Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ - ПУТЬ К КУЛЬТУРЕ МИРА И ЗДОРОВОМУ ОБЩЕСТВУ

Дата публикации: 18 октября 2014
Автор(ы): Е. И. Артамонова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 8, 2010, C. 10-16
Номер публикации: №1413661167


Е. И. Артамонова, (c)

Е. И. Артамонова

 

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), и.о. президента Международной академии наук педагогического образования

 

Тел.: 8 - 903 - 774 - 17 - 56

 

Проблема развития высшего образования весьма актуальна, так как это показатель уровня образованности населения страны, от которого зависит развитие социальной структуры общества, обеспечивающее оптимальное функционирование всей системы межцивилизационных глобальных структур нашей планеты. Автор статьи считает, что в системе высшего образования целесообразно не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но и потребность в самостоятельном приобретении знаний и способов деятельности, опыта самообразования и самовоспитания, где базой служат как естественные, так и социально-гуманитарные науки, а также искусство. Студенты должны понять, что фундаментальное знание - это не "балласт" в системе рыночных отношений, а перспективное средство для достижения самых высоких жизненных и профессиональных целей.

 

Ключевые слова: высшее образование, уровень образованности населения страны, развитие социальной структуры общества, межцивилизационные глобальные структуры, научные знания, самообразование, самовоспитание, профессиональные цели.

 

Современное высшее образование вступает в новую, интеграционную стадию своего развития. В XXI в., объявленном ЮНЕСКО "веком образования", прогнозируется усиление интеграционных процессов в мировой науке и образовании. Социальные проблемы высшего образования непосредственно связаны с проблемой его творческого развития. Образование, общество и личность неразрывно взаимосвязаны, и их взаимодействие определяет состояние каждого из составляющих данной целостной системы не только в настоящем, но и в будущем. Именно образование принципиально "работает" на будущее, предопределяя востребованные в социуме личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал каждого общества и цивилизации в целом.

 

В настоящее время под воздействием целого ряда революций - телекоммуникационной, менеджеральной и др. - происходят существенные изменения социально-стратификационной структуры общества, что влечет за собой необходимость увеличения внимания к человеческому потенциалу, что проявляется, прежде всего, в образовательной сфере.

 

Проблема развития высшего образования весьма актуальна, так как это показатель уровня образованности населения страны, от которого зависит развитие социальной структуры общества, обеспечивающее оптимальное функционирование всей системы межцивилизационных глобальных структур нашей планеты. Присущая человечеству система кризисов (экологического, демографического, энергетического, продовольственного и др.) показывает, что оно находится на переломе своего развития. Происходит переход от старой к новой цивилизации с новым набором ценностей, новыми представлениями о пространстве, времени, вселенной, культуре, цивилизации. Иными словами, идет смена

 
стр. 10

 

типов цивилизаций, которая была предсказана еще в 30-х гг. XX в. выдающимся русским философом и социологом П. А. Сорокиным. Данный переход органически связан с человеком, который является системообразующим фактором цивилизации. Человеческая цивилизация ищет новые перспективы собственного развития. Поиск путей и способов своей эволюции человечество видит в глобальном культивировании гуманистических начал личности. Многие философские и социологические теории и течения в современной научной системе интегрируются на базе гуманизма.

 

В результате интенсивного обновления всех сфер российской общественной жизни, как и в других странах мира, изменяется стратегическая государственная образовательная политика. Высшее образование объективно является приоритетной областью, обеспечивающей стабильное функционирование государства, его безопасность, оптимальное развитие социально-экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества.

 

Фундаментальная наука (ее социально-гуманитарный и естественнонаучный потенциал) служит сохранению обороноспособности нашей страны: уникальные теории и наукоемкие технологии по приоритетным направлениям до сих пор обеспечивают нашему государству престиж и взаимовыгодное международное сотрудничество.

 

Высшее образование - это путь молодежи в науку. В последнее время в российском обществе наблюдается неоднозначное отношение людей к фундаментальной науке. Чаще всего исследования в этой области не получают достойного освещения ни в выступлениях политиков, ни в средствах массовой информации. Базисом современного образования служат фундаментальные знания и новейшие технологии (особенно в высшей школе). Формирование у молодежи позитивной мотивации в осознании их значимости в жизнедеятельности современного человека и опыта освоения таковых - одна из важнейших задач системы национального образования в любом государстве.

 

В системе высшего образования целесообразно не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но и потребность в самостоятельном приобретении научных знаний и способов деятельности, опыта самообразования и самовоспитания, где базой служат как естественные, так и социально-гуманитарные науки, а также искусство. Студенты должны понять, что фундаментальное знание - это не "балласт" в системе рыночных отношений, а перспективное средство для достижения самых высоких жизненных и профессиональных целей. В высших учебных заведениях на этом, к сожалению, не всегда акцентировано внимание студентов. Не во всех вузах обнаруживается реальная интеграция научно-исследовательской, учебной и производственной сфер жизнедеятельности вузовской молодежи, у студентов слабо развивается потребность в целостном восприятии научного и учебного знаний, возможностей использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного исследования и экспериментальной работы. В вузах читаются системно курсы "философия и история науки", через которые будущий специалист осваивает информацию о науке как об одном из социальных институтов общества, о становлении и развитии мировой и отечественной науки, взаимосвязях различных ее областей, роли фундаментальной науки в познании природы человека и общества, перспективах развития человеческой цивилизации в контексте современных научных исследований.

 

Введение в учебные планы вузов данного курса на уровне магистратуры и аспирантуры способствует целостному, а не мозаичному восприятию молодыми людьми картины современной науки (передаваемая студентам информация по различным социальным, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам создает определенную целостность).

 

Однако практика показывает, что целесообразно уже с первых курсов знакомить студентов с основами знаний о развитии науки во всех направлениях и проявлениях, чтобы сформировать устойчивый интерес как к самой фундаментальной науке,

 
стр. 11

 

так и к процессу освоения базовых знаний по основам наук. А в дальнейшем, с учетом способностей студента, сформировать у него потребность в получении профессии, связанной с целенаправленной научно-исследовательской деятельностью в приоритетных научных областях.

 

К сожалению, из-за прямого недофинансирования науки и образования фундаментальная наука теряет не только крупных ученых, исследователей, но и перспективную талантливую молодежь. Вузовское образование стремится предоставить студентам широкие возможности в получении профессиональных знаний и умений в учебном процессе, чтобы в содружестве с учеными вуза они стали полноправными участниками научно-исследовательских работ, выполняемых на хозрасчетной, контрактной основе, включая участие в совместных международных проектах и разработках.

 

Будущее российского общества немыслимо без целевой поддержки (как материальной, так и моральной - престиж) и развития фундаментальной науки. Высшее образование является "стартовой площадкой" для талантливой молодежи, реально укрепляет национальную фундаментальную науку, служит основой независимости и развития российского общества.

 

Вопрос о роли науки и высшего образования в социальной организации и жизнедеятельности того или иного государства, как уже было отмечено, является по сути вопросом об их месте в современном мире, вопросом об уровне благополучия, культуры, духовного здоровья людей, вопросом о перспективе существования и совершенствования земной цивилизации.

 

Высшее образование играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экологическом развитии общества, выступая мощным детерминантом социальных изменений. Оно представляет собой важнейший социальный институт, содействующий демократии и равенству. Посредством образования передается и трансформируется культура, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы. Именно образование, обеспечивающее трансляцию ценностей человеческой культуры, объективно интегрирует все формы жизнедеятельности человека, создает условия для оптимального взаимодействия человека и общества.

 

Высшее образование сегодня - это мощный фактор культуры, обеспечивающий целостную многомерную самореализацию человека. Субъективный опыт человека, его способность к изменению окружающего природно-социального мира путем воздействия на этот мир приводят к саморазвитию человека. Оно стимулирует раскрытие задатков человека, способствует обнаружению талантов. Целевое развитие в образовательных учреждениях интеллектуальных и нравственных потенциалов человека в их взаимосвязи способствует интенсивному, гуманному освоению человеком резервов природы и общества, стимулирует поиск рациональных путей, средств и способов получения материальных и духовных благ с учетом гуманистических приоритетов развития человеческой цивилизации. Высшее образование - необходимое условие развития общества.

 

Сферу образования нельзя не рассматривать как стратегическую для развития национальной экономики и как наиважнейшую сферу человеческой жизни. Именно интеллект, а не технология, становится основным капиталом настоящего и будущего. Значение высшего образования в условиях кризисного состояния российского общества возрастает еще в большей степени. Однако обнаруживается парадокс: необходимость в высокообразованном культурном, профессионально компетентном человеке сопровождается уменьшением внимания к развитию сферы образования, что проявляется, например, в финансировании этой сферы по остаточному принципу.

 

Сегодня все отчетливее видны интеграционные процессы, овладевшие мировым научным сообществом. Перспективы интеграции высшей школы и фундаментальной науки непосредственно связаны с проблемой творческого совершенствования человека. Не случайно 2000 г. был объявлен ЮНЕСКО "международным годом культуры мира", а первое десятилетие XXI в. (2000 - 2010 гг.) также проходит под девизом

 
стр. 12

 

"Культура мира". Под культурой мира в современном научном знании понимается совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому и к окружающему, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение уважение жизни, человеческой личности, ее достоинств и прав; отказ от насилия и его недопущение; признание права каждого на свободу слова, мнений и информации; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и принятие различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами. Культура мира представляет собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроение, образ бытия, существования, действий и реагирования. Она может быть только активной, предприимчивой и творческой [1; 2].

 

Основой становления культуры мира является социально-цивилизованное развитие современного мирового сообщества, осознание на уровне человека и всего населения планеты приоритетности идей мира и справедливости, добра и свободы, равенства и творческого развития, объединения прогрессивных сил человечества против войн и насилия в борьбе за планетарное развитие мира.

 

Проект "Культура мира в России" призван содействовать комплексному решению следующих задач:

 

- разработке концепции "культуры мира" и стратегии ее реализации, учитывающих специфику условий и потребностей России;

 

- распространению в нашей стране идеологии культуры мира, гуманизации общественного сознания, прежде всего молодежи, формированию мировоззрения конструктивного сотрудничества и партнерства, утверждению миролюбия, толерантности и ненасилия как основополагающих нравственных ценностей и стереотипов человеческого поведения;

 

- упрочению институтов гражданского общества, обеспечению демократии и прав человека, преодолению неравноправия мужчин и женщин, других форм социальной и национальной дискриминации, препятствующих становлению подлинной культуры и сотрудничества;

 

- объединению усилий государственных структур и общественности в интересах профилактики межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории Российской Федерации;

 

- участию деятелей отечественной науки, культуры, образования и информации, а также неправительственных организаций в международном сотрудничестве по предотвращению конфликтов и налаживанию эффективного диалога между их возможными участниками;

 

- формированию экологической культуры как одной из основ развития ценностей культуры мира через сбережение здоровья человека (физического, психического, духовного, социального) и создание равных для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям. В российском обществе существуют реальные возможности для формирования и развития сети образовательных учреждений, транслирующих ценности культуры мира и здорового общества.

 

Одна из основных задач высшего образования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное развитие и функционирование российского социума путем формирования у молодежи ценностей культуры мира и здорового общества. Структурные компоненты высшего образования интегрированы между собой и образуют сложную многоуровневую, социально-интегрированную нелинейную систему современного высшего образования, ориентированную на развитие творческого потенциала личности, а также направленную на становление и развитие здорового общества.

 

На рубеже веков (1998 г.) в Париже прошла Всемирная конференция по высшему образованию "Высшее образование в XXI веке", организованная ЮНЕСКО. Основные цели конференции - продекларировать всевозрастающее значение высшего образования для

 
стр. 13

 

судеб мира, наметить пути развития системы высшего образования в условиях цивилизованного обновления, сформировать целостное восприятие образовательного пространства в сложной системе жизнедеятельности мирового сообщества. В Коммюнике министров образования европейских государств, собравшихся на болонскую конференцию весной 2010 г., как и во время парижского форума, отмечалось, что высшая школа активно взаимодействует с другими самыми разными окружающими ее системами: политическими, экономическими, культурными и социальными. Подчеркивалось, что на деятельность высшей школы оказывает воздействие не только местное и национальное окружение, но и во все большей степени региональная и международная среда. Вместе с тем и сами высшие учебные заведения могут и должны оказывать на нее воздействие. Так, одна из функций современной высшей школы - обеспечение академической мобильности студентов - предполагает интенсивный рост этого процесса на национальном и международном уровнях. Предполагается, что к 2020 г. 20% студентов будут задействованы академической мобильностью.

 

На конференции были также сформированы основания для различных подходов к высшему образованию в XXI в. Отмечалось, что высшее образование носит универсальный характер, но в то же время оно должно соответствовать конкретным условиям. Стратегия и тактика высшего образования должны соответствовать постулату "думать глобально и действовать с учетом конкретных условий".

 

Основные типы универсальности высшего образования сводятся к следующему:

 

- универсальность высшего образования подразумевает универсальность доступа к нему тех, кто располагает для этого необходимыми способностями, мотивацией и имеет соответствующую подготовку на всех этапах жизненного пути;

 

- использование разнообразных форм обучения с тем, чтобы удовлетворить образовательные потребности всех на всех этапах жизненного пути;

 

- высшее образование призвано не только давать знания, но и в первую очередь воспитывать (высшие учебные заведения должны обучать, как следует жить и создавать самому для себя возможности самореализации, подготавливать человека к тому, чтобы жить лучше в сотрудничестве с другими);

 

- высшее образование должно выполнять функции стража и светоча (университеты должны изучать тенденции будущего общественного развития, определять его сценарии, что позволит обеспечить выбор оптимального пути исходя из принципа, согласно которому будущее в меньшей мере зависит от технически возможного, а в большей - от возможного и желательного в социальном плане).

 

Высшее образование способствует становлению культуры мира, которая начинается с уважения и учета интересов и желаний другого и подразумевает участие, вовлеченность, чувство ответственности. Содействовать становлению культуры мира - значит вести исследования в этой области, уделяя этой проблематике в учебных планах больше внимания; также целесообразно ввести учебный курс "Культура мира" в планы высших учебных заведений.

 

Высшая школа стремится соответствовать современным требованиям. Устойчивое человеческое развитие не может быть обеспечено без культуры мира, однако такую культуру нельзя реализовать в условиях нестабильности, когда особые или краткосрочные интересы имеют приоритет над сферой исследования. Высшие учебные заведения пытаются проводить упреждающую политику в этом отношении, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности для борьбы с экономической нестабильностью, деградацией окружающей среды, различного рода конфликтами. Они стремятся играть решающую роль в деле обеспечения, становления и развития культуры мира.

 

В недалеком прошлом проблемы образования и здорового общества относились к числу важных, но рассматривались, как правило, автономно друг от друга. Их взаимосвязь обозначилась в период современного цивилизационного развития, когда обнаружилась невозможность разрешения таких вопросов, как резкое ухудшение экологии жизнедеятельности человека, возникнове-

 
стр. 14

 

ние техногенных катастроф, увеличение числа межнациональных конфликтов, рост безработицы среди трудоспособного населения, усиление бюрократизации в управлении обществом, возрастание агрессивности молодежи, снижение возрастных границ наркомании и др.

 

Интегрированность проблем образования и здорового общества стимулировало стремительное развитие междисциплинарных научных исследований в различных областях современной науки. К сожалению, из-за недостаточного финансирования многие проекты так и остаются нереализованными. Однако в последнее время отмечается заинтересованность политиков, бизнесменов, руководителей предприятий, религиозных деятелей в сотрудничестве с представителями науки и образования в решении вопросов, связанных с проблемами оптимизации жизнедеятельности человека в современном обществе. Здесь также присутствуют и групповые интересы, так как портрет "социального здоровья фирмы" или "социального здоровья политической партии" имеет важное значение в проектировании перспектив развития подобных структур в условиях трансформации российского социума.

 

Динамические преобразования, происходящие в современном российском обществе, стимулируют развитие интереса у профессионалов любой сферы и любого ранга к изучению проблем здорового общества в контексте современного образования.

 

Здоровое общество - это общество, основанное на принципах гуманизма, социальной справедливости, способное обеспечить человеку развитие его творческого потенциала и резервных возможностей, создать оптимальные условия для защиты человека от глобальных политических, социальных, экологических проблем современности, т. е. способствовать становлению культуры мира, социальной безопасности как на локальном (региональном), так и на мировом уровнях развития человеческой цивилизации.

 

Высшее образование - необходимое условие становления и развития здорового общества. Целевое творческое развитие интеллектуальных и нравственных потенциалов человека в их взаимосвязи способствует интенсивному, гуманному освоению человеком резервов природы и общества.

 

Россия по-прежнему находится в кризисной точке своего развития, и очень хочется верить, что в ближайшем будущем она обретет духовный потенциал и уже обновленная, "здоровая" страна займет достойное место в мировом сообществе. В настоящее время становится реальной разработка концептуальных основ парадигмы развития российского общества на основе формирования у молодежи ценностей культуры мира и здорового общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сидоров Е. Культура России и культура мира // Общественные перемены и культура мира. - М, 1998.

 

2. Тангян С. А. Культура и педагогика мира // Общественные перемены и культура мира. - М., 1998.

 

DEVELOPMENT OF EDUCATION AND SCIENCES: WAY TO WORLD CULTURE AND HEALTHY SOCIETY

 

E.I. Artamonova

 

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogics and Psychology Department of the Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automatics (Technical University), acting president of the International Teacher's Training Academy of Science

 

The problem of development of higher education is rather actual, as it is an indicator of erudition level of country's population that forms development of social structure of the society, providing optimum performance of the whole system of global multicultural structures of our planet. Author of the article considers that it is expediently not only to generate person's ability to acquire transferred scientific knowledge in higher education system, but also requirement for independent acquisition of knowledge

 
стр. 15

 

and ways of activity, self-education experience where science, the humanities, and art serve as the base. Students should understand that fundamental knowledge is not "ballast" in the system of market relations, but perspective means for achievement of the highest vital and professional objectives.

 

Keywords: higher education, erudition level of country's population, development of social structure of society, global multicultural structures, scientific knowledge, self-education, professional objectives.

Опубликовано на Порталусе 18 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама