других, как показывает автор, - патриотизм, любовь к Родине. Этим, кстати, критерием определялось и отношение Платонова к людям, которых он ценил "не по взглядам и партиям, а по свойствам и душе их"; на первом месте для него была "любовь к России" и определенность "нравственного и политического катехизиса" 3 . Являясь убежденным сторонником "реального" знания, свободного от каких-либо историографических и политических пристрастий, Платонов в то же время сознательно избегал в своем лекционном курсе изображения темных и неприглядных сторон русской истории. Присущие его лекциям некоторая "официальность и внешние приличия" объясняются не "реакционностью" и "охранительством" ученого, как думали раньше 4 , а стремлением поддерживать в соотечественниках добрые чувства к истории своей страны, будить в них оптимизм, "искать и находить в нашем прошлом только то, что может быть здоровым корнем для будущего" 5 . Политические взгляды Платонова автор склонен определить как "либеральный консерватизм" (с. 225). Расплывчатость данного понятия, вероятно связана с достаточно противоречивым мировоззрением Платонова.

В 1920-е годы, подчеркивает автор, раскрылся потенциал Платонова как администратора и организатора науки. Интересны суждения Брачева о Платонове как о представителе той части русской интеллигенции, которая, не разделяя доктрины большевиков, сочла возможным активно сотрудничать с советской властью во имя Родины и науки (с. 223 - 228) для того, чтобы предупреждать или нейтрализовать действия некомпетентных, но не в меру инициативных функционеров.

Описывая "Академическое дело", в котором Платонову отводилась главная роль, автор восстанавливает фактическую сторону этого "дела", характеризует действия лиц, причастных к нему, подводные течения и тайные интриги, раскрывает связь обвинений Платонова с противостоянием между ним и М. Н. Покровским.

Однако не все равноценно и бесспорно в этой работе. Выше уже отмечалось, что Брачев для оценки вклада Платонова в науку сравнивает его идеи с идеями предшественников. Но какие идеи Платонова и каким образом закрепились в трудах последующих поколений историков, этому уделено недостаточное внимание. Иногда создается впечатление, что все суждения Платонова о Смутном времени истинны и поныне. Между тем историки, работавшие после Платонова, осветили более полно и более точно многие проблемы этого времени. Стоило и более точно и полнее охарактеризовать "школу Платонова" и вклад его самого в историческую науку.

Брачев раскрывает важную, а подчас роковую роль Покровского в судьбе Платонова, справедливо осуждает идеологические и политические крайности лидера историков марксистской ориентации. Однако несколько облегченной представляется оценка в монографии деятельности Покровского как руководителя государственных и научных учреждений 6 .

Подробности "Академического дела" иногда уводят автора от основной темы в сторону общегражданской проблематики. Автор слишком увлекается цитированием "Записки" С. Ф. Платонова в ОГПУ от 17 сентября - 5 октября 1930 г., хотя сам же оговаривается, что это - специфический документ, появившийся под давлением следствия. В то же время удачным является использование автором материалов "Академического дела" для характеристики линии поведения Платонова на следствии (с. 330).

Примечания

1. БРАЧЕВ В. С. "Дело" академика С. Ф. Платонова. - Вопросы истории, 1989, N 5; его же. Сергей Федорович Платонов - Отечественная история, 1993, N 1; его же. История русской государственности в освещении С. Ф. Платонова. В кн. Российская государственность: этапы становления и развития. Ч. II. Кострома. 1993; его же. Общественно-политические взгляды С. Ф. Платонова. В кн. Историческая наука в меняющемся мире. Вып. 2. Казань. 1994.

2. ЦАМУТАЛИ А. Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л. 1986, с. 84, 85 - 97.

3. Археографический ежегодник (АЕ). 1994. М. 1996, с. 182.

4. ЦАМУТАЛИ А. Н. УК. соч., с. 108 - 125; см. также: Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 3. М. 1963, с. 293.

5. АЕ - 1994, с. 182.

6. Ср. ДУНАЕВСКИЙ В. А. Стоит ли вновь возвращаться к М. Н. Покровскому? - Вопросы истории. 1995, N 2; ЧЕРНОБАЕВ А. А. Профессор с пикой или Три жизни историка М. Н. Покровского. М. 1992, с. 149, 162.

 

Опубликовано 26 мая 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1622037968

© Portalus.ru

Главная ВОПРОСЫ НАУКИ В. С. БРАЧЕВ. РУССКИЙ ИСТОРИК СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПЛАТОНОВ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU