Рейтинг
Порталус

Из прошлого. ЦЕНТР НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Дата публикации: 18 июня 2014
Автор(ы): Академик Ю. С. ВАСИЛЬЕВ, президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Ю. Я. БОЛДЫРЕВ, Ю. П. ГОРЮНОВ, профессора университета
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403083138


Академик Ю. С. ВАСИЛЬЕВ, президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Ю. Я. БОЛДЫРЕВ, Ю. П. ГОРЮНОВ, профессора университета, (c)

В конце XIX - начале XX в. классические подходы в естественных науках, восходящие к корифеям XVII - XVIII вв. - И. Ньютону, Л. Эйлеру, Ж. Л. Лагранжу и другим, уже не удовлетворяли требованиям науки и практики. В первую очередь это касалось физики и ее многочисленных приложений. Опыты А. Майкельсона по определению скорости света и В. Рентгена - первооткрывателя рентгеновских лучей, основоположника квантовой теории М. Планка и автора теории относительности А. Эйнштейна создали предпосылки для дальнейшего колоссального научно- технического прорыва. Именно в это переломное время был организован Санкт-Петербургский политехнический институт, ныне - государственный университет.

Несомненно, усиление роли науки в жизни общества волновало многих ученых и общественных деятелей России. Они понимали: без широкого применения новых знаний в системе образования, без перестройки ее на обновленной научной базе подготовка инженерного корпуса страны будет неполноценной.

У истоков создания нашего вуза стоял выдающийся государственный деятель С. Ю. Витте (почетный член РАН с 1893 г.). На основании его доклада было принято постановление правительства о создании в северной столице Политехнического института. Интерес представляют мотивы, побудившие министра финансов выступить с этой идеей: "С развитием промышленности и торговли в России, все более и более ощущается недостаток в лицах, специально подготавливаемых для государственной и частной деятельности. Точно так же чувствуется недостаток в лицах с высшим образованием по механической специальности, отраслям машиностроения, судостроению, электромеханике".

Решение об основании института явилось прогрессивным государственным актом, ознаменовавшим важный шаг в становлении России как высокоразвитого государства с мощной образовательной и научно-технической поддержкой промышленности. Его организация финансировалась из государственного бюджета, и размер расходов был сразу конкретизирован на 5 лет вперед, причем гарантом выступило Министерство финансов. Подчеркнем и масштабность замысла - аналогичные по характеру институты открыли в Киеве и Варшаве (тогда Королевство Польское входило в состав России). Все они были нацелены на подготовку национальных кадров мирового уровня. Витте писал: "У меня явилась идея устроить... технические университеты в России - в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т.е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания...". Эта

стр. 71

замечательная идея определила научно-технические достижения нашей страны в XX в. Ее последствия можно в полной мере оценить только в настоящее время.

В решении этой задачи надо отдать должное автору Периодической системы элементов Д. И. Менделееву, видному экономисту и организатору промышленности в России В. И. Ковалевскому, другим выдающимся отечественным ученым - они разрабатывали проекты учебных заведений. Поражает и удивляет детальность проработки документа, предусматривавшего особый статус выпускников, автономию для институтов, специальные учебные планы.

Для руководства строительством Санкт-Петербургского политехнического института образовали Особую комиссию. Общее руководство его созданием поручили князю А. Г. Гагарину, который впоследствии стал первым его директором. Это был человек широких либеральных взглядов, огромного личного авторитета. Кандидат математики, выпускник Петербургского университета, он закончил и курс Михайловской артиллерийской академии, стал офицером, автором системы испытаний материалов, разработал, в частности, специальную для этих целей машину (пресс Гагарина).

В целом же все работы курировало правительство, планы зданий утверждал Витте. Темпы и масштабы строительства характеризует следующее: торжественная закладка состоялась 18 июня 1899 г., а к началу занятий (осенью 1902 г.) был готов практически весь комплекс - Главное здание, химический и механический корпуса, два общежития для студентов, дома для профессоров и служащих, котельная, электростанция, газовый завод и здания других служб, обеспечивающих жизнедеятельность вуза. Положение о Санкт-Петербургском политехническом институте и его штат получили "высочайшее утверждение" 2 апреля 1902 г.

Фактически впервые в Европе создавалась иная система высшего политехнического образования, где глубокая фундаментальная естественнонаучная подготовка студентов была направлена на решение все более трудных технических задач, выдвигаемых практикой перед новыми поколениями инженеров. Методы и принципы, заложенные в основу деятельности вуза, оказались настолько глубоко продуманными и устойчивыми, что многие последующие изменения в системе образования страны не сломали первоначальные прогрессивные

стр. 72

идеи. В выработке этих принципов принимали участие выдающиеся российские ученые: член-корреспондент РАН Д. И. Менделеев, математик и кораблестроитель А. Н. Крылов (позже - академик), изобретатель радио А. С. Попов, металлург Д. К. Чернов, механик В. Л. Кирпичев, электромеханик М. А. Шателен (будущий член-корреспондент АН СССР), химик-технолог Н. И. Тавилдаров, проектировщик и строитель мостов Н. А. Белелюбский, физик, специалист в области спектроскопии Н. Г. Егоров и др.

Положение об институте, первые учебные планы и программы разработала Учебная комиссия под председательством генерал-инженера, почетного члена РАН Н. П. Петрова - основоположника теории смазки. Он отмечал: "Высшая техническая школа должна давать умственное развитие, равнокачественное с развитием, получаемым путем университетского образования. Подготавливая не к одной какой-нибудь исключительной технической деятельности, такая школа должна сообщать сведения по предметам, необходимым для возможного самостоятельного изучения разных отраслей техники". Заметим, учебный план, составленный к открытию вуза, существенных изменений не претерпевал 20 лет.

Важно отметить: профессорам Политехнического института предоставляли полную свободу в построении системы образования. Их конкретные предложения реализовывались в учебном процессе. Руководителями научных школ стали выдающиеся представители науки: кораблестроитель К. П. Боклевский, экономист А. С. Посников, химик Н. А. Меншуткин, электромеханик М. А. Шателен. Требования к профессорам и преподавателям были чрезвычайно высоки. Подбирали их по квалификации без учета политических убеждений, наличия протекции. Для них считалось обязательным участие в исследованиях. Профессоров назначали решением министра торговли и промышленности по представлению Совета института.

Основополагающим считали наличие тех или иных специальных предметов уже на первом курсе, что обеспечивало бы понимание студентами необходимости освоения естественнонаучных и общеинженерных дисциплин. Большое внимание уделялось вовлечению старшекурсников в научную работу кафедр. Считали важным, чтобы курсовые проекты, выполнявшиеся будущими инженерами, имели реальное содержание. Выпускники должны были представлять дипломные работы, содержание которых вытекало из инженерного дела и требовало соответствующих конструкторской разработки, лабораторных опытов и математических расчетов. Вообще самостоятельная исследовательская работа - одна из наиболее устойчивых традиций нашего вуза, которая сохранилась до сих пор. Так, в конкурсе студенческих научных работ,

стр. 73

стр. 74

стр. 75

проводимых Министерством образования РФ, Санкт-Петербургский политехнический университет 8 лет подряд занимает первое место.

В январе 1910 г. по ходатайству Совета института ему присвоили название "Санкт-Петербургский Политехнический институт императора Петра Великого".

Имена многих наших выпускников связаны со строительством промышленных гигантов и крупнейших электростанций, освоением еще необжитых территорий. Они играли выдающуюся роль практически во всех наиболее значимых государственных программах нашей страны: от плана ГОЭЛРО (план электрификации России, 1920 г) до ядерной и космических программ СССР Среди тех, кто учился и работал в Политехническом институте, академики А. .П. Александров, Я. Б. Зельдович, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, члены- корреспонденты АН СССР К. И. Щелкин, Н. Л. Духов.

Из множества школ и направлений нашего вуза наиболее яркими, получившими международное признание, являются школы физиков, энергетиков и конструкторов военной техники. В первой свою научно-педагогическую деятельность начинали будущие нобелевские лауреаты, академики П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. Выдающийся ученый и организатор науки академик А. Ф. Иоффе в голодном 1918 г. сумел собрать вокруг себя талантливую молодежь и увлечь физикой. В изолированной от всего мира стране он создал академический Физико-технический институт, после его смерти названный в честь ученого. Другое детище этого выдающегося человека - физико- механический факультет, основанный в 1919 г., - поистине уникальная кузница кадров отечественной физической школы.

С именем академика Г. Н. Флерова связано начало советской атомной программы. Открывший вместе с К. А. Петржаком спонтанное деление тяжелых ядер, он прекрасно понимал, какой опасности подвергнется наше государство, не начни оно, несмотря на тяжелые военные годы, работать над проектом создания ядерного оружия (в то время мы существенно отставали от США и Германии). В результате в считанные годы СССР лишил США монополии на ядерное оружие, а затем и превзошел их в работах по созданию семейства термоядерных бомб.

Широко известны мировому научному сообществу работы выдающегося физика-механика А. А. Фридмана по динамической метеорологии, статистической теории турбулентности, нестационарным космологическим моделям Вселенной. Найденные им нетривиальные решения задачи о ее расширении не были однозначно восприняты учеными, включая и автора общей теории относительности Эйнштейна, который, правда, затем согласился с Фридманом.

Огромную роль в создании системы электроснабжения страны сыграли ученые института. Здесь сформировалась ведущая отечественная научная школа гидротехников, основателями которой были академики Б. Г. Галеркин и Н. Н. Павловский. Первые в стране гидроэлектростанции - Волховскую (под Ленинградом, 1921 - 1926 гг.) и Днепровскую (1927 - 1932 гг.) - строили по проектам сотрудников Политехнического института. В последующие десятилетия ни одну крупную гидроэлектростанцию в СССР не возводили без наших специалистов.

В создание Единой электроэнергетической системы страны огромный вклад внесли академики: В. Ф. Миткевич, Л. А Мелентьев, А. А. Воронов, М. П. Костенко, И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич, В. А. Глухих, Н. Н. Тиходеев, Ю. Н. Руденко, К. С. Демирчян; члены-корреспонденты АН СССР и РАН: М. А. Шателен, М. В. Костенко, Г. Н. Александров; профессора: А. А. Горев, В. А. Толвинский и много других выпускников и сотрудников нашего института.

Поистине неоценимо значение работ многих поколений выпускников в укреплении обороноспособности страны. М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов создали лучшие танки периода Великой Отечественной войны - Т-34, КВ и ИС. Выдающийся авиаконструктор Н. Н. Поликарпов изобрел легендарный легкий ночной бомбардировщик ПО-2, ряд истребителей. Под руководством О. К. Антонова сконструированы самые большие в мире транспортные самолеты семейства "АН". Мировое признание, подтвердившееся на проходившем летом 2002 г. Салоне гидросамолетов, получили работы конструкторского бюро авиаконструктора Г. М. Бериева.

Значителен вклад Политехнического института и в развитие космической науки и техники. Вспомним хотя бы труды профессора И. В. Мещерского начала XX в. по динамике тел с переменной массой - они существенно опередили свое время и оказались востребованными лишь с появлением управляемых ракетных систем. Ученые института участвовали в создании первых систем управления искусственными спутниками Земли и пилотируемых космических кораблей.

Из наших стен выросли многие вузы страны, в том числе Московский авиационный (1930 г.) и Ленинградский кораблестроительный (1930 г.) институты. Сегодня лишь в северной Пальмире работают около 20 вузов и научно-исследовательских институтов, ведущих свое начало от Политехнического института. Кроме того, мы имеем свои филиалы в восьми субъектах РФ.

В настоящее время у нас трудятся более 2500 преподавателей, из них 600 докторов наук и профессоров и около 1200 кандидатов наук и доцентов. Преподают и ведут научные исследования академики и члены-корреспонденты РАН и многих отраслевых академий. Начиная с 1978 г. вуз находится под научно-методическим руководством РАН.

С нами сотрудничают свыше 150 зарубежных вузов и организаций Англии, Германии, Франции, США, Израиля, КНР, Сирии и других стран.

Следует отметить также, что многие выпускники Политехнического института стали затем известными деятелями культуры и искусства. Среди них - народные артисты СССР Г. А. Белов и Л. С. Вивьен; ректор Академии художеств А. Е. Белогруд и ее член - архитектор В. А. Щуко; чемпион мира по шахматам М. М. Ботвинник; писатели Д. А. Гранин, Б. С. Житков, Е. И. Замятин, Ф. Ф. Раскольников, поэт Халид Риза; художник-карикатурист П. П. Матюнин; композитор, музыкант, изобретатель первого электромузыкального инструмента Л. С. Термен.

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама