Полная версия публикации №1622807083

PORTALUS.RU ВОПРОСЫ НАУКИ А. Е. ИВАНОВ. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII в. - 1917 г. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Р. Ш. ГАНЕЛИН, А. Е. ИВАНОВ. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII в. - 1917 г. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 июня 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1622807083&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 03.08.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Р. Ш. ГАНЕЛИН, А. Е. ИВАНОВ. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII в. - 1917 г. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 04 июня 2021. URL: https://portalus.ru/modules/science/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1622807083&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 03.08.2021).



публикация №1622807083, версия для печати

А. Е. ИВАНОВ. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII в. - 1917 г.


Дата публикации: 04 июня 2021
Автор: Р. Ш. ГАНЕЛИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1622807083 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. 1994. 197 с.

Доктор исторических наук А. Е. Иванов (Институт отечественной истории РАН) давно известен как автор цикла работ, посвященных истории российской высшей школы. Изданная Институтом российской истории РАН его книга посвящена институту научной аттестации и подготовке профессорско-преподавательского корпуса светской и духовной высшей школы, являвшейся в дореволюционной России средоточием научных сил страны (автор пользуется современным термином "аттестация", который, как оказалось, совершенно точно и полно выражает сущность процесса предоставления ученых степеней в старой России).

Предшественниками Иванова были выдающийся библиограф Г. Г. Кричевский, опубликовавший по этому предмету статью 1 и составивший до сих пор не изданный указатель магистерских и докторских диссертаций, защищенных в 1805 - 1919 гг. на всех факультетах (кроме медицинского) девяти российских университетов, а также Е. В. Соболева, в монографии которой "Организация науки в пореформенной России" (Л. 1983) рассмотрена правительственная политика в области научной аттестации профессоров и преподавателей высшей школы в 60 - 80-е годы XIX века. В монографии использованы и другие работы по истории университетского образования в России.

Система ученых степеней в России и ее история до такой степени запутаны и сложны, что сама ее реконструкция и истолкование - большая заслуга автора. Его работа обладает и такими достоинствами, как мастерское воссоздание жизненных ситуаций, складывавшихся вокруг присвоения ученых степеней, и потому открывает важные и яркие страницы истории отечественной науки и научно-общественной жизни (нравов и отношений в науке, этических норм, системы научного ученичества, формирования и функционирования научных школ).

На страницах книги - множество исторических персонажей. Исследование основано в значительной степени на мемуарах и других материалах личного происхождения (среди них материалы A. Н. Пыпина, В. И. Семевского, И. В. Ягича, B. И. Вернадского и др.).

Автор связывает появление в России потребности в ученых степенях с созданием в 1724 г. в Петербурге Академии наук и художеств с Академическим при ней университетом и открытием в 1755 г. Московского университета, с задачей национализации российской науки, предусмотренной академическим Регламентом 1747 г., с деятельностью Академического, или, как называл его М. В. Ломоносов, Санкт-Петербургского университета. Ломоносов добивался введения научных званий для русских ученых, видя в этом средство укрепления их социального и материального положения. Отсутствие у русских ученых степеней лишало их формального социального статуса в то время как, по словам Ломоносова, "канцелярским членам и другим чинам положены пристойные ранги к унижению профессорского достоинства и, следовательно, и к помешательству в размножении учения" (с. 15). Идея Ломоносова, соответствовавшая европейскому порядку, заключалась в том, чтобы Академия наук получила право производить обладателей ученых степеней в чины в соответствии с "Табелью о рангах". Однако ему не удалось добиться этого ни для Академии наук, ни для Московского университета.

Тем не менее со временем Академический и Московский университеты ввели на практике свою процедуру научной аттестации, во многом повторявшую западно-европейскую. Лишь в первой половине XIX в. система научной аттестации сформировалась как элемент государственного порядка. Она стала частью обязанностей университетов, Медико-хирургической (позже Военно- медицинской) академии, Женского медицинского института, Петровской земледельческой и лесной акаде-

стр. 168


мии, духовных академий. Автор проанализировал законодательство об ученых степенях, использовав при этом наблюдения Кричевского. В частности, речь идет о разрядах наук (специализаций), по которым присуждались ученые степени и число которых соответствовало числу университетских кафедр (с. 38 - 39).

К началу 80-х годов XIX в. вне научной аттестации оказывались "практические" (прикладные) науки, что создавало трудности для подготовки преподавателей в этой сфере. Вопрос этот приобрел официальный характер лишь с начала XX в., войдя в круг рассматривавшихся при обсуждении реформ высшей школы. Автор выразительно охарактеризовал борьбу вокруг этого вопроса, в которой сторонникам предоставления права научной аттестации учебным заведениям народнохозяйственного значения противостояли в Государственном совете сторонники исключительного права присвоения ученых степеней за теоретические знания. Государственная дума занимала другую позицию (с. 52 - 53). Противоречие это так и осталось непреодоленным. Материал об этом, представленный в книге, весьма выразителен. Однако хотелось бы, чтобы были освещены причины, по которым за ограничение ученых степеней кругом научно-теоретических дисциплин высказывались в Государственном совете именно правые.

Иванов нарисовал яркую жизненную картину того, как осуществлялись на практике те служебно- сословные правила и привилегии, с которой была связана научная аттестация. Это в особенности относится к параграфу "Табельно-сословно-должностной статус ученых степеней" в главе второй и глава третья "Подготовка научно-педагогической смены для высшей школы: "Профессорские стипендиаты"".

Сам процесс аттестации автор рассматривает в специальной главе о ее "технологии". Здесь охарактеризован объем знаний, который требовалось освоить, и уровень требований, который следовало преодолеть при сдаче кандидатских, магистерских и докторских испытаний. Неудивительно поэтому, что эрудиция и степень научной подготовленности профессоров и преподавателей, как это показал исторический опыт, были столь высоки. И это сыграло свою роль в расцвете русской науки и культуры в начале нашего века. Очень высокими были авторитет науки и общественная значимость событий научной жизни. В параграфе о диспуте приведен такой примечательный факт, как срыв концерта в Казани в 1848 г. из-за того, что публика предпочла ему присутствие на защите докторской диссертации "О древнем русском праве залога" в университете (с. 169).

Иванову удалось реконструировать и исследовать важную сторону научной и культурной жизни старой России. Соображения, высказывавшиеся в разные годы при обсуждении различных элементов аттестационной процедуры, особенно самого диспута, не потеряли своего значения и для практики наших дней. Они представлены в работе объективно и полно.

Р. Ш. ГАНЕЛИН

Примечания

1. История СССР, 1985, N2.

Опубликовано 04 июня 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1622807083

© Portalus.ru

Главная ВОПРОСЫ НАУКИ А. Е. ИВАНОВ. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII в. - 1917 г.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU